Основные направления перспективного развития Поволжского экономического района

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 23:43, курсовая работа

Описание работы

В данной работе излагается экономико-географическая характеристика Поволжского экономического района, где рассматриваются особенности размещения производительных сил и ресурсно-природного потенциала. В рамках освещаемой темы уделяется внимание проблемам и основным направлениям возможного перспективного развития данного экономического района.
Целью работы является рассмотрение важнейших экономических характеристик ПЭР, чем и обуславливается актуальность работы, которая заключается в поиске путей перспективного развития данного экономического района.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….4

1. Теоретические основы районирования
1.1 Состав Поволжского экономического района, его значение в экономике страны……………………...…………………………………………………….4
1.2 Факторы, влияющие на развитие Поволжского экономического района………………………………………………………………………..…..5
1.3 Значение Поволжского экономического района в экономике России……………………………………………………………………………8
1.4 Краткая историческая справка о развитии Поволжского экономического района…………………………………………………………………….…….10

2. Современная экономико-географическая характеристика поволжского экономического района и его основные проблемы развития
2.1 Географические и природно-климатические ресурсы………………...11
2.2 Основные факторы, влияющие на современное развитие Поволжского экономического района…………………………………………………………………….…….14
2.3 География промышленности, проблемы развития……………………15
2.4 География сельского хозяйства…………………………………………19
2.5 География транспорта……………………………………………………20
2.6 Современные внутренние и внешние экономические связи района…………………………………………………………………………...23

3. Основные направления перспективного развития Поволжского экономического района
3.1 Перспективы развития тяжелой промышленности…………………….25
3.2 Перспективы развития сельского хозяйства……………………………27
3.3 Перспективы развития химической промышленности………………...28

Заключение…………………………………………………………................30
Список используемой литературы…………………………………..............32

Работа содержит 1 файл

Экономико-географическая характеристика Поволжского экономического района.doc

— 247.50 Кб (Скачать)

Однако в силу особенностей природных  условий Нижнее Поволжье отличается неустойчивостью сельскохозяйственного производства, которому значительный ущерб наносят периодически повторяющиеся сильные засухи. В Среднем Поволжье вероятность и повторяемость засух меньшая.

Растениеводство- ведущая отрасль  сельского хозяйства Поволжья, дающая большую часть е6говаловой продукции.

В районе возделывается главным  образом яровая пшеница, распространенная больше всего в степной полосе на обыкновенных и южных черноземах. Теплый  и сухой вегетационный  период здесь благоприятен для производства твердых и сильных пшениц с высоким содержанием белка.

В северной части Поволжья большое  распространение получила менее  требовательная  к почвам и более  морозостойкая озимая рожь.

Технические культуры занимают 4,6% общей  посевной площади. В составе их преобладают масличные. Большая часть посевов подсолнечника сосредоточена в степной полосе Правобережья. Издавна выращиваются в Поволжье лубяные культуры.

Картофель в основном сосредоточен в среднем Поволжье. Производство овощей размещено по территории района более равномерно. Во всех его частях выращивают столовые овощи. Бахчеводство получило развитие на супесчаных землях Нижнего Поволжья, ему благоприятствует обилие летного тепла.

Под естественными кормовыми угодьями в Поволжье находится 16,6 млн. га, из них 2,8 млн.га сенокосов.

Почти ¼ всех пастбищ Российской Федерации сосредоточена в Поволжье. 10 млн. га пастбищ и 1,7 млн. га сенокосов  расположены в Саратовской, Волгоградской  и Астраханской областях.

Поволжье – крупный животноводческий район страны. По поголовью крупного скота и овец он занимает значимое место среди крупных экономических районов России. Основная отрасль животноводства – разведение крупного рогатого скота, преимущественно молочно-мясного направления. Также выделяется овцеводство       мясошерстного направления. Развиты свиноводство и птицеводство. (см. рис.2)

Доля регионов Приволжского федерального округа и Волгоградской области в общероссийском производстве мяса составила 28,0% (2,6 млн. тонн). Лидирующие позиции здесь заняли республики Башкортостан и Татарстан – 421,3, и 389,2 тыс. тонн, соответственно, или 16,3% и 15,1% среди рассматриваемых территорий. (см. рис.3 )

Прирост производства мяса по сравнению  с соответствующим 2008 года был зафиксирован в 11 регионах, причем наибольший – в Республике Татарстан – на 10,5%.

Кормовая база. Получение намечаемого количества животноводческой продукции возможно лишь только при обеспечении животных необходимыми по ассортименту и количеству кормами.

Район зернового хозяйства, масличных  культур и молочно-мясного скотоводства охватывает южные части  Республики Башкортостан и левобережье Самарской области, северную половину Заволжья и все правобережье Саратовской области, также северо-западное правобережье Волгоградской области.

 

    1. География транспорта

Поволжский экономический район  обладает развитыми территориально-производственными  связями. Значительные объемы производства промышленной и сельскохозяйственной продукции и развитая сеть путей  сообщения позволяют осуществлять в больших масштабах межрайонный и внутрирайонный обмен грузов.

Поволжье является основным центром  формирования нефтяных грузов, крупных  поставок продукции машиностроения, хлебных грузов, цемента и т.д. Для транспортировки грузов Поволжский район располагает всеми основными  магистральными вилами транспорта – железнодорожным, водным, трубопроводным, автомобильным и воздушным.

Даже без учета трубопроводного  транспорта Поволжский район имеет  активный транспортный баланс, на долю которого приходится более половины общих перевозок нефти и нефтепродуктов. Поставка продукции в 1,5 раза превышает поступление грузов из других районов.

Речной транспорт почти не участвует  в перевозке таких массовых грузов, как металл, машины, сырье для  химической промышленности. Недостаточно используется пропусканная способность Волго-Донского судоходного канала и отдельных железнодорожных линий.

Железнодорожный транспорт. На формирование и развитие железнодорожной сети Поволжского района оказало решающее влияние его транзитное положение на путях Запад- Восток. Главные железные дороги пересекают Поволжье в широтном направлении, соединяя восточные районы с районами Европейской части России.

Сооружение железнодорожной линии  Белорецк – Чишмы обеспечит выход  магнитогорскому металлу в районы Поволжья и Центра.

С сооружением плотины Нижнекамской ГЭС создается новый железнодорожный переход через Каму.

Трубопроводный транспорт. Развитие трубопроводного транспорта в Поволжье связано с быстрым ростом добычи нефти и нефтепереработки.

Стремительный рост добычи нефти в  Среднем Поволжье вызвал необходимость дальнейшего развития нефтепроводного транспорта. Эксплуатируются  магистрали: Туймазы – Уфа, Самара – Саратов, Туймазы – Бугуруслан – Самара, Шкапово – Ишимбай.

Для формирования разветвленной сети нефтепроводов имело особое значение создание следующих систем межрайонного значения:

  • Центральной системы трубопроводов, берущих начало в Татарстане и соединяющих нефтепромыслы республики с городами Рязань, Москва, Ярославль и далее на северо-запад до Санкт-Петербурга.
  • Западной системы, объединяющей Россию с Польшей, Венгрией, Чехией, Словакией, Германией.

Быстрое развитие трубопроводного  транспорта связано с его высокой  экономической эффективностью транспортировки  нефти, нефтепродуктов и природного газа.

Газопроводы. Значение газопроводов состоит в том, что они положили начало созданию крупнейшей газопроводной сети в России и широкому внедрению высокоэффективного газового топлива в быт и промышленность страны.

Введены в эксплуатацию газопроводы  Туймазы – Уфа, Арчеда – Волгоград, Арчеда – Коробки -  Череновец.

В настоящее время газопроводная  система магистральных трубопроводов  производительностью более 20 млрд. куб.м соединена с Центральной, Среднеазиатской и Уральской  системами.

Речной транспорт Поволжья располагает развитой сетью речных путей. Волга – крупнейшая водная магистраль европейской части страны – играет огромную роль в развитии производительных сил района и как транспортная артерия, и как крупнейший источник водоснабжения.6

Сооружение каскада гидростанций на Волге и Каме и создание крупнейших водохранилищ превратило Волго-Камский  бассейн в глубоководную магистраль Европейской части России. Вверх по Волге и Каме и Волго-балтийскому водному пути в центральные районы, районы  Урала и Северо-Запада перевозятся нефть и нефтепродукты, хлебные грузы и другие.

Себестоимость перевозок по Каме и  Волге почти на 50% ниже, чем на железных дорогах. Однако речное судоходство  уступает железнодорожному транспорту в скорости подвижного состава и  имеет ограниченный навигационный  период.

Морской транспорт занимает в общем грузообороте района значительную роль в транспортных перевозках.

Отличительная особенность географического  положения бассейна Каспийского  моря – полная изолированность от Мирового океана.

Использование судов смешанного плавания позволяет осуществлять водным путем перевозки хлопка в Камыши  и далее вверх по Волге в центральные районы без перевалки в Астрахани. А также нефти в страны Балтийского моря.

Автомобильный транспорт служит необходимым дополнением к магистральным видам современного транспорта и практически незаменим при доставке грузов на короткие расстояния. В грузообороте главное место занимают сельскохозяйственные грузы, строительные материалы и различные предметы народного потребления. Автомагистрали Москва – Рязань – Пенза – Самара, Волгоград – Ростов, Москва – Воронеж – Волгоград имеют огромное межрайонное значение.

Воздушный транспорт Поволжья имеет межрайонное значение. Территорию его пересекают авиалинии, идущие из Москвы на Урал, в Сибирь, на Дальний Восток и за рубежи России – в Иран, Индию и другие страны. Крупнейшими  аэропортами на этих линиях являются Самара, Казань и Волгоград.

Линии электронного транспорта соединяют Поволжье с Уралом, центральными районами, Украиной и Северным Кавказом, объединяя энергетические системы этих районов в единую энергетическую систему европейской части России.

Высокие темпы роста производительных сил Поволжья вызывают необходимость  дальнейшего быстрого развития транспортной системы экономического района.

 

2.6 Современные внутренние  и внешние экономические связи Поволжского экономического района

Ассоциация "Большая Волга", объединившая 4 республики (Татарстан, Марий-Эл, Чувашию, Мордовию) и 7 областей (Астраханскую, Волгоградскую, Нижегородскую, Пензенскую, Самарскую, Саратовскую, Ульяновскую) сложилась за период 1991-1992гг.1

Названные регионы Поволжья имеют  уникальные запасы нефти и газа, производят продукты из них. У них  высокоразвитая промышленность, в том  числе оборонная, мощный энергетический потенциал, включая производство электроэнергии на атомных и гидростанциях, авиа- и автомобилестроение, уникальные производства и технологии.

Расположенные в регионе города высокой культуры и национальных традиций роднит и объединяет река Волга – "главная улица России". Через города Поволжья всегда поддерживалась и развивалась межрегиональная и международная торговля – основной критерий экономических взаимоотношений. Экономика регионов Поволжья традиционно неотделима от экономики России.

За годы функционирования ассоциации входящие в нее регионы убедились, что Поволжье не сможет полноценно развиваться без ассоциированного участия в разработке согласованных с близлежащими территориями программ и механизма их реализации. Каждый регион может вносить предложения, имеющие значение как для отдельного региона, так и для Поволжья в целом. Причем по всему комплексу вопросов, касающихся социально-экономических, инвестиционных, экологических, юридических и других проблем.

В рамках проведения экономических  реформ и оживления инвестиционной деятельности в Поволжье успешно развиваются внешнеэкономические связи. По этим проблемам в ассоциации создан и работает комитет по внешнеэкономическим связям. В Астраханской области продолжается строительство морского порта в районе с. Оля, который станет главным связующим звеном единого транспортного узла на севере Каспийского моря, что позволит значительно увеличить объемы перевозок импортно-экспортных грузов, идущих из Ирана и других прикаспийских государств в Россию через Астраханскую область. Разработаны и действуют мероприятия по экономическим связям Астраханской области с другими регионами России, странами ближнего и дальнего зарубежья. Программа социально-экономического развития области получила федеральный статус.

В рамках данной темы следует рассмотреть  Поволжский экономический район как субъект российской мировой экономики.

В Ульяновске в 2009 году завершено строительство  нового мостового перехода через  Волгу. Ввод этого объекта в эксплуатацию позволяет создать новый, важный для России, транспортный коридор, который  связывает Европейскую Россию с Уралом и Западной Сибирью. Оптимальное транспортное плечо от города Ульяновска до крупнейших промышленных центров европейской части России, Урала и Сибири позволит сократить время обработки и комплектации грузов различных сложности.

На территории Ульяновской области  в настоящее время реализуется  около 20 крупнейших инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций около 1 млрд. Евро.

Среди важнейших инвестиционных проектов с участием зарубежных компаний, которые  реализовывались  в регионе в 2007-2008 гг. – создание горно-обогатительного комбината на базе месторождений кварцевых песков «Восточное» в Сенгилеевском районе.

Другой проект с участием зарубежного  инвестора – строительство завода по производству пива транснациональной  корпорацией «SABMiller».

Силами ульяновской  компании ООО  «Симбирские стройматериалы» и  чешской фирмы «Склострой» в  поселке Красный Гуляй начато строительство завода по производству стеклянной тары.

Летом  2006 года на Ульяновском автозаводе началась сборка японских грузовиков Isuzu. Это первый и, как планируется, не последний проект в истории УАЗа, предусматривающий производство зарубежных автомобилей. Финансирует проект ОАО «Северсталь-авто», которое инвестирует на первоначальном этапе два миллиона долларов. Соглашение с японской фирмой «Исудзу» было подписано в начале февраля. Речь идет о стапельной сборке двух модификаций грузовиков: среднетоннажного и тяжелого.

Вступление России в ВТО повлечет за собой интегрирование страны в  мировую экономическую систему. Регионы России уже не смогут не участвовать в международном и межрегиональном разделении труда, при этом возрастет роль внешнеэкономической деятельности регионов.

Торговый оборот Пензенской области  со странами дальнего зарубежья увеличился на 37,8%, со странами СНГ вырос на 45,7%.

Относительно динамично развиваются  практически все значимые направление  пензенского экспорта: в 2 раза увеличились  поставки машинотехнической продукции, на 28% выросли объемы поставок продукции  лесопромышленного комплекса. Рост импорта произошел за счет увеличения закупок машиностроительной продукции.

В настоящее время в Поволжье вокруг крупных городов сложилось 10 важнейших промышленных узлов: Самарский, Казанский Саратов-Энгельский, Волгоградский, Ульяновский, Пензенский, Астраханский, Сызранский, Салават-Стрелитамакский. Преимущественное развитие в этих промузлах получили машиностроение и металлообработка, разнообразные отрасли химии, нефтеперерабатывающая. Пищевая, легкая промышленность.

Информация о работе Основные направления перспективного развития Поволжского экономического района