Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:18, контрольная работа
1. Особенности развития экономики стран Древнего Востока: Древнего Египта, Месопотамии, Шумера, Аккада, Древнего Вавилона, Древней Индии и Китая.
2. Развитие сельского хозяйства, ремесла, торговли в странах восточной цивилизации.
4. Основные
направления хозяйственного
восточной цивилизации в "осевое время"
Основные вопросы:
4.1. Особенности
развития экономики стран
4.2. Развитие сельского хозяйства, ремесла, торговли в странах восточной цивилизации.
Профессиональные компетенции:
Ключевые слова: азиатский способ производства, "осевое время", деспотия, ирригационная (оросительная) система, письменность, стагнация, храмовая собственность, цивилизация.
4.1. Особенности
развития экономики стран
На Древнем Востоке в VI - IV тыс. до н. е. начался переход от первобытной эпохи до рабовладельческого общества. Вследствие неолитической революции произошел переход от присваивающего к воспроизводящему земледельно-скотоводческому хозяйству, устойчивой оседлости. Дальнейшее развитие, появление и использование металлических орудий труда обусловили возникновение первых цивилизаций.
Изменение орудий труда, рост их производительности, возникновение на этой основе дополнительного продукта имели глубокие социально-экономические последствия: возникновение частной собственности, распространение обмена и зарождение имущественного и социального неравенства, появление нового типа общества, государства. Дополнительный продукт - это главное условие зарождения новой цивилизации.
Объединяющей категорией общеэкономического, культурного, ментального в науке понятия "цивилизация" (от лат. Civilis - гражданское, civitas - община, город). Это новое социально-политическое образование, новое состояние человека - личности, индивида с его духовностью и экономическим интересом. Термин "цивилизация" используется с XVIII в. для характеристики развития общества, который проходил после суток дикости и варварства. Главным признаком цивилизации является появление письменности, городов, классов и государства. Цивилизационный фактор является важным обстоятельством, которое влияет на развитие общества.
Цивилизация - это уровень развития человеческого общества, который имеет высокую упорядоченность организации его жизни, а также развитие искусства, науки и сопровождается возникновением государства, это прогрессивное движение общества. Цивилизация является средством организации жизнедеятельности людей, который формирует особые черты государственности, социальной жизни, экономики и культуры.
Мировая цивилизация - это сообщество цивилизаций, которые имеют свои национально-региональные различия. Общим для всех них является переход к земледелию.
С многонационального мира цивилизаций следует отделить такие, которые оказали определяющее влияние на прогрессивное развитие человечества: восточную, которая сформировалась в странах Древнего Востока (Египта, индусской, китайский), и европейскую.
Восточный тип цивилизации - это исторически первый тип цивилизации, который сформировался в III тыс. до н. н.э. в Древнем Вавилоне, Древнем Китае, Древней Индии.
Западный (европейский) тип
цивилизации - особый тип цивилизационного
развития, который вбирает в себя
этапы историко-культурного
Немецкий философ Карл Ясперс ввел в научный оборот понятие "осевое время" (от нем. Die Achsenzeit) и разработал учение о осевом времени для того, чтобы определить в истории человечества тот период, когда на смену мифологическому мировоззрению пришло рациональное, философское. Он поделил историю развития человечества на четыре этапа:
I этап - предыстория - "Век Прометея". На этом этапе возникают речь, средства труда, начинает использоваться огонь (III тыс. до н. Н.э.);
II этап - создание первых цивилизаций (шумерской, египетской - III - I тыс. до н. Н.э.);
III этап - "осевое время" (VIII - V вв. До н. Н.э.), когда возникли культурные ценности. В настоящее время в Древней Индии, Китае, Японии произошли религиозно-философские революции, возникли различные религии (конфуцианство, даосизм, буддизм), которые в дальнейшем стали основой развития общества. Человек начал осознавать сам себя;
IV этап - научно-технический век - эпоха науки и техники, продолжается.
Дополнительная информация К. Ясперс считал, что человеческое общество имеет единое происхождение и единый путь развития. "Осевое время" - это историко-философская категория, которую он использует как средство осмысления единства истории. На I этапе развития истории, в период доистории, человек только становится человеком, у него появляется речь, она начинает изготовлять средства труда и использовать огонь. Начало истории человечества связывается с появлением ирригационных сооружений, письменности, возникновением народов, которые осознавали свое единство, имели общий язык, общую культуру и общие мифы, а позже - создавали мировые империи. В "осевое время" исполнилось открытие того, что позже получило название "ум и личность". К. Ясперс, в отличие от Гегеля, который считал, что вот мировой истории - рождение Христа, связывал это вот с 500 г. до н. н.э. В этот год исполнился самый резкий поворот в истории и появилась такой человек, тип которого сохранился до сих пор. "Осевое время" имеет как временные, так и пространственные границы.
Источник: Ясперс К. Смысл и назначение истории / Ясперс К. - М.: Республика, 1991. - С. 32-50 |
Современной научно-технической эпохе присущи такие же процессы, как и "Веку Прометея", только их уровень более высок. Новая эпоха возникновения великих культур давности является основой для второго "осевого времени".
На Древнем Востоке для цивилизации были присущи: развитие земледелия, животноводства, ремесла, возникли первые формы обмена продуктами между общинами. Все это привело к социальной дифференциации общества, к возникновению государства в Древнем Египте, Персии, Индии, Китае, Междуречье.
История древней цивилизации - это период с середины IV тыс. до н. е. до середины V в. до н. н.э. Первые восточные цивилизации возникли в IV - III тыс. до н. е. в Месопотамии (Двуречье), Египте, а в Индии и Китае в III - II тыс. до н. е. государства появились вдоль крупных рек. Эти цивилизации получили название годовых.
В этот период в Междуречье, Китае, Индии существовало много небольших государств и городов, которые между собой вели борьбу за существование. Это был также период расцвета, роста могущества и богатства. Почти одновременно возникают мощные империи в Китае (Цинь Ши-Хуанди), в Индии (династия Маурья).
Мировая история приобретает
в "осевое время" структуру и
единство. Только в это время существовал
универсальный параллелизм
Интересно знать В период "осевого времени" было преодолено мифологизм и осуществилась постановление образа "единого Бога", потому К. Ясперс называет осевую эпоху "священная история". Он признает, что это время, когда родилась и закрепилась философская вера.
Источник: Ясперс К. Смысл и назначение истории / Ясперс К. - М.: Республика, 1991. - С. 32. |
Одним из древнейших государств Востока является Древний Египет. В истории его развития различают несколько периодов: ранний, древний, средний, новый и позднее царство. Самая древняя достопримечательность этого периода (22 в. До н. Н.э.) - "Поучение гераклеопольского царя своему сыну". Особенности географического положения Древнего Египта определили основу жизни древних египтян - ирригационное земледелие. Важную роль в хозяйственной деятельности Египта имели храмы и храмовое хозяйство, государственная и общинная собственность. Рабство было патриархальным, распространялась аренда.
Междуречье также было центром древней цивилизации. В истории Междуречья существовали такие древние государства, как Шумер, Аккад, Древний Вавилон.
Для стран восточной цивилизации характерной была коллективная собственность на землю, на рабов, на различные средства производства в форме общинной, государственной и храмовой. Это объяснялось необходимостью ведения коллективных работ с орошением земель. Организатор этих работ - государство. Оно было владельцем различных сооружений, контролировало общинные земли. Крестьяне платили государству налоги, а труд рабов использовался в основном в домашних хозяйствах. Удельный вес рабов в населении Египта во II тыс. до н. е. была 2 - 7%.
Преобладание государственной формы собственности и создание государственной системы управления привели к формированию тоталитарной модели хозяйствования.
Древние восточные государства
возникли, таким образом, вследствие
необходимости объединения
Основными чертами хозяйства стран восточной цивилизации является то, что:
• рабы использовались в производстве. В период разлива рек, когда прекращались сельскохозяйственные работы, население государств Древнего Востока вело строительство: в Египте - пирамид, в Месопотамии - вежзикуратов и "висячих садов";
• земля была государственной или государственно-общинной собственностью;
• государство имело форму "восточной деспотии", то есть полного бесправия граждан. Поэтому этот тип общества называется "общество восточного рабства";
• существовали общины, которые создавали и содержали в надлежащем состоянии земледельческие ирригационные системы.
4.2. Развитие сельского
хозяйства, ремесла, торговли
в странах восточной
Первые очаги цивилизации
Древние государства процветали на основе земледелия, развивалось ремесло, гончарное, ювелирное, стеклянное, текстильное искусство.
Древний Египет имел выгодное стратегическое и географическое положение. В стране развивалось земледелие на поливных землях долины Нила. Египтяне изобрели соху, научились отливать из меди ножи, топоры, наконечники стрел, посуду, крупнейшим хозяйственным достижением была оросительная система земледелия. Ее построили, поддерживали и выращивали сельскохозяйственную продукцию большие свободные сельские общины.
Постепенно общинные земли стали принадлежать фараонам, жрецам храмов и государственным чиновникам, свободные крестьяне превратились в зависимых производителей.
Культура земледелия в Древнем Египте была примитивной. Ирригационное земледелие характерно в основном для развития зернового хозяйства (в Верхнем Египте), тогда как на землях Дельты (Нижнего Египта) были пастбища, развивалось животноводство (коневодство). В IV тыс. до н. е. изобрели ниломир, с помощью которого прогнозировали время разлива Нила и размеры паводка. Было изобретено шадуф в середине II тыс. до н. е., используя который только два рабочих могли полить в полгектара земли за один световой день. Шадуф - это древнеегипетский "аист", который в течение одного часа поднимал на шесть метров до двух тонн воды. Это изобретение способствовало также развитию садоводства. Шадуф используют в Египте до сих пор. Для полива земли в I тыс. до н. н.э. начали использовать водоналивное колесо Саки, которое также используют и поныне. Выращивали зерновые культуры: пшеницу, ячмень, сорго; огородные - огурцы, чеснок, технические - лен. Развивалось также виноградарство и выращивание пальм, занимались пчеловодством, рыболовством и охотой. Важное значение получило животноводство.
Основным богатством Древнего Египта был скот и домашняя птица, ведь культура животноводства и птицеводства была также еще весьма примитивной. С домашней птицы разводили кур, уток, гусей.
Развивалось ремесло, гончарное, ювелирное, стеклянное, текстильное искусство.
В древнем Египте научились выплавлять бронзовые изделия, производить тонкое льняное полотно, украшения из золота и серебра, обрабатывать камень и строить величественные и тайные египетские пирамиды. Первая пирамида была построена около 2700 г. до н. е., это была первое каменное сооружение в мире. В 2500 г. до н. е. в течение двадцати лет была сооружена пирамида Хеопса.
Между севером Египта, где более
было развито животноводство, и югом,
где преобладало земледелие, существовала
оживленная торговля. В рыночные отношения
втянулись Синайский
В Междуречье (Месопотамии) занимались земледелием, Тигр и Евфрат, разливаясь, удобряли поля. Для этого возводили мощные противопаводковые плотины и другие ирригационные сооружения. Выращивали ячмень, просо, лен, горох, лук, чеснок, огурцы, виноград, фиговые, финиковые деревья, яблони. Рост сельскохозяйственного производства стимулировало развитие ремесел: каменярство, плотничество, ковка, пекарство, металлургия и торговля. Основным населением были крестьяне, которые работали за долю урожая на храмовые хозяйства.