Основные направления антиинфляционной политики РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 14:09, доклад

Описание работы

Цель антиинфляционной политики России - не подавление инфляции любой ценой, а управление инфляционным процессом (рыночными и государственными методами) в интересах подъема национального производства и экономической безопасности народа. Судя по мировому опыту, допустима небольшая инфляция, если это увеличивает платежеспособный спрос и тем самым стимулирует экономический рост. Страны с цивилизованной рыночной экономикой научились регулировать темп инфляции.

Работа содержит 1 файл

основные направления антиинфляционной политики РФ.docx

— 30.12 Кб (Скачать)

основные направления  антиинфляционной политики РФ

 

 

Введение

 

Проблема инфляции занимает важное место в экономической  науке, поскольку ее показатели и  социально-экономические последствия  играют серьезную роль в оценке экономической  безопасности страны и всемирного хозяйства. Актуальность этого вопроса в  современных условиях определяется необходимостью выяснения сущности, глубинных причин и механизма  развития инфляции, ее особенностей и  основных направлений антиинфляционной политики в России с учетом мирового опыта. Переломный период истории России характеризуется огромной инфляцией  во всех формах и видах. Инфляция в  России до сих пор не побеждена  и не контролируется в полной степени, поэтому проблема антиинфляционной политики остается особо актуальной и будет таковой в ближайшее  время. Негативные социальные и экономические  последствия инфляции вынуждают  правительства разных стран проводить  определенную экономическую политику, направленную на борьбу с инфляцией.

 

Борьба с инфляцией  и разработка специальной антиинфляционной программы является необходимым  элементом стабилизации экономики. В основе такой программы должен лежать анализ факторов, определяющих инфляцию, набор мер экономической  политики, способствующей устранению инфляции или снижению уровня инфляции до разумных пределов.

 

Цель антиинфляционной политики России - не подавление инфляции любой  ценой, а управление инфляционным процессом (рыночными и государственными методами) в интересах подъема национального  производства и экономической безопасности народа. Судя по мировому опыту, допустима небольшая инфляция, если это увеличивает платежеспособный спрос и тем самым стимулирует экономический рост. Страны с цивилизованной рыночной экономикой научились регулировать темп инфляции.

 

Мировой опыт свидетельствует  о необходимости теоретического обоснования антиинфляционной стратегии  экономического роста.

 

Антиинфляционная стратегия  экономического роста требует проведения поэтапных мер, направленных на регулирование  инфляции. Необходимо выстроить «дерево  целей» для сдерживания ее основных факторов.

 

Общеэкономические меры

 

 

1. Следует завершить начатые  реформы (предприятий, бюджетной,  налоговой, банковской систем  и т. д.) в целях формирования  цивилизованных рыночных отношений.

 

2. Необходима смена целевой  ориентации экономической политики - с подавления инфляции любой  ценой на рост ВВП. Без подъема  национального производства невозможно  реальное оздоровление финансовой, денежной, банковской систем. Основой  этой программы должна быть  научно обоснованная модель управления  переходной экономикой, которая  стимулировала бы ее стабилизацию, затем подъем производства товаров  и услуг, которые служат обеспечением  рубля.

 

3. Первоочередной антиинфляционной  мерой является преодоление кризиса  инвестиций путем оживления инвестиционного  процесса, концентрации средств  на приоритетных проектах. Мировой  опыт проектного финансирования  свидетельствует о возможности  максимального привлечения капиталов  частного сектора благодаря реальным  гарантиям и страхованию инвестиционного  риска. «Правительственная комплексная  программа стимулирования отечественных  и иностранных инвестиций в  экономику России» предусматривала  рост доли государственных инвестиций  ВВП. Однако жесткий контроль за ее выполнением отсутствует. Не работает почти ни одна схема поддержки инвестиций и НТП. В такой поддержке нуждается и малый бизнес. Для стимулирования экономического роста необходимы как государственные, так и частные инвестиции.

 

Важную роль в регулировании  инвестиции призваны сыграть принятые нормативно-законодательные документы, в частности по лизинговым операциям. Должна активизировать деятельность комиссия по инвестиционным конкурсам, рассматривающая  проекты под частичные государственные  гарантии.

 

Важно найти выход из «ловушки ликвидности», в которой оказалась  Россия. Это проявляется в спаде  инвестиций при наличии сбережений населения. России предстоит разработать  компенсирующий механизм перераспределения  инфляционных доходов в приоритетные отрасли, в частности, путем налогового регулирования.

 

Потенциальным источником инвестиций остается репатриация «беглых» капиталов, переведенных из России за рубеж по нелегальным и легальным каналам. Для этого необходимы решительные  меры.

 

4. Традиционно делается  ставка на привлечение иностранных  инвестиций для экономического  развития. Но Россия не может  рассчитывать на их крупный  приток. Во-первых, в мире мало реально свободных капиталов. Во-вторых, иностранный капитал занял выжидательную позицию по отношению к России из боязни потерь в связи с недоверием к социально-экономической обстановке. В-третьих, для нашей страны наибольший интерес представляют прямые инвестиции в производство, а иностранный капитал предпочитает портфельные инвестиции в государственные и корпоративные ценные бумаги.

 

Принятые после кризиса  меры, направленные на восстановление доверия зарубежного бизнеса  к России, могут стимулировать  в перспективе привлечение прямых иностранных инвестиций.

 

Сдерживание финансовых факторов инфляции

 

 

1. Ключевое место в  антиинфляционной стратегии занимает  оздоровление бюджетов всех уровней  и преодоление специфических  форм проявления бюджетного кризиса  в России:

 

* неисполнение бюджета,  финансирование в произвольном  объеме; позаимствованное из мировой  практики секвестрование (сокращение) расходов в зависимости от  реального наступления доходов  распространяется на незащищенные  статьи бюджета (в том числе  государственные инвестиции, науку,  здравоохранение, образование) ради  пожарных мер;

 

* нецелевое использование  бюджетных средств (например, предвыборная  «черная касса»);

 

* финансирование бюджетных  расходов платежными средствами  различной ликвидности;

 

* слабый контроль за исполнением госбюджета. Рыночная экономика требует строгой регламентации бюджетного процесса. Поэтому бюджетный кодекс необходим для законодательного регулирования бюджетных отношений.

 

2. Проблемой остается  реальное сокращение бюджетного  Дефицита, хотя формально за счет  секвестрования он доведен до  уровня, приемлемого Международным  валютным фондом для предоставления  очередного транша кредита России. Не менее важны методы его  покрытия без инфляционных последствий.

 

Чрезмерное использование  государственных заимствований (внутренних и внешних) для финансирования бюджетного дефицита всегда становится инфляционным фактором при отсутствии реальных источников их погашения. Поэтому необходимо не только устанавливать, но и соблюдать  лимит государственного долга.

 

Возобновление выпуска денег  в порядке кредитования государства  чревато усилением инфляции, если не будет соблюдаться установленный  лимит эмиссии и принцип возвратности этих кредитов .

 

Неинфляционным источником сокращения бюджетного дефицита должны стать экономический рост, увеличение налогооблагаемой базы. По новой методологии к источникам финансирования бюджетного дефицита отнесены поступления от реализации государственных запасов и имущества.

 

3. Для сдерживания инфляции  необходима научно обоснованная  налоговая политика, которая не  должна парализовать бизнес и  толкать его в «теневую» экономику.  Налоговая политика в России  должна ориентироваться не только  на фискальные цели, но и на  регулирование развития экономики.  Судя по мировому опыту, налоги  играют двоякую роль в инфляционном  процессе по линии его усиления  и сдерживания в зависимости  от методов налоговой политики. Сужение налогооблагаемой суммы  в условиях экономического спада  дополняется низкой собираемостью  налогов. В налоговой системе  России сочетаются карательные  налоговые ставки и обилие  лазеек, позволяющие не платить  налоги. Уклонение от уплаты налогов  связано не только с несовершенством  налогового законодательства, но  и с работой налоговой службы. В этой связи курс на перераспределение  налогового бремени необходимо  дополнить эффективным механизмом  ответственности налогоплательщиков.

 

4. Специфическим для России  направлением антиинфляционной  политики является преодоление  кризиса неплатежей в хозяйстве,  препятствующего экономическому  подъему. 

 

В этой связи актуальной задачей является восстановление платежно-расчетной  системы, нормализация денежных расчетов, ликвидация взаимной задолженности  предприятий друг другу и бюджету. При помощи государства предстоит  урегулировать задолженность путем  проведения клиринговых многосторонних зачетов.

 

Что касается предложения  ввести «второй» рубль для безналичных  расчетов, то это увеличит число  денежных суррогатов, подорвет принцип  государственной монополии на выпуск денег и создаст источник неконтролируемой денежной эмиссии .

 

Регулирование денежных факторов инфляции

 

1. В условиях товарного  производства все хозяйственные  связи опосредуются деньгами. Поэтому  диспропорции приобретают денежную  форму, хотя их причины коренятся  в процессе общественного воспроизводства.  В этом проявляется прямая  и обратная связь инфляции  с воспроизводством. Но было бы  ошибочно отвергать роль денежных  факторов в ее развитии. Поэтому  антиинфляционная политика предусматривает  регулирование эмиссии денег  и скорости их обращения.

 

Однако в России, резкое ограничение денежной эмиссии по рецептам монетаристов привело к сужению официальной денежной массы. Судя по коэффициенту монетизации, в России низкий показатель насыщенности ВВП рублевой массой (М2/ВВП).

 

В итоге для удовлетворения потребностей хозяйства в деньгах  появились тысячи неофициальных  эмиссионных «центров», выпускающих  денежные суррогаты, которые обслуживают 70 - 80% хозяйственного оборота. В этом проявляется стихийная реакция  рыночного хозяйства на дефляционное сжатие денежной эмиссии в условиях нехватки оборотных средств предприятий и огромных неплатежей.

 

Предстоит восстановить денежные отношения субъектов рыночной эмиссии, очистить денежный оборот от суррогатов с сомнительной юридической основой  и рассчитывать денежный агрегат  М2 с учетом реальных потребностей хозяйственного оборота и прогноза экономического развития.

 

В результате пересмотра макроэкономической политики Центральный банк РФ взял курс на некоторое расширение денежной массы, что важно для повышения  монетизации ВВП и ликвидности  экономики .

 

Судя по мировой практике, денежная эмиссия должна осуществляться по трем каналам - кредитование государства, хозяйства и под прирост официальных  золотовалютных резервов. Нет надежды  на пополнение резко сократившихся  официальных золотовалютных резервов за счет масштабного западного кредита. Во-вторых, эмиссия денег только под прирост чистых международных  резервов без учета потребностей реального хозяйственного оборота  в соответствии с законом денежного  обращения приведет к дефляционному  сжатию денежной массы в обращении.

 

Характерное для кризисной  ситуации повышение экономической  роли золота проявляется не только в стремлении увеличить эмиссию  денег под прирост официальных  золотых резервов, но и в выпуске  золотых сертификатов. Следовательно, практика лишний раз подтвердила, что  золото не просто ценное сырье, а валютный металл, используемый для государственной  и частной тезаврации. По некоторым  оценкам, на руках у населения  России сосредоточено 7 т золота.

 

Но это не дает основания  для внеисторических проектов восстановления в России золотого стандарта, ликвидированного в мире в 30-х годах XX в. Речь идет о необходимости развития рынка золота, которое в качестве альтернативы доллару может привлечь сбережения населения в условиях подрыва доверия к рублю и банковским вкладам.

 

2. Не менее важно совершенствование  структуры официальной денежной  массы в обращении. В России  велика доля наличных денег  в денежной массе (30 - 40% против 5 - 10% в развитых западных странах). Снижению потребности оборота в наличных деньгах будут способствовать: развитие различных платежных карточек; совершенствование безналичных расчетов, выплата заработной платы (где возможно) через банкоматы в надежных банках.

 

3. В антиинфляционных  мерах особое место принадлежит  регулированию скорости обращения  одноименной денежной единицы,  так как увеличение ее равносильно  дополнительной эмиссии денег  при прочих равных условиях.

 

4. Чтобы взять инфляцию  под контроль, необходима реальная  статистика и внедрение экономико-математической  модели денежного обращения в  ценах анализа и прогнозирования  многоплановых денежных потоков.

 

Оздоровление банковской системы

 

Важным направлением антиинфляционной политики и стратегии экономического роста политики является санация  и реструктуризация банковской системы, основательно подорванной валютно-финансовым кризисом.

 

Кризис банковской системы  выявил ее узкие места:

 

1) деятельность крупных  банков-трейдеров, которые бесконтрольно и безответственно осуществляли спекулятивные валютные и фондовые операции, разбазаривая средства вкладчиков;

 

2) недостаточно жесткий  контроль Центрального банка  РФ за коммерческими банками; 

 

3) изъяны банковского  законодательства (например, в отношении  процедуры банкротства, эффективной  работы Временной администрации,  арбитражных управляющих и др.).

 

Для восстановления платежеспособности банков Центральный банк РФ принял меры. В их числе: проведение многостороннего  клиринга за счет средств фонда обязательного  резервирования; стабилизационные кредиты, которые оказались менее эффективными, чем межбанковский клиринг; создание Агентства по реструктуризации банковской системы с целью ее восстановления и стабилизации.

Информация о работе Основные направления антиинфляционной политики РФ