Основные макроэкономические проблемы России

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 16:27, курсовая работа

Описание работы

Макроэкономический анализ направлен на выявление результатов функционирования национальной экономики в целом. В макроэкономике исследуют факторы, определяющие национальный доход, уровень безработицы, темп инфляции, состояние государственного бюджета и платежного баланса страны, темпы экономического роста.
Своеобразие предмета макроэкономики обуславливает использование в ней особых понятий, которые или не встречаются в микроэкономике, или рассматриваются в макроэкономике в агрегированном виде: экономический рост, распределение доходов, безработица, инфляция, и др.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...............................................3-4
1. Основные макроэкономические проблемы
1.1. Макроэкономическое равновесие…………………………................................................5-8
1.2. Спад производства, кризис и перспективы экономического роста………………………………………………………………………………………………………………………….…8-19
1.3. Безработица и инфляция как результат отклонения от
макроэкономического равновесия………………………………………................................19-27
2. Государственное регулирование макроэкономических проблем
2.1. Антиинфляционная политика государства………………………………..........................27-30
2.2. Национальная экономика РФ, современное состояние и перспективы развития………………………………………………………………..………..............................................30-31
Заключение……………………………………………………………………………………………………….…….…32-33
Список использованных источников…………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА_Основные макроэкономические проблемы России.docx

— 82.75 Кб (Скачать)

      Доходы  же трудящихся формируют платежеспособный  спрос на товары массового  повседневного спроса. В результате  реформы он резко сократился  и продолжает падать, поскольку  доля трудящихся в общей сумме  доходов населения постоянно  снижается. 

      Снижение  покупательной способности трудящихся  ведет к сужению  емкости  внутреннего рынка и вызывает  “перепроизводство”. В этом и   состоит суть переживаемого Россией  экономического кризиса.

      Фактором  углубления кризиса является  высокий уровень монополизма  в российской экономике и отсутствие  эффективного государственного  регулирования цен. Это порождает  хроническую инфляцию, которая ведет  к обесценению  производственных  фондов  предприятий  и  вызывает   сокращение производства.

      Хроническая  инфляция затрудняет развитие  производства и может  вызывать  его сворачивание. Она порождает  постоянное обесценивание  оборотных средств предприятий и, как следствие – сокращение спроса  последних на средства и предметы труда, усиление их зависимости от  кредитно-финансовых учреждений, прежде всего – от банков.

      Деятельность  финансово-кредитных учреждений, которые  в результате рыночной реформы стали частными, коммерческими, направлена прежде  всего на увеличение их частной прибыли.

      Фактором  углубления экономического кризиса  явилась и реформа организации  внешнеэкономических связей. Отметим,  что реорганизация внешнеэкономических  отношений привела к обвальному  спаду производства  в ряде  ключевых отраслей отечественного  производства (сельское хозяйство,  легкая промышленность, машиностроение), утрате продовольственной самостоятельности  страны, превращению ее в топливно-сырьевой  придаток развитых стран, экономически  зависимое государство.

      Углублению  экономического кризиса способствует  и жесткая финансово- кредитная  политика российского правительства,  искусственно сжимающая рыночный  спрос. Характерной чертой политики  правительства является и   его неспособность противодействовать  росту теневой экономики, доля  которой в настоящее время  оценивается в 40-50 % и которая  также является  одним из основных  факторов углубления кризиса  легальной экономики, развала  финансовой системы страны.

      Мировой экономический кризис, назревший еще в начале века, благодаря тому, что причины кризиса старательно замалчивались, а его далеко идущие последствия не оценивались как серьезные, постепенно перерос в финансовый кризис в России. Который все-таки привел страну на грань экономического шока, ввергнув в состояние растерянности простых граждан, не успевших адаптироваться к новым реалиям. Резкое падение мировых цен на товары традиционного российского экспорта, снижение доступности дешёвых кредитов в конце 2008 года и начале 2009 спровоцировали обвал на фондовом рынке России, девальвацию рубля, снижение промышленного производства, ВВП, доходов населения, а также рост безработицы. Антикризисные меры правительства потребовали трат значительной доли международных резервов, но об этом чуть позже. В целом же по данным Минэкономразвития РФ в 2009 году произошло сокращение экономики страны на 8 %.

     Хорошо известно, что бывший СССР, несмотря на недостатки его экономической

системы, выступал на мировом рынке капитала надёжным заёмщиком и своевременным  плательщиком по своим внешним обязательствам. Осуществление в ходе реформ 90-х  гг. по сути долговой модели экономики  привело к тому, что масштабы привлечения  внешних кредитов в страну и рост её внешней задолженности значительно  увеличились. В результате это привело  к сокращению экономики, а это  в свою очередь, препятствует преодолению  кризисных процессов и дальнейшему  экономическому развитию страны.

     Ежегодные выплаты России по внешним долгам оказываются по объемам эквивалентными 28-30% всего объема и капиталовложений в экономике. То есть колоссальный объем ресурсов, который мог бы в той или иной части быть использован для инвестиций в целях восстановления производства,  уходит на оплату долгов.

      Очевидно, что такая долговая нагрузка, неподъемная для экономики, находящейся в состоянии глубокого кризиса, жестко связывает национальные ресурсы страны, которые могли бы быть направлены на нужды инвестирования, реконструкции производства и возобновления экономического роста. Проблема обостряется тем, что в последующие годы долговая нагрузка на бюджет, по прогнозам, будет все более усиливаться. Согласно оценкам правительственных экспертов, если не удастся изменить структуру государственного внутреннего и внешнего долга, то на обслуживание задолженности уже к 2015 году потребуется направлять порядка 70% всех доходов бюджета. Поэтому, не снизив высокую долговую нагрузку, рассчитывать на интенсивный экономический рост не приходится.

     Для выхода из кризиса требуется прежде всего кардинально изменить экономическую политику государства так, чтобы она обеспечила все необходимые условия для начала массового обновления технической базы производства. Конкретных и разнообразных предложений по реализации таких изменений разработано достаточно. Несмотря на их серьезные  различия между собой, они имеют то общее, что направлены на усиление  централизованного начала в экономике, повышение экономической роли    государства, благоприятствование развитию отечественного производства.  Однако нынешнее руководство России отказывается менять экономический  курс, поскольку оно взяло обязательства перед международными финансовыми организациями по его неукоснительному проведению в жизнь (в обмен на получение кредитов). Оно фактически действует под диктовку иностранного капитала.

      При сохранении  России в системе мирового  капиталистического  хозяйства,  то есть в сфере господства  международной финансовой  олигархии,  иного пути для российской  экономики нет, кроме утраты  ею экономической независимости  и превращения в топливно-сырьевой   придаток развитых капиталистических  государств. На этом пути будет  продолжаться рост безработицы  и обнищание трудящихся. Экономика  России будет приобретать все  более неблагоприятную, однобокую   структуру. Основная часть обрабатывающей  промышленности, аграрного сектора,  транспорта, энергетики будет и  дальше разрушаться. Рост возможен  лишь в добывающих и сырьевых  отраслях, да и то при подчинении  иностранному капиталу, который  по дешевке приберет эти отрасли  в свои руки. Темпы общего спада  производства могут снизиться, но предпосылок  для подъема экономики нет, и вряд ли они будут созданы, если учесть  постоянное сокращение производственных капиталовложений. Экономика   будет как-то поддерживаться на плаву только за счет исключительно дешевой рабочей силы, то есть деградации значительной части людей труда   – главной производительной силы страны.

       Внешнеэкономическая политика России в предстоящие несколько лет    будет направлена на обеспечение:

- наилучших условий доступа  российских товаров, услуг и  рабочей силы на мировые рынки; 

- эффективного уровня защиты  внутреннего рынка товаров, услуг  и рабочей силы;

- доступа к международным ресурсам, имеющим стратегическое значение  для экономического развития (таким,  как капиталы и технологии, товары  и услуги, производство которых  в Российской Федерации отсутствует  или ограничено);

- благоприятного платежного баланса  страны;

- повышения эффективности государственной  поддержки экспорта продукции  с высокой добавленной стоимостью;

- соблюдения принципа взаимности  – благоприятного баланса взаимных  уступок и обязательств.

Присоединение к ВТО стало важным фактором улучшения торгово-политических условий международного экономического сотрудничества для России. Во-первых, страна получила выход в унифицированное международное правовое пространство, базирующееся более чем на 50 соглашениях и других документах ВТО, направленных на обеспечение всем экспортерам и импортерам стабильных и предсказуемых условий деятельности. Тем самым, страна получила защиту от торговой дискриминации, а также свободу транзита для своих товаров. Во-вторых, одновременно с правом на защиту от несправедливой конкуренции на мировом рынке Россия в качестве члена ВТО получила возможность реализовать это право посредством использования специального механизма ВТО по урегулированию торговых споров. В-третьих, став членом ВТО, Россия сможет в дальнейшем  непосредственно участвовать в формировании правил международной торговли, Выгоды от присоединения России к ВТО будут возрастать по мере увеличения в экспорте страны удельного веса товаров и услуг с высокой долей добавленной стоимости. Поэтому в ближайшей перспективе особую значимость приобретут вопросы реализации эффективной государственной политики содействия экспорту, направленной на его рост, диверсификацию и улучшение товарной структуры.

В ближайшие годы в целях содействия экспорту России необходимо реализовать  следующие мероприятия:

- усилить межведомственную координацию  в сфере содействия экспорту  и сосредоточить основные функции  в этой области в специально  уполномоченном федеральном органе  исполнительной власти;

- обеспечить эффективное функционирование  системы государственного страхования  и гарантирования экспортных  кредитов;

- обеспечить поддержку участия  российских организаций в сооружении  промышленных объектов за рубежом  и расширения поставок комплектного  оборудования, в том числе на  основе межправительственных соглашений  с предоставлением кредитов;

- активизировать работу по привлечению  российских предприятий к участию  в международной выставочно-ярмарочной  деятельности;

- улучшить транспортное обслуживание  внешней торговли, особенно экспортных  операций, путем установления благоприятных  тарифов по регулируемым государством транспортным перевозкам, расширения строительства экспортных транспортных магистралей, портов и портовых сооружений и т.п.;

- осуществлять меры государственной  поддержки отечественных перевозчиков  с целью увеличения их доли  при транспортировке внешнеторговых  грузов;

- обеспечить запуск системы  внешнеторговой информации, объединяющей  информационные массивы уполномоченных  федеральных органов исполнительной  власти, их региональных представительств, а также зарубежных торговых  представительств России и обеспечивающей  доступ к ним в режиме реального  времени заинтересованных участников  ВЭД;

- обеспечить более широкое привлечение  к работе межправительственных  комиссии по торгово-экономическому  сотрудничеству представителей  регионов, отраслевых союзов и  ассоциаций производителей и  экспортеров, банков, предприятий  и коммерческих структур, активно  сотрудничающих со страной-партнером;

- активно содействовать продвижению  российских товаров, услуг и  капитала за рубежом, поддерживать  участие российского бизнеса  в перспективных международных  проектах.

Важнейшим направлением деятельности государства в области стимулирования экспорта является создание более благоприятных  условий для доступа российских товаров на внешние рынки.

В этой связи необходимо активизировать работу по отмене дискриминационных  ограничений, сохраняющихся и вводимых в отдельных зарубежных странах  в отношении российского экспорта, в том числе используя принцип  взаимности.

Для этих целей следует также  эффективнее использовать возможности  членства России в международных  экономических организациях.

Российская экономика, характеризуемая  сравнительно низкой конкурентоспособностью, еще длительное время будет нуждаться  в разумной протекционистской политике. Поэтому принятие Россией обязательств по облегчению доступа на внутренний рынок товаров и услуг должно сопровождаться мерами по повышению  конкурентоспособности отечественного производства и совершенствованию  механизмов защиты национальных товаропроизводителей. В системе внешнеэкономических связей с дальним зарубежьем приоритетное значение имеет сотрудничество с Европейским Союзом (ЕС) - основным торговым партнером, на долю которого приходится около 35 процентов внешнеторгового оборота Российской Федерации и 25% иностранных инвестиций. Роль этой интеграционной группировки европейских стран в ближайшей перспективе еще более возрастет в связи с присоединением к ней новых членов из числа стран Центральной и Восточной Европы.

Расширение ЕС на Восток, в скором будущем будет сопровождаться принятием  новыми членами единого таможенного  тарифа ЕС, а также других единообразных  правил и норм, регулирующих хозяйственную  и внешнеэкономическую деятельность группировки.

Для обеспечения дальнейшего поступательного  развития внешнеэкономических отношений  со странами-членами ЕС необходимо реализовать следующие мероприятия  торгово-политического характера:

- активизировать работу по выполнению  Соглашения о партнерстве и  сотрудничестве между Российской  Федерацией и Европейским сообществом;

- совершенствовать систему валютно-финансовых  расчетов со странами ЕС;

- развивать стратегическое сотрудничество  в ЕС в области энергетики  на взаимовыгодной основе;

- рассмотреть возможность формирования  зоны свободной торговли с  ЕС;

- обеспечить дальнейшее развитие  транспортной инфраструктуры и  систем связи.

Страны-участницы Центрально-Европейского соглашения о свободной торговле - исторически сложившаяся сфера  интересов России, которая играет большую роль в обеспечении экономической  безопасности. Поэтому укрепление связей со странами ЦЕССТ - важнейшее направление  российской торгово-политической деятельности в этом регионе.

В этой связи необходимо:

- в рамках совершенствования  договорно-правовой базы сотрудничества  усилить работу по обеспечению  для Российской Федерации максимально  благоприятного доступа на рынки  этих стран, принимая во внимание  их взаимные обязательства в  рамках ЦЕССТ и по договорам  с ЕС;

- обеспечить привлечение российских  предприятий к строительству  новых и реконструкции действующих  промышленных объектов, в первую  очередь тех, возведение которых  было осуществлено ранее при  российском участии;

- добиться от стран ЦЕССТ  максимально возможных компенсирующих  уступок в торгово-политическом  режиме сотрудничества с ними  в процессе переговоров этих  стран о вступлении в ЕС;

На американском континенте важнейшим  торговым партнером России являются Соединенные Штаты Америки. При  определении основных направлений  сотрудничества с этой страной учитывается  лидерство США в мировой экономике, огромный научно-технический и финансовый потенциал, а также то, что американский рынок является одним из перспективных  с точки зрения продаж передовых  российских технологий, связанных с  космическими исследованиями, ядерной  энергией, программным обеспечением. В связи с этим в этом направлении  необходимо:

Информация о работе Основные макроэкономические проблемы России