Основные макроэкономические проблемы России

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 16:19, курсовая работа

Описание работы

Макроэкономика как наука возникла не сразу. Сначала появилась микроэкономика, изучавшая поведение потребителей и производителей и считавшая себя самодостаточной наукой. Исходя из постулата о равновесии спроса и предложения на микроуровне, она автоматически переносила это равновесие на макроуровень. Великая депрессия 1929-1933 годов, потрясшая мировую экономику, подорвала эту догму.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...............................................3-4
1. Основные макроэкономические проблемы
1.1. Макроэкономическое равновесие…………………………................................................5-8
1.2. Спад производства, кризис и перспективы экономического роста………………………………………………………………………………………………………………………….…8-19
1.3. Безработица и инфляция как результат отклонения от
макроэкономического равновесия………………………………………................................19-27
2. Государственное регулирование макроэкономических проблем
2.1. Антиинфляционная политика государства………………………………..........................27-30
2.2. Национальная экономика РФ, современное состояние и перспективы развития………………………………………………………………..………..............................................30-31
Заключение……………………………………………………………………………………………………….…….…32-33
Список использованных источников……………………………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА_Основные макроэкономические проблемы России.docx

— 82.75 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

Высшего профессионального образования

«Забайкальский  государственный университет»

(ФГОУ  «ЗабГУ»)

Факультет дополнительного профессионального  образования

Кафедра антикризисного управления, финансов и кредита

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Макроэкономика»

на тему: «Основные макроэкономические проблемы России»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил  студент группы

ЭКОду-12-1

Боровский Е.В.

«21» марта 2013 г.

Проверил: преподаватель

Капитонова  Н.В.

«____»__________2013 г.

 

 

 

 

 

 

Чита 2013

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...............................................3-4

1. Основные макроэкономические проблемы

1.1. Макроэкономическое равновесие…………………………................................................5-8

1.2. Спад производства, кризис и перспективы экономического роста………………………………………………………………………………………………………………………….…8-19

1.3. Безработица и инфляция как результат отклонения от       

      макроэкономического равновесия………………………………………................................19-27

2. Государственное регулирование макроэкономических проблем

2.1. Антиинфляционная политика государства………………………………..........................27-30

2.2. Национальная экономика РФ, современное состояние и перспективы развития………………………………………………………………..………..............................................30-31

Заключение……………………………………………………………………………………………………….…….…32-33

Список использованных источников………………………………………….....................................34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

      

      Предметом макроэкономической теории  является поведение экономики,  рассматриваемой как единое целое.  Макроэкономика изучает следующие  вопросы: Почему так высока  доля безработицы? Сохраняться  цены в среднем стабильными,  или они будут расти? Какова  будет динамика уровня процента, которая во многом определяет  объём инвестиций?

     Макроэкономика как наука возникла  не сразу. Сначала появилась  микроэкономика, изучавшая поведение  потребителей и производителей  и считавшая себя самодостаточной  наукой. Исходя из постулата о  равновесии спроса и предложения  на микроуровне, она автоматически  переносила это равновесие на  макроуровень. Великая депрессия  1929-1933 годов, потрясшая мировую  экономику, подорвала эту догму.    

   Уточнить предмет макроэкономики  позволяет его сравнение с  предметом микроэкономики. Микро  и макроэкономика различаются  аспектом и методами исследования. В то время как микроэкономика  занимается спросом и предложением  отдельных товаров и услуг  и ценообразованием на рынках, на которых они производятся  и продаются, макроэкономика занимается  агрегированными рынками. Если  микроэкономика дает важные объяснения  поведения частных домашних хозяйств  и предприятий, то макроэкономика  раскрывает особенности коллективного  поведения как результата индивидуальных  решений, которые принимаются при не полной_информации.  
   Концентрируя внимание на наиболее значимых экономических факторах, определяющих фискальную и кредитно-денежную политику государства (таких как динамика инвестиций, состояние государственного бюджета и платежного баланса, уровня заработной платы, цен и т.д.), макроэкономика рассматривает поведение экономических субъектов - домашних хозяйств, фирм и государства как агрегированных величин. Макроэкономический анализ предполагает абстрагирование от различий между отдельными рынками и выявление ключевых моментов функционирования целостной экономической системы во взаимодействии рынков товаров, труда и денег как таковых, а также национальных экономик в целом.

     Макроэкономический анализ направлен  на выявление результатов функционирования  национальной экономики в целом.  В макроэкономике исследуют факторы,  определяющие национальный доход,  уровень безработицы, темп инфляции, состояние государственного бюджета  и платежного баланса страны, темпы экономического роста. 

     Своеобразие предмета макроэкономики  обуславливает использование в  ней особых понятий, которые  или не встречаются в микроэкономике, или рассматриваются в макроэкономике  в агрегированном виде: экономический  рост, распределение доходов, безработица, инфляция, и др.

     До сих пор среди ученых  нет единства по поводу предмета  науки. Многие экономисты считают  предметом макроэкономики три  основные проблемы: занятость, инфляцию  и экономический рост. Другие  доводят количество макроэкономических  проблем до двух – трёх десятков.

     Поэтому в этой работе, предлагаю рассмотреть основные макроэкономические проблемы РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные макроэкономические проблемы
    1. Понятие макроэкономического равновесия

 

       Макроэкономическое равновесие – это такое состояния национальной экономики, когда использование ограниченных производственных ресурсов для создания товаров и услуг и их распределение между различными членами общества сбалансированы, т. е. существует совокупная пропорциональность между: ресурсами и их использованием, факторами производства и результатами их использования, совокупным предложением и совокупным спросом, материально–вещественными и финансовыми потоками. Макроэкономическое равновесие является центральной проблемой общественного воспроизводства. Различают идеальное и реальное равновесие. Идеальное - достигается в экономическом поведении индивидов при полной оптимальной реализации их интересов во всех структурных элементах, секторах, сферах народного хозяйства. Реальное макроэкономическое равновесие – равновесие, устанавливающееся в экономической системе в условиях не совершенной конкуренции и при внешних факторах воздействия на рынок. Различают частичное и полное равновесие:

- частичным называется равновесие на отдельно взятом рынке товаров, услуг, факторов производства;

- полное (общее) равновесие есть одновременно равновесие на всех рынках, равновесие экономической системы целиком, или макроэкономическое равновесие.

     Полное экономическое равновесие - структурный оптимум хозяйственной  системы, к которому общество  стремится, но никогда его полностью  не достигает в связи с постоянным  изменением самого оптимума, идеала  пропорциональности.

      Издавна замечено, что количество  благ, которое покупатели запрашивают  у продавцов для приобретения (назовем его величина спроса), прямо зависит от уровня цены, по которой такая покупка возможна. Величина спроса — это количество  товара конкретного вида (в натуральном  измерении), которое покупатели готовы  приобрести на протяжении того  или иного периода времени  (месяца, года) при определенном уровне  цены этого товара. Зависимость  величины покупок на товарном  рынке от уровней цен экономисты  назвали спросом.

     Спрос — сложившаяся в определенный  период времени зависимость величины  спроса на товарном рынке от  цен, по которым товары могут  быть предложены к продаже.  Спрос характеризует состояние  рынка, а точнее одну из его  важнейших составляющих — экономическую  логику поведения покупателей.  Реально эта логика проявляется  в том, какой оказывается величина  спроса (количество покупок) при  том или ином уровне цены.  

     Изучая, как покупатели реагируют на изменения цен товаров, экономисты сформулировали закон спроса. Суть закона спроса состоит в том, что повышение цен обычно ведет к уменьшению величины спроса, а снижение цен к её увеличению (при прочих равных условиях). Проявление закона спроса связано с рядом важных обстоятельств. Подавляющее большинство благ люди покупают, оценивая соотношение цена - полезность» по каждому конкретному благу. Если потребность человека в этом благе удовлетворена не полностью, то снижение цены ведет к росту оценки относительной желанности блага. А значит, ведет к росту спроса на него. Эта закономерность изменения желанности товара (блага) ведет к тому, что хотя снижение цены позволяет покупателю приобрести большее количество товара, но желанность каждой дополнительной единицы становится все меньше и меньше из-за постепенного насыщения потребности покупателей в этих товарах.

       Какие еще факторы, кроме полезности  товара и его цены, влияют на  формирование спроса? Таких факторов  пять: доходы покупателей; цены  на дополняющие или заменяющие  товары; ожидания относительно динамики  цен в будущем; численность  и возраст покупателей; привычки, вкусы, традиции и предпочтения  покупателей. Кроме того, на спрос  могут влиять и некоторые другие  факторы (сезонность, правительственная  политика, равномерность распределения  доходов, реклама и др.).

      Теперь перейдем непосредственно  к понятию совокупного спроса. Можно сказать, что совокупный  спрос (AD) - сумма всех индивидуальных спросов на конечные товары и услуги, предлагаемые на товарном рынке. Из этого вытекает также следующее: совокупный спрос - модель, представляющая различные объёмы товаров и услуг (т.е. реальный объём производства), которые потребители могут и готовы приобрести при любом уровне цен. Покупателями на рынке благ являются четыре макроэкономических субъекта: домохозяйтсва, фирмы, государство и заграница. Следовательно, необходимо определить объём спроса каждого из них.

      Спрос домашних хозяйств доминирует  на рынке благ. На него приходится  объём больше половины конечного  совокупного спроса. Выделяют следующие  факторы, определяющие спрос домохозяйств  на рынке благ:

- доход  от участия в производстве,

- налоги  и трансфертные платежи,

- размер  имущества,

- доход  с имущества,

- степень  дифференциации населения по  уровню доходов и размеру имущества,

- численность  населения.

     Два первых фактора объединяются в понятие «располагаемый доход». Два последних в коротком периоде являются экзогенными параметрами. В зависимости от того, какой фактор считать наиболее значительным, можно построить разные виды функции спроса домашних хозяйств на рынке благ, которая называется «функцией потребления».

    Предложение на товарном рынке отражает зависимость между ценой товара и объемами его производства (поставок в торговлю), возможными при различных уровнях цен. Строго говоря, предложение позволяет ответить на два вопроса: «Какова будет величина предложения при различных уровнях цен» и «Как изменится величина предложения при некотором изменении цены?».

      Допустим, что рынок характеризуется  неизменностью всех факторов, кроме  цены. Тогда, как свидетельствует  опыт, рост цен будет вызывать  увеличение предлагаемых к продаже  (изготавливаемых) товаров, а снижение  цен — их уменьшение. Такую  закономерность поведения производителей (продавцов) на рынках большинства  товаров экономисты называют  законом предложения, суть которого  состоит в том, что повышение  цен обычно ведет к росту  величины предложения, а снижение  цен — к ее уменьшению (при  прочих равных условиях).

     Что стоит за логикой поведения  производителей (продавцов), почему  они реагируют на цены именно  таким, а не иным образом?  Ответ вполне очевиден — чтобы  заработать себе на жизнь.

      Действительно, изготовление любого  блага требует затраты различных  ресурсов. Все эти ресурсы, как  правило, могут быть получены  только путем их покупки на  рынке. Поэтому любое благо,  предлагаемое к продаже на  рынке, обошлось своему производителю  в определенную сумму денег.  Очевидно, что никто не станет  предлагать товар к продаже  по цене, не покрывающей хотя  бы общей суммы затрат на  изготовление этого товара. А  раз так, то становится ясно, что важнейший (хотя и не  единственный) фактор формирования  предложения — затраты на производство  товаров. Они образуют нижнюю  границу цены.

     Затраты по своей природе неодинаковы.  Прежде всего, отдельные их  виды по-разному изменяются в  зависимости от масштабов производства  товаров или услуг. Именно подобные  различия обусловили классификацию  всех видов затрат на две  группы: постоянные затраты; переменные  затраты.

Информация о работе Основные макроэкономические проблемы России