Основные этапы развития экономической теории

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 13:07, реферат

Описание работы

С точки зрения физиократов – экономистов Ф. Кенэ, Ж. Тюрго и других, капитал – один из факторов производства, а прибыль – форма дохода с капитала.

Содержание

1.Введение ………………………………………………………………………………………………. 2
2.Меркантилизм …………………………………………………………….……………………….. 4
3.Физиократы ………………………………………………………………………………………….. 6
4.Рыночная школа классиков …………………………………………………………………. 7
5.Марксизм …………………………………………………………………………………………….. 10
6.Кейнсианство ……………………………………………………………………………………….. 14
7.Теория экономики предложения ………………………………………………………… 16
8.Заключение …………………………………………………………………………………………… 21
9.Список используемой литературы ………………………………………………………. 22

Работа содержит 1 файл

Экономика3.docx

— 44.28 Кб (Скачать)

Содержание 

  1. Введение ………………………………………………………………………………………………. 2
  2. Меркантилизм …………………………………………………………….……………………….. 4
  3. Физиократы ………………………………………………………………………………………….. 6
  4. Рыночная школа классиков …………………………………………………………………. 7
  5. Марксизм …………………………………………………………………………………………….. 10
  6. Кейнсианство ……………………………………………………………………………………….. 14
  7. Теория экономики предложения ………………………………………………………… 16
  8. Заключение …………………………………………………………………………………………… 21
  9. Список используемой литературы ………………………………………………………. 22
 

 

Введение 

     Жизнь людей очень разнообразна, сложна, и противоречива. Она охватывает все сферы жизни общества, в том числе: экономику, политику, культуру. Различные стороны общественной жизни изучаются различными науками. Одной из таких наук является экономическая наука. Экономика является одной из древнейших наук. Она всегда привлекала внимание учёных и всех образованных людей. Объясняется это тем. Что изучение экономики - это реализация объективной необходимости познания мотивов, действий людей в хозяйственной деятельности, законов хозяйствования во все времена – от Аристотеля, Ксенофонта и до сегодняшних дней. В конце 19 века русский учёный, экономист, государственный деятель Н.Х. Бунге (1823-1895) в книге «Основания политической экономии» отмечал, что политическая экономия не существует у тех народов, которые стоят на низкой ступени общечеловеческого развития.

     Сегодня интерес образованных людей к  экономике (экономической теории или  политэкономии) не только не иссяк, но и возрастает. И объясняется это теми коренными преобразованиями, которые происходят во всём мире и в России в частности. Американский учёный Пол Самуэльсон, представитель кейнсианского направления в экономической теории, назвал экономику, или политическую экономику, королевой наук. Тема, связанная с изучением вопросов истоков зарождения экономической науки, этапов, которые она прошла, занимает особое место в структуре общей экономической теории, является своеобразным методологическим введением в изучаемый курс. Роль изучаемого процесса зарождения и основных этапов развития экономической теории в системе экономических отношений заключается в том, что его изучение позволяет выяснить, как возникла, становилась и зарождалась экономическая теория. Какую роль играет в развитии общества.

     Актуальность  исследования темы и её практическое значение подтверждается тем, что в современных условиях развития общества, связанных с активными преобразованиями во всех сферах и в первую очередь в экономике, по мере развития направлений современной экономической мысли. Возрастает потребность и необходимость в изучении истории зарождения и основных этапов экономической теории в том числе, использования накопленного опыта прошлых поколений  в этом направлении.

      Степень освещения данной темы в экономической  науке, является недостаточной, так как: генезис экономической теории, значение экономической теории в общественной жизни и других. На мой взгляд, не до конца изучены и более подробное их освещение будет приобретать всё большее значение.

      Экономическая мысль возникла в глубокой древности  и прошла длительный и сложный путь становления и развития. Вначале экономические знания формировались как отдельные элементы общей науки. Самостоятельное развитие экономической теории началось в эпоху зарождения капитализма в середине второго тысячелетия. Аналитики различают множество этапов и направлений в этом развитии. В данной контрольной работе, я расскажу о некоторых из них.

 

Меркантилизм-первая школа экономической  теории. 

      Начало  самостоятельному развитию экономической  науки в последней трети 15 века положил меркантилизм – первая теория в области экономии. Его название связано с итальянским словом «торговец» не случайно. Все экономисты – «дети своего времени» и в  основном выражают интересы «героев дня». «Героями» же этой эпохи заката феодализма 16-18 веков были купцы, нуждавшиеся в «науке обогащения», а значит, в теориях о развитии доходной торговли. И они получили из их рук меркантилистов.

      Наибольшего развития меркантилизм достиг в Англии – стране с самой передовой  тогда (на заре капитализма) экономикой. В числе его главных теоретиков были экономисты: англичанин Томас Ман (1571-1641) и француз Антуан де Монкретьен (около 1575-1621). Именно последний из них ввёл в литературный оборот и сам термин «политическая экономия» (1615), которым впоследствии часто именовали общетеоретическую науку.

      Теории  меркантилистов ориентировались на решение практических задач и  выработку рациональной экономической  политики государства. В свете этого  основные идеи меркантилистов можно свести с трём ключевым пунктам: (1) главным богатством общества являются деньги, сокровища (золото, серебро); (2) источником этого богатства служит сфера общения (внешняя торговля и денежный оборот); (3) государство должно активно вмешиваться в экономику, целенаправно помогая обогащению нации.

      Отсюда  приоритет и главная задача политики меркантилизма - обеспечение накопления в стране денежного богатства. Однако задача эта в разные периоды решалась по-разному. И в связи с этим принято различать ранний (15-16 века) и поздний (16-18 века) меркантилизм. В чём суть между ними?

      На  этапе раннего меркантилизма упор делался на элементарное удержание денег в стране с помощью таких административных дел, как запрет вывоза денег за рубеж (даже под угрозой смерти, например, в Испанию); ограничение ввоза товаров (ради экономии денег); наращивание добычи золота, серебра и пр. За столь одностороннее пристрастие к деньгам (а ведь есть ещё и товары) меркантилизм на его первом этапе часто называют монетаризмом

      В отличие от раннего поздний меркантилизм – это меркантилизм в собственном смысле слова, ибо здесь проводилась более гибкая политика с упором на торговлю и экономические, а не административные методы: (а) поощрение внешней торговли, судоходства, колониальных экспедиций; (б) развитие производства экспортных товаров («чем промышленнее нация, тем больше она зарабатывает у иностранцев», напоминал меркантилистам Вольтер); (в) поддержание активного торгового (а не денежного) баланса с другими государствами (нам следует, писал Ман, «продавать иностранцам своих товаров на большую сумму, чем мы приобретаем у них»)

      Словом, упор здесь делался не на простое  накопление денежных сокровищ, а на запуск денег в оборот, приносящий доход. Поздние меркантилисты, по заключению Энгельса, осознали, что «капитал, неподвижно лежащий в сундуке, мёртв, тогда как в обращении он постоянно возрастает»

      Таким образом, развиваясь, меркантилизм искал  и находил всё более действенные  решения хозяйственных проблем  своего времени. Если же с высоты веков  говорить об уязвимых пунктах первой экономической школы, то это прежде всего преувеличение роли сферы  обращения и недооценка сферы производства. Последнее меркантилисты зачастую рассматривали лишь как «необходимое зло», как только средство роста торговли и притока денег в страну.

      Между тем именно производство даёт людям  подлинное материальное богатство – продукты потребления. Сфера же обращения и деньги вторичны, без производства благ в них попросту нет нужды. Купцы, писал патриарх английской классической школы Уильям Петти (1623-1687), не создают никакого продукта; они играют лишь роль артерий и вен, распределяющих продукцию производства.

 

Физиократы 

      Французские учёные Француа Кенэ (1694-1726) и Анн Тюгро (1721-1781) явились основателями школы физиократов, представители которой считали, что только земля продуктивна и что только труд сельскохозяйственных работников способен создать чистый продукт, то есть доход, превышающий затраты. Все другие виды деятельности (промышленность, торговля) являются «бесплодными», поскольку они лишь перерабатывают продукты, не увеличивая их количество. Свои доходы, по мнению физиократов, промышленники и купцы получают из «вторых рук». С точки зрения физиократов – экономистов Ф. Кенэ, Ж. Тюрго и других, капитал – один из факторов производства, а прибыль – форма дохода с капитала. Они ввели в научный оборот категорию «чистый продукт», в качестве которого рассматривали стоимость произведенной сельскохозяйственной продукции за вычетом всех затрат. В этой связи источником богатства было названо превышение производства сельскохозяйственного продукта над его потреблением. Они полагали, что экономическая политика должна осуществляться в соответствии с принципом «разрешайте делать, что хочется, и идти туда, куда хочется». Ф. Кенэ разработал экономическую таблицу, в которой впервые предпринял попытку количественного макроэкономического анализа натуральных и денежных потоков материальных ценностей в народном хозяйстве. Эта таблица стала прообразом методов анализа системы «затраты – выпуск». использующихся и в 20 веке, в которых раскрываются связи межотраслевого баланса.

      Эта школа сформулировала требование –  полная экономическая свобода личности и свободная конкуренция, не ограниченная вмешательством государства. 

 

Рыночная  школа классиков 

      Не  менее яркими представителями классической политической экономии были шотландский экономист, философ Адам Смит (1723-1790) и английский экономист Дэвид Рикардо (1772-1823). Источник богатства общества они также видели в производстве, а не в сфере обращения. Именно Смит. По словам Пушкина, популярно объяснил, «как государство богатеет, и чем живёт, и почему не нужно золота ему, когда простой продукт имеет». Но в отличие от физиократов британские классики полагали, что всякое производство (а не только земледелие) приносит свои плоды.

      Смит  и Рикардо выдвинули целый  ряд новых идей и теорий, из которых наиболее актуальной и по сей день является важная проблема мотивов и стимулов хозяйственной деятельности человека. Какие политико-экономические условия должны быть в обществе, что - бы максимально благоприятствовать росту его богатства? Отвечая на этот вопрос, классики сделали вывод, что первейшим таким условием является свободная и конкурентная рыночная экономика. Смит, в частности, был активным сторонником либерализма.

      Таким образом, суть либеральных идей применительно к экономике – в максимальной индивидуальной свободе и ответственности «экономического человека». Исходя из этого, Смит выступал против застойных феодальных порядков с их бесконечными ограничениями, запретами, повинностями; за неприкосновенность честной собственности и свободу предпринимательства; за невмешательство государства в хозяйственные дела нового. прогрессивного класса капиталистов-предпринимателей – буржуазии.

      И действительно, люди так устроены: им «что запрещено, того хочется» (Радищев). «Запретный плод им подавай, а без  того им рай не рай» (Пушкин). Поэтому Смит прав: не надо сопротивляться человеческой природе, искушая её «запретными плодами» социальных ограничений и делая эти плоды слаще и привлекательнее. Не следует вынуждать неугомонных предпринимателей прятаться в «тень» экономики и вместо двери ходить в окно. Свобода - вот что способно направить жажду доходной деятельности эгоизм предпринимателей в общеполезное русло. Каким же образом?

      Логическая  цепочка рассуждений Смита сводится к следующему. В обществе существует «естественный порядок», то есть стихийно (независимо от воли людей) действуют определённые законы, управляющие экономическими процессами. К примеру, каждый человек естественно стремится постоянно улучшать своё материальное положение. Этот своекорыстный интерес, стремление к личной выгоде – мощный стимул его хозяйственной активности.

      При этом люди обычно не думают об общественной пользе. Но думать и нет нужды. Как  говорит Смит, «дай мне то, что  мне нужно, и ты получишь то, что  нужно тебе». И в самом деле, разделение труда в обществе делает людей настолько взаимосвязанными и полезными друг другу, что если им не мешать, то незамысловатый житейский принцип «ты мне – я тебе» сработает наилучшим образом. А «невидимая рука» рыночных сил (свободные цены, спрос и предложение, конкуренция) заставит их действовать эффективнее и выпускать нужную продукцию качественнее и дешевле. В результате люди невольно служат друг другу, а значит, и всему обществу. Их разумный эгоизм совмещается со всеобщей взаимной полезностью и становится благотворным.

      Отталкиваясь  от этих рассуждений, Смит выступил за уже упомянутый принцип, за естественную свободу человека в обществе, за его индивидуальную активность без жёсткого контроля со стороны государства. Правители смотрят на людей как на «некий материал для политической механики» и подавляют их свободу, чтобы удержаться у власти. Так быть не должно.

Информация о работе Основные этапы развития экономической теории