Основные характеристики экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 14:26, контрольная работа

Описание работы

Развивающиеся страны при всем своем разнообразии характеризуются определенными сущностными чертами, позволяющими рассматривать их как более или менее единую группу с определенными однотипными или совпадающими интересами в области экономики и политики. Выделяют следующие признаки:
- зависимое положение в системе мирового капиталистического хозяйства, нахождение в системе производственных отношений мирового капитализма;
- переходной характер внутренних социально-экономических структур, производственных отношений в целом;
- низкий уровень развития производительных сил, отсталость промышленности, сельского хозяйства, производственной и социальной инфрастуктуры.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 125.00 Кб (Скачать)

Второй  этап в развитии "помощи" наступает  с периода деколонизации и  длится почти до конца 60-х годов. В этот период происходит формирование основных положений "классического неоколонизма", которые пытаются сдержать экономическое развитие рассматриваемых стран, усилить в них прозападную ориентацию, насадить реакционные политические режимы и т.д. К концу 60-х годов обнаруживается несостоятельность такой неоколонистской стратегии - развивающиеся страны властно требуют перемен, добиваются многих задач, поставленных перед собой в области борьбы с империализмом.

Третий  этап относится к 70-м годам, когда "помощь" стала занимать центральное  место в общей стратегии Запада к развивающимся странам, которая нашла свое наиболее органическое воплощение в концепции "взаимозависимости" в ее односторонней интерпретации, предполагающей отношения "руководство - зависимость".

Как представляется, с конца 80-х годов эта концепция значительно эволюционирует, становится разнообразной, более универсальной. Сама же практика помощи, соответственно претерпевает значительные изменения в плане учета интересов развивающихся стран.

Помощь  возникла главным образом, как "политический феномен". "Воздействие экономической мысли на концепцию помощи был таковым, что возникает вопрос: политики ли привлекли внимание экономистов Запада к проблемам развивающихся стран или наоборот". Этот западный экономист подчеркивает то обстоятельство, что конкретная политическая практика опередила экономическую теорию и заставила обратить внимание на специфические проблемы, встающие перед капиталистическим Западом в связи с появлением на мировой арене целой системы политически независимых государств развивающегося мира.

В самом  деле, вплоть до середины 60-х годов, даже после деколонизации, экономисты Запада в принципе не особенно учитывали  специфические социально-экономические  проблемы развивающихся стран.

Скорректированная в 70-80-е годы концепция помощи основывается на предположении, что развитые страны Запада служат определенной моделью развивающихся стран, поскольку получаемая ими помощь состоит исключительно из образцов западной культуры: материальных благ, технологии, образования и культуры, норм политического и социального поведения, парламентарной культуры, базирующейся на рудиментах структур власти, "перенесенных" сюда из Запада.

Современные исследователи помощи также отмечают, что наряду с бесспорными позитивными  процессами, привносимыми разными формами помощи, она порождает тенденцию политизации жизни, отвлекая наиболее способные слои населения от экономической деятельности. Помощь ведет к осуществлению политики, наносящей ущерб экономическому развитию молодых государств, порой чисто по политическим соображениям способствует созданию убыточных объектов, "утечки умов", "плацдармов" для проникновения и т.д.

Попытки западных стран приспособиться к  новым условиям находят свое отражение, во-первых, в стремлении к координированной политике в отношении развивающихся стран, во-вторых, в увеличении общих размеров оказываемой помощи, в-третьих, в структуре помощи, которая направляется в своей основе на интеграцию с производственным аппаратом капитализма и "привязку" экономик национальных государств третьего мира в качестве "периферии" Запада.

Надо  отметить то обстоятельство, что по абсолютным размерам оказываемая Западом  помощь достаточно значительна. Тем  не менее она, во-первых, не достигает  того уровня, который установила Конфедерация ООН по торговле и развитию, - 0,7% ВНП развитых стран в форме даров или низкопроцентных займов.

Во-вторых, условия помощи таковы, что надеяться  на ее эффективность в плане решения  экономических и социальных задач  не приходится, поскольку выплаты  по полученным займам стали превышать даже абсолютные ежегодные поступления в эти страны из-за границы.

В-третьих, большая доля помощи оказывалась  небольшой группе развивающихся  стран с четкими прозападными политическими режимами.

В-четвертых, об иррациональном характере этой помощи свидетельствует анализ самой структуры помощи. Так, стоимость подаренного или закупленного оружия, военной техники для стран Азии, Африки и Латинской Америки только за 1965-1985 годы составила более 65% всего объема помощи (или около 15 млрд. $ ежегодно). В то же время за эти два десятилетия все указанные страны направляли на экономическое развитие сумму менее 20 млрд. долларов США ежегодно. То есть стимулировался активный процесс милитаризации национальных хозяйств развивающихся стран.

В-пятых, помощь нацелена на активизацию частного капитала, она носит "связанный" характер, предусматривает определенные политические условия, способствует внедрению ТНК, их инфраструктуры.

Пытаясь усилить "прагматический" характер помощи, в последние годы делаются дополнительные акценты на следующие основные моменты:

- оказание  финансовой помощи через международные,  коллективные организации Запада, такие, как Международный банк  реконструкции и развития, Международный  валютный фонд, которые в состоянии  обеспечить финансовый контроль  над реализацией проектов, одновременно нейтрализуя недовольство стран тем, что помощь оговаривается политическими условиями;

- направление  большей доли помощи на производство  пищевых продуктов и разработку "реалистической стратегии"  экономического развития;

- ликвидация  ограничений на импорт некоторых  готовых изделий из развивающихся  стран в целях благоприятствования  их допуска на рынки Запада, то есть некоторая "либерализация  торговли", проведенная вы последующий  период;

- содействие  в разработке промышленной технологии, ("промежуточная технология"), сориентированной для развивающихся стран, оказание помощи в НИОКР для этой цели;

- стимулирование  ограничения роста населения,  помощи в проведении реформ  образования, с особым упором  на профессиональное обучение, по типу системы образования на Западе;

- активное  стимулирование частного предпринимательства  и иностранных капиталовложений, включая деятельность ТНК.

Наиболее  яркой тенденцией современного экономического развития мира стала экономическая  взаимозависимость стран, национальных хозяйств и хозяйственной жизни  регионов. Экономическая взаимозависимость  проявляется в том, что условия  хозяйственного развития, процесс воспроизводства и уровень жизни населения в каждой стране все больше определяется не только внутренними факторами, ресурсами и социально-экономической структурой страны, но и ситуацией, складывающейся в мире, всей системой международных экономических отношений.

Расширение  взаимных экономических связей развитых государств сопровождалось вступлением  их в противоречия с жизненно важными  отношениями развивающихся стран. При этом, как было показано ранее, и концепции формирования и развития международных экономических отношений во многом складывались на противопоставлении экономик и интересов развитых и развивающихся государств.

В связи  с этим, а также с учетом необходимости  смягчения не только военного, политического, но и экономического противостояния и исходя из факта растущей экономической взаимозависимости, ООН на ХХIХ сессии Генеральной Ассамблеи в 1974 году утвердила Хартию экономических прав и обязанностей государств, объективно направленную на охрану их экономической безопасности.

Документ, принятый в 1974 году Генеральной Ассамблеей ООН установил нормативно-правовую основу реализации Декларации и Программы действий по установлению нового международного экономического порядка, с идеей которого выступили развивающиеся страны.

Основополагающими принципами нового международного экономического порядка являются:

- суверенитет  каждого государства над всеми  своими национальными богатствами,  природными ресурсами и экономической  деятельностью;

- осуществление  интегрированной программы по  сырьевым товарам;

- беспрепятственный доступ промышленных товаров освободившихся стран на внешние рынки;

- передача  развивающимся странам новых  промышленных технологий;

- ограничение  негативных последствий деятельности  транснациональных корпораций;

- финансирование  экономического развития;

- проведение  комплексной реформы международной  валютной системы;

- установление  справедливого соотношения в  ценах на сырьевые товары и  промышленную продукцию;

- укрепление  экономического сотрудничества  по долговой ориентации, вместо  противостояния "богатого Севера" и "бедного Юга";

- справедливого  регулирования выплаты долгов  развивающихся стран.

Последний вопрос требует отдельного рассмотрения. По экспертным оценкам на начало 90-х  годов общая сумма долгов развивающихся  промышленно развитым странам намного превысила триллион долларов США.

Столь высокая задолженность постоянно  имеет тенденцию к росту, и  в настоящий момент более чем  в 200 раз превышает соответствующий  уровень на период 1955 года, оказывая крайне отрицательное влияние на преодоление экономической отсталости.

По данным ООН, более 40% всей задолженности приходится на страны Латинской Америки, где  лидерство держит Бразилия, Мексика  и Аргентина. В Африке главными должниками являются Алжир, Египет и Нигерия, а  в Азии - Индонезия, Филиппины и Индия.

Долговая  проблема заставила развивающиеся  страны в 80 годы выдвинуть на передний план стратегии установления нового международного экономического порядка  политику протекционализма в мировой  торговле, что естественным образом  наносит определенный ущерб в реализации остальных принципов.

Планомерное проведение в жизнь принципов  установления нового международного экономического порядка осуществляют Движение неприсоединения, "Группа 77", ЮНКТАД, ЮНИДО и различные  региональные организации. Главным  методом в их деятельности остается механизм многосторонних переговоров.

Движение  неприсоединения - крупнейшее межгосударственное политическое объединение, в состав которого входят 99 государств Азии, Африки, Латинской Америки, Океании и  Европы, а также Организаций освобождения Палестины. С экономической точки зрения, Движение объединяет развивающиеся страны, что находит прямое следствие в итоговых документах, вырабатываемых на систематически проводимых, начиная с 1961 года, (в Белграде) конференций глав государств и правительств.

Впервые термин "Движение неприсоединения" был зафиксирован в документах III конференции неприсоединившихся стран  в Лусаке в 1970 году. На следующей  Алжирской конференции в 1973 году Движением была принята Декларация об установлении нового международного экономического порядка и сопутствующая ей Программа действий.

В целях  расширения хозяйственных связей, согласования действий на международном уровне, защиты своих экономических интересов, развивающиеся страны образовали около 20 региональных и субрегиональных экономических группировок. В рамках подготовки к I сессии Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) в 1964 году была учреждена " Группа 77", выдвинувшая впоследствии программу перестройки международных экономических отношений.

Ныне  она объединяет 127 стран и превратилась в авторитетный орган координации  стратегии развивающихся стран  за переустройство международных экономических  отношения. Участники группы разрабатывают, согласовывают и координируют свои позиции на сессиях и конференциях органов ООН и на различных международных форумах по проблемам международных экономических отношений, включая торговлю, развитие промышленности, сельского хозяйства, науки и техники, финансовых институтов. С 1975 года их деятельность координируется "Группой 27", действующей при штаб-квартире ООН, которая способствовала принятию решения, чтобы совещания министров "Группы 77" стали бы регулярно проводиться во время сессий Генеральной Ассамблеи ООН.

Однако, деятельность ЮНКТАД представляется и  сегодня столь важной, что есть все основания более подробно остановиться на особенностях ее строения и функционирования.

Важной  организационной особенностью функционирования ЮНКТАД является метод работы по группам  стран. Существует четыре группы: "А" - страны Азии и Африки; "В" - развитые государства, "C" - Латиноамериканские страны, "Д" - страны Восточной Европы, СНГ. Китай ни в одну группу не входит. "Группа 77", состоящая из стран, относимых к группам "A" и "C" формального статуса в ЮНКТАД не имеет, однако его руководящие органы постоянно поддерживают с ней тесные рабочие контакты.

Информация о работе Основные характеристики экономики