Основные группы стран: критерии их деления и позиции в мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 11:03, контрольная работа

Описание работы

Развитые страны сегодня возглавляют процесс либерализации международной торговли, и в то же время извлекают из него наибольшие выгоды. В выработке международных норм торговой политики развитые страны последовательно исходят из своих интересов, а не из отвлеченных принципов, хотя постоянно на них ссылаются. Если им невыгодно либерализовать рынок какой-либо продукции, они его не либерализуют. Если им выгодно обеспечить проникновение своих изделий на рынки третьих стран и облегчить торговлю между собой, они добиваются устранения барьеров.

Содержание

1 Развитые индустриальные страны: социально-экономическая характеристика и их роль в мировой экономике……………………………….3
2 Развивающиеся страны: социально-экономическая характеристика и их позиции в мировой экономике………………………………………………12
3 Страны с переходной экономикой: социально-экономическая характеристика и их позиции в мировой экономике………………………….24
4 Список литературы……………………………………………………..28

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 128.50 Кб (Скачать)

     В тарифной классификации Японии 7222 товарные позиции. Из них 2592 (35.9%) ввозятся беспошлинно, остальные облагаются по ставкам так называемых общих тарифов. Есть список временных ставок, которые вводятся на короткий срок. Есть список товаров, по которым ставки подлежат снижению в порядке двусторонних переговоров. Есть список сезонных ставок на товары конкурирующего импорта, есть список тарифных преференций – сниженных ставок (от нуля до 80% общих тарифов), по которым облагается импорт из наиболее бедных развивающихся стран.

     Есть  список товаров (141 позиция), к которым  применяются тарифные квоты –  пониженные ставки в пределах определенного  объема импорта и повышенный сверх  этого объема. В этот список входят редкие растения и животные, а также  вещества, разрушающие озоновый слой.

     Нынешний  уровень развития японской экономики  позволяет стране проводить курс на практически полную либерализацию  внешней торговли. Это, тем не менее, не означает того, что правительство  полностью утрачивает контроль в  этой области. Скорее, следует вести речь о смене приоритетов и основных механизмов такого контроля, поскольку формирование импорта на максимально выгодных для японских компаний условиях остается главной заботой государственной импортной политики и по сей день.

     В 1998 г. количественные квоты импорта были отменены для всех сельскохозяйственных товаров, кроме риса. По принятому тогда же Основному закону о продовольствии, сельском хозяйстве и сельских районах (ст.18), правительство имеет право вводить тарифные и иные ограничения импорта, если он наносит или может нанести серьезный ущерб отечественному производству конкурирующей с ним продукции.

     Экспортные  операции в Японии регламентируются Законом о контроле над валютным обменом и внешней торговлей 1980г., являющимся базовым в регулировании всех видов внешнеэкономической деятельности. Он носит либеральный характер и в целом сопоставим с основами современного внешнеэкономического законодательства большинства развитых стран, исповедующих принципы свободной торговли. В соответствии с положениями Закона его действие во всех сферах применения служит целям поддержания баланса внешней торговли и международных платежей, нормальному развитию национальной экономики.

     Либерализация экспорта в Японии является довольно широкой - разрешения на экспорт необходимы в очень редких случаях, в основном вывоз товаров осуществляется практически свободно. Более регламентированной является финансовая процедура сделки. Минфин Японии установил определенный порядок оформления расчетов по экспорту, в соответствии с которым экспортер обязан получить банковское разрешение, что далеко не всем удается.

     В стране действует развитая система  экспортного контроля, которому подлежат не все, но многие еще товары. В основном контроль осуществляется в интересах  поддержания высокой репутации экспортной продукции. Контроль за её качеством осуществляется государственными или частными инспекциями (всего 37). В ходе инспекционного осмотра контролируются 3 основных параметра: качество товара, упаковки, сырья и материалов, из которых произведен экспортируемый товар. Кроме того инспектируется и сам процесс производства экспортной продукции.

     Товары, экспорт которых подлежит стимулированию, вывозятся с использованием экспортных кредитов, ставки по которым существенно  ниже рыночных. Определенной льготой для экспорта служит система страхования, в рамках которой частные банки и правительство Японии гарантируют покрытие 67-90% возможных потерь экспортера, в случае тех или иных обстоятельств, оговоренных в законе. В настоящее время в Японии действуют 6 видов государственного экспортного страхования. Правительство в лице специальных органов берет на себя форс-мажорные (до 95% общей суммы убытков) и кредитные (60-80%) риски, которые могут возникнуть в связи с невозможностью выполнения обязательств покупателем перед японским экспортером.

     Япония  – развитая страна, основными торговыми  партнерами которой являются страны развивающиеся. Поэтому Япония пошла  на предоставление преференциального  режима при импорте продукции  из этих стран, что является своего рода торгово-политической уступкой за право достаточно свободного доступа к их сырьевым ресурсам. ОСП действует в основном в отношении переработанной, включая полуфабрикаты, и готовой продукции (особенно продовольственной)(7). 
 
 
 

2 Развивающиеся страны: социально-экономическая характеристика и их позиции в мировой экономике 

     В начале 90-х гг. «третий мир» развивался крайне неравномерно, в результате чего динамично углублялся процесс  дифференциации, т. е. среди развивающихся  стран мира четко обозначились две крайние группы государств:

     - наиболее развитые;

     - наименее развитые(1).

     Между ними располагается основная масса  стран «третьего мира».

     В соответствии с мировыми классификациями, бедным называется тот, кто получает меньше 275 долл. в год. В начале 90-х  гг. насчитывалось 20 стран с меньшим уровнем дохода. За последние семнадцать лет в 71 из 140 стран наблюдался спад уровня доходов населения. В наиболее сложном положении находятся 42 наименее развитые страны, в которых средний объем ВВП на душу населения, по подсчетам ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию), снизился до 230 долл. По производству ВВП на душу населения разрыв этой группы стран от средних показателей возрос до 4 раз.

     В региональном плане наименее развиты 42 государства (8 в Азии, 29 в Африке, остальные – в Латинской Америке и Океании) с населением примерно 407 млн. чел. Наиболее развитые страны «третьего мира» выделились на основе «нефтяного бума».

     На  другом полюсе обосновались беднейшие  государства, находящиеся в положении  фактического застоя. Среди них ряд стран Африки, в том числе Мозамбик (ВНП — 80 долл. в год на человека), Танзания (100 долл.), Эфиопия (100 долл.), Чад и Руанда (200 долл.), Бурунди (180 долл.), Сьерра Леоне (140 долл.), Уганда (190 долл.). Кроме названных стран в эту группу входят отдельные страны Азии: Непал (160 долл.), Бутан и Вьетнам (70 долл.), Мньянма и др. (по данным Всемирного Банка).

     В категорию развивающихся государств входят также две крупнейшие страны мира — Китай (с населением примерно 1,2 млрд. чел.) и Индия (около 1 млрд. чел.). Несмотря на относительно низкий уровень ВНП на душу населения (примерно по 300 долл.), благодаря крупному потенциалу природных и людских ресурсов и целенаправленной стратегии социально-экономического развития этих стран, в них уже сформирован крупный производственный потенциал, решается (в результате проведенных реформ) продовольственная проблема, а сами эти государства рассматриваются как реальные претенденты на статус великих держав.

     Можно выделить классификацию развивающихся  стран по следующим критериям:

    • страны с активным платежным балансом: Бруней-Даруссалам, Ирак, Иран, Кувейт, Катар, Объединенные Арабские Эмираты, Ливийская Арабская Джамахирия, Саудовская Аравия;
    • страны с пассивным платежным балансом:

     *экспортеры энергоресурсов: Алжир, Ангола, Бахрейн, Боливия, Венесуэла, Габон, Египет Индонезия, Камерун, Конго, Малайзия, Мексика, Нигерия, Оман, Перу, Сирийская Арабская Республика, Тринидад и Тобаго, Тунис, Эквадор;

     *чистые импортеры энергоресурсов: все остальные развивающиеся страны;

     -страны с недавно сформировавшимся активным платежным балансом: Гонконг, Южная Корея, Сингапур, Тайвань;

     -страны – крупные должники: Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Кот-д’Ивуар, Марокко, Мексика, Нигерия, Перу, Уругвай, Филиппины, Чили, Эквадор, бывшая Югославия;

     -наименее развитые страны: Афганистан, Бангладеш, Бенин, Ботсвана, Буркина-Фасо, Бурунди, Бутан, Вануату, Гаити, Гвинея, Гвинея-Биссау, Гамбия, Джибути, Заир, Замбия, Йемен, Кабо-Верде, Камбоджа и др.;

     -страны Африки к югу от Сахары: страны африканского континента и близлежащие островные государства, за исключением Нигерии, стран Южной и Северной Африки (Алжира, Египта, Ливии, Марокко, Туниса);

     -страны южной и восточной Азии: страны южной Азии, юго-восточной Азии, восточной Азии, за исключением Китая;

     -страны Средиземноморья: Кипр, Мальта, Турция, бывшая Югославия;

     -страны западной Азии: Бахрейн, Израиль, Иордания, Ирак, Иран, Йемен, Оман, Катар, Кувейт, Сирийская Арабская Республика, Ливан, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия,.

     Так называемые «новые индустриальные страны»  по ряду признаков выделяются из основной массы развивающихся стран. Черты, отличающие «новые индустриальные страны»  как от развивающихся стран, из среды  которых они вышли, так и от развитых капиталистических стран, в ряды которых некоторые из них уже вступили «одной ногой», позволяют говорить о появлении особой «новоиндустриальной модели» развития.

     Не  умаляя важной роли опыта развития латиноамериканских «новых индустриальных стран», все же следует подчеркнуть, что азиатские «новые индустриальные страны» - Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур – стали своеобразными образцами развития для многих освободившихся государств, как в отношении внутренней динамики народного хозяйства, так и в отношении внешнеэкономической экспансии.

     К «новым индустриальным странам» относят  Южную Корею, Тайвань, Сингапур, Гонконг, а также Аргентину, Бразилию, Мексику. Все перечисленные страны – это  «новые индустриальные страны» «первой  волны» или первого поколения. Следом за ними идут «новые индустриальные страны» последующих поколений. Например, второго поколения: Малайзия, Таиланд, Индия, Чили; третьего поколения: Кипр, Тунис, Турция и Индонезия; четвертого поколения: Филиппины, южные провинции Китая и др. В итоге появляются целые зоны «новоиндустриальности», полюса экономического роста, распространяющие свое влияние, прежде всего на близлежащие регионы1.

     Критерии, по которым те или иные государства относят к «новым индустриальным странам» по методике ООН, следующие:

     1. размер валового внутреннего  продукта на душу населения;

     2. объем экспорта промышленных  изделий и их доля в общем  вывозе;

     3. среднегодовые темпы его прироста;

     4. объем прямых инвестиций за  рубежом; 

     5. удельный вес обрабатывающей  промышленности в ВВП (он должен  быть более 20%)2.

     По  всем этим показателям «новые индустриальные страны» не только выделяются на фоне других развивающихся стран, но зачастую превосходят подобные показатели ряда промышленно-развитых стран.

     Высокие темпы роста «новых индустриальных стран» сопровождаются значительным повышением благосостояния населения.

     Отставание  развивающихся стран от промышленно-развитых стран является существенной проблемой  не только для самих этих стран, но и для всего мирового хозяйства. Сильно выраженные диспропорции на разных «полюсах» оказывают свое влияние  на структуру и уровень развития мирохозяйственных связей. Те развивающиеся страны, где сырье — основа экспорта, остро нуждаются в поиске дополнительных экспортных ресурсов, способных поддержать их позиции на мировом рынке. Несмотря на ряд проблем в области расширения экспорта традиционных товаров, доля развивающихся стран в общем мировом экспорте повышается (см. приложение 1). 

      Социально-экономическая  трансформация развивающихся стран  создала необходимые условия  для ускорения их развития. Этому  способствовало сокращение внеэкономического принуждения, ограничение традиционных методов деятельности иностранного капитала, проведение социальных преобразований, которые подорвали докапиталистические отношения1.

     За  прошедшие десятилетия развивающиеся  страны по ряду социальных показателей  достигли таких сдвигов, которые  были осуществлены в западных странах  почти за век. Несмотря на эти успехи, остаются огромные социальные и экономические проблемы. Примерно 30 млн. детей в возрасте до 5 лет умирают каждый год из-за причин, которые не являются роковыми в промышленно-развитых странах. Около 100 млн. детей, 20% соответствующей возрастной группы, не получают начального образования.

     Важную  роль, определяющую положение развивающихся стран в мировом хозяйстве, играют внешнеэкономические связи. Их развитие профилирует не только взаимосвязи с другими подсистемами, но и степень воздействия последних на внутренний рынок.

Информация о работе Основные группы стран: критерии их деления и позиции в мировой экономике