Основные формы предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 17:27, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является углубленное изучение проблем экономики, в частности изучение основных форм предпринимательской деятельности, приобретение навыков самостоятельной работы.
В работе проработаны вопросы из различных источников методами рефератирования и конспектирования.

Содержание

Введение 2
Основные формы предпринимательской деятельности 4
Заключение 19
Литература 20

Работа содержит 1 файл

Контрольная111.doc

— 172.00 Кб (Скачать)

Выделяются также организационно-экономические формы предпринимательства, характеризующие соглашения между предпринимателями в области организации их деятельности, которые представляют собой монополистические объединения, создаваемые для контроля рынка. Можно выделить следующие формы:

1. Картель - соглашение между предпринимателями одной отрасли о ценах, разделе рынков сбыта продукции, долях в общем объеме производства, параметрах продукции и т.п.

2. Синдикат - объединение сбыта продукции предпринимателями одной отрасли с целью устранения излишней конкуренции между ними.

3. Консорциум - объединение предпринимателей с целью совместного проведения крупной финансовой операции для уменьшения риска и привлечения дополнительного капитала.

4. Концерн - многоотраслевое акционерное общество, контролирующее предприятия через систему участий.

Это означает приобретение контрольного пакета акций различных  компаний, которые по отношению к  контролирующей их фирме выступают  в роли дочерних. В свою очередь, дочерние компании могут владеть контрольными пакетами акций других обществ, нередко расположенных в различных странах. Так возникают транснациональные корпорации - ТНК.

Таким образом, основные различия форм объединений предприятий  связаны со степенью сохранения самостоятельности, входящих в объединения. В основе объединения предприятий может лежать:

  1. горизонтальная интеграция – объединение предприятий одной отрасли, одной сферы производства;
  2. вертикальная интеграция – объединение предприятий разных отраслей, технологически связанных между собой;
  3. диверсификация – объединение предприятий разных отраслей, технологически не связанных между собой.

 

 Возрождение предпринимательской  деятельности в России и в бывших социалистических странах - это уникальное социальное, политическое и экономическое явление в истории человечества. Эта уникальность состоит в том, что предпринимательство возникло и развивается не эволюционным путем, как в странах с традиционно рыночной экономикой, а в условиях экономической революции, ломки централизованной плановой системы. Поэтому предпринимательская деятельность в нашей стране в современный период сталкивается с целым рядом трудностей. Медленно формируется законодательная база предпринимательства. Бизнес в стране развивается в условиях незавершенности процесса дележа собственности. Принцип частной автономии ограничен, т.к. свободе хозяйственной деятельности противостоит традиционная для командной экономики монопольная организация хозяйства. Товарно-денежный обмен в России сильно затруднен несовершенством финансово-кредитных отношений (проблема обналичивания денег, кризис неплатежей и т.д.), а также высокими темпами инфляции. Положение усугубляется еще и тем, что значительная часть предпринимательской активности служит исключительно как временное средство накопления первоначального капитала на основе различного рода злоупотреблений и создания криминальных структур, что усиливает нестабильность, неопределенность и недоверие в сфере бизнес-деятельности. Эти и другие проблемы настоятельно требуют государственного вмешательства в форме экономической и юридической поддержки предпринимательства. Как показывает зарубежный опыт, такая поддержка включает льготное кредитование, льготное налогообложение, создание различных программ и фондов поддержки, организацией действенных систем борьбы с вымогательством и бюрократизацией и т. д.

Важнейшей проблемой  развития предпринимательства в  России является учет региональных особенностей. Это имеет особое значение для малых предприятий, тяготение которых к своей территории объективно предопределяется природной слабостью. В подавляющем большинстве случаев они вынуждены ориентироваться на локальный спрос. Платежеспособность локального спроса в сочетании с другими социально-экономическими факторами во многом определяют жизнеспособность малого предпринимательства. Нынешняя же ситуация в России такова, что надежды, связанные с функционированием, малых предприятий плохо оправдываются. Например, формирование малого предпринимательства на Дальнем Востоке имеет ряд специфических черт. Материальная технология характеризуется сложившейся несбалансированной системой народного хозяйства, нерациональной структурой производства и потребления, большим, чем в среднем по стране, износом основных фондов, отсутствием долговременных источников финансирования. К тому же среди создаваемых предприятий только 15% организуется на основе частной индивидуальной или коллективно-долевой собственности, тогда как средний показатель по стране составляет свыше 60%. Данные цифры показывают более узкую базу малого предпринимательства и преобладание в регионе так называемых «самоуправляющихся фирм».

Развитие предприятий  малого бизнеса в Приморье носит  неустойчивый характер. Так, до 1995 г. наблюдался их рост, в 1996-97 гг. сокращение, в 1998-99 гг. отмечается небольшое увеличение. В 1998 г. численность работающих на МП составила 99,6 тыс. человек (9,27% от экономически активного населения края), 35% из которых заняты в торговле и общественном питании, 25% - в промышленности, 215 – в строительстве. При этом предприятиями малого бизнеса было произведено товаров и оказано услуг на 2543.3 млн. рублей, что составило 8% объема выпуска продукции и оказания услуг крупными и средними предприятиями всех отраслей экономики края. Эти цифры пока еще очень далеки от необходимых для создания нормальной конкурентной среды (критическая масса малых предприятий в международной практике определяется из расчета одно предприятие на 30-50 жителей определенной территории).

 

Заключение

Мировой опыт показывает, что предпринимательство – это один из важнейших факторов формирования и развития рыночной экономики. В развитых странах малый бизнес вовлёк в свою деятельность 50 – 60% работоспособного населения и сформировал 70 – 80% новых рабочих мест, на его долю приходится от20 до 60% валового национального продукта.

Таким образом, предпринимательство  является основным элементом рыночной экономики. Поэтому развитие малого и среднего бизнеса должно стать  одной из главных задач региональной политики нашего государства.

 

Литература

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 28 мая 1991 г. № 813-XІІ "О предпринимательстве в Республике Беларусь"

1. С.В. Дадалко Пути  развития предпринимательства/Минск  "Армита-Маркетинг, Менеджмент" 2001г.

2. В.Н. Шимов Экономическое  развитие Беларуси на рубеже веков:проблемы, итоги, перспективы/Минск БГЭУ 2003г.

3. Лацкевич Н. В.  Организационно-экономичсеские развитие  предпринимательства в Республике Беларусь/автореферат Минск 2003г.

4. Б.И.Врублевский Основы  предпринимательской деятельности/Гомель ХЦ НТУ "Развитие" 1993г.

5. Верхан П.К. Предпринимательство:  его функции и общественно-политическая  ответственность/Минск 1992г.

6. Учебное пособие  “Экономика предпринимательства:  курс лекций”/ Москва “Владос” 1999г.

7. Экономическая теория. Учебник под ред. Н.И.Базылева, С.П.Гурко Минск БГЭУ 1999г.

8. Л.Ф.Догиль, Б.Д.Семёнов.  Предпринимательство и малый  бизнес. Минск Вышейшая школа  1997г.




Информация о работе Основные формы предпринимательской деятельности