Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 21:34, доклад
Отношения собственности имеют многовековую историю и общечеловеческую ценность. Они являются основой всей системы экономических отношений в обществе. С ними связаны действенные стимулы экономической и предпринимательской деятельности людей, их цели и интересы, формы и методы хозяйствования.
Франчайзор - это компания, которая выдает лицензию или передает в право пользования свой товарный знак, ноу-хау и операционные системы. Например, франчайзор создает успешный продукт или услуги, скажем, особый стиль работы ресторана быстрого питания. Франчайзор исследует, и развивает бизнес, тратит деньги на продвижение бизнеса, создает хорошую репутацию и узнаваемый имидж (называемый - брэнднэймг). После того, как компания доказала работоспособность своей бизнес концепции и успешную воспроизводимость этого бизнеса, она может начать предлагать предпринимателям, которые хотят повторить подобный успех, купить ее франшизу.
Франчайзи - это человек или компания, которая покупает возможность обучения и помощь при создании бизнеса у франчайзора и выплачивает сервисную плату (роялти) за использование товарного знака, ноу-хау и системы ведения работ франчайзора. Франчайзи сам оплачивает затраты на создание бизнеса. Очень часто франчайзор предоставляет очень выгодные скидки на важные поставки (материалы, расходные средства). Эти скидки всегда дают возможность франчайзи покупать продукты у франчайзора по более низкой цене и таким образом это стоит дешевле, чем развивать бизнес без франчайзора. Франчайзи делает первоначальный взнос за помощь по созданию и открытию бизнеса. Франчайзи принимает на себя обязанность выплачивать ежемесячные взносы за право пользование торговым знаком и бизнес системой и за поддержку, обучение и консалтинг, предоставляемые франчайзором. Если все идет по плану, то франчайзи ведет успешный бизнес, и его прибыль превосходит затраты.
Франшиза - это полная бизнес система, которую франчайзор продает франчайзи. Другим названием для подобной системы служит франчайзинговый пакет, который обычно включает пособия по ведению работ и другие важные материалы, принадлежащие франчайзору. Любой вид бизнеса можно превратить во франшизу. Международная Ассоциация Франчайзинга выделяет 70 отраслей хозяйства, в которых можно использовать методы франчайзинга. Полное их перечисление не имеет смысла, но мы можем понять ширину применимости франчайзинга из следующей выборки: бухгалтерский учет, авторемонт, книжные магазины, детская одежда и обучение, строительство, небольшие продовольственные магазины, магазины косметических товаров, образование, услуги по трудоустройству, рестораны, отели, прачечные и услуги по уборке, частные почтовые ящики, фотостудии, риэлтерские компании, туризм и развлечение, прокат специального оборудования и туристические агентства.
Франчайзинговые
взаимоотношения могут быть прибыльными
для обеих сторон. Франчайзи заинтересован
в максимальных продажах при минимальных
затратах. Франчайзи должен следовать
правилам ведения бизнеса по франшизе
и участвовать в рекламных и маркетинговых
компаниях, проводимых франчайзором. Франчайзор
сосредоточенно работает над тем, чтобы
лидировать в конкурентной борьбе, что
было бы очень трудно сделать одному франчайзи.
Франчайзор предоставляет необходимую
поддержку, с тем чтобы франчайзи мог уделять
все внимание своим ежедневным операциям.
Для того, чтобы достичь такого уровня
взаимодействия и защиты со стороны франчайзора
франчайзи должен сформировать особые
взаимоотношения с франчайзором. Эти взаимоотношения
являются достаточно сложными, но эта
ситуация сравнима с положением президента,
которому помогает группа экспертов по
всем важным вопросам. Президентом является
франчайзи. Президент отвечает за данный
бизнес. Но президент никогда не является
абсолютным специалистом во всем. У президента
есть всегда группа советников, которые
являются экспертами по техническим вопросам.
Эти люди понимают, что президент сознает
их авторитет и опыт и будет следовать
их рекомендациям. Чтобы стать президентом,
франчайзи должен выполнить семь условий:
1)Полностью принять точку зрения франчайзора, его цели и ценности в данном бизнесе.
2)Доверять и уважать франчайзора и в свою очередь формировать уважение и доверие франчайзора к себе.
3)Принимать четко
установленные правила и
4)Стремиться
работать и общаться с
5)Связать себя определенными обязательствами с бизнесом, быть верным ему в хорошие и плохие времена.
6)Следовать операционным процедурам и стандартам, установленным франчайзором.
7)Стать частью
системы путем внесения в
Можно разными
способами получить разрешение, чтобы
стать франчайзи, наиболее распространенными
способами являются:
1)Прямой франчайзинг.
Франчайзор продает
франшизу напрямую местному предпринимателю
(франчайзи). Это самый лучший способ, чтобы
обеспечить хорошую взаимосвязь между
франчайзором и франчайзи. В случае с международным
франчайзингом, где географическое расстояние
между франчайзором и франчайзи велико,
недостатком такого метода может быть
отсутствие поддержки на местном уровне
и меньшее внимания к местным особенностям.
Многие мелкие франчайзоры не прибегают
к такой форме франчайзинга, потому что
уходит много времени и усилий на поддержку
таких франчайзи. Крупные франчайзоры
используют такую систему с целью исследования
рынка и условий ведения бизнеса в данной
стране. Представьте себе, как сильно вы
рискуете, когда планируя создать систему
из 50 франшиз вы обнаруживаете, после развития
5 франшиз, что существует местные культурные
различия, которые делают ваш бизнес невыгодным.
Вместо этого, франчайзор продает одну
франшизу и следит за ее развитием. Если
все идет хорошо, то франчайзор может начать
продавать большее количество франшиз
в этой стране.
2)Мастер франшиза.
Отношения по мастерской франшизе возникают, когда международный франчайзор продает исключительные права на развитие всей системы на территории всей страны одному франчайзи. Такой тип франчайзи называется владелец мастерской лицензии. Таки образом, франчайзи становится франчайзором в данной стране, продавая и предлагая франшизы другим предпринимателям и собирая с них сервисную плату (роялти). Это часто происходит, когда существует очевидный спрос на франшизу. В таком случае франчайзор не беспокоится о том, будет его бизнес развиваться успешно или нет. Вместо этого франчайзор ищет хорошо обеспеченного местного предпринимателя, обладающего организацией, которая позволит ему сделать систему франчайзора успешно работающей концепцией на территории всей страны.
Франчайзинг - явление во многом специфическое. Особенность этой формы предпринимательства в том, что предприятия, работающие по договору франчайзинга, несмотря на юридическую самостоятельность, являются по сути, частью единой системы. Таким образом, франчайзинг, по сути, с одной стороны, помогает избежать достаточное количество сложностей, связанных с функционированием независимого малого бизнеса, а с другой стороны, порождает проблемы, свойственные любой корпоративной структуре. Поэтому если стоит выбор, обращаться к франчайзингу или нет, следует знать, что в силу подобной двойственности любой из плюсов франчайзинга может обернуться минусом, если рассмотреть его под несколько иным углом зрения. Неоспоримым преимуществом для начинающего предпринимателя является то, что принадлежность к единой франшизной системе и использование признанной торговой марки значительно снижают риски. Постоянная поддержка и контроль со стороны франчайзера дает возможность предпринимателям-франчайзи научиться эффективным методам управления бизнесом, повысить свой профессионализм и компетентность. Однако, их предпринимательская инициатива ограничена: помимо того, что франчайзер вмешивается во все сферы деятельности предприятия, он может принимать важные решения, не учитывая мнения отдельных франчайзи. Тем не менее, франчайзи имеет дело с проверенным бизнесом, предоставляемые ими услуги конкурентоспособны, товары надежны. И те, и другие стандартизированы, и забота о дальнейшем совершенствовании качества целиком лежит на франчайзере. Соответственно, инициатива франчайзи по обновлению и расширению ассортимента и спецификаций ограничена этими стандартами. Бесперебойные поставки продукции, сырья и материалов, которые полностью обеспечивают потребности предприятия, несомненно, положительный факт. Но при товарном франчайзинге ассортимент строго подчинен условиям договора, франчайзи не имеет права его нарушать, продавая иные товары (услуги), так как может составить конкуренцию товарам франчайзер. К тому же объемы продаж, можно считать, навязываются франчайзи в соответствии с политикой маркетинга компании-франчайзера и зачастую не соответствует планам и возможностям франчайзи.