Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 18:06, контрольная работа
Характерной особенностью современного этапа мирового развития является переход человеческой цивилизации от индустриального к постиндустриальному обществу, связанного с глобальным характером усиливающегося воздействия науки и техники на все стороны жизни общества, знаковыми технологическими сдвигами, ведущими к крупномасштабным социально-экономическим и историческим переменам. Меняется набор основных факторов и источников экономического роста. Важнейшими из них становятся научные знания, превращающиеся в интегральный ресурс, который, наряду с природными ресурсами и капиталом, способен оказывать влияние на уровень развития экономической системы.
Введение…………………………………………………………..2
1 ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОМЫШЛЕН
О РАЗВИТЫХ СТРАН…………………………………………...3
2 ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПРОМЫШЛЕННО РАЗВИТЫХ СТРАН…………………………………………………………….3
3 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ВЫРАВНИВАНИЕ УРОВНЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ СТРАН ЗАПАДА………………………………………………..12
4 США В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ………………………....15
5 МИРОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ США…………..23
6 ФАКТОРЫ МИРОВОГО ВЛИЯНИЯ США………………...29
7 ПРИОРИТЕТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И СТРАТЕГИИ………………………………………………….....41
8 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………...52
Позиции на рынках ссудного капитала. Американское хозяйство опирается на мощный внутренний рынок ссудного капитала. Компании и государство не только выступают крупнейшими мировыми кредиторами, но и в широких масштабах используют ссудный капитал других стран. Этот капитал поступает в США на основе рыночных интересов, привлеченный более высокой доходностью, надежностью помещения, перспективами будущего роста. В мировой конкуренции за финансовые ресурсы США побеждают благодаря своему мощному потенциалу, генерирующему экономический рост на новой технологической основе, а в организационном плане этот перелив обеспечивается емкостью и высокой степенью совершенства внутреннего финансового рынка, способного принимать и размещать 100–150 млрд. долл. в год из-за границы.
Масштабы
внутреннего кредитного рынка являются
мощным фактором влияния США на мировое
движение денежных ресурсов. В начале
90-х годов объем кредитных
Доллар – мировая валюта. Сокращению ведущих позиций США в мировой экономике содействует международная роль доллара, который остается главным резервным и расчетным средством в мировой валютно-финансовой системе. Инвалютные резервы центральных банков других стран на 61% состоят из долларов, почти 2/3 расчетов в мировой торговле осуществляется в долларах; доллар служит мерой ценности многих важных товаров (например, нефти) на мировом рынке; в долларах производится 3/4 международного банковского кредитования. С середины 70-х годов роль доллара несколько снизилась, но она значительно превосходит экономический вес США в мире.
До настоящего времени доллар служит единым эталоном, на который равняются все валюты развитых стран. Хотя официальным мерилом ценности валют служат (СДР) – специальные права заимствования, их роль остается формальной, и на практике все участники международных расчетов продолжают ориентироваться на доллар. Причиной этого служит потребность международного обмена в едином универсальном расчетном средстве, диктуемая возрастающим единством товарного производства в мировом хозяйстве. Эффективно удовлетворить эту потребность в существующих условиях может только национальная валюта страны, которой принадлежит ведущая роль в мировом хозяйстве, и США отвечают этим требованиям.
Изменения курса доллара влекут за собой глубокие последствия и для США, и для других стран. Повышение его курса относительно уменьшает объем экспортной выручки в долларах, нередко влечет за собой более значительное, чем изменение валютного курса, падение мировых цен, особенно на сырье. Напротив, снижение курса доллара служит мощным средством, способствующим росту американского экспорта и оттеснению конкурентов США на внешних рынках. Одновременно сдерживается импорт в США вследствие эффекта роста цен. Таким образом, для США изменения курса доллара так или иначе приносят выгоды и преимущества.
Изменение
позиции США в
Используя
внешние источники
Сам
механизм возникновения внешнего долга
США своеобразен. Иностранный капитал
притекает в США свободно, под
влиянием рыночных интересов. Поэтому
обязательства США перед
ПРИОРИТЕТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И СТРАТЕГИИ
Основные цели стратегии. Повышение уровня конкурентоспособности и сохранение лидирующих позиций в мировом хозяйстве – неотъемлемые элементы стратегии всех без исключения американских администраций второй половины текущего столетия. Достижение этих целей формируется в рамках национальной экономической безопасности и тесно увязывается с ней. Особое внимание уделяется разработке и реализации глобалистской по форме и экспансионистской по содержанию стратегии, направленной на закрепление лидирующих позиций в политической, экономической и технологической сферах. В этой связи экономическая стратегия США тесно увязывается с задачами в области оборонной и внешней политики. При этом военно-политическая сфера безопасности рассматривается как приоритетная. Опора на военную силу является основным направлением политики США на международной арене.
Администрация США видит основную угрозу безопасности в нарушении мирового порядка, обеспечивающего процветание американской нации. В связи с этим целью стратегии является поддержание "превосходящей американской силы". Военное доминирование США гарантирует политическую стабильность для экономической взаимозависимости. В рамках комплексного подхода к решению проблем экономической безопасности страны и в целях укрепления механизма межведомственной координации политики в этой области в начале 1993 г. в США был создан Национальный экономический совет, которому был придан профессиональный аппарат во главе с помощником президента по экономической политике. В современных условиях экономическая стратегия пытается синтезировать в себе самые различные задачи и интересы национального, регионального и местного характера.
Основное
место занимает стимулирование структурной
перестройки экономики на основе
достижений нового этапа НТП. Наряду
с модернизацией
Действенным средством в этой области служат изменение налогового обложения и амортизационная политика, выдача субсидий и гарантированных займов, обучение рабочей силы. Используются прямые и косвенные методы (последние преобладают). На содействие структурной перестройке в США ежегодно расходуется 100–200 млрд. долл.
Роль государства. Американская федеральная администрация является наиболее мощной организацией в мире. Ее бюджет больше ВВП любой другой страны за исключением КНР, Японии и Германии. Государство берет на себя значительную часть расходов на проведение НИОКР – 46,4%, больше, чем в других ведущих индустриальных странах, за исключением Франции. Государство финансирует более половины фундаментальных исследований, практически полностью – создание наиболее сложных и дорогостоящих установок фундаментальной науки. Высока доля государственных расходов в здравоохранении (13,4%).
Государственные
органы оказывают поддержку частным
фирмам в укреплении конкурентоспособности.
Важнейшим приоритетом
Немаловажное значение уделяется концентрации и централизации капитала, что призвано содействовать усилению международной конкурентоспособности ТНК. Стимулирующее воздействие на процессы концентрации производства оказывают государственные военные заказы, предполагающие гарантированный сбыт продукции.
Предпринимались шаги по снятию законодательных ограничений, препятствующих усилению концентрации в области экспортно-импортных операций. В 80-е годы администрация и конгресс по существу аннулировали многие положения антитрестовского законодательства, которое и раньше не содержало детально регулируемых требований.
Направления внешнеэкономической политики. Являясь крупнейшим экспортером капитала в форме прямых инвестиций, США активно добиваются создания необходимого инвестиционного климата для своих корпораций за рубежом, оказывая им всестороннюю поддержку, включая военное давление. Основные усилия в этой области направлены на создание либеральной инвестиционной системы для американских инвесторов и защиты их собственности.
Содействие экспорту частного капитала оказывается через государственную корпорацию частных капиталовложений за границей (ОПИК). Она предоставляет инвестиционные гарантии, осуществляет непосредственное финансирование, проводит подготовительную работу по осуществлению зарубежных инвестиционных проектов. Финансовые условия предоставления заемных средств носят льготный характер. Новым направлением стало расширение деятельности ОПИК на Центральную и Восточную Европу, а также на страны СНГ. Проводя политику стимулирования экспорта капитала, США предпринимают меры по созданию механизма защиты инвестиций, в котором важное место отводится двусторонним и многосторонним соглашениям. С 80-х годов усилилась тенденция к сотрудничеству американских ТНК с местным капиталом. Начиная с 1977 г. около половины американских прямых инвестиций осуществляются в форме смешанных предприятий с местными партнерами.
Для иностранных прямых капиталовложений в США установлен национальный режим. Официально они ограничиваются только исходя из интересов национальной безопасности в ряде отраслей добывающей и обрабатывающей промышленности, в том числе авиационной, судостроительной, в атомной энергетике, морском судоходстве, авиационном транспорте, радиовещании и космических коммуникациях. В этих случаях на иностранных инвесторов распространяется режим наибольшего благоприятствования. Одновременно американская администрация усилила наблюдение и контроль над процессами притока и функционирования иностранного капитала. В связи с этим был принят ряд законодательных актов.
Важным средством содействия зарубежной деятельности американских компаний выступают программы экономической помощи США иностранным государствам. Соглашения о предоставлении помощи нередко определяются обязательствами стран-получателей создать инвестиционный климат для деятельности американского капитала, гарантировать его от национализации. Приняты поправки к законам о помощи иностранным государствам, которые уполномочивали президента прекращать экономическую помощь странам, национализировавшим имущество американских компаний или граждан и не предоставившим или не принявшим меры по компенсации. Они уполномочивали и представителей США в международных организациях выступать против предоставления многосторонней помощи тем странам, которые экспроприировали американскую собственность.
В сфере постоянного внимания администрации находятся внешнеторговые позиции страны. В области внешней торговли осуществляется двойственный курс, направленный на обеспечение свободы торговли в мире и защиту своего рынка. Администрация ограждает интересы отдельных социальных слоев и групп от излишнего иностранного влияния, учитывая взгляды сторонников своей партии. Масштабы протекционизма в США весьма значительны. В число товаров, облагаемых высокими таможенными пошлинами, входят одежда, обувь, табак и табачные изделия, овощи и продукты из них. Особенно сильный ущерб наносится экспорту продукции обрабатывающей промышленности из развивающихся стран. Протекционистская политика проводится на избирательной основе.
В отношении целого ряда стран, курс которых неугоден США, проводится политика запрета экономических связей. К странам, в отношении которых проводятся торговые запреты, выдвигаются обвинения в терроризме или нарушении режима нераспространения, нарушении прав человека, относятся Ирак, Сирия, КНДР, Вьетнам, Куба, Ливия.
Импортная
политика отражает структурные сдвиги
в экономике и способствуют их
осуществлению. Обычно более высокое
проникновение импорта
Правящими кругами широко используется лозунг "свободы торговли", как бы символизируя верность идеалам американского капитализма. В 80–90-е годы он постоянно присутствует в выступлении всех президентов. Курс на свободную торговлю напрямую увязан с главной стратегической задачей обеспечения американского лидерства в мире, что одновременно вызывает стремление США установить контроль над всеми международными передачами новейшей технологии.
Информация о работе Основные черты экономического развития промышленно развитых стран