Организация предприятия в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 04:23, курсовая работа

Описание работы

Главной целью данной курсовой работы является ознакомление с основами организации предприятия в рыночной экономике.

Исходя из цели, в курсовой работе подлежат рассмотрению следующие задачи:
сущность предприятия, как коммерческой организации;
его основные признаки;
классификация и типы предприятий;
организационно-правовые формы;
механизм функционирования субъекта хозяйствования;
порядок открытия акционерного общества.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Предприятие и его признаки 5

Глава 2. Механизм функционирования предприятия 14

Глава 3. Порядок открытия акционерного общества 20

Заключение 24

Библиографический список 26

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа организация предприятия в рыночной экономике.doc

— 645.50 Кб (Скачать)

     Прибыль и убытки полного товарищества распределяются между его участниками пропорционально их долям в складочном капитале.

     Участники полного товарищества солидарно  несут ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества.

     Несколько иное положение в смешанном (коммандитном) товариществе (или товариществе на вере). Наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеются один или несколько участников – вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов. Коммандитисты не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

     Товарищество  на вере, как и полное товарищество, не имеет устава, оно создается  и действует на основе учредительного договора, который подписывается всеми полными товариществами.

     Следующая группа предпринимательских (коммерческих) предприятий – хозяйственные общества: общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество, дочерние и зависимые общества.

     На  начальном этапе перехода экономики  России к рыночным отношениям широкое распространение получило товарищество с ограниченной ответственностью (ТОО). Гражданским кодексом сохранены основные принципы ТОО в форме общества с ограниченной ответственностью (ООО). Такое общество учреждается одним или несколькими лицами. Уставный капитал его разделен на доли, определенные учредительными документами. Участники ООО не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных его деятельностью, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

     Участники общества с дополнительной ответственностью солидарно отвечают по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемых учредительными документами общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам.

     Широко  распространенной формой предпринимательства  в современных условиях являются акционерные общества (АО). Большинство из них создано путем приватизации государственных и муниципальных предприятий. Уставный капитал АО разделен на определенное число акций. Его участники (акционеры) не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

     Акционерные  общества могут быть открытыми и  закрытыми. Участники открытого  акционерного общества могут отчуждать  принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Такое АО может  проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу. При этом оно обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отсчет, бухгалтерский баланс, отчет прибылей и убытков.

     В закрытом акционерном обществе (ЗАО) акции распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые ими акции. Акционеры ЗАО имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими его акционерами.

     Учредительным документом как открытого, так и закрытого акционерных обществ, служит устав, утвержденный учредителями. В нем помимо общих сведений должны содержаться условия о категориях выпускаемых обществом акций, об их номинальной стоимости и количестве; о размере уставного капитала общества; о правах акционеров, составе и компетенции органов управления обществом и порядок принятия ими решений  и др.

     Гражданским кодексом впервые определены дочерние и зависимые общества.

     Дочерним  признается хозяйственное общество, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом. Дочернее общество не отвечает по долгам основного общества (товарищества). В то же время основное общество (товарищество) отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенными последним во исполнение его указаний.

     Несколько иной экономический статус имеет  зависимое хозяйственное общество. Зависимым признается хозяйственное общество в случае, если другое, преобладающее или участвующее. Общество имеет более 20% голосующих акций АО, или 20% уставного капитала ООО.

     Несколько своеобразной организационно – правовой формой предпринимательских предприятий являются  производственные кооперативы. Производственным кооперативом, или артелью, признается добровольное объединение граждан для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом или ином участке.

     В производственном кооперативе объединяются имущественные паевые взносы его членов. Сферой деятельности такого кооператива помимо производства могут быть переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг.

     Учредительным документом производственного кооператива  является устав, утверждаемый общим собранием его членов. Важная особенность производственного кооператива состоит в том, что каждый его член имеет один голос при принятии решений общим собранием.

     В особом ряду среди организационно - правовых форм предпринимательских (коммерческих) предприятий стоят государственные и муниципальные унитарные предприятия.

     Под унитарным предприятием понимается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Имущество унитарного предприятия неделимо и не может быть распределено по долям между работниками предприятия или другими лицами. 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 
 

     Социально – экономическая роль предприятия  в условиях рынка существенно меняется по ряду направлений:

  • основные требования, которые выдвигает рынок предприятию, - работать так, чтобы результатом деятельности был не только выпуск продукции или услуг, но и получение прибыли, т.е. доходы всегда должны быть выше расходов, и чем больше это превышение, тем прибыльнее работает предприятие;
  • на смену требованию выпуска как можно большего количества продукции, поскольку социалистическая экономика перманентно находилась в условиях дефицита по тому или иному ассортименту продукции, но и сбыт ее, реализовать. Дальнейшее развитие объемов целесообразно только в условиях гарантированного сбыта продукции;
  • на смену существовавшим ограничениям со стороны вышестоящих органов приходит самостоятельность предприятий по многим вопросом его деятельности, но как плата за эту самостоятельность – возможность несостоятельности и банкротства, т.е. предприятие может быть выведено за рамки экономической сферы,  поскольку оно не смогло работать  условиях рынка и вынуждено покинуть его.

     Следовательно, поведение предприятия в рыночных условиях хозяйствования видоизменяется, и это изменение касается многих вопросов его деятельности.

     Любое предприятие независимо от организационно – правовой формы, собственности, отраслевой принадлежности, выпускаемой  продукции или оказываемых услуг является открытой экономической системой (схема 1.1, где 1 - предприятие, основной задачей которого является преобразование ресурсов; 2 – ресурсы на входе – трудовые, материальные, финансовые; 3 – ресурсы на выходе, т.е. преобразованные ресурсы – готовая продукция, отходы производства, прибыль, денежные средства; 4 – социальная среда, с которой взаимодействует предприятие, - государство, муниципальные органы, законодательство;  5 – природная среда – потребление природных ресурсов, полезных ископаемых, воздуха, воды; 6 – взаимосвязь с рынком, маркетинг как на входе ресурсов, так и на выходе; 7 – соотношение ресурсов на входе с ресурсами на выходе).

      

      Схема 1.1. Открытая экономическая система организации 

      В условиях рынка предприятие решает две задачи – произвести продукцию и реализовать ее. В зависимости от решения этих задач оно будет процветать или станет несостоятельным. Для того чтобы знать, что необходимо производить – какой ассортимент, в каком количестве, - предприятие должно изучит рынок, прежде чем начнет расходовать ресурсы для изготовления конкретной продукции, т.е. заняться маркетингом. Маркетингом необходимо заниматься постоянно – как до запуска продукции в производство, так и после, в процессе реализации продукции. Поэтому на схеме маркетинг показан до начала производства и после его окончания.

      Для принятия решений необходимо собрать  и проанализировать достоверную  информацию, которая включает:

  • характеристику товаров(являются они товарами конечного потребления  или промежуточными, готовыми изделиями или полуфабрикатами, необходима служба сервиса или нет, приемлема ли цена для потребителя, каковы цены конкурентов);
  • общую характеристику рынка (большое или малое число потребителей, способы покупки товаров, отношение покупателей к товарам, условиям и срокам поставки, условия продажи у конкурентов);
  • каналы распространения товаров (наличие посредников между производителями и потребителями, их число);
  • конкретное состояние рынка (существует ли конкуренция между производителями товаров и каков ее уровень);
  • законодательные ограничения (существуют ли законодательные ограничения, которые могут препятствовать маркетинговой деятельности);
  • уровни управленческой деятельности в области маркетинга (долговременные цели фирмы (на 10 – 15  лет), учитывающие ситуацию на внутреннем и внешних рынках и тенденции ее развития);
  • финансовые, материальные и иные ресурсы, необходимые для достижения этих целей;
  • перспективные (до 5 лет) цели фирмы, возникающие при этом задачи и обеспеченность их необходимыми ресурсами;
  • оперативные, текущие цели и задачи, выдвигаемые конъюнктурой рынка, не противоречащие долговременным стратегическим целям.

      В производстве продукта и осуществлении  маркетинговой политики необходимо учитывать жизненный цикл продукта на рынке, который включает ряд стадий (схема 1.2.):

  • внедрение, требующее больших затрат, поэтому торговля товаром на этой стадии, как правило, убыточна;
  • рост как результат признания покупателем товара и быстрого увеличения спроса на него. При росте объема продаж и соответственно прибыли стабилизируются расходы на рекламу;
  • зрелость характерна тем, что большинство покупателей товар уже приобрели, поэтому темпы роста продаж, достигнув максимума, начинают падать, прибыль также начинает снижаться в связи с увеличением расходов на рекламу и другие маркетинговые мероприятии;
  • насыщение: в этом периоде, несмотря на принятые меры, рост продаж больше не происходит. Прибыль от торговли продолжает увеличиваться из–за снижения расходов на производство;
  • спад представляет собой период резкого снижения продаж, а затем и прибыли.

       

Схема 1.2. Жизненный цикл товара на рынке 

     Предприятие на входе потребляет ресурсы определенного  вида, чтобы потом в результате производственного процесса на выходе получить трансформированные ресурсы, ресурсы иной потребительной стоимости.

     Соотношение ресурсов на входе и на выходе составляет содержание такого понятия, как экономика  предприятия. Для экономики предприятия  в известной мере безразличны производимый продукт, избранная технология производства, состав и квалификационный уровень кадров. Единственное, что ее интересует - это соотношение в использовании ресурсов, которое предполагает, что доходная часть выше расходной (рентабельная работа предприятия) или расходная часть выше доходной (убыточная работа предприятия), или,  наконец, равенство доходной и расходной частей (работа предприятия в условиях самоокупаемости). 

     Как работает предприятие – прибыльно, убыточно или в рамках самоокупаемости - в существенной мере зависит от форм и методов преобразования и может быть определенно рядом как частных, так и общих показателей эффективности. Целесообразно построить матрицу, выражающую связь ресурсов на входе с ресурсами на выходе:

     

      
где    V - общий объем валовой или чистой продукции, руб.;

     L - средняя численность работников;

     F - среднегодовая стоимость основных производственных фондов, руб.;

Информация о работе Организация предприятия в рыночной экономике