“Организация и
планирование в строительном
производстве.
План
1.Ведение
2.Основные
прицепы организации строительства
3.Принцепы
организации участники капитального строительства
ВВЕДЕНИЕ.
Строительство – одна
из основных отраслей хозяйства страны, обеспечивающая создание
новых, расширение и реконструкцию действующих
основных фондов. Капитальному строительству
принадлежит важнейшая роль в развитии
всех отраслей производства, повышения
производительности общественного
труда, подъеме благосостояния и культурного
уровня жизни народа.
Современное
отечественное строительное производство
создано в советский период. В
наследство от царской России
досталось технически отсталое
строительное дело, характеризующееся
большой долей ручного труда, слаборазвитой
промышленностью строительных материалов,
как по объему производства, так и по номенклатуре
изделий,
сезонностью, отсутствием
постоянных строительных организаций
со своими инженерными и рабочими кадрами.
Все
эти черты, характеризующие слабость и техническую
отсталость строительства в царской России,
наложили свой отпечаток и на развитие
строительства в последующие годы.
В первые
годы советской власти работы
велись, как и до революции, - тресты
заключали договоры с сезонными артелями каменщиков, плотников,
грабарей (землекопов со своими грабарками-телегами
для вывозки грунта) и рабочими других
специальностей.
В декабре
1917 года при образовании Высшего
Совета Народного Хозяйства (ВСНХ)
в его составе был создан
Подотдел общеполезных государственных
сооружений, а в мае 1918 года в составе ВСНХ
был организован комитет государственных
сооружений (Комгоссоор), на который возложили
планирование строительства, рассмотрение
проектов и установление порядка производства
работ.
На местах
были организованы губернские
отделы комитета, в которые входило
135 построечных контор. Эта система
просуществовала до 1922 г:, хотя наряду
с государственными конторами
продолжали действовать частные
фирмы и артели, по существу
это было объединение всего строительного дела
в одном центре управления.
В 1920 году
был утвержден план ГОЭЛРО, предусматривающий
по тем временам объём строительства, выполненный
досрочно. План ГОЭЛРО и Декрет Совнаркома
« Об едином строительном плане республики»(1921г)
явились началом перспективного планирования
строительства и создания его материально-технической
базы, они определили генеральное направление
развития строительства на основе
постепенного перехода на индустриальную
основу.
В 1923
году на базе объединения государственных
организаций была создана Всероссийская
государственная строительная контора-
Госстрой, под руководством которой сооружались
сотни объектов в основных промышленных
районах страны, До 1927 г. Было построено
более 2000 предприятий, среди них Московский
прожекторный завод, Балахнинский ЦБК,
Ярославский моторный завод и др. Масштабы
строительства возрастали с каждым
годом.
Основные принципы
организации строительства
Общие положения.
Термин «организация»,
входящий в название изучаемой дисциплины,
имеет
множественное толкование,
которое в частности определяет:
- анализ структуры,
состава или строения чего-либо;
-совокупность
людей или групп, объединённых
для достижения поставленной
цели на основе определённых
принципов;
-процесс устройства
или упорядочивания чего-либо.
Строительство
является одним из видов производства,
материальный результат которого заключается в создании,
реконструкции, реставрации и технического
перевооружения недвижимых объектов.
Таким образом, предметом изучения дисциплины
«Организация строительного
производства» является анализ существующих
и создание новых производственных систем,
ориентированных на выпуск готовой строительной
продукции.
В современном
строительстве сформировалась иерархическая
система, определяющая место строительного производства.
Вершиной сложившейся иерархии считается
строительный комплекс, который определяется
совокупностью производственных и непроизводственных
предприятий и организаций, ( подрядные
строительные организации, предприятия
стройиндустрии, проектные организации,
консалтинговые фирмы и др).
В данной
системе строительное производство определяется совместной
деятельностью производственных и непроизводственных
организаций строительного комплекса
и реализуется через непосредственную
организацию строительных процессов,
направленных на выпуск готовой строительной
продукции и оказание соответствующих
услуг. Из этого следует, что строительное
производство является основным (первичным)
объектом управления, функционирование
которого непосредственно связано
с выпуском готовой строительной продукции.
Строительные
организации имеют мощность, определяемую объёмом
выпускаемой продукции и оказываемых
услуг, исчисляемых либо через денежный
измеритель, либо посредством использования
натурального измерителя. Как правило,
для строительных объектов требуется
привлечение мощностей многих строительных
организаций на время, которое определяется
соответствующим договором (контрактом).
Поэтому суммарный портфель заказов строительной
организации определяется совокупностью
собственных и привлечённых мощностей.
В современной
экономической науке результаты строительства рассматриваются
как реализация выполнения некоторого
проекта либо его части и определяется
как создание или восстановление основных
фондов. Реализация строительных проектов
обеспечивается двумя (в определённой
степени противоречивыми) подходами.
Участники капитального
строительства
Инвестор – могут выступать государственные
(федеральные, муниципальные и др.) органы,
а также частные лица.
Инвестиции могут быть
материальные, финансовые, интеллектуальные .
Инвестор может сам выступать в роли заказчика или делегировать
эти права специализированной фирме.
Заказчик – государственные, общественные, кооперативные
или частные организации, на которые возложены
обязанности планирования строительства,
обеспечения его проектно-сметной документацей,
заключение договоров с подрядными организациями,
обеспечение финансирования, комплектной
поставки технологического и др. видов
оборудования, материалами поставки заказчика,
контроль в период производства работ,
приемка законченных строительством объектов
от подрядчика, получение разрешения на
ввод объекта в эксплуатацию.
Заказчиками-застройщиками являются:
- единые заказчики в городах, на территории автономных республик, краев, областей по строительству жилых домов, объектов социально-культурной сферы и коммунального хозяйства, т.е. это управления или отделы соответствующих администраций.
- дирекции (объединенные) строящихся предприятий.
- ОКСы (отделы капитального строительства) действующих предприятий
Заказчик-застройщик является
юридическим лицом, распоряжается денежными средствами,
выделенными на финансирование кап. вложений,
а также всеми материальными ценностями,
состоящими на балансе кап. строительства.
Заказчик несет ответственность
за ввод в действие в установленные
сроки производственных мощностей и объектов, сооружений в соответствии
с ПСД (проектно-сметной документацией),
за своевременную подготовку их к эксплуатации,
за обеспечение высокого уровня архитектуры
и градостроительства, проектных решений
и качества строительства, за определение
и соблюдение утвержденной сметной стоимости
строительства, договорных цен, не допуская
необоснованного их превышения, за своевременную
поставку оборудования, а также оплату
выполненных СМР и поставляемого оборудования.
Основные задачи
и обязанности заказчика сводятся к тому, что строит не подрядчик,
а заказчик с помощью подрядчика.
- обеспечение совместно с другими участниками инвестиционного процесса выполнения задания по вводу производственных мощностей и объектов в установленные сроки
- обеспечение эффективности проектных решений на основе широкого применения прогрессивных технологий, оборудования, материалов и конструкций, передовых методов организации производства, труда и управления, соответствующих новейшим достижениям науки и техники, а также соблюдения современных требований к качественному уровню архитектуры и градостроительства
- повышение эффективности кап. вложений, а также сокращения срока инвестиционного процесса.
Кроме того, к основным
задачам единого заказчика относятся:
- планомерная реализация ген. планов, комплексного экономического и социального развития городов, проектов размещения строительства на очередной период и проектов детальной планировки городских районов, подлежащих застройке;
- осуществление комплексной застройки жилых районов, общественных центров, микрорайонов и входящих в них градостроительных комплексов в целях улучшения обслуживания населения.
Заказчик в
области планирования принимает участие в разработке планов
кап. строительства и обеспечивает их
своевременное выполнение, участвует
в разработке титульных списков, их согласование
в установленном порядке.
Заказчик в
области обеспечения ПСД:
- выдает исходные данные для разработки ПСД;
- обеспечивает полноту и качество этих исходных данных;
- готовит совместно с проектной организацией задание на разработку ПСД, производит его согласование, утверждение, заключает с соответствующими организациями договоры на выполнение проектных, изыскательских, конструкторских и при необходимости научно-исследовательских работ;
- согласовывает с проектной организацией календарный график разработки и выдачи ПСД, осуществляет контроль за его выполнением;
- организовывает проведение согласования, утверждения и переутверждения ПСД (с определением договорной цены), а также внесение в соответствующую документацию изменений по замечаниям и заключениям согласующих организаций и органов экспертизы.
Заказчик в
области финансирования:
- определяет и согласовывает с подрядчиком с участием проектной организации и субподрядных организаций договорные цены на строительство предприятий, пусковых комплексов и объектов;
- оформляет в установленные сроки договоры подряда на кап. строительство (при строительстве объектов под ключ и вахтовым методом с учетом их особенностей) с ген. подрядчиком;
- заключает договоры с соответствующими организациями на выполнение шефмонтажных и пусконаладочных работ, проведение комплексного опробования оборудования (в холостую и на рабочих режимах) с участием проектных, подрядных и монтажных организаций;
- обеспечивает в учреждениях банков своевременное открытие и непрерывное финансирование проектно-изыскательских работ (ПИР) и строительства объектов в пределах объемов кап. вложений с передачей финансирующему учреждению соответствующей технической документации;
- проверяет цены и предъявленные к оплате документы подрядных организаций, поставщиков, проектных организаций за выполненные работы, услуги, за поставленную продукцию;
- учитывает и контролирует расходование сметного лимита, достоверность бух. учета по объектам строительства и затратам, своевременно предъявляет претензии к участникам строительного процесса об уплате неустойки, штрафа, пени;
- производит оплату работ на основании подписываемых им документов об объеме и стоимости выполненных работ, а также окончательные расчеты по законченным строительством объектам;
- утверждает единичные расценки на работы, потребность в которых возникает в ходе строительства по согласованию с подрядчиком, если этих расценок нет в соответствующих нормативных документах.
Заказчик в области материально-технического
обеспечения:
- осуществляет учет, приемку, хранение материалов, оборудования, находящегося на складе продукции;
- не допускает хранения оборудования сверх нормативного срока, а в случае нарушения сроков производственного процесса,производит предмонтажную ревизию. Во время ревизии оборудование надо полностью разобрать, заменить масла, смазку.
Заказчик в
области освоения строительной площадки:
- принимает участие в работе комиссий по выбору площадки строительства и осуществляет оформление и передачу генподрядным организациям в установленные сроки документыг о решении соответствующих администраций об отводе земельных участков под строительство и о разрешении соответствующих органов на:
- производство работ в зоне ЛЭП;
- в полосе отвода ж/д путей;
- в местах прохождения подземных коммуникаций ;
- на пользование в городах и населенных пунктах электроэнергией, водой, газом от существующих источников в период строительства в соответствии с ПОС (проект организации строительства), в случае отсутствия у заказчика собственных источников;
- вырубку леса и пересадку деревьев, получает лесопорубочные билеты;
- возмещение гражданам в случае необходимости рыночной стоимости изымаемых земель и все что с ней связано, принадлежащим им на праве собственности;
- обеспечивает реализацию материалов от разборки зданий и сооружений, а также материалов, полученных при попутной добыче;
- регистрирует в органах госстройнадзора должностных лиц организаций, непосредственно осуществляющих строительство объектов, а также авторский и технический надзор и получает разрешение в местной администрации на производство СМР (строительно-монтажных работ).
Заказчик в области надзора за строительством:
- согласовывает с Госпроматомнадзором вопросы, связанные с устройством опробования и регистрации технологических кранов и подъемных механизмов, паровых котлов и прочего оборудования, работающего под давлением или в вакууме;
- осуществляет контроль и технический надзор за строительством, за соответствием объема, стоимости и качества выполняемых работ, сметным расчетам техническим регламентам, СНиПам и обеспечивает осуществление проектной организацией авторского надзора.
Заказчик в области приемки
в эксплуатацию:
- участвует в приемке вспомогательных объектов , предъявляет государственной приемочной комиссии готовые объекты и участвует во всех этих комиссиях
- несет ответственность в соответствии с законодательством за приемку в эксплуатацию объектов, построенных с нарушением требований нормативных документов и проектной документации
- передает после приемки законченные объекты эксплуатирующей организации вместе со всей документацией
- осуществляет своевременную и качественную подготовку к выпуску продукции на вводимых в эксплуатацию объектах
- принимает от подрядчика по акту законсервированные стройки с принятием мер по сохранности всех выполненных работ и материальных ценностей, а также оплате за выполненные работы