Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 12:36, курсовая работа
Цель данной работы – проанализировать различные виды мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и выявить особенности и перспективы их использования во внешнеэкономической деятельности Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности 5
1.1 Основные концепции и положения государственного регулирования внешнеэкономической деятельности 5
1.2. Таможенно-тарифные методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности 8
1.3. Нетарифные методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности 11
2. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в России 17
2.1. Институциональные структуры – участники регулирования внешнеэкономической деятельности в России 17
2.2 Особенности и проблемы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 29
Оглавление
Тема
государственного регулирования
Наша
страна встала на путь рыночной экономики,
поэтому очевидно, что прежние
методы регулирования
Вышесказанным и обусловлена актуальность настоящей работы.
Цель
данной работы – проанализировать
различные виды мер государственного
регулирования
- изучить теоретические аспекты и принципы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
- классифицировать методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
- рассмотреть особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в современной России;
- выявить проблемы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России.
Объектом данной курсовой работы является внешнеэкономическая деятельность, а предметом – её регулирование со стороны государства.
В
данной работе описываются основные
понятия, теоретические концепции,
причины и принципы государственного
регулирования
При
проведении исследования настоящей
темы использовались в качестве основных
методов сравнительный и
Следует
отметить, что вопросы, связанные
с рассматриваемой темой
Данная работа включает в себя введение, две главы и заключение.
Прежде чем мы приступим к анализу внешнеэкономической деятельности, необходимо определить ряд наиболее важных для этой темы понятий.
Внешнеэкономическая деятельность – одна из сфер экономической деятельности государства, предприятий, фирм, тесно связанная с внешней торговлей, экспортом и импортом товаров, иностранными кредитами и инвестициями, осуществлением совместных с другими странами проектов.
Международная торговля – совокупность торговых связей, внешнеторговых отношений всех стран мира, торгующих друг с другом.
Все
взгляды на государственное регулирование
внешнеэкономической
а) Свободная торговля – согласно концепции торговли (или либерализма, фритредерства), мировая экономика достигает наиболее высокого уровня материального благосостояния и эффективного размещения ресурсов именно благодаря свободной торговле, то есть при невмешательстве или ограниченном вмешательстве государства в торговую деятельность. Данная концепция была обоснована ещё классиками А. Смитом и Д. Рикардо на основе принципов абсолютных и сравнительных преимуществ1. Предполагается, что для международной специализации стран определяющими факторами являются природо-климатические факторы, а также различный уровень экономического развития стран, и страны должны производить именно ту продукцию, издержки на производство которой являются ниже, чем в других странах. Являясь противниками государственного вмешательства в экономику, сторонники свободной торговли полагали, что оно консервирует отсталость отраслей в стране. Принципов свободной торговли придерживаются в первую очередь сторонники монетаризма;
б)
Протекционизм – согласно концепции
протекционизма, государственное регулирование
внешнеэкономической
Концепции либерализма и протекционизма в чистом виде являются диаметрально противоположными. Стоит отметить, что в чистом виде ни та, ни другая концепция не существует ни в одной стране мира с рыночной экономикой. Однако в зависимости от экономических взглядов лиц, ответственных за государственное регулирование, и от экономической конъюнктуры эти концепции применяются на практике в разных пропорциях.
Необходимо
отметить, что между регулированием
внешнеэкономической
Согласно ФЗ “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности” от 13 октября 1995г. государственное регулирование внешнеторговой деятельности нацелено на поддержание экономической безопасности Российской Федерации, то есть на обеспечение такого состояния российской экономики, которое гарантировало бы достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития РФ, неуязвимость и независимость экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям (ст. 2). Позднее положения данного закона были доработаны в ФЗ “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности” от 8 января 2003г.
Несмотря
на наличие различных взглядов на
государственное регулирование
внешнеэкономической
Во-первых,
оно необходимо для поддержания
отечественных
Следует добавить, что свободная торговля в большей степени на руку и более развитым, и, следовательно, конкурентоспособным странам, в то время как протекционизм более приемлем для экономически менее развитых стран.
Государственное регулирование основывается на определённых принципах, заложенных в законодательных актах государства, а также в международных соглашениях. К основным принципам регулирования внешнеэкономической деятельности относятся:
- внешнеэкономическая деятельность является составной частью внешней политики страны;
- приоритет экономических мер регулирования;
- единство системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и контроля за её реализацией;
- равенство прав и ответственности субъектов внешнеэкономической деятельности и защита их интересов государством;
- государственное вмешательство должно быть оправданным и не наносить вред участникам внешнеэкономической деятельности и населению в целом;
- обеспечение национальной безопасности, политических, экономических и военных интересов страны, а также выполнение международных обязательств страны по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия;
- единство таможенной территории.
Для
государственного регулирования
Таможенный тариф – это систематизированный перечень таможенных пошлин, взимаемых с грузовладельцев при прохождении товаров через таможенную государственную границу. Обычно таможенный тариф содержит детализированные названия товаров, облагаемых таможенными пошлинами, ставки пошлин с указанием их метода исчисления и перечень товаров, пропускаемых беспошлинно.
Таможенная пошлина – это налог, взимаемый государством с провозимых через национальную границу товаров по ставкам, предусмотренным таможенным тарифом.
Согласно статье 4 Федерального закона РФ «О таможенном тарифе»2 таможенные пошлины делятся делятся по способу взимания на адвалорные, специфические и комбинированные.
Адвалорная таможенная пошлина - это пошлина, начисляемая в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости). Данный вид таможенной пошлины схож с пропорциональным налогом на продажу и применяется при необходимости взимания пошлины с качественно неоднородных товаров одной товарной группы. Адвалорная пошлина позволяет поддерживать одинаковый уровень поддержки отечественного производителя вне зависимости от рыночной цены товара. Таким образом, при ставке адвалорной пошлины, равной 40%, мы имеем следующее: при цене товара в 100 долларов взимается 40 долларов, а при цене товара в 200 долларов взимается 80 долларов. Однако, вне зависимости от цены, адвалорная пошлин поднимает цену импортного товара на 40%. Недостатком данной пошлины является тот факт, что оценить цену товара не всегда просто, также цена может подвергаться постоянным колебаниям. Всё это может приводить к злоупотреблениям как со стороны импортёров, так и со стороны представителей таможенных органов.
Специфическая таможенная пошлина - это пошлина, взимаемая в зависимости от количества товара (например, 10 долларов за 1 тонну). Преимущество этой пошлины заключается в том, что в случае её применения нет необходимости оценивать цену товара, следовательно нет места и злоупотреблениям, связанным с оценками. Однако в зависимости от цены на товар, изменяется и степень защиты отечественного производителя. Чем она выше, тем степень защищённости ниже и наоборот.
Комбинированная пошлина - сочетает оба вышеперечисленных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долларов за 1 тонну).
По объекту обложения таможенные пошлины делятся на импортные, экспортные и транзитные.
Импортные пошлины накладываются на товары, ввозимые в страну, и служат основным механизмом зашиты отечественного производителя.
Экспортные пошлины накладываются на товары, вывозимые из страны. Используются редко, обычно в тех случаях, когда цена на определённый товар на внутреннем рынке существенно ниже мировых. Целью экспортных пошлин является сокращение объёмов экспорта и пополнение бюджета.
Информация о работе Организация государственного регулирования ВЭД России