Организация государственного регулирования ВЭД России

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 12:36, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – проанализировать различные виды мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и выявить особенности и перспективы их использования во внешнеэкономической деятельности Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности 5
1.1 Основные концепции и положения государственного регулирования внешнеэкономической деятельности 5
1.2. Таможенно-тарифные методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности 8
1.3. Нетарифные методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности 11
2. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в России 17
2.1. Институциональные структуры – участники регулирования внешнеэкономической деятельности в России 17
2.2 Особенности и проблемы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 29

Работа содержит 1 файл

Павлов. КУРС.Организация государственного регулирования ВЭД Росии 71%.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

     Оглавление 

 

      ВВЕДЕНИЕ

 

      Тема  государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности в России, безусловно, очень актуальна в настоящее время.

      Наша  страна встала на путь рыночной экономики, поэтому очевидно, что прежние  методы регулирования внешнеэкономической  деятельности неэффективно применять  в современных условиях. Выработка  новых способов регулирования, наиболее эффективных для нашей экономики, до сих пор не завершена. Регулирование внешнеэкономической деятельности по-прежнему не является наиболее оптимальным в России. А тем временем Россия с каждым годом становится всё более интегрирована в международную экономику. Внешнеторговая деятельность является ключевой для экономики России, так как очень большую долю своих потребностей она удовлетворяет за счёт импорта товаров, средства на которые она получает от экспорта других товаров, в наибольшей степени сырьевых ресурсов. В 2006 году мировой товарооборот составил чуть менее 14 триллионов долларов, что составило чуть менее трети от мирового ВВП. В том числе в России в 2007 году объём экспорта составил 355 миллиардов долларов, а объём импорта – 260 миллиардов долларов. Поэтому нельзя оставаться в стороне от этой темы. Безусловно, необходимо брать многое из международной практики, однако применять с учётом особенностей нашей экономики. Данная тема имеет большое количество доступного теоретического материала, который её описывает.

      Вышесказанным и обусловлена актуальность настоящей  работы.

      Цель  данной работы – проанализировать различные виды мер государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности и выявить особенности  и перспективы их использования  во внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. Исходя из указанной цели, в работе решаются следующие задачи:

      - изучить теоретические аспекты и принципы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;

      - классифицировать методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;

      - рассмотреть особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в современной России;

      - выявить проблемы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России.

      Объектом  данной курсовой работы является внешнеэкономическая деятельность, а предметом – её регулирование со стороны государства.

      В данной работе описываются основные понятия, теоретические концепции, причины и принципы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, классифицируются методы регулирования внешнеэкономической деятельности. Большое внимание уделяется истории развития государственно регулирования внешнеэкономической деятельности в России, структуре органов власти, осуществляющих эту деятельность. Также описываются проблемы и способы их решения. Наконец, исследуется актуальная на данный момент тема вступления РФ в ВТО.

     При проведении исследования настоящей  темы использовались в качестве основных методов сравнительный и исторический методы исследования, метод анализа документов, анализа и синтеза, логический, системно-структурный.

     Следует отметить, что вопросы, связанные  с рассматриваемой темой освещены в научной и периодической  литературе в объеме, достаточном  для написания работы.

     Данная  работа включает в себя введение, две главы и заключение.

 

1. Теоретические аспекты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

1.1 Основные концепции и положения государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

 

      Прежде  чем мы приступим к анализу внешнеэкономической деятельности, необходимо определить ряд наиболее важных для этой темы понятий.

      Внешнеэкономическая деятельность – одна из сфер экономической  деятельности государства, предприятий, фирм, тесно связанная с внешней торговлей, экспортом и импортом товаров, иностранными кредитами и инвестициями, осуществлением совместных с другими странами проектов.

      Международная торговля – совокупность торговых связей, внешнеторговых отношений всех стран мира, торгующих друг с другом.

      Все взгляды на государственное регулирование  внешнеэкономической деятельности можно разделить на 2 категории:

      а) Свободная торговля – согласно концепции  торговли (или либерализма, фритредерства), мировая экономика достигает наиболее высокого уровня материального благосостояния и эффективного размещения ресурсов именно благодаря свободной торговле, то есть при невмешательстве или ограниченном вмешательстве государства в торговую деятельность. Данная концепция была обоснована ещё классиками А. Смитом и Д. Рикардо на основе принципов абсолютных и сравнительных преимуществ1. Предполагается, что для международной специализации стран определяющими факторами являются природо-климатические факторы, а также различный уровень экономического развития стран, и страны должны производить именно ту продукцию, издержки на производство которой являются ниже, чем в других странах. Являясь противниками государственного вмешательства в экономику, сторонники свободной торговли полагали, что оно консервирует отсталость отраслей в стране. Принципов свободной торговли придерживаются в первую очередь сторонники монетаризма;

      б) Протекционизм – согласно концепции  протекционизма, государственное регулирование  внешнеэкономической деятельности необходимо для поддержания и  развития отечественных производителей, для поддержания активного торгового баланса. Сторонники кейнсианства и институционализма являются приверженцами концепции протекционизма.

      Концепции либерализма и протекционизма в  чистом виде являются диаметрально противоположными. Стоит отметить, что в чистом виде ни та, ни другая концепция не существует ни в одной стране мира с рыночной экономикой. Однако в зависимости от экономических взглядов лиц, ответственных за государственное регулирование, и от экономической конъюнктуры эти концепции применяются на практике в разных пропорциях.

      Необходимо  отметить, что между регулированием внешнеэкономической деятельности со стороны государства и обеспечением экономической безопасности имеет  место сложная система взаимосвязей. Выше было показано, что внешнеэкономическое регулирование может рассматриваться как один из аспектов экономической безопасности. Вместе с тем, обеспечение безопасности экономики является одной из целей государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, наряду с защитой экономического суверенитета, стимулированием развития национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности и обеспечением условий эффективной интеграции экономики РФ в мировое сообщество.

      Согласно  ФЗ “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности” от 13 октября 1995г. государственное регулирование внешнеторговой деятельности нацелено на поддержание экономической безопасности Российской Федерации, то есть на обеспечение такого состояния российской экономики, которое гарантировало бы достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития РФ, неуязвимость и независимость экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям (ст. 2). Позднее положения данного закона были доработаны в ФЗ “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности” от 8 января 2003г.

      Несмотря  на наличие различных взглядов на государственное регулирование  внешнеэкономической деятельности, можно выделить несколько причин, почему государственное вмешательство может быть просто необходимо.

      Во-первых, оно необходимо для поддержания  отечественных предпринимателей, которые  зачастую оказывают давление на правительства  своих стран, требуя ограничить свободную торговлю. Во-вторых, свободная торговля не всегда способствует обеспечению безопасности страны. К этому подталкивают и международные соглашения. Например, несмотря на перспективу получения огромной прибыли, продажа ядерного оружия террористическим организациям запрещена международным законодательством и национальным законодательством всех стран. В-третьих, свободная торговля может привести к прекращению деятельности целых отраслей промышленности, что приведёт к росту уровня безработицы и падению уровня благосостояния населения. Наконец, свободная торговля не способствует развитию новых отраслей в экономике страны, для этого необходима протекционистская политика.

      Следует добавить, что свободная торговля в большей степени на руку и  более развитым, и, следовательно, конкурентоспособным странам, в то время как протекционизм более приемлем для экономически менее развитых стран.

      Государственное регулирование основывается на определённых принципах, заложенных в законодательных  актах государства, а также в  международных соглашениях. К основным принципам регулирования внешнеэкономической деятельности относятся:

      -  внешнеэкономическая деятельность является составной частью внешней политики страны;

      -  приоритет экономических мер регулирования;

      -  единство системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и контроля за её реализацией;

      -  равенство прав и ответственности субъектов внешнеэкономической деятельности и защита их интересов государством;

      -  государственное вмешательство должно быть оправданным и не наносить вред участникам внешнеэкономической деятельности и населению в целом;

      -  обеспечение национальной безопасности, политических, экономических и военных интересов страны, а также выполнение международных обязательств страны по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия;

      -  единство таможенной территории.

      Для государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности применяются определённые меры, или методы. Существует две  основные классификации методов регулирования внешнеэкономических отношений. Во-первых, они делятся на административные (квотирование, лицензирование, введение эмбарго) и экономические, включающие в себя политику таможенных пошлин и сборов, политику банковской процентной ставки и политику курса валют. Однако мы проанализируем методы, используя другую классификацию, разделяя их на таможенно-тарифные и нетарифные.

1.2. Таможенно-тарифные методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

 

      Таможенный  тариф – это систематизированный перечень таможенных пошлин, взимаемых с грузовладельцев при прохождении товаров через таможенную государственную границу. Обычно таможенный тариф содержит детализированные названия товаров, облагаемых таможенными пошлинами, ставки пошлин с указанием их метода исчисления и перечень товаров, пропускаемых беспошлинно.

      Таможенная  пошлина – это налог, взимаемый  государством с провозимых через  национальную границу товаров по ставкам, предусмотренным таможенным тарифом.

      Согласно  статье 4 Федерального закона РФ «О таможенном тарифе»2 таможенные пошлины делятся делятся по способу взимания на адвалорные, специфические и комбинированные.

      Адвалорная  таможенная пошлина - это пошлина, начисляемая  в процентах к таможенной стоимости  облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости). Данный вид таможенной пошлины схож с пропорциональным налогом на продажу и применяется при необходимости взимания пошлины с качественно неоднородных товаров одной товарной группы. Адвалорная пошлина позволяет поддерживать одинаковый уровень поддержки отечественного производителя вне зависимости от рыночной цены товара. Таким образом, при ставке адвалорной пошлины, равной 40%, мы имеем следующее: при цене товара в 100 долларов взимается 40 долларов, а при цене товара в 200 долларов взимается 80 долларов. Однако, вне зависимости от цены, адвалорная пошлин поднимает цену импортного товара на 40%. Недостатком данной пошлины является тот факт, что оценить цену товара не всегда просто, также цена может подвергаться постоянным колебаниям. Всё это может приводить к злоупотреблениям как со стороны импортёров, так и со стороны представителей таможенных органов.

      Специфическая таможенная пошлина - это пошлина, взимаемая  в зависимости от количества товара (например, 10 долларов за 1 тонну). Преимущество этой пошлины заключается в том, что в случае её применения нет необходимости оценивать цену товара, следовательно нет места и злоупотреблениям, связанным с оценками. Однако в зависимости от цены на товар, изменяется и степень защиты отечественного производителя. Чем она выше, тем степень защищённости ниже и наоборот.

      Комбинированная пошлина - сочетает оба вышеперечисленных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долларов за 1 тонну).

      По  объекту обложения таможенные пошлины делятся на импортные, экспортные и транзитные.

      Импортные пошлины накладываются на товары, ввозимые в страну, и служат основным механизмом зашиты отечественного производителя.

      Экспортные  пошлины накладываются на товары, вывозимые из страны. Используются редко, обычно в тех случаях, когда цена на определённый товар на внутреннем рынке существенно ниже мировых. Целью экспортных пошлин является сокращение объёмов экспорта и пополнение бюджета.

Информация о работе Организация государственного регулирования ВЭД России