Организационные и правовые основы охраны окружающей среды и рационального природопользования

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 07:33, реферат

Описание работы

Существовала и другая концепция подхода к природе - дающая право беспредельного господства над ней. Некоторые современные исследователи называют основоположником такого подхода Фридриха Энгельса, который считал, что в отличие от животного, только пользующегося внешней природой, «...человек... заставляет ее служить своим целям, господству над ней».

Работа содержит 1 файл

аида.docx

— 30.32 Кб (Скачать)

ЕФЕРАТ

по курсу «Экологические право»

по теме: «Организационные и правовые основы охраны окружающей среды и рационального природопользования»

 

1. Государственная  политика защиты окружающей природной  среды

Необходимость бережного  отношения к природе, ее защиты понимали еще в древние времена. Например, древнегреческий философ Эпикур еще в IV в. до н.э. пришел к выводу: «Не следует насиловать природу, следует повиноваться ей...» - который не утратил своей актуальности и в настоящее время.

Существовала и другая концепция подхода к природе - дающая право беспредельного господства над ней. Некоторые современные  исследователи называют основоположником такого подхода Фридриха Энгельса, который считал, что в отличие  от животного, только пользующегося  внешней природой, «...человек... заставляет ее служить своим целям, господству над ней». Может быть, именно в  развитие этого тезиса родился в 1950-х гг. широко известный в нашей  стране мичуринско-лысенковский лозунг, оправдывающий насилие над окружающей средой: «Нам нельзя ждать милостей от природы, взять их у нее - наша задача». Вместе с тем мысль о  господстве над природой Энгельсом  разъясняется так: «...все наше господство над ней состоит в том, что  мы, в отличие от всех других существ, умеем познавать ее законы и правильно  их применять». В этом заключается  большая научная ценность теории и гуманизм Ф. Энгельса как мыслителя.

В настоящее время для  защиты среды обитания в каждой стране разрабатывается природоохранное  законодательство, в котором присутствует раздел международного права и правовой охраны природы внутри государства, содержащий юридические основы сохранения природных ресурсов и среды существования  жизни. Организация Объединенных Наций (ООН) в декларации Конференции по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г.) юридически закрепила два  основных принципа правового подхода  к охране природы.

Государствам следует  ввести эффективное законодательство в области охраны окружающей среды. Нормы, связанные с охраной окружающей среды, выдвигаемые задачи и приоритеты должны отражать реальную ситуацию в  областях охраны окружающей среды и  ее развития, в которой они будут  реализовываться.

Государство должно разработать  национальное законодательство, касающееся ответственности за загрязнение  окружающей среды и нанесение  другого экологического ущерба и  компенсаций тем, кто пострадал  от этого.

Из общих принципов  правового подхода к охране природы  следует, что все государства  должны иметь жесткое и одновременно разумное природоохранное законодательство, однако до сих пор у многих членов ООН такого законодательства нет. Например, в России до сих пор нет закона о возмещении вреда, причиненного здоровью людей неблагоприятными воздействиями  окружающей среды, связанными с хозяйственной  или другой деятельностью. Академик Н. Моисеев в обобщенной форме  сложившуюся ситуацию обрисовал так: «Дальнейшее развитие цивилизации возможно только в условиях согласования стратегии природы и стратегии человека.

В различные исторические периоды развития нашей страны система  органов экологического управления, контроля и надзора всегда зависела от формы организации охраны окружающей природной среды. Когда вопросы  охраны природной среды решались за счет рационального использования  природных ресурсов, управление и  контроль осуществлялись множеством организаций. Так, в 1970-е гг. в бывшем СССР управлением  и охраной окружающей природной  среды занималось 18 различных министерств  и ведомств.

Такие природные объекты, как вода и воздух, находились в  ведении нескольких ведомств одновременно. При этом, как правило, функции  контроля за состоянием природной среды совмещались с функциями эксплуатации и использования природных объектов. Получалось, что министерство или ведомство от имени государства контролировало само себя. Общий координационный орган, который бы объединял природоохранную деятельность, отсутствовал.

Если заглянуть в историю, то природоохранное право впервые  появилось в XIII в. Это был эдикт  короля Эдуарда, запрещающий использовать каменный уголь для отопления  жилищ в Лондоне. В России этому  праву положили начало указы Петра I по охране лесов, животного мира и  др. Все это были попытки комплексного подхода к защите окружающей среды. Такая же попытка была осуществлена сразу после октября 1917 г. путем  издания декретов - «О земле» (1917), «О лесах» (1918); «О недрах Земли» (1920) и кодексов - Земельного (1922), Лесного (1923). Однако и  в них принцип «господства» над  природой, приоритет «производственной  необходимости» доминировали над проблемами окружающей среды.

Отчасти это объяснялось  требованиями выживания страны, необходимостью ее интенсивного развития, но такой  подход не обеспечивал эффективной  природоохранной деятельности и  вел к деградации природы. При  этом, говоря словами академика Яблокова, «...любые, самые замечательные законодательные  акты не могут быть реализованы без  поддержки народа. А народ еще  недавно ориентировали на то, чтобы  взять у природы все возможное  и побыстрее». До сих пор такой подход довольно часто остается доминирующим.

Решение экологических задач  на современном этапе должно реализовываться  как в деятельности специальных  государственных органов, так и  всего общества. Целью такой деятельности является рациональное использование  природных ресурсов, устранение загрязнения  среды, экологическое обучение и  воспитание всей общественности страны.

Правовая охрана окружающей природной среды заключается  в создании, обосновании и применении нормативных актов, которыми определяются как объекты охраны, так и меры по ее обеспечению. Это вопросы экологического права, регулирующего отношения  между природой и обществом.

 

2. Природоохранное  законодательство

Охрана окружающей среды  и рациональное использование природных  ресурсов представляет собой сложную  и многоплановую проблему. Решение  ее сопряжено с регулированием взаимоотношений человека и природы, подчинением их определенной системе законоположений, инструкций и правил. В нашей стране такая система установлена в законодательном порядке.

Правовая охрана природы  представляет собой совокупность установленных  государством правовых норм и возникающих  в результате их реализации правоотношений, направленных на выполнение мероприятий  по сохранению естественной среды, рациональному  использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей человека жизненной  среды в интересах настоящего и будущих поколений. Это система  государственных мероприятий, закрепленных в праве и направленных на сохранение, восстановление и улучшение условий, необходимых для жизни людей  и развития материального производства.

В систему правовой охраны природы России входят четыре группы юридических мероприятий.

Правовое регулирование  отношений по использованию, сохранению и возобновлению природных ресурсов.

Организация воспитания и  обучения кадров, финансирование и  материально-техническое обеспечение  природоохранных действий.

Государственный и общественный контроль за выполнением требований охраны природы.

Юридическая ответственность  правонарушителей.

В соответствии с экологическим  законодательством объектом правовой охраны выступает природная среда - объективная, существующая вне человека и независимо от его сознания реальность, служащая местом обитания, условием и  средством его существования.

Имеется большое количество законоположений, определяющих правовое регулирование природоохранных  отношений. Совокупность природоохранных  норм и правовых актов, объединенных общностью объекта, предметов, принципов  и целей правовой охраны, в России образует природоохранное (экологическое) законодательство.

Источниками экологического права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие правовые отношения. К ним относятся законы, указы, постановления и распоряжения, нормативные  акты министерств и ведомств, законы и нормативно-правовые акты субъектов  Российской Федерации.

В СССР, а затем в России было шесть периодов развития экологического законодательства.

1918-1922 гг. - возникновение  и становление законодательных  актов об охране и использовании  природных ресурсов.

1922-1957 гг. - активное развитие  союзного природоресурсного законодательства.

1953-1963 гг. - принятие во  всех республиках бывшего СССР  законов об охране природы  (например, Закон РСФСР «Об охране  природы» был принят в 1960 г.).

1968-1980 гг. - проведение кодификации  союзного и республиканского  законодательства о земле, недрах, водах, лесах, животном мире, атмосферном  воздухе. Принятие по этим объектам  соответствующих Основ законодательства  СССР и союзных республик, кодексов  в союзных республиках.

1985-1990 гг. - попытка перестроить  общественные отношения в охране  природы и рациональном использовании  природных ресурсов, разработать  закон об охране природы в  СССР и создать специальные  органы управления в СССР и  республиках.

С 1991 г. и до настоящего времени - суверенизация России, распад СССР, пересмотр законодательства Российской Федерации, в том числе экологического, принятие нового Закона «Об охране окружающей природной среды» (2001), нового Земельного кодекса (2001), нового Кодекса  об административных правонарушениях (2001) и других актов экологического направления.

Система экологического законодательства, руководствующаяся идеями основополагающих конституционных актов, включает в  себя две подсистемы: природоохранное  и природоресурсное законодательство.

В природоохранное законодательство входит Закон «Об охране окружающей природной среды» и другие законодательные  акты комплексного правового регулирования.

В подсистему природоресурсного  законодательства входят Земельный  кодекс РФ, Закон РФ «О недрах», Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, а также  другие законодательные и нормативные  акты.

Центральное место среди  экологических норм Конституции  Российской Федерации занимает ст. 9, ч. 1, где указывается, что земля  и другие природные ресурсы в  Российской Федерации используются и охраняются как основа жизни  и деятельности народов, проживающих  на соответствующей территории.

В Конституции РФ есть две  очень важные нормы, одна из которых (ст. 42) закрепляет право каждого  человека на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу, а  другая провозглашает право граждан  и юридических лиц на частную  собственность на землю и другие природные ресурсы (ст. 9, ч. 2). Первая касается биологических начал человека, вторая - его материальных основ существования.

10 января 2002 г. вступил  в силу новый Закон «Об охране  окружающей природной среды»  вместо утратившего силу Федерального  закона «Об охране окружающей  природной среды» от 19 декабря  1991 г., который определил в российском  экологическом законодательстве  следующие пути разрешения противоречий, возникших между экологией и  экономикой в новой демократической  России.

Другим источником экологического права служат Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья (август 1993 г.). В целом они относятся  к источникам административного  права, так как регулируют административные отношения. Однако в них есть нормы, обеспечивающие экологические права  граждан. Так, ст. 28 закрепляет права  граждан на охрану здоровья в экологически неблагополучных районах.

Эти два больших закона комплексной подсистемы экологического законодательства составляют основу для  охраны окружающей природной среды  и обеспечения экологического законодательства.

Большую роль в обеспечении  экологического права играют акты природоресурсного  законодательства России, основным из которых является Земельный кодекс РФ, принятый Государственной Думой  в октябре 2001 г., который принципиально  отличается от своих предшественников - Земельных кодексов 1922, 1970 и 1991 гг.

Вся Россия следила за ходом  принятия нового важнейшего Закона Российской Федерации - «Земельного кодекса». Интерес  общества к содержанию и процедуре  принятия Земельного кодекса, к перипетиям ведущейся вокруг него политической борьбы вызван, прежде всего, тем обстоятельством, что от судьбы российских земель во многом будет зависеть и будущее  нашей страны, будущее наших детей  и будущее каждого гражданина, независимо от его национальности и  принадлежности к какой-либо партии. «Земля и другие природные ресурсы  могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности» (Конституция РФ, ст. 9, п. 2). Земля  стала объектом гражданского оборота - купли-продажи, наследования, залога, аренды и т.д. Институт частной собственности  на землю - центральное звено земельной  реформы России.

Отход от административного  метода регулирования характерен и  для других актов природоресурсного  законодательства. Вместе с тем в  ряде законов наблюдается тенденция  к укреплению административно-правового  метода регулирования за счет сокращения норм экологической защиты.

Так, например, произошло  с Законом РФ «О недрах», принятым поспешно в 1992 г.; сейчас решается вопрос о его доработке и принятии в новой редакции. Недра являются природным объектом, составной частью окружающей природной среды, охраняемой государством, но в закон не включены нормы собственно эколого-правового  содержания.

Правовые нормы по охране природы и рациональному природопользованию содержатся также и в других актах  природоресурсного законодательства России. К ним относятся Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ и др.

Круг экологических вопросов, по которым могут издаваться указы  и распоряжения президента РФ, практически  не ограничен.

Информация о работе Организационные и правовые основы охраны окружающей среды и рационального природопользования