Организационные факторы и предпосылки функционирования национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 21:15, реферат

Описание работы

В данном реферате будет дана характеристика организационных основ функционирования национальной экономики и рассмотрены достаточные предпосылки и условия становления, функционирования и развития национальной экономики.

Содержание

Введение………………………………………………………….3
1. Понятие национальной экономики…………………….……4
2. Организационные основы функционирования экономики
нации………………………………………………………..…7
3. Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики……………………………………9
Заключение………………………………………………………11
Литература…………………………………………………….…12

Работа содержит 1 файл

НЭ.docx

— 27.26 Кб (Скачать)

     Содержание.

     Введение………………………………………………………….3

  1. Понятие национальной экономики…………………….……4
  2. Организационные основы функционирования экономики

    нации………………………………………………………..…7

  1. Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики……………………………………9

    Заключение………………………………………………………11

    Литература…………………………………………………….…12 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     Введение.

     Сегодня наша страна полностью сформировала ключевые элементы новой экономической системы, создав новые органы экономической власти, национальные финансы, внутренний и внешний рынки, систему рыночных институтов, нормы хозяйственного законодательства и т.п.

     Термин  «национальная экономика» активно  вошел в научный оборот, управленческую, хозяйственную практику последнего десятилетия как синоним понятия  «экономика суверенной страны» наряду с терминами «народное хозяйство» (National economy — англ., Volkswirtschaft — нем., Gospodarka narodowa — польск.), «экономика республики». Слово «национальный» акцентирует внимание на том, что экономика рассматривается в своей целостности, в масштабе нации, государства, а не только в этническом аспекте.

     В данном реферате будет дана характеристика организационных основ функционирования национальной экономики и рассмотрены достаточные предпосылки и условия становления, функционирования и развития национальной экономики. 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятие национальной экономики.

     Следует различать национальную экономику  как науку и как область  хозяйственной практики.

     Как наука национальная экономика имеет  свой объект, предмет, инструментарий и субъект научного исследования.

     В качестве объекта национальная хозяйственная  система страны исследуется рядом  экономических дисциплин: теоретической (политической) экономией, экономической  историей, экономической статистикой, эконометрией, математическим моделированием, экономической и социальной географией и др.

     Предметом исследований выступают социально-экономические  процессы воспроизводства, закономерности функционирования и развития хозяйственной  системы, ее структурно-функциональных элементов, потенциалов и механизмов.

     Обобщенные  результаты исследований создают научные  основы национальной экономики, которые  включают совокупность ключевых теоретико-методологических, концептуальных, научно-методических, инструментально-прикладных положений, прежде всего, понятийно-категориальный аппарат, методологические императивы и методический инструментарий.

     Наиболее  эффективным в исследовании экономических комплексов зарекомендовал себя системный подход. В соответствии с его принципами система представляет собой упорядоченное множество элементов, объединяемых взаимодействиями и отношениями в единое целое. Устойчивая совокупность элементов (компонентов, подсистем) и их отношений образует структуру системы, определяющую закономерности функционирования, свойства и характеристики, которые проявляются в поведении при взаимодействии с внешней средой.

     Таким образом, национальная экономика —  это хозяйственная система страны, отвечающая принципам (методологическим императивам) суверенности, целостности, социальности, национальной ориентации.

     Национальная  экономика как сложная система  включает в себя комплекс организационных, структурных, функционально-ресурсных, институциональных и других подсистем, компонентов, характеристик.

     В организационном плане — это  совокупность субъектов хозяйствования: организаций, учреждений, предприятий, производств, отраслей, межпроизводственных  отношений.

     В структурном плане — это хозяйственные  комплексы: промышленность, агропромышленный комплекс (АПК), военно-промышленный комплекс (ВПК), топливно-энергетический комплекс (ТЭК), строительный комплекс и др.

     В функционально-ресурсном плане —  это совокупность потенциалов: природно-ресурсного, демографического и трудового, научного и инновационного, производственного, экологического и др.

     В институциональном плане — это  совокупность институтов рынка и  сегментов национального рынка: рынка средств производства, рынка товаров и услуг, рынка капитала, рынка земли, рынка ценных бумаг, фондового рынка, рынка труда, рынка объектов интеллектуальной собственности, рынка жилья и др.

     По  уровням функционирования и управления национальная экономика подразделяется на макроуровень (экономика в целом), мезоуровень (отрасли, регионы) и микроуровень (предприятия и организации первичного производственного звена).

     Социально-экономические  процессы, протекающие в национальной экономике, в своей совокупности образуют единый процесс воспроизводства, который охватывает четыре стадии: производство, распределение, обмен, потребление. Их функционирование и конечный результат  характеризуются комплексом важнейших  социально-экономических показателей  и макропараметров, в том числе  накопления и потребления. Динамика воспроизводственного процесса описывается, как правило, тремя основными параметрами: объемом (масштабом) производства; темпом развития (скоростью роста или спада); пропорциями системы и процесса воспроизводства, характеризующими сбалансированность его компонентов, равномерность (пропорциональность) развития. Нарушение пропорций, или диспропорции, например, в воспроизводственной, отраслевой, технологической, региональной структурах ведут к падению эффективности и разрушению экономической системы.

     Ключевыми макроэкономическими параметрами  являются эффективность и конкурентоспособность  национальной экономики, характеризующие  состояние, тенденции, закономерности ее развития, место и роль в системе  мирохозяйственных связей, мировой  экономике. 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Организационные основы функционирования экономики  нации.

     Участие наций в международном обмене осуществляется в различных формах в зависимости от организационных  структур экономики каждой страны, то есть от особенностей экономического порядка, действующего в стране.

     Выделим два основных аспекта экономического порядка: деятельность крупных экономических  группировок и принципы воздействия  государства на экономическую деятельность.

     Крупные национальные концерны благодаря своей  экономической мощи оказывают, с  одной стороны, определяющее воздействие  на объем и цены международной  торговли некоторыми стратегически  важными товарами. Они вынуждают  конкурирующие фирмы других государств прибегать к стратегии адаптации к этим действиям либо подчинения. С другой стороны, эти концерны стремятся к созданию обширных индустриальных межтерриториальных империй, которые становятся неподвластными законам международного рынка.

     Принципы  воздействия государства на экономическую  деятельность реализуются в экономической  политике государства, в частности  в торговой, валютной и финансовой политике. Направленность экономической  политики определяется моделью государственного устройства, зависящей от основных функций, выполняемых государством:

     1) защитной, протекционистской, направленной  на поддержание порядка, предусмотренного  действующей институциональной  системой;

     2) производительной, заключающейся в производстве общественных благ.

     Торговая  политика выражается в установлении размеров экспортных и импортных  пошлин на те или иные товары или услуги, а также в использовании рычагов количественных ограничений (контингентировании) на экспорт или импорт определенных товаров. В зависимости от модели государственного устройства и ситуации, складывающейся в мировой экономической системе, эти меры государства могут иметь более радикальный или либеральный характер.

     Валютная  политика состоит либо в введении валютного контроля, либо во вмешательстве Центрального банка (ЦБ) в деятельность валютного рынка (валютные интервенции, валютные коридоры и т. п.). Характер этой политики также зависит от международной обстановки и модели государственного устройства. Так, например, валютные интервенции ЦБ используются для поддержки собственной валюты в периоды неустойчивости валютных рынков.

     Финансовая  политика государства заключается  в оказании влияния на международное  движение капиталов и долгосрочные инвестиции (процентные ставки, прямые займы и т. п.). Эта политика позволяет  регулировать притоки и оттоки капиталов  на различных стадиях экономического цикла с целью влияния на инвестиционную привлекательность страны.  
 
 
 
 
 
 

  1. Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики.

     Для успешного осуществления экономической деятельности страны необходимы достаточные предпосылки и условия, которые придадут экономической системе качественные и количественные характеристики зрелой национальной экономики (суверенность, целостность, социальность, рыночность, эффективность, национальную ориентированность, внешнюю открытость):

     • общесистемные предпосылки и  условия конституционно-правового, мировоззренческого, идеологического, политического характера (новая  цивилизационная стратегия, тип  создаваемого государства и общества);

     • системные условия и предпосылки (единство экономического, институционально-правового  пространства, общность характера хозяйственных  институтов, механизмы и нормы  взаимодействия с внешней средой);

     • внутрисистемные предпосылки (обеспечение  эффективности и конкурентоспособности  национальной экономики на основе соблюдения принципов рационального хозяйствования).

     Если  мы проанализируем международный опыт эволюции рыночных экономик, то увидим, что многие страны мира развивались  под влиянием европейской идеи прогресса  — непрерывного расширения контроля человека над окружающей средой при  опоре на быстроразвивающиеся науку  и технику, а также таких европейских  установлений, как право частной  собственности (в том числе на землю), свободное предпринимательство, использование денег в качестве капитала и кредита. Важнейшим вкладом европейских государств в мировую цивилизацию стало внедрение современных технологий управления (в том числе административных и юридических процедур). Не меньшую значимость приобрел и постоянный обмен достижениями социального опыта (страхование наемных работников, различные формы кооперативов и т.д.).

     Благодаря влиянию европейской культуры (системный  плюрализм, разнообразие религиозных  и культурных традиций, высокая степень  индивидуальной предприимчивости, растущая дифференциация общественных структур) во многих странах мира смогли одновременно вызреть множественные предпосылки  развития рыночной экономики: экономические, правовые, политические, идейно-культурные, социально-психологические, цивилизованные.

     Наконец, следующая группа предпосылок обеспечивает создание внутрисистемных условий  перевода экономики на инновационный, высокотехнологический, наукоемкий тип  развития, оптимизацию воспроизводственной, отраслевой, технологической и региональной структур национальной экономики. Построение системы управления и регулирования  экономики на принципах рациональности, стратегической целенаправленности, тактической  гибкости, структурной гармоничности, учета социального, экономического и экологического императивов устойчивого  развития — обязательная предпосылка  эффективного хозяйствования.

     Указанные предпосылки носят двойственный характер. С одной стороны, они  являются предваряющими, упреждающими условиями, с другой — постоянно  действующими требованиями (императивами) к преобразованию государства, общества, экономики, к обеспечению политической и социальной стабильности в стране. 
 
 

Информация о работе Организационные факторы и предпосылки функционирования национальной экономики