Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 21:15, реферат
В данном реферате будет дана характеристика организационных основ функционирования национальной экономики и рассмотрены достаточные предпосылки и условия становления, функционирования и развития национальной экономики.
Введение………………………………………………………….3
1. Понятие национальной экономики…………………….……4
2. Организационные основы функционирования экономики
нации………………………………………………………..…7
3. Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики……………………………………9
Заключение………………………………………………………11
Литература…………………………………………………….…12
Содержание.
Введение……………………………………………
нации………………………………………………………..…7
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение.
Сегодня наша страна полностью сформировала ключевые элементы новой экономической системы, создав новые органы экономической власти, национальные финансы, внутренний и внешний рынки, систему рыночных институтов, нормы хозяйственного законодательства и т.п.
Термин
«национальная экономика» активно
вошел в научный оборот, управленческую,
хозяйственную практику последнего
десятилетия как синоним
В
данном реферате будет дана характеристика
организационных основ функционирования
национальной экономики и рассмотрены
достаточные предпосылки и условия становления,
функционирования и развития национальной
экономики.
Следует различать национальную экономику как науку и как область хозяйственной практики.
Как наука национальная экономика имеет свой объект, предмет, инструментарий и субъект научного исследования.
В качестве объекта национальная хозяйственная система страны исследуется рядом экономических дисциплин: теоретической (политической) экономией, экономической историей, экономической статистикой, эконометрией, математическим моделированием, экономической и социальной географией и др.
Предметом
исследований выступают социально-
Обобщенные результаты исследований создают научные основы национальной экономики, которые включают совокупность ключевых теоретико-методологических, концептуальных, научно-методических, инструментально-прикладных положений, прежде всего, понятийно-категориальный аппарат, методологические императивы и методический инструментарий.
Наиболее эффективным в исследовании экономических комплексов зарекомендовал себя системный подход. В соответствии с его принципами система представляет собой упорядоченное множество элементов, объединяемых взаимодействиями и отношениями в единое целое. Устойчивая совокупность элементов (компонентов, подсистем) и их отношений образует структуру системы, определяющую закономерности функционирования, свойства и характеристики, которые проявляются в поведении при взаимодействии с внешней средой.
Таким
образом, национальная экономика —
это хозяйственная система
Национальная экономика как сложная система включает в себя комплекс организационных, структурных, функционально-ресурсных, институциональных и других подсистем, компонентов, характеристик.
В организационном плане — это совокупность субъектов хозяйствования: организаций, учреждений, предприятий, производств, отраслей, межпроизводственных отношений.
В
структурном плане — это
В
функционально-ресурсном плане
В институциональном плане — это совокупность институтов рынка и сегментов национального рынка: рынка средств производства, рынка товаров и услуг, рынка капитала, рынка земли, рынка ценных бумаг, фондового рынка, рынка труда, рынка объектов интеллектуальной собственности, рынка жилья и др.
По уровням функционирования и управления национальная экономика подразделяется на макроуровень (экономика в целом), мезоуровень (отрасли, регионы) и микроуровень (предприятия и организации первичного производственного звена).
Социально-экономические
процессы, протекающие в национальной
экономике, в своей совокупности
образуют единый процесс воспроизводства,
который охватывает четыре стадии:
производство, распределение, обмен, потребление.
Их функционирование и конечный результат
характеризуются комплексом важнейших
социально-экономических
Ключевыми
макроэкономическими
Участие наций в международном обмене осуществляется в различных формах в зависимости от организационных структур экономики каждой страны, то есть от особенностей экономического порядка, действующего в стране.
Выделим два основных аспекта экономического порядка: деятельность крупных экономических группировок и принципы воздействия государства на экономическую деятельность.
Крупные национальные концерны благодаря своей экономической мощи оказывают, с одной стороны, определяющее воздействие на объем и цены международной торговли некоторыми стратегически важными товарами. Они вынуждают конкурирующие фирмы других государств прибегать к стратегии адаптации к этим действиям либо подчинения. С другой стороны, эти концерны стремятся к созданию обширных индустриальных межтерриториальных империй, которые становятся неподвластными законам международного рынка.
Принципы воздействия государства на экономическую деятельность реализуются в экономической политике государства, в частности в торговой, валютной и финансовой политике. Направленность экономической политики определяется моделью государственного устройства, зависящей от основных функций, выполняемых государством:
1)
защитной, протекционистской,
2) производительной, заключающейся в производстве общественных благ.
Торговая политика выражается в установлении размеров экспортных и импортных пошлин на те или иные товары или услуги, а также в использовании рычагов количественных ограничений (контингентировании) на экспорт или импорт определенных товаров. В зависимости от модели государственного устройства и ситуации, складывающейся в мировой экономической системе, эти меры государства могут иметь более радикальный или либеральный характер.
Валютная политика состоит либо в введении валютного контроля, либо во вмешательстве Центрального банка (ЦБ) в деятельность валютного рынка (валютные интервенции, валютные коридоры и т. п.). Характер этой политики также зависит от международной обстановки и модели государственного устройства. Так, например, валютные интервенции ЦБ используются для поддержки собственной валюты в периоды неустойчивости валютных рынков.
Финансовая
политика государства заключается
в оказании влияния на международное
движение капиталов и долгосрочные
инвестиции (процентные ставки, прямые
займы и т. п.). Эта политика позволяет
регулировать притоки и оттоки капиталов
на различных стадиях
Для успешного осуществления экономической деятельности страны необходимы достаточные предпосылки и условия, которые придадут экономической системе качественные и количественные характеристики зрелой национальной экономики (суверенность, целостность, социальность, рыночность, эффективность, национальную ориентированность, внешнюю открытость):
•
общесистемные предпосылки и
условия конституционно-
•
системные условия и
•
внутрисистемные предпосылки (обеспечение
эффективности и
Если мы проанализируем международный опыт эволюции рыночных экономик, то увидим, что многие страны мира развивались под влиянием европейской идеи прогресса — непрерывного расширения контроля человека над окружающей средой при опоре на быстроразвивающиеся науку и технику, а также таких европейских установлений, как право частной собственности (в том числе на землю), свободное предпринимательство, использование денег в качестве капитала и кредита. Важнейшим вкладом европейских государств в мировую цивилизацию стало внедрение современных технологий управления (в том числе административных и юридических процедур). Не меньшую значимость приобрел и постоянный обмен достижениями социального опыта (страхование наемных работников, различные формы кооперативов и т.д.).
Благодаря
влиянию европейской культуры (системный
плюрализм, разнообразие религиозных
и культурных традиций, высокая степень
индивидуальной предприимчивости, растущая
дифференциация общественных структур)
во многих странах мира смогли одновременно
вызреть множественные
Наконец,
следующая группа предпосылок обеспечивает
создание внутрисистемных условий
перевода экономики на инновационный,
высокотехнологический, наукоемкий тип
развития, оптимизацию
Указанные
предпосылки носят двойственный
характер. С одной стороны, они
являются предваряющими, упреждающими
условиями, с другой — постоянно
действующими требованиями (императивами)
к преобразованию государства, общества,
экономики, к обеспечению политической
и социальной стабильности в стране.
Информация о работе Организационные факторы и предпосылки функционирования национальной экономики