Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 08:03, контрольная работа
Предпосылки (причины) правовавых регулирований отношений.
Определение | Содержание | Автор |
Организационно – правовые методы | совокупность приемов и операций, разработанных с целью наиболее эффективного осуществления исследований поведения потребителей. | Защита прав потребителей финансовых услуг / отв. ред. Ю. Б. Фогельсон. М.: Норма: ИНФРА-М, 2009 |
Организационно – правовые методы | совокупность признаков, определяющих структуру и деятельность предусматриваемых законом видов юридических лиц. | Богдан В.В. «Гражданско-правовые способы защиты прав потребителей в сфере торговли и услуг» // «Юрист» № 7, 2003г. |
Организационно – правовые методы | Вид и способ структурного построения предприятия (фирмы, компании и т.п.), предусмотренные законами и другими нормами хозяйственного права, зависящие от формы собственности, объёма и ассортимента выпускаемой продукции, формирования его капитала, характера и содержания деятельности, различающиеся по способу вхождения в различные межфирменные союзы, по методу ведения конкурентной борьбы и т.д | Практическое пособие для граждан: защита прав потребителей. Теория- Советы- Судебная практика». 2005г. |
Организационно – правовые методы | совокупность
приемов и способов воздействия
на управляемый объект для достижения
поставленных организацией целей. |
Аргунов В.Н., Краснов С.В. Особенности рассмотрения судами дел о защите прав потребителей // Вестник МГУ, серия "Право". 2006. N 4. |
Организационно – правовые методы | определяют основные
границы работы: направление деятельности
предприятия, ее организационно-правовую
форму, условия функционирования, структуру
организации, а также регламентируют
права и ответственность |
Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. М., 2007. |
Организационно – правовые методы | методы прямого воздействия, носящие директивный, обязательный характер, основанные на дисциплине, ответственности, власти. | Петрушкин В. А. О некоторых вопросах применения общих норм купли-продажи гл.30 ГК РФ // Финансовая газета. - N 9. - сентябрь 2009 г. |
Организационно – правовые методы | Организационно-правовые методы реализуются через такие административные формы как приказ, распоряжение, инструкция, правовой акт, устав и другие и базируются на правовых нормах хозяйствования. Организационные методы наиболее важны на этапах исполнения и контроля решений в управленческом цикле производства, а также реализации принципов демократизации управления, иерархического подчинения и ответственности, прав и обязанностей органов управления. | Шерстобитов А. Е. Гражданско-правовые вопросы охраны прав потребителей. М., 2003. |
Организационно– правовые методы | особые виды деятельности, практических приемов, операций | Забелин С. Потребитель, закон на твоей стороне! // Журнал "Человек и Закон" . - 2006. -№ 4. |
Организационно– правовые методы | регулирование роли норм права |
Корнилов Э. Вопросы совершенствования |
Организационно– правовые методы | определяют основные границы работы: направление деятельности фирмы, ее организационно-правову | Ерошкин А. М. Права потребителей и развитие конкуренции. - М.: Пресса, 2009. |
Организационно– правовые методы | реализуются через такие административные формы как приказ, распоряжение, инструкция, правовой акт, устав и другие и базируются на правовых нормах хозяйствования. Организационные методы наиболее важны на этапах исполнения и контроля решений в управленческом цикле производства, а также реализации принципов демократизации управления, иерархического подчинения и ответственности, прав и обязанностей органов управления. | Парций Я.Е. Закон РФ «О защите прав потребителей» /Постатейный комментарий. - М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2006. |
2. Предпосылки (причины)
Правоваое регулирование отношений с участием потребителей призвано не только регламентировать механизм возникновения и осуществления их в качестве гражданских правоотношений посредством норм гражданского законодательства, но в соответствии с основной своей задачей устранять правовые последствия нарушений прав потребителя, возникающих в рамках этих правоотношений, и восстанавливать нарушенное состояние также при помощи норм иных отраслей законодательства. Несомненно, нормы гражданского права имеют господствующее положение в процессе правового регулироваения отношений с участием потребителей, поскольку они складываются между юредически равными потребителем и его контрагентами(изготовитель, исполнитель, продавец) и носят гражданский характер. Тем не менее представляется важным для определения особенностей законодательства в данной сфере учитывать роль соответствующих норм предпринимательского, административного, гражданско – процессуального, муниципального, уголовного права, без которых правовое регулирование защиты прав потребителей невозможно вообще, так как нормы каждой отрасли выполняют собственные задачи для единой цели – защиты этих прав. Например, ряд норм предпринимательского права устанавливает правовое обеспечение качества товара, работ и услуг, что само по себе является определенной гарантией успешной реализации права потребителя на безопасность товара, работ и услуг, закрепленной в ст.7 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Спецификой действующего законодательства о защите прав потребителей, состоящего из совокупности нормативных правовых актов, которые носят разноотраслевой характер, можно считать выделение его в качестве специальной комплексной отрасли законодательства. Анализ законодательства о защите прав потребителей в юридической литературе, проводимый в разные периоды его становления, указывал на комплексную природу этого законодательства. Так, А.Е Шерстобитов и Т.Л. Левшина справедливо отмечали а процессе анализа правоприменительной практики первых лет существования Законо « О защите прав потребителей», что совокупность входящих в него нормативных актов должна определяться как комплексная отрсль законодательства, тесно связанная с отраслевым законодательством и черпающая из него основные, базовые категории (например, договор, правонарушение, вина, ответственность и т.д), без которых правоприменительная деятельность невозможна. Классическое гражданское законодательство не рассчитано и не должно быть рассчитано на регулирование всех вопросов, связанных с защитой прав потребителей. В связи с этим подчеркивалась настоятельная необходимость в дальнейшем развитии и совершенствовании специального законодательства о защите прав потребителей, концентрирующего правовые нормы, обеспечивающие приоритет интересов потребителей в их взаимоотношениях с изготовителями, продовцами и исполнителями на рынке товаров и услуг.
Таким образом, как комплексная отрсль законодательство представляет собой вторичное структурное образование в системе законодательства и включает нормы различных отраслей права.
Аналогичную точку зрения высказывал также М.Ю.Челышев, определяя законодательство как совокупность разноотраслевых нормативных правовых актов, при помощи которой устанавливается механизм охраны субъективных прав потребителей,разнооотраслевых гарантий их реализации, юредических последствий нарушения названных прав.
Становление правового государства невозможно без создания эффективного механизма защиты прав личности. Лицу, приобретающему товар (работу, услугу), как стороне правоотношения на рынке противостоит хорошо отлаженная, продуманная и организованная «машина» корпорации. Отдельный гражданин выходит на рынок товаров и услуг время от времени. В свою очередь для корпорации данная сфера отношений является средой существования. Последний фактор предполагает несопоставимо большую степень ее готовности к взаимоотношениям с потребителем. В случаях, когда деятельность хозяйствующего субъекта носит криминальный характер, последствия для потребителя (нередко для их многочисленных групп) значимы как в плане материального ущерба, так и в части причинения вреда личным неимущественным интересам, прежде всего, здоровью. Гражданско-правовой механизм регулирования данных отношений утрачивает свою эффективность, когда диктат производителя (продавца) трансформируется в произвол по отношению к гражданину, приобретающему товар (услугу). Криминализация современной экономики наряду с общерегулятивным механизмом гражданского и хозяйственного права предполагает наличие действенного инструментария «репрессивных» отраслей и, прежде всего, права уголовного, интегрированного в межотраслевой механизм регулирования потребительского рынка.
Вместе с тем, особенностью содержащейся в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее – УК РФ) совокупности норм об ответственности за преступления на потребительском рынке является отсутствие единого концептуального подхода законодателя к охране данных отношений. Дополнительным свидетельством этому является бессистемное изменение уголовного законодательства в этой части.
Так,
исключение ст. 200 из УК РФ предопределило
принципиально новый подход к
решению вопроса об уголовной
ответственности за обман потребителя
в рамках общей нормы о мошенничестве,
породив существенные проблемы
при решении вопросов о совокупности
и конкуренции данной нормы с
рядом смежных составов, имеющих
в структуре непосредственного
объекта аналогичные
Дополнение УК РФ ст. 1711 вопреки ожидаемому эффекту в борьбе с алкогольным фальсификатом, напротив, обострило теоретические дискуссии по вопросам ее применения и создало массу практических проблем при квалификации деяний, предметом которых явилась фальсифицированная спиртосодержащая продукция. Наибольшее количество преступлений по ст. 1711 УК РФ за все время ее действия было зарегистрировано в 2001 г. – 1548, а лиц, их совершивших, – 1125 (из них осуждено – 340). Характерно, что уже в 2004 г. зарегистрировано лишь 129 преступлений, а лиц, их совершивших – 35 (из них осуждено – 12). Приведенная динамика спада числа регистрируемых преступлений и количества лиц, осуждаемых по ст. 1711 УК РФ, а также существенная разница (более чем в 10 раз) между количеством выявленных лиц и осужденных объясняется, на наш взгляд, проблемами не только доказывания, но и сложностями уголовно-правовой оценки действий виновных.
Несомненно, своевременной и актуальной стала криминализация деяний, связанных с незаконным отключением электроэнергии и иных источников жизнеобеспечения (ст. 2151 УК РФ). Однако существенные пробелы «регулятивных» отраслей законодательства в этом отношении и отсутствие серьезного теоретического анализа данного состава на страницах специальных изданий вызывают потребность обстоятельного изучения практики применения данной нормы.
Весьма
серьезные нарекания с позиции
законодательной конструкции
вызывает ст. 180 УК РФ, а также
нормативное определение
Обозначенные
законодательные и
3. Своя точка зрения.
Каждый гражданин является потребителем, ежедневно вступая в правоотношения купли-продажи - приобретая продукты, предметы обихода; заказывая услуги и т.д. Качество этих товаров и услуг не только выступает ключевым фактором простого удовлетворения жизнью, но и гарантией здоровья потребителя и безопасности жизни, в целом. И наоборот, продукты и услуги, не соответствующие требованиям закона, создают угрозу обществу.
Поэтому потребитель должен уметь отстоять свои права. Знание своих прав позволяет потребителям избежать произвола со стороны продавцов товаров, а производителям и продавцам предотвратить лишние затраты на возмещение убытков от предложенной и проданной продукции, не удовлетворяющей принятой требованиям по качеству, и дополнительно - убытков от экономических и административных санкций.
Российское законодательство о защите прав потребителей - одно из самых лояльных в мире (в одном ряду с законодательством, например, США) по отношению к потребителям. Это означает серьезный перевес прав потребителя. Чем и нужно умело пользоваться.
Наиболее значимым событием в области защиты прав граждан на рынке продукции и услуг последнего времени может быть названо принятие первого в истории России Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей». Закрепление на законодательном уровне основных прав потребителей, определение механизма их реализации свидетельствует о повороте общественного сознания от массовых ценностей к индивидуалистическим, имеющим в своей основе права, свободы и интересы отдельного человека.
Гражданский Кодекс Российской Федерации и Закон «О защите прав потребителей» закрепляют не только основные права потребителей, но и определяют правовой механизм реализации и защиты этих прав. Законодательство о защите прав потребителей является комплексным, поскольку включает в себя правовые акты, принадлежащие различным отраслям права: гражданскому, административному, уголовному, экологическому и.т.д. Но цель этого широкого спектра нормативных документов едина - создание дополнительных правовых гарантий обеспечения прав потребителя как наиболее незащищенного участника рынка продукции и услуг.
Организация защиты прав потребителей построена на общегражданских принципах. Однако ввиду правового неравенства участников потребительского рынка регулирование отношений, возникающих между продавцами и покупателями, она осуществляет в основном при помощи императивных норм, обеспечивающих приоритет интересов последнего.
В последние годы наметилась тенденция повышения теоретического интереса к исследованию проблем, касающихся отношений между продавцом и покупателем на рынке продукции и услуг, а также способов защиты прав потребителей. Население России сейчас переживает этап, когда формирование потребительского рынка стало неотъемлемым элементом экономического развития общества. С точки зрения научного знания одним из объяснений существующего пробела в урегулировании конфликтов между продавцами и покупателями является недостаточность исследований в данной области.
Для того чтобы повысить уровень защищенности потребителя, необходимо иметь собственные исследования базовых категорий, установление их смысла, определение места в гражданском праве. Другой причиной, объясняющей необходимость исследования обозначенной темы, является закрепление на законодательном уровне новых гражданско-правовых способов защиты прав граждан.
Информация о работе Организационно-правовые методы защиты прав потребителей