Ординалистскую (порядковую) теорию полезности

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 14:53, реферат

Описание работы

Ординалистскую (порядковую) теорию полезности предложили английский экономист и статистик Ф. Эджуорт (1845-1926), итало-швейцарский социолог и экономист В. Парето (1848-1923), американский экономист и статистик И. Фишер (1867-1947). В 30-х гг. XX в. после работ Р. Аллена и Дж. Хикса эта теория приобрела завершенную форму и по настоящее время остаётся наиболее распространенной.

Работа содержит 1 файл

эканомика.docx

— 21.24 Кб (Скачать)

ОРДИНАЛИСТСКАЯ (ПОРЯДКОВАЯ) ПОЛЕЗНОСТЬ - субъективная полезность, или удовлетворение, которую потребитель получает из потребляемого им блага, измеренная по порядковой шкале.

Ординалистская (порядковая) теория полезности является альтернативой  кардиналистской (количественной) теории полезности.

Ординалистскую (порядковую) теорию полезности предложили английский экономист и статистик Ф. Эджуорт (1845-1926), итало-швейцарский социолог и экономист В. Парето (1848-1923), американский экономист и статистик И. Фишер (1867-1947). В 30-х гг. XX в. после работ  Р. Аллена и Дж. Хикса эта теория приобрела завершенную форму  и по настоящее время остаётся наиболее распространенной.

Согласно этой теории, предельную полезность измерить невозможно; потребитель измеряет не полезность отдельных благ, а полезность наборов  благ. Измеримости поддается только порядок предпочтения наборов благ. Критерий ординалистской (порядковой) теории полезности предполагает упорядочение потребителем своих предпочтений относительно благ. Потребитель систематизирует  выбор набора благ по уровню удовлетворения. Например, 1-й набор благ доставляет ему наибольшее удовлетворение, 2-й  набор - меньшее удовлетворение, 3-й  набор - еще меньшее удовлетворение и т. д. Следовательно, подобная систематизация дает представление о предпочтениях  потребителей в отношении набора благ. Однако она не дает представления  о различиях удовлетворения данными  наборами благ. Иными словами, с практической точки зрения потребитель может  сказать, какой набор он предпочитает другому, но не может определить, насколько  один набор лучше другого.

Ординалистская (порядковая) теория полезности основана на нескольких аксиомах. Заметим, что среди экономистов  нет единства относительно количества и названия аксиом. Одни авторы называют четыре аксиомы, другие - три аксиомы. Здесь мы выделим следующие аксиомы.

  1. Аксиома полной (совершенной) упорядоченности предпочтений потребителя. Потребитель, совершающий покупку, всегда может или назвать, какой из двух наборов благ лучше другого, или признать их равноценными. Так, для наборов А и Б или А >- Б, или Б >- А, или А ~ Б, где знак ">-" выражает отношение предпочтения, а знак " ~ " - отношение равноценности или безразличия.
  2. Аксиома транзитивности предпочтений потребителя означает, что для принятия определенного решения и его осуществления потребитель должен последовательно переносить предпочтения с одних благ и их наборов на другие. Так, если А >- Б, а Б >- В, то всегда А >- В, а если А ~ Б и Б ~ В, то всегда А ~ В. Из представленного ранжирования следует, что А доставляет большее удовлетворение, чем Б, а Б - большее, чем В. Следовательно, А дает большее удовлетворение, чем В. Транзитивность также предполагает, что если потребитель не делает различия между альтернативами А и Б и между Б и В, то он всегда не должен делать различия между А и В.
  3. Аксиома о ненасыщаемости потребностей гласит, что потребители всегда предпочитают большее количество любого блага меньшему. Под эту аксиому не подходят антиблага, обладающие отрицательной полезностью, поскольку понижают уровень благосостояния данного потребителя. Так, загрязнение воздуха, шум снижают уровень полезности потребителей. В ординалистской теории полезности используются кривые и карта безразличия. Графически система предпочтений потребителя иллюстрируется посредством кривых безразличия, впервые использованных Ф. Эджуортом в 1881 г.

    Основным рабочим  понятием ординалистской (порядковой) теории полезности считается предельная норма замещения MRS.

    Предельная норма  замещения (MRS) показывает, от какого количества единиц одного блага потребитель  должен отказаться, чтобы приобрести дополнительную единицу другого  блага. Иными словами, это соотношение  предельной полезности двух благ.

    Предельная норма  замещения измеряет желание обменять одно благо на каждую единицу другого, при этом не приобретая и не теряя  полезность. Предельная норма замещения  представляет собой норму, в соответствии с которой одно благо может  быть замещено другим без выигрыша или потери для удовлетворения потребителя.

    Значения предельной нормы замещения всегда отрицательны, так как увеличение количества приобретенных  единиц одного блага предполагает уменьшение потребления другого, т. е. имеются  разные знаки. Поскольку кривая безразличия  выпукла вниз, к началу координат, то предельная норма замещения чаще всего уменьшается по мере увеличения потребления одного блага вместо другого. Это явление называют уменьшающейся  предельной нормой замещения. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

КАРДИНАЛИСТСКАЯ (КОЛИЧЕСТВЕННАЯ) ПОЛЕЗНОСТЬ - субъективная полезность, или удовлетворение, которые потребитель получает от потребления благ, измеренные в абсолютных величинах. Следовательно, имеется в виду, что можно измерить точную величину полезности, которую потребитель извлекает из потребления блага.

Кардиналистскую (количественную) теорию предельной полезности предложили независимо друг от друга У. Джевонс (1835-1882), К. Менгер (1840-1921) и Л. Вальрас (1834-1910) в последней трети XIX в. В  основе этой теории лежало предположение  о возможности соизмерения полезности различных благ. Эту теорию разделял А. Маршалл.

Экономисты считали, что полезность можно измерить в  условных единицах - ютилах. Но позднее  было доказано, что создать точный измеритель количественной полезности невозможно, и возникла альтернативная кардиналистской (количественной) ординалистская (порядковая) теория полезности.

Согласно этой теории, стоимость (ценность) блага определяется не затратами труда, а важностью  той потребности, которая удовлетворяется  данным благом, и субъективная полезность блага зависит от степени редкости блага и от степени насыщения  потребности в нем.

Количественный подход к анализу полезности не исходит  из объективного измерения полезности блага в ютилах, поскольку одно и то же благо для одного потребителя  представляет большую ценность, а  для другого не представляет никакой  ценности.

Эта теория нацеливала экономическую теорию на изучение поведения  потребителей, доказывая, что предельная полезность как общественная равнодействующая субъективных оценок независимых субъектов  выступает определяющим фактором, воздействующим на спрос.

Кардиналистская (количественная) теория исходит из возможности потребителя  дать количественную оценку в ютидах полезности любого потребляемого им блага, набора благ, которая может быть выражена в виде функции общей полезности:

TU=F(QA,QB,...,QZ),

где TU - общая полезность данного набора благ; QA, QB, ..., Qz - объемы потребления благ А, В,..., Z в единицу  времени.

Используя кардиналистскую (количественную) теорию полезности, можно  охарактеризовать не только общую полезность, но и предельную полезность как дополнительное увеличение данного уровня благосостояния, получаемое при потреблении дополнительного  количества блага данного вида и  неизменных количествах потребляемых благ всех остальных видов.

Вывод: Все точки зрения по поводу измерения полезности можно объединить в две группы. Одни экономисты используют так называемый кардиналистский подход. Они пытаются ввести различные количественные единицы измерения полезности – денежные, специальные, например, ютиль (от англ. «utility» — полезность). Другие экономисты используют ординалистский подход (от нем. Diе Ordnung – порядок). Они полагают, что поскольку категория предельной полезности носит сугубо субъективный характер, т.е. для каждого отдельного потребителя полезность любого товара теоретически всегда индивидуальна, то ее невозможно измерить. С их точки зрения, целесообразно ввести «ординальную, т.е. порядковую» величину полезности, с помощью которой можно выяснить, уменьшилась или увеличилась степень удовлетворения потребности. Полезность обладает свойством порядковой измеримости, когда альтернативные товары могут быть ранжированы. Выбирая, потребитель присваивает первый ранг товару с большей для него полезностью. Затем идет второй, третий и другие ранги. Рассмотрим пример количественного измерения полезности в единицах, которые называются «ютили». Для количественного измерения полезности предполагается, что каждый потребитель имеет в своей голове некий измеритель полезности – «пользометр», который позволяет измерить, насколько потребитель удовлетворен. Совокупная полезность определяется сложением совокупной полезности первой единицы (далее второй и т.д.) и предельной полезности следующей единицы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Иркутский политехнический  колледж. 
 
 
 

Реферат по экономической теории.

На тему: Кардиналисты и Ординалисты. Кто  прав? 

  
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила студентка

Группы 261

Фёдорова  Людмила

Иркутск 2011г.                                                               

Литература:

  • http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%
  • http://www.inventech.ru/lib/micro/micro-0024/
  • http://for-student.net/index.php?option=com_content&task=view&id=508&Itemid=80
  • http://www.inventech.ru/lib/micro/micro-0021

Информация о работе Ординалистскую (порядковую) теорию полезности