Определение причин девиации различными учеными

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 23:37, доклад

Описание работы

В социологии девиантного поведения выделяются несколько направлений,

объясняющих причины возникновения отклоняющегося поведения. Так, Роберт

Мертон, используя выдвинутое Э. Дюркгеймом понятие аномии (например, в работе

“Социальная структура и аномия”), причиной отклоняющегося поведения считает

несогласованность между целями, выдвигаемыми обществом, и средствами, которые

оно предлагает для их достижения.

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 15.87 Кб (Скачать)

Руслан   Определение  причин девиации

                                                различными учеными.

В социологии девиантного поведения выделяются несколько направлений,

объясняющих причины возникновения отклоняющегося поведения. Так, Роберт

Мертон, используя  выдвинутое Э. Дюркгеймом понятие аномии (например, в работе

“Социальная структура  и аномия”), причиной отклоняющегося поведения считает

несогласованность между целями, выдвигаемыми обществом, и средствами, которые

оно предлагает для их достижения. Люди начинают приспосабливаться  к состоянию

аномии разными  индивидуальными способами: либо конформизмом, либо различными

видами отклоняющегося поведения (“инновация”, “ритуализм”, “ретретизм” и

“мятеж”), в  которых отвергаются или цели, или средства. или то и другое

вместе.

Второе направление  сложилось в рамках теории конфликта. Согласно этой точке

зрения, культурные образцы поведения являются отклоняющимися, если они

основаны на нормах другой культуры (А. Коэн). Например, преступник

рассматривается как носитель определенной субкультуры, конфликтной по

отношению к  господствующему в данном обществе типу культуры.

Еще одно направление  в изучении причин девиации представляет австрийский

теоретик психологии личности Виктор Франкл, разработавший основы логотерапии,

которая проявила себя как эффективное средство в решении проблем утраты

людьми смысла жизни. Теория логотерапии и экзистенциального анализа Франкла

представляет  собой сложную систему воззрений  на природу и сущность человека,

механизмы развития личности в норме и патологии, пути и способы коррекции

аномалий в  развитии личности.

                     Юля

Ощущение огромным числом людей бессмысленности той  жизни, которую им

приходится вести  нередко без возможности какого-либо реального выбора и

невозможность найти в ней позитивный смысл  из-за разрушения старых ценностей

и традиций, дискредитации  “новых” и отсутствия культуры мировозренческой

рефлексии, позволяющей  прийти к уникальному смыслу своим, неповторимым

путем,- этим во многом объясняются те социальные патологии, которые широко

распространяются  в модернизируемом обществе.

В современной  отечественной социологии, несомненно, интерес представляет

позиция Я.И.Гилинского, считающего источником девиации наличие в обществе

социального неравенства, высокой степени различий в возможностях

удовлетворения  потребностей для разных социальных групп. Известно - любые

действия в конечном счете осуществляются ради удовлетворения потребностей. И,

переходя к  проблеме причин изучаемых процессов, можно предположить, что в

иерархии противоречий социально-экономического развития, составляющих

“причинный  комплекс” девиантного поведения, наиболее значимо противоречие

между относительно равномерно растущими потребностями  и весьма неравными

возможностями их удовлетворения, зависящими прежде всего от социальной

позиции индивидов  и общественных групп, их места в  социальной структуре.

Иначе говоря, источником девиантного поведения как социального явления служит

социальное неравенство.

На уровне индивидуального  поведения наиболее общей причиной девиации служит

“социальная неустроенность”  как результат несоответствия объективных  свойств

индивида, включая  его задатки, способности, а также  свойства, приобретенные в

процессе социализации требованиям занимаемой позиции  в системе общественных

отношений. Позиция  может быть “ниже” (философ-истопник) или “выше”

(посредственность  в директорском кресле) своих  объективных возможностей;

индивид может  оказаться вне официальной структуры  общества (бродяга,

тунеядец). 
 

Информация о работе Определение причин девиации различными учеными