Определение общих макроэкономических показателей экономической безопасности страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 00:08, контрольная работа

Описание работы

Проблемы обеспечения национальной экономической безопасности в последнее время становятся все более актуальными. Мировой финансовый кризис заставляет задуматься о формировании новой концепции глобальной и национальной структуры безопасности.

Какие требования эта задача выдвигает перед Россией? Какие меры должны быть предприняты для нейтрализации внешних и внутренних угроз? Данным вопросам уделяется все большее внимание среди научных, политических кругов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Определение общих макроэкономических показателей экономической безопасности страны…………………………………………………………….5

2. Пороговые значения основных макроэкономических показателей экономической безопасности страны ……………………………………….15

3. Классификация угроз экономической безопасности……………………20

Заключение……………………………………………………………….23

Список литературы……………………………………………………...25

Работа содержит 1 файл

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

      Доля  населения ниже прожиточного минимума по сравнению с началом 90-х годов  снизилось с 30% до 21% в 2004 г. Прогнозом  социально-экономического развития страны определено весьма медленное снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума - с 21% в 2004 г. до 18% в 2006 г. Если этот показатель будет и после 2006 г. изменяться такими же темпами, то в 2010 г. он составит 13 - 14%, что является весьма высоким уровнем бедности.

      Большие споры в ходе предварительного определения  пороговых значений показателей экономической безопасности возникают по поводу показателя уровня безработицы. По этому индикатору принято пороговое значение на уровне 5%, тогда как фактическое значение в 2005 г. составляло несколько более 9%. Таким образом, Россия и здесь находится в опасной зоне.

      Третей, наиболее обширной группой являются пороговые значения индикаторов финансового состояния. Здесь индикатор, принятый в качестве исходного для расчета - это значение ВВП. Валовой внутренний продукт (ВВП), который является выражением общего объема конечных товаров и услуг, выпущенных на территории той или иной страны, независимо от национальной принадлежности действующих там предприятий в определенный период времени. Учет конечной продукции предусматривает элиминирование повторного счета сырья, полуфабрикатов, других материалов, топлива, электроэнергии и услуг, использованных в процессе ее производства. Также используется индикатор валовой национальный продукт (ВНП), который отражает объем производства, находящегося под контролем корпораций (производителей) и частных лиц данной национальности.

      По  этой группе определяются многие пороговые  значения, в частности, важнейшие  из них:

      1. объем внутреннего долга в  процентах к ВВП - 30%;

      2. объем внешнего долга в процентах  к ВВП - 25%;

      3. дефицит бюджета в процентах  к ВВП - до 5%;

      4. объем иностранной валюты в  наличной форме к объему наличных  рублей - 25%;

      5. денежная масса в процентах к ВВП - 50%.

      Фактические параметры по указанным индикаторам  в 2005 г. составили:

      объем внутреннего долга - примерно 25%;

      объем внешнего долга - примерно 30%;

      3. дефицит бюджета - менее 5%;

      4. объем иностранной валюты в  наличной форме к объему наличных рублей более 100%;

      5. денежная масса - 14%.

      Таким образом, здесь имеется ряд параметров, по которым фактические значения не выходят за рамки пороговых  значений, это, прежде всего, размер внутреннего долга и дефицит бюджета.

      Необходимо  рассмотреть и пороговое значение такого показателя, как монетизация экономики, представляющим в настоящее время наибольшую угрозу экономической безопасности России, так как он является крайне низким. Это важный показатель в финансовой сфере, выражающийся в процентном отношении денежной массы (агрегат М2) к ВВП, этот уровень следует определять по рублевой массе.

      К началу экономического реформирования (в 1991г.) уровень монетизации в СССР составлял более 60%. В течение 1992-2004 г. он неуклонно снижался, достигнув 15-17%. В большинстве развитых стран уровень монетизации составляет 60-80% к ВВП, а в некоторых 100 и даже более процентов. Пороговое значение по этому параметру составляет 50%.

      Таким образом, можно сделать вывод, что  макроэкономические показатели являются наиболее значимыми, так как именно они определяют степень экономической безопасности страны, уровень ее благосостояния, и состояния национального хозяйства.

      Также важно подчеркнуть, что наивысшая  степень экономической безопасности достигается при условии, что весь комплекс общих макроэкономических показателей находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а пороговые значения одного показателя достигаются не в ущерб другим.

 

       

3. Классификация угроз  экономической безопасности 

     Наиболее  вероятными угрозами экономической безопасности Российской Федерации, на локализацию которых должна быть направлена  деятельность федеральных органов государственной власти, являются:

     1. Увеличение   имущественной   дифференциации   населения   и повышение уровня бедности, что ведет к нарушению социального мира и общественного согласия. Достигнутый относительный баланс социальных интересов  может  быть  нарушен  в  результате  действия  следующих факторов: расслоение общества на  узкий  круг  богатых  и  преобладающую 
массу бедных, неуверенных в своем будущем людей; увеличение доли бедных слоев населения в городе по сравнению с деревней,  что  создает  социальную  и криминальную напряженность и почву для широкого распространения относительно  новых  для  России негативных   явлений -  наркомании, организованной преступности, проституции и тому подобного; рост безработицы, что может привести к социальным конфликтам; задержка выплаты заработной платы, остановка предприятий и так далее.

     2. Деформированность структуры российской экономики, обусловленная такими факторами, как: усиление топливно-сырьевой направленности экономики; отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи; низкая конкурентоспособность продукции       большинства отечественных предприятий; свертывание производства в жизненно важных    отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении; снижение результативности, разрушение технологического единства научных исследований и  разработок,  распад сложившихся научных коллективов и на этой  основе  подрыв  научно-технического потенциала России; завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России  по многим видам товаров народного потребления; приобретение иностранными  фирмами российских  предприятий в целях вытеснения  отечественной продукции как с внешнего,  так и с внутреннего рынка; рост внешнего  долга  России  и  связанное  с  этим увеличение расходов бюджета на его погашение.

     3. Возрастание неравномерности   социально-экономического развития  регионов.

     Важнейшими  факторами этой угрозы являются: объективно существующие  различия  в уровне  социально-экономического  развития регионов,  наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении районов на  фоне структурных сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих отраслей; нарушение производственном - технологических связей  между  предприятиями отдельных регионов России; увеличение разрыва  в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами Российской Федерации.

     4. Криминализация   общества   и  хозяйственной  деятельности, вызванная в основном такими  факторами, как: рост безработицы,  поскольку значительная часть  преступлений совершается лицами, не имеющими постоянного источника дохода; сращивание части чиновников  государственных органов с организованной  преступностью,  возможность  доступа криминальных структур   к  управлению  определенной  частью  производства и их проникновения в различные властные структуры; ослабление системы государственного  контроля,  что привело к расширению  деятельности  криминальных   структур   на   внутреннем финансовом  рынке,   в   сфере приватизации,  экспортно-импортных        операций и торговли. Основными причинами, вызывающими возникновение  указанных угроз,  являются неустойчивость финансового положения предприятий, неблагоприятный   инвестиционный  климат,  охранение  инфляционных процессов и другие проблемы, связанные с финансовой дестабилизацией в экономике.

       Предотвращение  или смягчение последствий действий угроз экономической безопасности Российской Федерации требует определения и мониторинга факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства. 
 
 
 
 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      1. Экономическая      безопасность   -   это  основа  национальной      безопасность страны.   Это   понятие   используется    современными      европейскими      и   американскими экономистами   и отражает   повышение  значимости  обеспечения   безопасности во всех сферах жизни человечества и особенно в экономике в связи с возрастанием в глобализирующемся мире роли факторов риска,   неопределенности, случайности и взаимозависимости. Данное понятие имеет сложную,   многослойную структуру и означает,   во-первых, способность экономики   поддерживать суверенитет страны и геополитическое положение в мире,  самостоятельно определять ее экономическую политику и адаптироваться   к новым условиям развития;  во-вторых,  системную оценку состояния   экономики   с   позиции защиты   национальных   интересов   страны;  в-третьих, готовность институтов власти противодействовать угрозам и вызовам постиндустриального развития путем повышения эффективности и результативности управления и создания благоприятных условий для конкуренции и развития предпринимательства в рамках соблюдения кодекса корпоративного поведения; укрепление законодательства  и судебной власти,  рационализацию налоговой системы на основе сочетания интересов центра и субъектов   РФ;  создание экономических  и  правовых условий, исключающих криминализацию; повышение эффективности государственного  регулирования, сокращение   избыточных   функций   государственных   органов управления и проведение   административной   реформы;   использование   международных   стандартов функционирования   современного эффективного  государства.

      Стратегические  национальные интересы  России  в  сфере экономики многогранны, но они интегрируются в трех важнейших направлениях: устойчивый экономический рост, опережающий средние мировые, европейские и азиатские темпы роста ВВП, что определяется необходимостью возвышения геополитического положения России; повышение конкурентоспособности  экономики страны и ее граждан, завоевание новых ниш на товарных и финансовых рынках; рост благосостояния, качества жизни и признания в мировом культурном пространстве. Психологической и мотивационной поведенческой основой    обеспечения национальных  интересов России  служит  представление о   России в будущем как о демократической, динамично  развивающейся       стране, опирающейся  на  свою  многовековую культуру и традиции.

      К наиболее важным национальным интересам  России в сфере   экономики относятся  способность экономики  функционировать в режиме   расширенного воспроизводства, т.е. обеспечивать в ближайшее десятилетие рост ВВП в пределах не менее 7-8% в год; повышение конкурентоспособности экономики не только в добывающих, но и прежде всего в обрабатывающих отраслях и в инновационной сфере; увеличение благосостояния населения, что означает устойчивый рост его реальных доходов, заработной платы,  пенсий и пособий; сокращение  в 3-4 раза слоя бедных людей и формирование среднего сословия зажиточных граждан с высоким уровнем платежеспособного спроса; надежность финансово-банковской системы и способность консолидированного бюджета финансировать социальные обязательства государства, поддерживать деловую активность и высокую  конъюнктуру  рынка, не допускать скачков в изменении курса рубля; достаточность денежной массы и кредитных ресурсов для   обеспечения    высоких   долговременных  темпов роста   ВВП;   повышение   в структуре   внешнеторгового   оборота доли   экспорта   продукции       обрабатывающих отраслей; поддержание уровня импорта,   особенно продовольствия,   на безопасном   уровне   (примерно   25% розничного  товарооборота   продовольствия); независимость   России   на   стратегически   важных   направлениях      научно-технического   прогресса,    особенно  в сфере оборонных отраслей, космических  технологий,  атомной промышленности, машиностроения; сохранение единого экономического  пространства и недопущение   сепаратизма.

Список  использованной литературы 

  1. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика: Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2005.
  2. Ващекин Н.П. Безопасность предпринимательской деятельности: Учеб. пособие / Н.П. Ващекин, М.И. Дзлиев, А.Д. Урсул; Моск. гос. университет коммерции. НИИ устойчивого развития и безопасности. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2002.
  3. Ивашковский С. Н. Макроэкономика: Учебник. – 3-е изд., испр. – М.: Дело, 2004.
  4. Луссе А. Макроэкономика: краткий курс / Учебное пособие. – СПб: Издательство «Питер», 2006.
  5. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность: геополитика, глобализация, самосохранение и развитие (книга четвертая) / Институт экономики РАН. – М.: ЗАО «Финстатинфом», 2002.
  6. Шишов А.Л. Макроэкономика: Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2008.
  7. Экономическая безопасность: Производство – Финансы – Банки / Под ред. В. К. Сенчагова – М.: ЗАО «Финстатинфом», 2007
  8. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / Под ред. В.К. Сенчагова. 2-е изд. – М.: Дело, 2005.

Информация о работе Определение общих макроэкономических показателей экономической безопасности страны