Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 16:38, контрольная работа
Сегодня в Украине, как и в других странах мира, в процессе предпринимательской деятельности, при создании новых технологий, в результате интеллектуального труда, возникают насыщенные самыми разнообразными сведениями информационные объекты, имеющие коммерческую ценность. Это могут быть методики работ, перспективные технические решения, результаты маркетинговых исследований и т.д., нацеленные на достижение предпринимательского успеха.
Введение
1. Определение коммерческой тайны
2. Охрана информации, составляющей коммерческую тайну
3. Угрозы утечки конфиденциальной информации
Заключение
Список литературы
Основными документами для
Устав предприятия - это основной
документ, в котором обязательно
должно быть зафиксировано
В Учредительном договоре
Следует подчеркнуть, что в
отличие от известных,
· информация при включении в оборот обособляется от автора или владельца, овеществляется в виде символов и знаков и вследствие этого существует отдельно и независимо от автора или владельца. Отсюда возникает юридическое свойство информации - возможность выступать в качестве объекта, передаваемого от одного субъекта другому и требует юридического закрепления факта ее принадлежности субъектам, принимающих участие в таком ее использовании;
· после передачи информации от одного субъекта к другому одна и та же информация может оставаться у субъекта, передаваться, и возникать у субъекта, который ее получает. То есть одинаковая информация одновременно может принадлежать двум участникам информационных отношений. Это основное отличие информации от вещи. Юридическое свойство информации в этой связи - ее физическое не отчуждение от автора, владельца и пользователя. Такое свойство требует разработки и применения к информации при ее использовании особых механизмов, заменяющих механизм отчуждения вещи;
· информация при включении в оборот документируется и отображается на материальном носителе. Юридическое свойство, которое следует из этого качества, заключается в единстве информации и материального носителя, на котором закрепляется информация. Это свойство дает возможность ввести для документированной информации понятие сложной составляющей вещи - информационной вещи, состоящей из носителя информации и самой информации, которая отражена на носители.
Рассматривая информацию с
Вместе с тем, есть общедоступная и общеизвестная
информация, которая может иметь коммерческую
ценность, которая возникает в результате
ее представления в необходимом для потребителя
форме и не является результатом творческого
труда. Для обработки такой информации,
тем не менее, нужны определенные затраты.
Эта информация тоже должна защищаться.
Таким образом, при правовой охране информации
возможна защита ее содержания, а возможно
и формы.
Условно выделяют два вида
охраны информации, используемых
в предпринимательской
Пассивная охрана
Примеров информационных объектов, на которые их владельцы распространяют пассивную охрану, достаточно много: изобретения, полезные модели, промышленные образцы (дизайн), товарные знаки, фирменные наименования, музыкальные, драматические, аудиовизуальные, литературные, письменные произведения разного характера, компьютерные программы, лекции и т.д.
Активная охрана информации, больше
подходит для охраны
На сегодняшний день потерям
коммерческой тайны в Украине
способствует бессистемность
При применении организационно-
Что касается определения органа государственной
исполнительной власти, который будет
формировать и реализовывать государственную
политику по охране прав на коммерческую
тайну, Законом Украины "О Службе безопасности
Украины" в статье 25 определено, что
в обязанности СБУ отнесено "содействовать
в порядке, предусмотренном законодательством,
предприятиям, Учреждениям, организациям
и предпринимателям в сохранении коммерческой
тайны, разглашение которой может нанести
ущерб жизненно важным интересам Украины
". Как видим, формулировка данной нормы
не позволяет четко определить, СБУ именно
тем органом государственной исполнительной
власти, который будет формировать и реализовывать
государственную политику по охране прав
на коммерческую тайну, или нет. Кроме
того, законодатель не определяет, что
понимается под понятием "содействовать",
а также механизм реализации этого "содействия".
Интеллектуальная
собственность представляет собой
весьма специфический вид
Миграция специалистов, особенно имевших дело с конфиденциальной информацией, - самый основной и трудно контролируемый канал утечки информации.
Вторым по значимости каналом утечки конфиденциальной информации являются всевозможные публикации в печати, депонированные рукописи, монографии. Не следует упускать из виду также устные доклады и выступления сотрудников. Трудно ожидать, что сотрудники, чьи профессиональные позиции и личные амбиции нередко находятся в противоречии с интересами предприятия по сохранению информации, объективно оценивают, что может быть открыто для всеобщего ознакомления. Как отмечают эксперты, "советская привычка сотрудников делиться друг с другом (так называемый традиционный обмен опытом) является одним из существенно значимых факторов, способствующих утечке коммерчески значимой для фирм информации".
Особым каналом утраты интеллектуальной собственности, или, по крайней мере, ее коммерческой ценности являются совместные работы с другими фирмами, контакты с клиентами и инвесторами, где особое место занимают переговоры.
Не
следует упускать из виду также технические
средства недобросовестной конкуренции
(промышленного шпионажа), которые все
чаще проникают и на наш внутренний рынок.
Тем более что многие производственные
процессы сопровождаются явлениями, имеющими
химическую, биологическую и иную природу,
в результате которых переноситься та
или другая информация.
Угрозы сохранности коммерческой тайны
могут быть внешними и внутренними. Внешние
угрозы возникают вследствие непосредственной
деятельности недобросовестных конкурентов,
преступных элементов, из-за неумелой
постановки взаимоотношений фирмы с представителями
государственных структур, общественных
организаций, средств массовой информации,
а внутренние - инициируются персоналом
предприятия.
Действия извне могут быть направлены
на пассивные носители информации и выражаться,
например, в следующем:
Действия
извне могут быть также направлены
на персонал компании и выражаться
в форме подкупа, угроз, шантажа,
выведывания с целью получения
информации, составляющей коммерческую
тайну, или предполагать переманивание
ведущих специалистов на конкурирующую
фирму и т.п.
Внутренние угрозы представляют наибольшую
опасность для вновь сформированных и
не устоявшихся коллективов, где не успели
сложиться традиции поддержания высокой
репутации предприятия, однако внимание
своевременному вскрытию этих угроз должно
уделяться повсеместно. Не исключена вероятность
того, что отдельные сотрудники с высоким
уровнем самооценки из-за неудовлетворенности
своих амбиций (уровнем зарплаты, отношениями
с руководством, коллегами и пр.) могут
предпринимать шаги по инициативной выдаче
коммерческой информации конкурентам,
попытаться уничтожить важную информацию
или пассивные носители.
По оценкам психологов, до 25 % всех служащих
фирм, стремясь зарабатывать средства
любыми способами и любой ценой зачастую
в ущерб интересам своей фирмы, ожидают
удобного случая для разглашения коммерческих
секретов, их продажи.
Отсутствие профилактической воспитательной
работы с сотрудниками и обучения создают
угрозу непроизвольного разглашения важных
сведений.
Заключение
Можно сделать вывод о том,
что коммерческая тайна
Необходимо учитывать весьма
небольшой опыт Украины по
защите коммерческой тайны. В
условиях плановой