Определение коммерческой тайны

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 16:38, контрольная работа

Описание работы

Сегодня в Украине, как и в других странах мира, в процессе предпринимательской деятельности, при создании новых технологий, в результате интеллектуального труда, возникают насыщенные самыми разнообразными сведениями информационные объекты, имеющие коммерческую ценность. Это могут быть методики работ, перспективные технические решения, результаты маркетинговых исследований и т.д., нацеленные на достижение предпринимательского успеха.

Содержание

Введение

1. Определение коммерческой тайны

2. Охрана информации, составляющей коммерческую тайну

3. Угрозы утечки конфиденциальной информации

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

ком тайна.docx

— 31.94 Кб (Скачать)

       Основными документами для ведения  коммерческой деятельности предприятия  являются устав предприятия и  учредительный договор, зарегистрированные  в установленном законодательством  порядке. Документами, регламентирующими взаимоотношения внутри предприятия являются - Коллективный договор, Правила внутреннего трудового распорядка и Перечень сведений, содержащих коммерческую тайну предприятия.

       Устав предприятия - это основной  документ, в котором обязательно  должно быть зафиксировано положение  о том, что предприятие имеет  право на коммерческую тайну  и организацию ее защиты. В  уставе должно быть установлено,  кто определяет порядок защиты  коммерческой тайны. Зафиксированы  в Уставе положения предоставляют  предприятию возможность требовать  защиты его интересов в государственной  и судебной власти, включать требования  о защите коммерческой тайны  во все виды сделок, добиваться  возмещения причиненного ущерба  в случае угона коммерческой тайны, издавать нормативные документы касающиеся вопросов охраны коммерческой тайны, создавать структурные подразделения для защиты своей коммерческой тайны.

       В Учредительном договоре должна  быть обязательно зафиксировано  требование к участникам общества  о необходимости соблюдения коммерческой  тайны и ответственность за  виток такой информации. В Коллективном  договоре необходимо предусмотреть  взаимные обязанности администрации  и коллектива сотрудников предприятия  по обеспечению сохранности коммерческой  тайны. 

       Следует подчеркнуть, что в  отличие от известных, традиционных  для права объектов, информация, в частности составляющей коммерческую тайну, характеризуется специфическими особенностями и юридическими свойствами, которые во многом определяют и отношения, которые возникают при ее обращении между субъектами и характер их поведения. К таким особенностям и свойств возможно отнести следующие:

 ·  информация при включении в оборот обособляется от автора или владельца, овеществляется в виде символов и знаков и вследствие этого существует отдельно и независимо от автора или владельца. Отсюда возникает юридическое свойство информации - возможность выступать в качестве объекта, передаваемого от одного субъекта другому и требует юридического закрепления факта ее принадлежности субъектам, принимающих участие в таком ее использовании;

 ·  после передачи информации от одного субъекта к другому одна и та же информация может оставаться у субъекта, передаваться, и возникать у субъекта, который ее получает. То есть одинаковая информация одновременно может принадлежать двум участникам информационных отношений. Это основное отличие информации от вещи. Юридическое свойство информации в этой связи - ее физическое не отчуждение от автора, владельца и пользователя. Такое свойство требует разработки и применения к информации при ее использовании особых механизмов, заменяющих механизм отчуждения вещи;

 ·  информация при включении в оборот документируется и отображается на материальном носителе. Юридическое свойство, которое следует из этого качества, заключается в единстве информации и материального носителя, на котором закрепляется информация. Это свойство дает возможность ввести для документированной информации понятие сложной составляющей вещи - информационной вещи, состоящей из носителя информации и самой информации, которая отражена на носители.

       Рассматривая информацию с точки  зрения общественного оборота,  необходимо выделить, что информация  должна быть рассмотрена в  двух аспектах. Как уже отмечалось  выше, обще недоступна информация  имеет свою коммерческую ценность  благодаря неизвестности третьим  лицам. Соответственно, должна строиться  и правовая охрана такой информации.

       Вместе с тем, есть общедоступная и общеизвестная информация, которая может иметь коммерческую ценность, которая возникает в результате ее представления в необходимом для потребителя форме и не является результатом творческого труда. Для обработки такой информации, тем не менее, нужны определенные затраты. Эта информация тоже должна защищаться. Таким образом, при правовой охране информации возможна защита ее содержания, а возможно и формы.  
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Охрана  информации, составляющей коммерческую тайну
 

       Условно выделяют два вида  охраны информации, используемых  в предпринимательской деятельности, то есть два вида информационной  безопасности: пассивную и активную.

       Пассивная охрана характеризуется  тем, что владелец информации  придает ей режим открытости, доступности для всех заинтересованных  лиц, но эти лица не могут  использовать ее в коммерческих  целях. Именно владельцу принадлежит  исключительное право разрешать  кому-либо использовать эту информацию. Такую охрану информации устанавливают  патентное и авторское право.  Защита интересов собственника  информации в случае ее несанкционированного  доступа реализуется в судебном  порядке на основании законодательством  Украины. 

       Примеров информационных объектов, на которые их владельцы распространяют пассивную охрану, достаточно много: изобретения, полезные модели, промышленные образцы (дизайн), товарные знаки, фирменные наименования, музыкальные, драматические, аудиовизуальные, литературные, письменные произведения разного характера, компьютерные программы, лекции и т.д.

       Активная охрана информации, больше  подходит для охраны коммерческой  тайны от несанкционированного  владельцем использования, связана  с тем, что владелец устанавливает  определенный режим доступа, например, ограничивает доступ к информации  узким кругом специалистов из  числа персонала, организует режимные  зоны на предприятии, Использует  носители информации, которые делают  невозможным несанкционированное копирование и т.д.

       На сегодняшний день потерям  коммерческой тайны в Украине  способствует бессистемность ее  защиты. Наблюдается разобщенность  усилий государства и частных  предпринимателей в обеспечении  целостности информации, отсутствие  у владельцев коммерческой тайны  организационного опыта по ее  защите, недостаточность правовой  подготовки и информационной  культуры.

       При применении организационно-правового  механизма защиты коммерческой  тайны возникает целый ряд  нерешенных вопросов, среди которых  отсутствие четкого определения  понятия "коммерческая тайна"  с учетом интересов как юридических,  так и физических лиц; разработки  механизма осуществления прав собственности на информацию, Отнесенную к коммерческой тайне; методики определения ее стоимости, определение органа исполнительной власти, что будет формировать и реализовывать государственную политику по охране прав на коммерческую тайну и т.д..

       Что касается определения органа государственной исполнительной власти, который будет формировать и реализовывать государственную политику по охране прав на коммерческую тайну, Законом Украины "О Службе безопасности Украины" в статье 25 определено, что в обязанности СБУ отнесено "содействовать в порядке, предусмотренном законодательством, предприятиям, Учреждениям, организациям и предпринимателям в сохранении коммерческой тайны, разглашение которой может нанести ущерб жизненно важным интересам Украины ". Как видим, формулировка данной нормы не позволяет четко определить, СБУ именно тем органом государственной исполнительной власти, который будет формировать и реализовывать государственную политику по охране прав на коммерческую тайну, или нет. Кроме того, законодатель не определяет, что понимается под понятием "содействовать", а также механизм реализации этого "содействия".  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Угрозы  утечки конфиденциальной информации
 

     Интеллектуальная  собственность представляет собой  весьма специфический вид собственности. Основным "производителем" и "держателем" этой информации является человек. Это  первичный канал как возникновения, так и утраты любого объекта интеллектуальной собственности.

     Миграция  специалистов, особенно имевших дело с конфиденциальной информацией, - самый  основной и трудно контролируемый канал  утечки информации.

     Вторым  по значимости каналом утечки конфиденциальной информации являются всевозможные публикации в печати, депонированные рукописи, монографии. Не следует упускать из виду также устные доклады и выступления  сотрудников. Трудно ожидать, что сотрудники, чьи профессиональные позиции и  личные амбиции нередко находятся  в противоречии с интересами предприятия  по сохранению информации, объективно оценивают, что может быть открыто  для всеобщего ознакомления. Как  отмечают эксперты, "советская привычка сотрудников делиться друг с другом (так называемый традиционный обмен  опытом) является одним из существенно значимых факторов, способствующих утечке коммерчески значимой для фирм информации".

     Особым  каналом утраты интеллектуальной собственности, или, по крайней мере, ее коммерческой ценности являются совместные работы с другими фирмами, контакты с  клиентами и инвесторами, где  особое место занимают переговоры.

  Не следует упускать из виду также технические средства недобросовестной конкуренции (промышленного шпионажа), которые все чаще проникают и на наш внутренний рынок. Тем более что многие производственные процессы сопровождаются явлениями, имеющими химическую, биологическую и иную природу, в результате которых переноситься та или другая информация. 
 
Угрозы сохранности коммерческой тайны могут быть внешними и внутренними. Внешние угрозы возникают вследствие непосредственной деятельности недобросовестных конкурентов, преступных элементов, из-за неумелой постановки взаимоотношений фирмы с представителями государственных структур, общественных организаций, средств массовой информации, а внутренние - инициируются персоналом предприятия. 
 
Действия извне могут быть направлены на пассивные носители информации и выражаться, например, в следующем:

  • попытки похищения документов или снятия копий с документов, дискет;
  • снятие информации, возникающей в тракте передачи в процессе коммуникаций;
  • уничтожение информации или повреждение ее носителей;
  • случайное или преднамеренное доведение до сведения конкурентов документов или материалов, содержащих вашу коммерческую тайну.

   Действия  извне могут быть также направлены на персонал компании и выражаться в форме подкупа, угроз, шантажа, выведывания с целью получения  информации, составляющей коммерческую тайну, или предполагать переманивание  ведущих специалистов на конкурирующую фирму и т.п. 
Внутренние угрозы представляют наибольшую опасность для вновь сформированных и не устоявшихся коллективов, где не успели сложиться традиции поддержания высокой репутации предприятия, однако внимание своевременному вскрытию этих угроз должно уделяться повсеместно. Не исключена вероятность того, что отдельные сотрудники с высоким уровнем самооценки из-за неудовлетворенности своих амбиций (уровнем зарплаты, отношениями с руководством, коллегами и пр.) могут предпринимать шаги по инициативной выдаче коммерческой информации конкурентам, попытаться уничтожить важную информацию или пассивные носители.  
По оценкам психологов, до 25 % всех служащих фирм, стремясь зарабатывать средства любыми способами и любой ценой зачастую в ущерб интересам своей фирмы, ожидают удобного случая для разглашения коммерческих секретов, их продажи. 
Отсутствие профилактической воспитательной работы с сотрудниками и обучения создают угрозу непроизвольного разглашения важных сведений.

 

Заключение 

       Можно сделать вывод о том,  что коммерческая тайна субъектов  находится в хозяйственном обороте  и является объектом отношений,  подлежащих правовому регулированию.  Коммерческая тайна как юридически  значимый вид информации является  объектом общественных отношений  по ее использованию и защите, приобретающих вследствие урегулирования  правом характера правоотношений. Выделение коммерческой тайны  как самостоятельного объекта  прав субъектов обусловлено как  ее коммерческой значимости, ценности  и участии в товарном обращении,  так и необходимостью ее защиты.

       Необходимо учитывать весьма  небольшой опыт Украины по  защите коммерческой тайны. В  условиях плановой социалистической  экономики СССР для коммерческой  тайны - атрибута рыночных отношений  - не существовало ни экономической,  ни юридической основы. Коммерческая  тайна в бывшем СССР заменялась  системой ведомственной секретности.  Поэтому важно изучение опыта  компаний ведущих стран мира, адаптация иностранного законодательства, касающегося защиты коммерческой  тайны к украинским реалиям.  Необходимость в законе о коммерческой  тайне обуславливается развитием  предпринимательства в Украине  и усилением экономической конкуренции  на товарных рынках, приведением  украинского законодательства в  соответствие законодательству  развитых стран с рыночной  экономикой, в которых функционирует институт коммерческой тайны. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Определение коммерческой тайны