Определение иностранных инвестиции и ее перспектива в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 10:22, курсовая работа

Описание работы

Инвестиционная деятельность в значительной мере зависит от полноты и степени совершенства нормативно – законодательной базы. В последние время инвестиционный климат в Республике Казахстан изменился в лучшую сторону. Этому способствовали усилия руководства страны по совершенствованию деловой среды, реформы в экономике, обновление законодательства.

Содержание

Введение

1. Инвестиции и их экономическая сущность…………………5
2. Перспективы инвестиции…………………………………….9
3. Роль иностранных инвестиции в Республике Казахстан...12

Заключение

Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

эконом теория.doc

— 132.00 Кб (Скачать)

Инвестиции  в Казахстан 
Можно также отметить значительную роль государства в обеспечении транспарентности правового поля для хозяйственной деятельности всех уровней, политики снижения рисков капиталовложений и защиты прав инвесторов. В совокупности все эти факторы сформировали один из самых благоприятных инвестиционных климатов в мире. Так, Казахстан включен в список 20 стран мира, наиболее благоприятных для иностранного инвестирования. Принимаемые в Казахстане меры по созданию благоприятных условий для инвесторов способствовали притоку значительного объема иностранных инвестиций в казахстанскую экономику. Казахстан стал неоспоримым лидером среди государств СНГ по объему привлекаемых прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Так за период 1993-6 мес. 2005гг. было привлечено прямых иностранных инвестиции на сумму 32356,1 млн. долларов США. Среднедушевой показатель за этот период составил около 2000 долл. ПИИ на душу населения, что также является наилучшим показателем среди стран СНГ. Львиная доля привлекаемых в Казахстан иностранных инвестиций - это прямые инвестиции. Помимо прямого экономического эффекта в виде налоговых поступлений, увеличения занятости, стимулирования национальных поставщиков и расширения внутреннего рынка, ПИИ оказывают в высшей степени благотворное влияние в сфере трансферта технологии, распространения передового опыта в менеджменте, маркетинге, логистике, развитии кадров и т.д. 
Насколько экономика Казахстана  зависит от иностранных инвестиций? Доля иностранных вложений в экономике Казахстана занимает большую долю в общем объеме инвестиций. Весьма интересными для анализа представляются данные об отраслевой структуре поступлений иностранных инвестиций в Казахстан и Россию. Львиная доля иностранных инвестиций, поступающих в Казахстан, идет в горнодобывающий сектор.

         По-видимому, тенденция роста инвестиционных вложений в нефтегазовый сектор должна сохраниться в ближайшие 10-15 лет. По прогнозам Министерства энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан, в 2003 - 2005 гг. объем инвестиций в нефтегазовый сектор достигнет 13,6 млрд. долл., в 2006 - 2010 гг. - более 25 млрд. долл., в 2011 - 2015 гг. - более 27,4 млрд. долл. В целом, за период 2003 - 2015 гг. объем инвестиций в нефтегазовый сектор Казахстана должен составить более 66 млрд. долл. Основной объем инвестиций будет направлен на развитие нефтяной промышленности: 11,2 млрд. долл. - в 2003 - 2005 гг., 23,8 млрд. долл. - в 2006 - 2010 гг., 26,2 млрд. долл. - в 2011 - 2015 гг. Всего же за период с 2003 по 2015 гг. в нефтяную отрасль Казахстана предполагается привлечь 61,2 млрд. долл. инвестиций. 
Существуют и другие данные о потребностях Казахстана в инвестициях в нефтегазовый сектор.

Несмотря  на то, что по объему привлекаемых инвестиций в Казахстан устойчиво удерживает третье место, столь незначительная доля в общем объеме свидетельствует о том, что Казахстан недостаточно привлекателен для россиян в качестве объекта инвестирования. 
Учитывая стремления обеих стран по усилению интеграции наших экономик, столь незначительные объемы взаимных инвестиций, особенно российских инвестиций в экономику Казахстана, можно рассматривать как отрицательное явление. 
Анализ привлечения инвестиций показывает, что в Казахстане сохраняется высокая концентрация привлеченного иностранного капитала по ряду регионов, причем не наблюдается изменения ситуации в лучшую сторону. Неравномерное размещение иностранных инвестиций по экономическим регионам традиционно является характерной чертой поступления иностранного капитала в наши страны. В Казахстане также привлекательными являются г.Алматы и Астана, а также сырьевые регионы Западного и Восточного Казахстана. 
В целом следует отметить, что объем иностранных инвестиций во многих регионах Казахстана и России не соответствует их инвестиционному потенциалу, и при грамотно построенной инвестиционной политике в ряде регионов можно ожидать поступления иностранного капитала, на порядок превышающего существующий приток иностранных средств. 
Проблема заключается в отсутствии в ряде регионов организационно-экономических механизмов мобилизации собственных и привлечения внешних источников инвестиционных средств выдвигает на первый план задачу повышения инвестиционной привлекательности субъектов предпринимательской деятельности на региональном уровне и создания благоприятного инвестиционного климата в каждом регионе. Основная задача инвестиционной политики Казахстана и России заключается в создании условий для эффективных вложений в наши экономики на принципах доброжелательности во взаимоотношениях с иностранными инвесторами, сбалансированности публичных и частных интересов, информационной открытости для всех инвесторов, ясности и простоты инвестиционного процесса, равноправия инвесторов, объективности и здравого экономического смысла в принимаемых решениях, неизменности принимаемых решений и своевременного и четкого выполнения своих обязательств, поддержки и стимулирования инвесторов.

            Казалось бы, нет никаких препятствий для дальнейших иностранных инвестиций, однако совершенно очевидно, что зарубежный капитал пугает чрезмерная «загосударствленность» осуществляемых в Казахстане рыночных реформ: 95% всех упомянутых выше инвестиций, к примеру, «охвачены» исключительно государственными предприятиями и фирмами Казахстана. Иностранная помощь попадает в централизованные государственные каналы.

Более того, в последние месяцы были предприняты правительством Н.Назарбаева меры, представляющие собой попытку установить жесткий контроль государства над процессом получения, использования и учета иностранных кредитов: создана специальная комиссия под руководством премьер-министра, куда входят также его первый заместитель, руководители министерств экономики, финансов, внешнеэкономических связей и Национального банка. Всем экономическим субъектам республики, как государственным, так и частным, предписано зарегистрировать в Министерстве финансов имеющиеся документы по иностранным кредитам, а также выданные гарантийные обязательства. Приостановлено заключение новых кредитных соглашений, не зарегистрированных Минфином. Национальному банку при выявлении нарушений указанного порядка рекомендовано производить отзыв выданных банкам генеральных лицензий на совершение операций в валюте.

В средствах  массовой информации постоянно проводится мысль, что «в отличие от западных моделей, жестко привязанных к многообразным  формам частной собственности, для Казахстана в переходный период более приемлема многосекторная модель смешанной экономики с эластичной структурой собственности»  Под этим понимается как сохранение мощного государственного сектора, так и жесткий контроль государства над приватизированной собственностью. В одной из статей под примечательным названием «Опасности ускоренной приватизации», концептуально отражающей официальный курс правительства, подчеркивается, что «преобразование отношений собственности, как и любой процесс, имеет свою логику. Власть должна быть восприимчивой к требованиям закономерностей изменения формы экономической деятельности и в соответствии с ними корректировать стратегию и тактику реформирования системы управления экономикой. Не противопоставляя разгосударствление и приватизацию, следует уточнить приоритеты реформирования собственности и определить первичность разгосударствления на начальном этапе переходного периода»

Чтобы во всем этом разобраться, необходимо отвлечься от экономических текущих  проблем и перейти к рассмотрению всей внутриполитической ситуации, складывающейся в республике. Переход к рыночной модели развития предполагает с абсолютной неизбежностью формирование новой социальной структуры общества. Он приведет к появлению национальной буржуазии. И возникает вопрос: могут ли Н.Назарбаев, как казахский лидер, государственный аппарат, отражающий интересы казахской элиты, допустить неконтролируемый процесс приватизации в промышленности, если позиции собственно казахов в ней чрезвычайно слабы (в электроэнергетике казахи составляют 18,2%, в черной металлургии — 6,7%, в цветной — 6,3%, в машиностроении и металлообработке — по 12%. Доля их во всех отраслях — 20% занятых, и имеется тенденция к понижению).

Отсюда  можно сделать заключение, что  никакой опасности иностранным инвестициям в Казахстане нет. Все видимые ограничения, в том числе в отношении поступлений финансов из-за рубежа и их вывоза, сводятся лишь к одному — сделать процесс приватизации в интересах этнократического государства, нарождающейся новой национальной казахской элиты. Для них совершенно неприемлемо, чтобы сегодня капиталы «свободно» текли в Казахстан, осаждаясь в не их структурах, способствуя тем самым развитию иной, неказахской буржуазии. 

Казахские лидеры стали осознавать, что «огосударствленность» их политики шокирует и отпугивает частный иностранный бизнес. Идет поиск новых, более скрыто контролируемых форм допуска иностранных инвестиций. Именно в таком контексте следует понимать появившуюся идею о «свободных экономических зонах»(CЭЗ). Все проблемы с иностранными инвестициями власти стремяться сегодня свести к двум моментам: снятию бюрократических препонов в регистрации иностранных фирм на местах и присоединению Казахстана к многосторонним конвенциям (Вашингтонской международной конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими и юридическими лицами других государств от 18 марта 1965 г., Нью-Йоркской международной конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений от 10 июня 1958 г.), которые в той или иной степени гарантируют защиту инвестиций от всяких форм национализации и конфискации, поскольку «для этого недостаточно внутреннего законодательного закрепления подобных гарантий, ибо собственные законы легко изменить». 

Для страны с развитыми рыночными отношениями  и соответственно со сложившейся  социально-дифференцированной структурой СЭЗ были бы нонсенсом; для Казахстана, его элиты, стремящейся построить  государство по этнократическому принципу, — выход из положения. Им надо допустить иностранный капитал в страну, привлечь его льготами, не отпугнуть, но при этом не дать ему ни малейшей возможности вмешиваться в контролируемые ими процессы формирования новой социальной структуры общества. 

В таком  контексте понятны все заботы казахского руководства о СЭЗ. «Если  мы реально хотим привлечения  иностранного капитала в республику, необходимо прекратить практику так  называемой «двойной» регистрации. Сейчас практически все совместные и иностранные фирмы проходят регистрационную карусель в местном исполнительном органе. Затем инофирма направляется в столицу, где начинается вторая такая же карусель — в Минтопэнерго, Агентстве по иностранным инвестициям, госкомимущества и других министерствах и ведомствах. Думается, достаточно регистрации инофирмы и совместных предприятий в местных исполнительных органах. Особенно для тех, что создаются в зонах. Это, конечно, не значит, что правительство не может осуществлять контроль за порядком регистрации инофирм на местах. Но надо учитывать, что иностранные фирмы готовы отказаться от льгот по налогообложению в обмен на ограничение числа кабинетов, в которых им надлежит побывать при исполнении этой процедуры. А природа экономических зон должна избавлять инофирмы и совместные предприятия от многочисленных хождений по инстанциям» 

Развитие  деловой активности казахстанских  предпринимателей за рубежом — «сложная проблема, скорее в силу внутренних причин, нежели внешних»: трудности  в экспортных операциях порождаются  незнанием бизнесменами основ международного права. Кроме того, экспорт казахстанских товаров связан с большим риском в предпринимательской деятельности в дальнем зарубежье вследствие регулирования отношений сложным и объемным комплексом правовых норм.

Но главная проблема — в соблюдении баланса между ценами приобретаемых за рубежом товаров и предлагаемых там казахских товаров. Дело в том, что республика в основном экспортирует сырьевую продукцию с незначительным объемом переработки   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

При проведении инвестиционного анализа необходимо помнить, что для потенциального инвестора кроме финансовых показателей могут быть важными также другие критерии целесообразности реализации проекта: интересы сторон, принимающих участие в проекте:

системы бухгалтерского учета; ценообразование на ресурсы и готовую продукцию; срок жизни проекта; риск и неопределенность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 
 

   В последние годы в Казахстане  инвестиции и инвестиционная  политика стали  актуальным  объектом многих научных разработок и исследований.

      Ситуация в экономической жизни,  на пороге XXI века, изменяется  стремительно.       Разразившийся глобальный финансовый  кризис конца 90-х годов  потребовал  переосмысления многих вопросов  в области экономической политики  в Казахстане в том числе и инвестиционной.

       В настоящее время не всякое  приобретение собственности иностранцами   на территории РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН можно считать инвестициями, а скорее наоборот. Продажа (часто ниже номинальной цены) производственных  объектов  - особенно  сырьевых, является для государства дезинвестицией. А “портфельные  инвестиции” по большей части формируют спекулятивный капитал “горячие  деньги”, которые быстро приходят на рынок и в случае неблагоприятной   конъюнктуры быстро уходят с него. Поэтому необходимо выработать стратегию заимствований и разумные критерии отбора проектов инвестирования.

Информация о работе Определение иностранных инвестиции и ее перспектива в Республике Казахстан