Операции банка с ценными бумагами

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 13:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение банковских операций с ценными бумагами, активность банков на фондовом рынке. Для достижения этой цели были рассмотрены следующие проблемы:
определение понятия ценных бумаг и их виды;
роль банков на рынке ценных бумаг;
условия выпуска и обращения ценных бумаг;
инвестиционную деятельность банков;
проблемы и перспективы проведения операций банками на рынке ценных бумаг;

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………....3
ЧАСТЬ 1. ОПЕРАЦИИ КОМСОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………....3
ЧАСТЬ 1. ОПЕРАЦИИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ…..…4
1.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ОПЕРАЦИЙ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА…………………...4
1.2 ОПЕРАЦИИ С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ………………………………………..7
1.2.1 ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ……….7
1.2.2 ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА БАНКА. ФОРМИРОВАНИЕ ПОРТФЕЛЯ ЦЕННЫХ БУМАГ ………………………………………………..13
1.2.3 УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ РИСКАМИ …………………………..22
1.2.4 БРОКЕРСКИЕ ОПЕРАЦИИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ…………………….27
1.2.5 ОПЕРАЦИИ ДОВЕРИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ……………………………...35
1.2.6 ДЕПОЗИТАРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ……………..39
1.2.7 ОПЕРАЦИИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА РЫНКЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ ………………………………………………....46
ЧАСТЬ 2. ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ И БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ …………………………………………………50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………59
МЕРЧЕСКОГО БАНКА С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ…..…4
1.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ОПЕРАЦИЙ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА…………………...4
1.2 ОПЕРАЦИИ С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ………………………………………..7
1.2.1 ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ……….7
1.2.2 ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА БАНКА. ФОРМИРОВАНИЕ ПОРТФЕЛЯ ЦЕННЫХ БУМАГ ………………………………………………..13
1.2.3 УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ РИСКАМИ …………………………..22
1.2.4 БРОКЕРСКИЕ ОПЕРАЦИИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ…………………….27
1.2.5 ОПЕРАЦИИ ДОВЕРИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ……………………………...35
1.2.6 ДЕПОЗИТАРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ……………..39
1.2.7 ОПЕРАЦИИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА РЫНКЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ ………………………………………………....46
ЧАСТЬ 2. ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ И БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ …………………………………………………50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………59

Работа содержит 1 файл

Курсовая 2.doc

— 354.50 Кб (Скачать)

     Налаживание неформальных связей с инфраструктурными  элементами. Снижает инфраструктурный риск, а также служит основой для получения информации, используемой при применении системы лимитов (в первую очередь лимитов на контрагентов).

     Прочие  инструменты, свойственные для конкретных видов рисков:

     валютные  форварды и фьючерсы для валютного  риска;

     опционы для рыночного риска;

     страхование сделок от конкретных рисков.

     Менеджер  инвестиционного отдела банка, который отвечает за управление портфелем клиента, должен определить инвестиционные цели клиента и учесть его мнение о предпочитаемом соотношении риска и доходности.

     Информация  на рынке ценных бумаг имеет большое значение. Будущие инвесторы должны получать информацию, в которой совершенно четко показано финансовое положение компании, предлагающей свои ценные бумаги. Кроме того, они должны получать информацию, которая ясно дает понять, насколько рентабельна та или иная компания. С помощью этой информации они могут принять решение, следует ли им делать инвестиции. Менеджер тоже должен быть уверен в том, что финансовое положение компании-эмитента хорошее, с тем чтобы он мог помочь своим клиентам принять решение о той или иной инвестиции.

     Российские условия выдвигают свои, особые требования к информации и анализу. В России рынок наиболее чувствителен к политическим событиям, так как политическая ситуация в России до сих пор отличается определенной неустойчивостью. Кроме того, как показал опыт, перспективы развития предприятия в большей степени зависят от его отраслевой принадлежности, нежели от деятельности самого предприятия.

     Менеджер  по инвестициям в банке имеет  многочисленные информационные источники (данные информационных и рейтинговых агентств, экономические издания, финансовые декларации корпораций-эмитентов), а также проводит всесторонний анализ поступающей и информации. Результатом этой работы являются аналитические материалы, на основе которых принимается решение об инвестировании в конкретную ценную бумагу и формирование портфеля из этих бумаг для клиентов.

     В настоящее время известно два  подхода, применяемых при формировании портфеля ценных бумаг: традиционный подход и современная портфельная теория.

     Следуя традиционному подходу, "портфельный" менеджер при выборе ценных бумаг для формирования портфеля клиента использует фундаментальный и технический анализ.

     При помощи фундаментального анализа, на основе анализа финансовых отчетов компаний, конкурентоспособности, структуры ассортимента, сбыта определяется степень оцененности бумаги; внутренняя стоимость бумаги, которая затем сравнивается с текущей рыночной ценой. Если курсовая стоимость выше внутренней, то бумага переоценена, а если ниже, то недооценена. Фундаментальный анализ позволяет делать среднесрочные и долгосрочные оценки, т.е. является основой для формирования и пересмотра портфеля.

     Технический анализ предполагает изучение внутренней информации биржи и внебиржевого рынка, т.е. сводится к изучению объемов сделок, уровня цен на различные моменты времени, статистической информации, получаемой в результате оценки динамики рынка. Этот вид анализа базируется на убеждении, что на рынке имеются исторически сложившиеся закономерности, которые повторяются с определенной степенью вероятности. Этот метод анализа особенно эффективен при краткосрочных спекуляциях и принятии решений об оптимальном времени покупки и продажи.

     Практически любому участнику рынка ценных бумаг  доступна информация для проведения технического анализа, но не каждому участнику - для фундаментального анализа. И только банки располагают такой информацией, поскольку у них создана большая база данных о клиентах.

     Современная портфельная теория - недавнее открытие. Начало современной портфельной теории было положено фундаментальной работой Г. Марковица “Portfolio selection", которая была опубликована в 1952 году. Марковиц утверждает, что при оценке решения по выбору портфеля важными являются только два параметра - ожидаемая доходность и стандартное отклонение доходности (т.е. дисперсия - показатель, характеризующий риск принимаемого решения).

     Ожидаемая доходность портфеля рассчитывается по формуле: 

     Rp= (W1-W2) /W0, 

     где Rp -ожидаемая доходность портфеля, W0 - совокупная цена покупки всех ценных бумаг, входящих в портфель в момент времени t=0; W1 и W2 - совокупная рыночная стоимость этих ценных бумаг в момент t = 1 и t = 2 соответственно.

     Менеджеру необходимо выбрать портфель, ожидаемая  доходность и дисперсия которого были бы наилучшими для каждого конкретного клиента (вне зависимости от того, частный это и инвестор, корпоративный или институциональный). Основная задача в управлении портфелем - это создание такого эффективного портфеля, который обеспечивал бы наивысшую доходность для данного уровня риска (риска, который приемлет конкретный клиент) или наименьший риск для данного уровня доходности. Этот подход и сама задача выбора эффективного портфеля носят название портфеля Марковица.

     При формировании портфеля клиента большое  значение придается диверсификации портфеля. Диверсификация обеспечивает распределение капиталовложений между различными ценными бумагами и снижает таким образом риск портфеля. Высокая диверсификация позволяет сократить или полностью устранить все виды рисков, кроме рыночного риска. Его можно снизить, покупая акции компаний разных отраслей, различных компаний, различные виды ценных бумаг, распределяя инвестиции среди как можно большего количества акций и облигаций.

1.2.4 Брокерские операции кредитных организаций

     Выступая  в качестве посредников в операциях с ценными бумагами, коммерческие банки выполняют комплекс услуг. Среди них: привлечение средств на развитие производства (андеррайтинг - подписка, первичное размещение акций компаний-эмитентов, а перед этим анализ, оценка и установление предварительной цены выпускаемой ценной бумаги); сделки по слиянию, поглощению и реструктуризации предприятий; формирование и управление и инвестиционными портфелями клиентов, работа с клиентами-инвесторами по предоставлению информации о текущей ситуации на рынке для принятия грамотного инвестиционного решения, брокерские и дилерские операции. Банк может выступать в качестве консультанта клиента, в частности, относительно вторичных эмиссий акаций (частные и публичные размещения), выпуска корпоративных облигаций, реструктуризации активов, а также в качестве депозитария. Банк должен предоставлять клиентам информационное, правовое, аналитическое обслуживание. Все эти операции направлены на увеличение части доходов банка, повышение финансовой устойчивости и понижение общего риска банка.

     Клиент банка нуждается в получении финансовых ресурсов на продолжительный срок (для реконструкции предприятия, для освоения нового вида бизнеса или для строительства нового предприятия). Банк помогает клиенту привлечь финансовые ресурсы, т.е. решить, что целесообразнее: размещение ценных бумаг, использование кредитных ресурсов или создание венчурных предприятий.

     Если  компания принимает решение о  публичном предложении ценных бумаг  к продаже, то банк содействует компании в установлении цены и в оценке выбора времени для выхода ценных бумаг к продаже. Банк может производить первичное размещение ценных бумаг на основе максимальных условий или на основе гарантированного размещения на выпуск ценных бумаг. При гарантированной подписке на выпуск фирма действительно получает гарантию на размещение ценных бумаг, так как банк согласен купить весь выпуск и затем распродать его по частям своим клиентам (эта сделка оформляется договором андеррайтинга, который может сочетать в себе договоры поручения, гарантии, договор на консультационное обслуживание, кредитный договор и т.д.). Это позволяет эмитенту планировать размещение капитала, который предстоит мобилизовать, не опасаясь того, что весь выпуск бумаг окажется нераспроданным. Некоторые банки часто выступают в качестве крупных гарантов размещения ценных бумаг, тогда как другие ограничиваются относительно небольшими суммами. Самая основная проблема на этой стадии - установление правильной цены нового выпуска акций или облигаций. Это зависит от многих факторов: рентабельности компании за несколько последних лет, ожидаемых размеров дивидендов, количества акций в выпуске и общих тенденций, господствующих на рынке акций в момент начала продажи новых акций и др.

     Если  акции в действительности окажутся недооцененными и будут пользоваться повышенным спросом на вторичном рынке, высокие цены, уплачиваемыми за них инвесторами, не позволят получить хороший доход от первичного размещения не только корпорации-эмитенту, но и гаранту выпуска. В любом случае все убытки приходятся на долю банка, поэтому, беря на себя гарантию распространения ценных бумаг, банк подвергается значительному риску. Из-за больших размеров потенциального риска банки обычно производят покупку и размещение выпусков ценных бумаг в одиночку только в тех случаях, если партия выпускаемых бумаг очень мала. Если же речь идет о выпусках ценных бумаг на крупные суммы, банк формирует эмиссионный синдикат - временное объединение банков, целью которых является покупка ценных бумаг у корпорации-эмитента и распределение риска предложения ценных бумаг таким образом, чтобы в случае неблагоприятной конъюнктуры на рынке ни один банк-гарант не понес крупных убытков, и группу по продаже, члены которых ищут потенциальных покупателей и продают некоторую долю выпуска, получая за это комиссионные. При другом виде продажи ценных бумаг, не требующим создания синдиката, главный распространитель в одиночку полностью продает выпуск ценных бумаг не индивидуальным инвесторам, а институциональным инвесторам. В последнее время в США около 50% всех проданных акций было распространено без содействия синдиката. Причина очень простая - в последнем случае банк-распространитель обычно получает больше, потому что ему не приходится делиться гонораром с синдикатом.

     Цена, по которой гаранты размещения приобретают у компании ценные бумаги, меньше, чем запрашиваемая цена, по которой ценные бумаги предлагаются публике, и разница в этих двух ценах и составляет комиссию. Разница цен в пользу андеррайтера является, по сути дела, вознаграждением членов эмиссионного синдиката за продажу выпуска и риск, которому они подвергают себя в случае, если выпуск будет продан не полностью и они будут вынуждены нести финансовую ответственность за непроданные бумаги. Если цена на бумаги нового выпуска занижена, то члены синдиката могут быть уверены, что смогут быстро продать бумаги без особых усилий, не прибегая к их начальной поддержке на вторичном рынке. Но иногда банк-андеррайтер (гарант) выпуска после его размещения создает для новых бумаг вторичный рынок. С точки зрения инвесторов, при первом публичном размещении новых бумаг создание вторичного рынка является очень важным аспектом. В процессе создания рынка гарант контролирует число обращающихся бумаг, проводит котировки цен предложения и спроса на них и всегда готов к тому, чтобы купить и продать бумаги по этим ценам. Эти котировки базируются на основных параметрах спроса и предложения этих бумаг. При наличии вторичного рынка, на котором можно свободно купить или продать новую бумагу, последняя становится намного более привлекательной для инвестора, поскольку она в этом случае ликвидна; в конечном счете это повышает эффективность первичного размещения бумаги.

     Часто коммерческие банки не идут на гарантию выпуска небольших фирм, не имеющих  широкой известности. В этом случае вместо андеррайтинга банки могут предложить реализацию акций "на основе максимальных усилий", при которой гаранты размещения обязуются использовать все силы для продажи ценных бумаг, но не гарантируют ее, или того, что компания получит нужную ей денежную сумму, а непроданная часть ценных бумаг, предлагаемых к продаже, сохранится за компанией.

     В соответствии с законодательством  ряда западных стран крупные корпорации, акции которых котируются на фондовых биржах, могут сократить процедуру  регистрации эмиссии ценных бумаг, заполнив лишь краткий отчет, значительно упрощенный по сравнению с документами, заполняемыми при андеррайтинге. Корпорация сразу проводит резервную регистрацию ценных бумаг, которые она собирается выпускать на протяжении примерно следующих двух лет, и время от времени реализует часть из них с аукциона. В этом состоит принципиальное отличие резервной регистрации от традиционного андеррайтинга. Компания-эмитент может избрать на роль агента по размещению своих бумаг тот банк, услуги которого по этой операции дешевле других. Кроме того, постоянные (правовые и административные) издержки при резервной регистрации значительно меньше, чем при андеррайтинге, поскольку здесь фактически проводится лишь одна регистрация.

     При эмиссии облигаций банк в основном выступает доверенным представителем, действуя от имени держателей облигаций. Коропорация-эмитент в своем облигационном соглашении дает обязательство перед банком о выполнении определенных условий, главным среди которых являются своевременная выплата купонных процентов и основной суммы долга, контроль за продажей заложенного имущества, выпуск других облигаций.

     От  банка, обслуживающего крупные корпорации, в определенный момент могут понадобиться качественно новые услуги, к которым банк может оказаться не готов. Это новое качество определяется тем, что финансовая мощь корпорации может превысить потенциал банка - это особенно актуально в случае с российскими банками и корпорациями. Несмотря на то что российские банки вынуждены вести острую конкурентную борьбу за укрепление своих позиций на финансовом рынке, а особенно за право обслуживания наиболее перспективных российских компаний, лишь небольшая часть банков может привлечь таких клиентов. Однако практика показывает, что банк может привлечь и сохранить клиента, создав систему комплексного и льготного обслуживания ведущих клиентов (в частности, устанавливать индивидуальные тарифы на многие услуги банка, а некоторые предоставлять бесплатно) или участвуя в акционерном капитале корпорации. Не имея возможности приобрести значительный пакет акций компании, банк, взяв на себя услуги по размещению ее акций на рынке, при помощи эффективного управления ими на вторичном рынке может застраховать себя от вхождения в управляющие органы этой компании конкурирующих банков. Это может вполне соответствовать и интересам клиента, если обслуживающий банк будет обеспечивать ликвидность акций компании. Банк может содействовать компании и в привлечении стратегического инвестора путем проведения переговоров с ведущими международными финансовыми институтами, и в оценке акций компании, и в согласовании других вопросов.

Информация о работе Операции банка с ценными бумагами