Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 11:34, доклад
Одно из примечательнейших явлений современных мировых экономических отношений – бурный рост оборота предприятий, расположенных в оффшорных зонах. Индустрия оффшорного бизнеса превратилась сегодня в самостоятельную отрасль международной экономики.
Одно
из примечательнейших явлений
Термин "Offshore" (по английски - вне берега, вне границ) вошел в обиход в пятидесятые годы прошлого столетия в Америке. Тогда одна из американских финансовых фирм перенесла свою деятельность на территорию с благоприятным налоговым климатом вне американской юрисдикции.
Оффшорные зоны привлекают клиентов благоприятным валютно-финансовым контролем, высоким уровнем банковской и коммерческой секретности, льготным налоговым и внешнеторговым законодательством.
Для чего нужен оффшор? Существует несколько ответов на этот вопрос:
1.
Сейф. Предположим, что бизнесмен
накопил некие средства и
2.
Участник бизнеса. Если
3.
Участник на рынке ценных
4. Импорт основных средств. Чтобы импортировать, скажем, линию по розливу напитков и не платить таможню и НДС, надо приобрести эту линию на оффшорную компанию и внести эту линию как уставной фонд в СП. Можно также устроить лизинг этого оборудования для российской компании и перечислить за границу проценты по лизингу, а все платежи отнести на расходы.
Существующие оффшорные зоны можно разделить на три основные группы:
- классические оффшорные зоны, в которых компании освобождены от любых налогов и отчетности (примером могут служить Сейшельские о-ва, Белиз, Доминика, Панама и т.д.)
- зоны с низким налогообложением
- другие
зоны, регистрация компаний в
которых дает какие-либо
Государства,
в которых расположены
На сегодняшний день наибольшей популярностью из оффшорных зон пользуются: Кипр, остров Мэн, Гибралтар, Мальта, Багамские острова, Панама, Либерия, Лихтенштейн, Люксембург и др.
Оффшорные зоны служат своего рода «налоговыми оазисами» обслуживающими международные финансовые операции. Примерами крупнейших оффшорных центров являются, прежде всего, островные территории - Антильские, Багамские, Каймановы, Барбадос, Гернси и Джерси, Кипр, Мальта и т.д.
Любая из оффшорных юрисдикций, а вместе с ней и дислоцированный на ней оффшорный центр должны отвечать ряду обязательных требований. Вот перечень основных характеристик, которыми должен обладать любой популярный оффшорный центр:
1)
Развитая и современная
2)
Выгодное географическое
3) Политическая стабильность в оффшорных юрисдикциях, необходимая для укрепления доверия иностранных инвесторов и гарантий неизменности льготного режима работы для зарубежной клиентуры.
4)
Определённая административная
автономность оффшорных
5)
Развитая техническая
6)
Развитая и комплексная
7)
Полномочный и компетентный
8)
Моральная, материальная и
9)
Постоянное рекламное
10)
Система межправительственных
11)
Участие оффшорной юрисдикции
в международном
12)
Членство оффшорной юрисдикции
в Гаагской конвенции по
К началу нынешнего столетия в мире действовало не менее 80 оффшорных центров - особых территорий, где созданы наиболее благоприятные режимы для ведения оффшорных операций.
В оффшорных банках и других оффшорных финансовых организациях храниться около 60% всей твердой валюты мира. При этом около 40% всех финансовых операций в мире совершается именно через оффшорные компании.
Использование этих территорий для целей международного финансового и налогового планирования стало сегодня общепринятой практикой, характерной не только для мощных ТНК, но также для средних и малых компаний и даже для физических лиц во всех странах мира - независимо от уровня их развития.
И в научных, и в общественных, и даже в деловых кругах данная практика оценивается крайне неоднозначно. С одной стороны, оффшорные операции способствуют оптимизации мировых финансовых потоков и ускорению оборота капитала в международном масштабе. С другой стороны, специфика хозяйственных режимов оффшорных территорий (наличие масштабных налоговых льгот и анонимных счетов, отсутствие обязательств по идентификации клиентов и раскрытию деловой информации) делает их удобной площадкой для массовых теневых сделок, недобросовестной предпринимательской деятельности и нечестной конкуренции
На рубеже нынешнего столетия страны Большой семерки (Э-7) развернули беспрецедентное по масштабу и сценарию наступление на мир оффшоров с целью установления контроля над их деятельностью Толчком к этому послужил рост числа финансовых злоупотреблений и преступлений в условиях все более открытых и глобализированных рынков, возросшей мобильности денежных средств и быстрого развития новых платежных инструментов на базе цифровых технологий
Во-первых, страны в-7 стали все сильнее опасаться, что «закулисная» деятельность оффшоров может спровоцировать многочисленные крахи компаний и новые глобальные финансовые потрясения - типа Азиатского финансового кризиса 1997 г Во-вторых, все большая прозрачность государственных границ и прогресс в технологиях резко расширили поле использования оффшоров для уклонения от налогов, что порождает серьезные риски для стабильности национальных бюджетов В-третьих, не меньшей угрозой для национальных правительств (и в целом мирового сообщества) стала практика отмывания через оффшоры потоков грязных денег (легализация доходов, полученных преступным путем).
Так,
в феврале 1999 года по инициативе министров
финансов и управляющих Центральных
банков стран G7 был создан Форум
финансовой стабильности, в состав
которого вошли представители
В рамках данного Форума была образована и группа по оффшорным финансовым центрам, главная цель которой состояла в решении вопросов оценки стабильности оффшорных финансовых центров во всех ее аспектах. В результате, Рабочая группа по оффшорным зонам провела их массовое обследование. При этом проводился сравнительный анализ 30 ведущих оффшорных финансовых центров и 37 центров преимущественно с оффшорными режимами.
На
основании приведенного сравнительного
анализа, Форум разбил оффшорный
финансовый центр на три группы.
В первую группу включены юрисдикции,
которые отличаются высокой степень
надзора за деятельностью финансового
сектора, соблюдают международные стандарты
и сотрудничают с органами надзора других
стран. По оценке Форума, указанным критериям
отвечает всего четыре страны: Гонконг,
Люксембург, Сингапур и Швейцария.
Ко второй группе относятся страны, которые по ряду показателей уступают странам первой группы. Это девять оффшорных юрисдикций: Андорра, Бахрейн, Барбадос, Бермуды, Гибралтар, Малайзия (о-в Лабуан), Макао, Мальта, Монако.
И, наконец, третью группу представляют 25 стран, финансовый сектор которых требует определенных изменений в плане улучшения прозрачности, расширения обмена информацией, соблюдения международных стандартов. В эту группу включены: Ангилья, Антигуа и Барбуда, Аруба, Белиз, Британские Виргинские острова, Каймановы острова, острова Кука, Коста-Рика, Кипр, Ливан, Лихтенштейн, Маршалловы острова, Маврикий, Науру, Нидерландские Антильские острова, Ниуэ, Панама, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Самоа, Сейшелы, Багамы, Теркс и Кайкос, Вануату.
Действительно масштабная борьба с «отмыванием» денег началась лишь после терактов 11 сентября 2001 года, когда власти США всерьёз решили лишить международный терроризм финансовой подпитки. Уже 25 октября 2001 года казначейство США начало масштабную операцию «Зелёный поход» (Operation Green Quest). В течении четырёх месяцев американцам удалось изъять более 10 млн $ наличными и на 4,3 млн $ ценных бумаг. Параллельно американская дипломатия начала активно давить на страны и территории, известные оффшорными традициями и непрозрачной банковской системой.
Проблемы
создания и функционирования оффшорных
зон, безусловно, актуальны и для
современной России. Это выразилось
в деятельности таких зон, как
Калмыкия и Ингушетия. Россия продолжает
нести потери в результате нелегального
бегства капитала за границу и недобора
налоговых и экспортных поступлений по
оффшорным операциям на российском рынке
и за рубежом. От других юрисдикций Россию
отличает низкая эффективность защитных
антиоффшорных мер. В этом смысле Россия
по-прежнему остаётся пассивным объектом
мирового оффшорного бизнеса.