Оценка значимости линейного уравнения парной регрессии на основе F-критерии Фишера

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 18:32, контрольная работа

Описание работы

Цель темы – изучить оценку значимости линейного уравнения парной регрессии на основе F-критерии Фишера, описать, доказать, изучить, привести примеры и сделать заключение по изученной теме.
Источники – я использовала книгу Орлов А.И. и учебное пособие по эконометрике, для изучения данной темы, а также некоторые источники из интернета.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 159.34 Кб (Скачать)

между переменными, экспериментальным  данным и достаточно ли

включенных в уравнение  объясняющих переменных (одной или

нескольких) для описания зависимой переменной.

Чтобы иметь общее суждение о качестве модели из относительных

отклонений по каждому  наблюдению, определяют среднюю ошибку

аппроксимации:

 

 

Средняя ошибка аппроксимации  не должна превышать 8–10%.

Оценка значимости уравнения  регрессии в целом производится на

основе F -критерия Фишера, которому предшествует дисперсионный

анализ. В математической статистике дисперсионный анализ

рассматривается как самостоятельный  инструмент статистического

анализа. В эконометрике он применяется как вспомогательное  средство

для изучения качества регрессионной  модели.

Согласно основной идее дисперсионного анализа, общая сумма

квадратов отклонений переменной y от среднего значения y

раскладывается на две  части – «объясненную» и «необъясненную»:

 

 

 

где             – общая сумма квадратов отклонений;                сумма квадратов отклонений, объясненная  регрессией (или факторная

сумма квадратов отклонений);                        – остаточная сумма

квадратов отклонений, характеризующая влияние неучтенных в модели факторов. Схема дисперсионного анализа имеет вид, представленный в таблице 1.1 (n – число наблюдений, m – число параметров при переменной x ).

Таблица 1.1

Компоненты дисперсии

Сумма квадратов

Число степеней свободы

Дисперсия на одну степень свободы

Общая

     

Факторная

     

Остаточная

     

 

3. F-критерии Фишера

Определение дисперсии на одну степень свободы приводит дисперсии к сравнимому виду. Сопоставляя факторную и остаточную дисперсии в расчете на одну степень свободы, получим величину F - критерия Фишера:

 

 

 

Фактическое значение F -критерия Фишера (1.9) сравнивается с табличным значением Fтабл (a ; k1; k2 ) при уровне значимости a и степенях свободы 1 k = m и 2 k = n - m -1. При этом, если фактическое значение F -критерия больше табличного, то признается статистическая значимость уравнения в целом. Для парной линейной регрессии m =1, поэтому

 

 

 

Величина F -критерия связана с коэффициентом детерминации      ,

и ее можно рассчитать по следующей формуле:

 

 

 

В парной линейной регрессии  оценивается значимость не только

уравнения в целом, но и  отдельных его параметров. С этой целью по

каждому из параметров определяется его стандартная ошибка:    и     .

Стандартная ошибка коэффициента регрессии определяется по

формуле:

 

 

 

 

где                             – остаточная дисперсия на одну степень

свободы. Величина стандартной  ошибки совместно с t –распределением Стьюдента при n - 2 степенях свободы применяется для проверки существенности коэффициента регрессии и для расчета его доверительного интервала. Для оценки существенности коэффициента регрессии его величина сравнивается с его стандартной ошибкой, т.е. определяется фактическое значение t -критерия Стьюдента:

которое затем сравнивается с табличным значением при определенном уровне значимости a и числе степеней свободы (n - 2). Доверительный интервал для коэффициента регрессии определяется как 

 Поскольку знак коэффициента регрессии указывает на рост результативного признака y прувеличении признака-фактора x (b > 0), уменьшение результативного признака при увеличении признака-фактора (b < 0) или его независимость от независимой переменной (b = 0) (см. рис. 1.3), то границы доверительного интервала для коэффициента регрессии не

должны содержать противоречивых результатов, например,-1,5 . b . 0,8. Такого рода запись указывает, что истинное значение коэффициента регрессии одновременно содержит положительные и отрицательные величины и даже ноль, чего не может быть.

Рис.1.3. Наклон линии регрессии в зависимости от значения параметра b.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стандартная ошибка параметра a определяется по формуле:

 

 

 

Процедура оценивания существенности данного параметра не

отличается от рассмотренной  выше для коэффициента регрессии.

Вычисляется t -критерий:               ,его величина сравнивается с табличным значением при n - 2 степенях свободы. Значимость линейного коэффициента корреляции проверяется на основе величины ошибки коэффициента корреляции     :

 

 

 

Фактическое значение t -критерия Стьюдента определяется как

Существует связь между t -критерием Стьюдента и F -критерием

Фишера:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Критерий Фишера  в парной регрессии

 

    С помощью критерия Фишера оценивают качество регрессионной модели в целом и по параметрам.

    Для этого выполняется сравнение полученного значения F и табличного F значения. F-критерия Фишера. F фактический определяется из отношения значений факторной и остаточной дисперсий, рассчитанных на одну степень свободы:

 

 

 

где n - число наблюдений;

 m - число параметров при факторе х.

F табличный - это максимальное значение критерия под влиянием случайных факторов при текущих степенях свободы и уровне значимости а.

   Уровень значимости а - вероятность не принять гипотезу при условии, что она верна. Как правило а принимается равной 0,05 или 0,01.

Если Fтабл > Fфакт то признается статистическая незначимость модели, ненадежность уравнения регрессии.

Таблицы по нахождению критерия Фишера и Стьюдента

    Таблицы значений F-критерия Фишера и t-критерия Стьюдента Вы можете посмотреть здесь. Табличное значение критерия Фишера вычисляют следующим образом:

1.Определяют k1, которое равно количеству факторов (Х). Например, в однофакторной модели (модели парной регрессии) k1=1, в двухфакторной k=2.

2.Определяют k2, которое определяется по формуле n - m - 1, где n - число наблюдений, m - количество факторов. Например, в однофакторной модели k2 = n - 2.

3.На пересечении столбца k1 и строки k2 находят значение критерия Фишера

   Для нахождения табличного значения критерия Стьюдента определяют число степеней свободы, которое определяется по формуле n - m - 1 и находят его значение при определенном уровне значимости (0,10, 0,05, 0,01).

Критерии Стьюдента

    Для оценки статистической значимости модели по параметрам рассчитывают t-критерии Стьюдента.

Оценка значимости модели с помощью  критерия Стьюдента проводится путем  сравнения их значений с величиной  случайной ошибки:

 

 

Случайные ошибки коэффициентов  линейной регрессии и коэффициента корреляции определяются по формулам:

 

Сравнивая фактическое и  табличное значения t-статистики и  принимается или отвергается гипотеза о значимости модели по параметрам.

Зависимость между критерием Фишера и значением t-статистики Стьюдента  определяется так

 

 

Как и в случае с оценкой  значимости уравнения модели в целом, модель считается ненадежной если tтабл > tфакт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    F-тестом или критерием Фишера (F-критерием, φ*-критерием) — называют любой статистический критерий, тестовая статистика которого при выполнении нулевой гипотезы имеет распределение Фишера (F-распределение).

    Статистика теста так или иначе сводится к отношению выборочных дисперсий (сумм квадратов, деленных на "степени свободы"). Чтобы статистика имела распределение Фишера необходимо, чтобы числитель и знаменатель были независимыми случайными величинами и соответствующие суммы квадратов имели распределение Хи-квадрат. Для этого требуется, чтобы данные имели нормальное распределение. Кроме того, предполагается, что дисперсия случайных величин, квадраты которых суммируются, одинакова.

    Тест проводится путем сравнения значения статистики с критическим значением соответствующего распределения Фишера при заданном уровне значимости. Известно, что если , то . Кроме того, квантили распределения Фишера обладают свойством . Поэтому обычно на практике в числителе участвует потенциально большая величина, в знаменателе - меньшая и сравнение осуществляется с "правой" квантилью распределения. Тем не менее тест может быть и двусторонним и односторонним. В первом случае при уровне значимости  используется квантиль , а при одностороннем тесте.

    Более удобный способ проверки гипотез - с помощью p-значения  - вероятностью того, что случайная величина с данным распределением Фишера превысит данное значение статистики. Если  (для двустороннего теста - )) меньше уровня значимости , то нулевая гипотеза отвергается, в противном случае принимается.

Считаю, что данная тема полностью  изучена, приведены примеры, формулы  и определения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ «ТИСБИ». ЭКОНОМЕТРИКА. Учебно-методическое пособие. Казань – 2008. 203с.
  2. Орлов А.И. Эконометрика. Учебник. М.: Издательство "Экзамен", 2002. - 576с.
  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/F-тест
  4. http://www.infamed.com/stat/s04.html

 


Информация о работе Оценка значимости линейного уравнения парной регрессии на основе F-критерии Фишера