Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 15:29, реферат
Российский рынок кровельных материалов в настоящее время переживает период активного роста. Спрос на кровельные материалы обусловлен активизацией строительства промышленных и коммерческих объектов, а главное – жилищного строительства (более 95% в общем объеме строительной отрасли РФ).
Востребованность кровельных материалов на российском рынке
Российский рынок кровельных материалов в настоящее время переживает период активного роста. Спрос на кровельные материалы обусловлен активизацией строительства промышленных и коммерческих объектов, а главное – жилищного строительства (более 95% в общем объеме строительной отрасли РФ).
Начиная с 2003 г. ежегодная динамика вода новых жилых квадратных метров демонстрирует положительные показатели. В 2005 г. прогнозировалось, что в 2010-м в России объемы ввода жилья достигнут 72-73 млн м2. Результаты последних лет показывают, что темпы могут быть и выше. В последние три года средний темп прироста строительства составлял 13-14%. Если придерживаться мнения, что в дальнейшем темпы прироста, по меньшей мере, сохранятся, то прогноз на ближайшие пять лет будет выглядеть так, как показано на рис. 1.
Рис. 1. Динамика ввода жилья в РФ в 2000-2007 гг. и прогноз до 2012 г. (млн м2)
Спектр кровельных материалов достаточно широк. Соотношение плоских и скатных кровель в стране находится на уровне примерно 50:50. Плоские кровли практически повсеместно кроются мягкими рулонными материалами, металлические на них не применяются. Что касается скатных кровель, то наиболее широко в России по-прежнему используется традиционный асбестоцементный шифер (до 80%, по мнению многих участников рынка)[1]. Второе место – около 20-21% – занимают кровли из различных металлов, которым, собственно, и посвящен текущий обзор.
Металлические кровли, образуя собой отдельный сегмент рынка кровельных материалов, достаточно разнообразны. Классификация видов металлической кровли может быть проведена по двум основным параметрам – металл и форма. По виду металла кровли делятся на стальные (кровельное железо) и кровли из цветных металлов. По форме их можно подразделить на листовые и рулонные, а также цельнолистовые (в частности, металлочерепицу небольших размеров, а также алюминиевые листы можно даже отнести к штучным кровельным материалам). Общая классификация приведена на рис. 2.
Все кровельные материалы из металла объединяет ряд общих характеристик, основным из которых является их небольшой вес. Соответственно, небольшой вес материалов предъявляет меньшие требования как к прочности конструкции крыши, так и строения в целом. Ведь тяжелые кровли предъявляют особые требования к прочности всего дома, начиная с фундамента.
Помимо весовых характеристик можно назвать дополнительные преимущества, которыми металлические кровли выгодно отличаются от других кровельных материалов (шифера, битума, ондулина и др.):
· из-за легкости металла значительно сокращаются расходы на конструкцию дома, а также стоимость доставки материала до места назначения;
· как правило, вместе с кровельным материалом поставляется и весь необходимый набор комплектующих деталей и водостоков;
· все виды металлической кровли отличаются легкостью монтажа и соответственно более низкими затратами как на монтаж, так и на ремонт;
· большой срок службы;
· высокая коррозийная стойкость;
· высокая стойкость цвета (благодаря либо современным покрытиям, либо особенностям самих металлов – меди, алюминия, цинка).
При этом многие
металлические кровельные материалы
(в частности, кровельное железо оцинкованное,
профнастил, а теперь и отечественная
металлочерепица, вполне доступны по цене
российскому потребителю
Производство металлической кровли в России
В процессе подготовки обзора авторам не удалось выяснить точные объемные показатели производства и продаж металлических кровельных материалов в России. Однако экспертные мнения, собранные в ходе подготовки статьи, позволяют оценить динамику российского рынка металлической кровли весьма перспективной – существенный прирост продаж в 2007 г. по отношению к 2006 г. подтвердили специалисты всех сегментов.
В дополнение к этому некоторые статистические данные, которые мы считаем нужным привести, также свидетельствуют о том, что выпуск металла для производства кровельных материалов в РФ в последние годы растет внушительными темпами даже при учете того, что статистическая информация бывает, как правило, занижена. На рис. 3 показана динамика производства панелей стальных стеновых и кровельных, из которого видно, что в 2005 г. выпуск претерпел почти трехкратное увеличение, а в 2006 г. объем производства стальных панелей был сохранен и даже увеличен. Из этой тенденции выбиваются результаты 2007 г., когда выпуск сократился, однако данные за первые три месяца 2008 г. (см. рис. 4) обещают, что итоги текущего года будут положительными и по меньшей мере достигнут уровня 2005-2006 гг.
Рис. 2. Производство панелей стальных стеновых и кровельных, 2000-2007 гг., тыс. м2
Рис. 3. Производство панелей стальных стеновых и кровельных, январь-март 2007-2008 гг., тыс. м2
Данные об отечественном производстве профилей гнутых и стальных изображены на рис. 5. Динамика прироста этой товарной группы гораздо более стабильна, чем стальных панелей, – ежегодный прирост начиная с 2002 г. держится на уровне от 10% до 26% – в среднем 18% в год, что является высоким показателем даже для отрасли строительных материалов, которая в целом переживает бурный рост в последнее время.
Рис. 4. Производство профилей гнутых стальных, 2000-2007 гг., т
Стабильный рост наблюдается также и для таких основных материалов, используемых в производстве кровельных покрытий, как стальной листовой прокат, прокат цветных металлов и др.
Таким образом, можно сказать, что российские производители кровельных материалов, следуя за спросом, активно наращивают выпуск. На отечественном рынке существенное влияние имеют иностранные производители (особенно в сегменте металлочерепицы), задавая общий тон качества для всех участников рынка.
Кровельное железо (оцинкованная сталь) и профнастил
Доля кровельного железа, включая профилированное, на российском рынке, согласно оценкам специалистов, по объему уступает только шиферу. В общем объеме производства всех кровельных материалов для скатных крыш доля кровельного железа по разным оценкам находится между 18-20%. По расчетам ABARUS Market Research – около 17%. В эту долю входят также материалы из цветных металлов.
Наиболее распространенные виды металлической кровли – листовая и рулонная оцинкованная сталь с полимерным покрытием или без него. Защитное полимерное покрытие чаще всего делается из полиэстера, также применяется более дорогой пурал, а вот распространенный ранее пластизол, по сведениям, полученным от специалистов, сейчас практически не используется. Покрытый полимером лист стоит дороже простого оцинкованного железа. Но самыми дорогими являются кровли из цветных металлов – меди и цинко-титанового сплава.
Объективно оценить объем рынка кровельной стали и профнастила не представляется возможным по причине отсутствия четких данных Госкомстата и сложности выделения кровельного железа из всего объема строительного проката. По мнению экспертов, рынок металлических кровельных материалов растет хорошими темпами – до 20% в год. Лидер рынка не выражен, ведущие производители занимают по 7-10%.
Основным преимуществом кровельного железа по сравнению с другими металлическими кровлями является его низкая цена, что способствует его использованию при обустройстве крыш различных зданий – как в частном секторе, включая многоэтажное строительство, так и в бюджетном секторе (кровли административных зданий).
Спрос на оцинкованную сталь в значительной степени удовлетворяют российские производители, такие как «МеталлПрофиль» и многие другие. Наиболее добротные покрытия выпускаются при использовании качественного металла, в т.ч. импортного (например, стали английского концерна Corus) или произведенного по соответствующей технологии в России.
Кровли из цветных металлов
Традиционным цветным металлом для крыш является медь. Свойства меди как металла сами по себе настолько уникальны, что такие кровли не нуждаются в дополнительной антикоррозийной или декоративной обработке. Внешний вид меди зависит от ее срока службы, причем цветовые изменения, которые происходят «с возрастом», считаются особым достоинством, а физические и технические характеристики позволяют медной кровле оставаться лучшей среди всех металлических, несмотря на все современные изобретения в покрытиях и сплавах. Соответственно, медная кровля – самая дорогая. Помимо российских производителей медной кровли, на рынке присутствует немецкая компания KME и другие.
Немного уступает ей по цене относительно новый материал – цинк-титановый сплав, который по своим эксплуатационным свойствам очень близок к меди. Отечественные компании освоили производство этого материала, используя импортное оборудование. К примеру, фирма «Акадо-С» является универсальным производителем кровли из цветных металлов (медной, цинк-титановой, алюминиевой, а также оцинкованной стали). Из видных зарубежных производителей покрытий из цинк-титана можно назвать немецкие фирмы NedZink и Rheinzink.
Самым дешевым из цветных металлов, используемых для кровель, является алюминий, он менее долговечен по сравнению со своими более «благородными» аналогами. Алюминиевые листы предлагаются окрашенными и в компактных размерах. На российском рынке функционирует множество отечественных производителей, из иностранных наиболее известна немецкая компания Prefa.
Все цветные кровли, а также листовая оцинкованная сталь, о которой шла речь выше, монтируется в настоящее время чаще всего по фальцевой технологии, а не с помощью сварки, поэтому любую листовую кровлю можно также называть фальцевой. Однако кровля из цветных металлов может быть изготовлена и как черепица (так называемая медная, титановая или алюминиевая чешуя).
Металлочерепица
Металлочерепица
– это разновидность
Ведущими зарубежными игроками на российском рынке металлочерепицы могут считаться Ruukki, Poimukate и Pelti Ja Rauta (Финляндия), Mera System и Areco (Швеция). Российские производители «МеталлПрофиль» и GrandLine (Обнинский завод «Металлист») производят качественную металлочерепицу из металла английского концерна Corus, также среди отечественных можно назвать компании «Интерпрофиль» и МСК.
Эксперты рынка, в т.ч. ведущие производители, опрошенные аналитиками ABARUS Market Research в рамках проведения строительной выставки Mosbuild-2008, с уверенностью говорят об устойчивой популярности металлочерепицы среди российских потребителей. Средний уровень ежегодного роста продаж металлочерепицы в России составляет около 20%, наиболее удачливые поставщики импортной продукции нарастили продажи за прошлый год на 50%. Количественный объем металлочерепицы на российском рынке в настоящее время не поддается даже приблизительным подсчетам.