Общий рынок

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:02, реферат

Описание работы

Международная экономическая интеграция является важной характеристикой современной мировой экономики. Она представляет собой особый, новый этап в интернационализации мирового хозяйства.
Экономическая интеграция – процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый межгосударственными органами.

Содержание

Введение
Международная интеграция общего рынка
Уровни интеграции общего рынка
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

общий рынок.doc

— 64.50 Кб (Скачать)

Федеральное агенство по образованию.

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Омский государственный технический университет»

Кафедра: экономики и организации труда 
 
 
 
 
 
 

Реферат по дисциплине: мировая экономика и ВЭД. 

Тема: «ОБЩИЙ РЫНОК» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Проверила: Чернышева Л. В.

Выполнила: студентка. Гр.: М – 218

Иванова. А. В   
 
 
 
 

Омск-2011г.

 

Содержание. 

Введение 

Международная интеграция общего рынка

Уровни интеграции общего рынка

Заключение 

Список используемой литературы

 

Введение.

Международная экономическая интеграция является важной характеристикой современной  мировой экономики. Она представляет собой особый, новый этап в интернационализации  мирового хозяйства.

Экономическая интеграция – процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов,   принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый межгосударственными органами.

Причины интеграции.

Важной  причиной интеграции является научно-технический прогресс, что требует значительных ресурсов: материальных, финансовых, трудовых, обширных рынков, совместной работы отдельных стран в научно-технической области.

 Одной  из основных причин интеграции  стало развитие крупных монополий,  впоследствии ТНК. Капитал гигантских монополий с помощью интеграции стремится завоевать новые рынки сбыта,  рынки сырья, максимально увеличить свои прибыли, опираясь при этом на поддержку государственной власти.

Цели  интеграции.

 На  сегодня в мире насчитывается  около 20 международных экономических объединений интеграционного типа, охватывающих основные регионы и континенты земного шара. На страны, входящие в эти объединения, приходится почти 2/3 ВВП планеты и основная часть международной торговли (примерно 7 трлн. долл. из 10,5 трлн. долл.). Но, несмотря на существование такого количества интеграционных группировок, цели их в основном совпадают.

а) Использование преимуществ  экономики масштаба. Обеспечить расширение размеров рынка, сокращение издержек и извлечение других преимуществ на основе теории экономики масштаба.

  Экономика  масштаба, как известно, - это развитие  производства, при котором рост  затрат факторов на единицу  приводит к росту производства  больше чем на единицу.

б)  Создание благоприятной внешнеполитической среды.  Важнейшей целью большинства интеграционных объединений является укрепление взаимопонимания и сотрудничества участвующих стран в политической, военной, социальной, культурной и др. неэкономических  областях. Наличие добрых отношений с соседними странами, подкрепленных взаимными экономическими обязательствами, является важнейшим политическим приоритетом для этих стран.

 в)  Решение задач торговой политики.  Считается, что согласованные выступления от лица блока стран (например, на переговорах в ВТО) более весомы и ведут к более желательным результатам в области торговой политики.

г)   Содействие структурной перестройке экономики. Подключение стран,  создающих рыночную экономику или осуществляющих глубокие экономические реформы, к региональным торговым соглашениям государств с более высоким уровнем развития рассматривается как важнейший канал передачи опыта как гарантия избранного курса на рыночные реформы. Более развитые страны, объединяясь со своими соседями, также заинтересованы в ускорении их рыночных реформ и создании там полноценных и емких рынков. Такие цели преследовали многие страны Западной Европы (Испания, Португалия, Греция и др.), подключаясь в той или иной форме к ЕС.

 д)  Поддержка молодых отраслей национальной промышленности. Даже если интеграционное объединение не предусматривает дискриминационных мер против третьих стран, оно нередко рассматривается как способ поддержки местных производителей, для которых в результате интеграции возникает более широкий региональный рынок [http://sumdu.telesweet.net/doc/lections/Mezhdunarodnaya-ekonomika/17525/index.html].

Международные интеграции.

Существует  несколько основных видов интеграционных объединений. Это зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз.

Зона  свободной торговли (ЗСТ) представляет собой группу из двух и более стран, в которых отменены пошлины и другие ограничительные меры во взаимной торговле в отношении товаров, происходящих из этих стран. В отношении стран, не участвующих в соглашении, каждое государство-участник зоны свободной торговли проводит самостоятельную торговую политику.

В таможенный союз, как и в ЗСТ, входят две и более страны, которые отменили во взаимной торговле таможенные пошлины и сборы и другие ограничительные мероприятия. Но, в отличие от ЗСТ, государства-участники таможенного союза проводят единую таможенную политику в отношении третьих стран (не входящих в союз), применяя по отношению к ним одни и те же пошлины и другие мероприятия по регулированию торговли.

Общий рынок – этап, на котором страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства- капитала и рабочей силы. Свобода межгосударственного передвижения под защитой единого внешнего тарифа требует более высокого уровня межгосударственной координации экономической политики. Такая координация осуществляется на периодических совещаниях (обычно Один-два раза в год) глав государств и правительств участвующих стран, значительно более частых встречах руководителей министерств финансов, центральных банков и других экономических ведомств.

Экономический союз предполагает в дополнение ко всем перечисленным выше интеграционным мероприятиям проведение странами-участницами единой экономической политики, создание системы межгосударственного регулирования социально-экономических процессов [http://rudiplom.ru/lekcii/economika/Mirovaya_ekonomika_i_mezhdunarodnye_ekonomicheskie_otnosheniya/3.html]. 

Уровни  интеграции.

  • На первом уровне, когда страны еще только делают первые шаги к взаимному сближению, между ними заключаются преференциальные торговые соглашения. Такие соглашения могут подписываться либо на двусторонней основе между отдельными государствами, либо между уже существующей интеграционной группировкой и отдельной страной или группой стран. В соответствии с ними страны предоставляют более благоприятный режим друг другу, чем они предоставляют третьим странам. В известном смысле это отход от принципа наибольшего благоприятствования, который санкционирован ГАТТ/ВТО в рамках так называемых временных соглашений, ведущих к образованию таможенного союза. Преференциальные соглашения, предусматривающие сохранение национальных таможенных тарифов каждой из подписавших их стран, должны рассматриваться даже не как начальный, а как подготовительный этап интеграционного процесса, который становится таковым, только когда приобретает более развитые формы. Никаких межгосударственных органов для управления преференциальными соглашениями не создается.
  • На втором уровне интеграции страны переходят к созданию зоны свободной торговли, предусматривающей уже не простое сокращение, а полную отмену таможенных тарифов во взаимной торговле при сохранении национальных таможенных тарифов в отношениях с третьими странами. В большинстве случаев условия зоны свободной торговли распространяются на все товары, кроме продуктов сельского хозяйства. Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, расположенным в одной из стран членов, но зачастую обходится без него, согласовывая основные параметры своего развития на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств.
  • Третий уровень интеграции связан с образованием таможенного союза (ТС) — согласованной отменой группой национальных таможенных тарифов и введением общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран. Таможенный союз предусматривает беспошлинную внутри интеграционную торговлю товарами и услугами и полную свободу их перемещения внутри региона. Обычно таможенный союз требует создания уже более развитой системы межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Чаще всего они принимают форму периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный секретариат.

    Когда интеграционный процесс достигает  четвертого уровня — общего рынка (ОР) — интегрирующие страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства — капитала и рабочей силы. Свобода межгосударственного передвижения, под защитой единого внешнего тарифа, факторов производства требует организационно значительно более высокого уровня межгосударственной координации экономической политики. Такая координация осуществляется на периодических совещаниях (обычно Один-два раза в год) глав государств и правительств участвующих стран, значительно более частых встречах руководителей министерств финансов, центральных банков и других экономических ведомств, опирающихся на постоянно действующий секретариат. В рамках ЕС — это Европейский Совет глав государств и правительств, Совет министров ЕС и Секретариат ЕС.

  • Наконец, на пятом, самом высоком, уровне интеграция превращается в экономический союз (ЭС), который предусматривает наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения товаров и факторов производства также и координацию макроэкономической политики и унификацию законодательств в ключевых областях — валютной, бюджетной, денежной. На этом этапе возникает потребность в органах, наделенных уже не просто способностью координировать действия и наблюдать за экономическим развитием, но и принимать оперативные решения от лица группировки в целом. Правительства согласованно отказываются от части своих функций и тем самым уступают часть государственного суверенитета в пользу надгосударственных органов. Такие межгосударственные органы с надгосударственными функциями наделены правом принимать решения по вопросам, касающимся организации, без согласования с правительствами стран членов. В рамках ЕС — это Комиссия ЕС [.http://kireev1.ru/mezhdunarodnaya-ekonomicheskaya-integratsiya/tipy-integratsionnykh-obedineniy.html].
 
Уровень интеграции Название Страны, члены  и организации
Зона  свободной торговли Европейская ассоциация свободной торговли- ЕАСТ.

Европейская экономическая зона

Австралия, Англия, Дания, Норвегия и т.д.

Страны  ЕС, Исландия, Лихтенштейн 

Таможенный  союз Ассоциация  ЕС с Турцией

Арабский  общий рынок.

Организация восточно-карибских государств.

ЕС и Турция

Египет, Иордания, Ливия и т.д.

Антигуа и Барбуда, Доминика, Монтсеррат и т.д.

Общий рынок Совет сотрудничества арабских стран Персидского залива.

Общий рынок южного конуса.

Андский общий рынок.

Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар. 

Аргентина,Бразилия,Парагвай, Уругвай.

Боливия,Колумбия,Эквадор,Перу.

Экономические союзы Экономический союз- Бенилюкс.

Содружества независимых государств. 

Западноафриканский  экономический и валютный союз

Бельгия, Нидерланды, Люксембург

Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Молдавия, Грузия и т.д.

Бенин, Бурхина-фасо, Кот-д`Ивуар, Нигер, Сенегал, Того

Заключение.

Итак, основными  этапами развития интеграционного  процесса являются преференциальное торговое соглашение, зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический  союз и политический союз. Интеграция начинается с либерализации взаимной торговли товарами, включает создание общего таможенного тарифа в отношении третьих стран, дополняется свободой межгосударственного передвижения факторов производства и завершается унификацией макроэкономической политики и созданием надгосударственных органов управления. Несмотря на быстрый рост числа интеграционных объединений, большинство из них находятся на ранних стадиях становления.

Распространяющееся  поветрие создания экономических союзов может привести к тому, что в  будущем причастность к одному из них во всей большей степени будет определять эффективность национальных экономик и мировой статус государств. Иногда даже высказывается опасение, что будущее мировое хозяйство может разделиться на небольшое число торговых группировок, замкнутых в первую очередь на себя и ведущих бесконечные экономические войны между собой. Но это крайняя точка зрения. Высокая степень интернационализации хозяйственной жизни не позволит новым блокам замкнуться в своей “скорлупе”. Верно, однако, и то, что при таком раскладе выбор у стран, оставшихся за пределами группировок, будет невелик - либо надеяться на получение по определенным видам товаров статуса наибольшего благоприятствования, либо пытаться вступить в ближайшее региональное сообщество, либо создавать собственную торговую зону (но такие возможности есть не во всех регионах).  

 

  Список используемой литературы.

1.http://kireev1.ru/mezhdunarodnaya-ekonomicheskaya-integratsiya/tipy-integratsionnykh-obedineniy.html

2.http://rudiplom.ru/lekcii/economika/Mirovaya_ekonomika_i_mezhdunarodnye_ekonomicheskie_otnosheniya/3.html

3.http://sumdu.telesweet.net/doc/lections/Mezhdunarodnaya-ekonomika/17525/index.html 
 
 

Информация о работе Общий рынок