Общие вопросы местного самоуправления в городах федерального значения. Органы местного самоуправления города Москвы

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 00:24, реферат

Описание работы

Принцип реализации в городах федерального значения интересов жителей внутригородского муниципального образования с учетом интересов других жителей города позволяет противодействовать тенденциям к самодостаточности или самообеспеченности локальных внутригородских территорий, когда совместное или межмуниципальное решение тех или иных проблем является более экономичным.

Содержание

Введение
1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В
ГОРОДАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ. ОРГАНЫ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
1.1.Городские органы государственной власти г.Москвы. Общие
понятия
1.2.Районная управа
1.3.Районное собрание
1.4.Территориальное общественное самоуправление и территориальная
община
2. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ГОРОДА
САНКТ – ПЕТЕРБУРГА
2.1. Общая схема управления городом
2.2. Органы местного самоуправления в Санкт-Петербурге
2.3. Финансово-экономическая основа местного самоуправления в
Санкт-Петербурге
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

РЭ.doc

— 131.50 Кб (Скачать)

8) содействие жителям в решении жилищной проблемы, подготовка соответствующих ходатайств и проведение консультаций;

9) внесение предложений в районную Управу по вопросам, затрагивающим интересы жителей, в том числе:

использования земельных участков на территории общины под строительство, детские и оздоровительные площадки, скверы, стоянки автомобилей, гаражи, площадки для выгула собак и для других общественно полезных целей и др.

Органы территориальной общины в процессе своей деятельности взаимодействуют с органами власти района и города, в том числе и на основе договоров и, соглашений.

Районная Управа вправе осуществлять контроль за деятельностью комитетов (советов) в части переданных общине полномочий.

Предложения территориальной общины, принятые собранием (сходом), конференцией и переданные в районную Управу, в случае возникших разногласий рассматриваются районным Собранием.

Решения собраний (сходов), конференций общины, а также ее органов, принимаемые в рамках действующего законодательства и своих полномочий, для органов власти и граждан, проживающих на данной территории, носят рекомендательный характер. Решения собраний (сходов), конференций общины для ее органов носят обязательный характер.

Решения собраний (сходов), конференций общины или ее органов, не соответствующие законам РФ и г. Москвы, могут быть приостановлены, в том числе районной Управой, и отменены в судебном порядке.

В целях содействия эффективному территориальному общественному самоуправлению, координации деятельности территориальных общин и оказания им организационной и методической помощи территориальными общинами на добровольной основе могут создаваться городские, окружные, районные и другие ассоциации комитетов (советов) общественного самоуправления.

 

 

2. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ГОРОДА САНКТ - ПЕТЕРБУРГА

2.1. Общая схема управления городом

Санкт-Петербург — второй по величине (после Москвы) город России. В состав Санкт-Петербурга как субъекта РФ входит собственно город, а также 9 городов-пригородов и 21 пригородный поселок. Поэтому, в отличие от Москвы, здесь не возникало вопроса о двойном статусе города.

Города-пригороды расположены на компактных территориях. Численность их населения колеблется от 10 тыс. (Зеленогорск) до 142 тыс. чел. (Колпино). Некоторые города (Колпино, Красное Село) имеют развитую промышленность, другие выполняют функции курортного города (Зеленогорск, Сестрорецк), третьи претендуют на роль центров туризма (Павловск, Пушкин) или выполняют смешанную функцию (Петергоф, Ломоносов).

Поселки — это преимущественно малонаселенные округа с большой территорией. Численность их населения колеблется от 106 чел. (поселок Серове) до 30,8 тыс. чел. (поселок Левашове). На территориях одних поселков (Понтонный, Металлострой) есть развитая индустрия, другие же выполняют в основном рекреационную функцию. На территории поселка Песочный расположены крупные городские научные и медицинские центры.

Многолетняя историческая традиция Санкт-Петербурга связана с его делением на районы. Город делится на 18 районов. За десятилетия административного управления Санкт-Петербургом по районам сложилась целостная система обеспечения жизнедеятельности города: создана соответствующая материально-техническая база, сформировались необходимые службы, подготовлены квалифицированные кадры. Но самое главное — укрепилась устойчивая привычка жителей решать большинство своих житейских проблем на уровне района.

В соответствии с законодательством о территориальном устройстве в Санкт-Петербурге сформирована двухуровневая система органов государственной власти — на уровне города и на уровне районов.

Законодательное собрание Санкт-Петербурга — высший и единственный законодательный орган государственной власти Санкт-Петербурга. Оно состоит из 50 депутатов и избирается на 4 года. Правительство Санкт-Петербурга — высший исполнительный орган. Его формирует и возглавляет высшее должностное лицо Санкт-Петербурга — губернатор Санкт-Петербурга, избираемый населением также на 4 года. Администрация Санкт-Петербурга включает в себя иные исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга. Судебные органы государственной власти — Уставный суд Санкт-Петербурга и мировые судьи.

Территориальные органы государственной власти (18 администраций районов) входят в состав администрации Санкт-Петербурга. Их формирует Правительство города. Главы администраций районов назначаются губернатором.

Система местного самоуправления в Санкт-Петербурге

До 1997 г. в Санкт-Петербурге не существовало местного самоуправления. После реформирования местных советов в 1993 г. местные представительные органы отсутствовали в городе почти четыре года.

Начало становления местного самоуправления положил Закон Санкт-Петербурга «О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге» от 23 июня 1997 г. В соответствии с ним на территории Санкт-Петербурга как субъекта РФ было создано 111 муниципальных образований, в т. ч. 81 муниципальный округ в городской черте, 9 в городах-пригородах и 21 — в поселках. Выборы в муниципальные советы прошли в сентябре 1997 г. и в начале 1998 г.

Особенностью территориальной организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге является то, что муниципальные образования, расположенные в черте города, созданы на внутрирайонном (микрорайонном) уровне. Тем самым удалось избежать ситуации, имеющей место в Москве, когда на одной и той же территории (районе) функционируют и органы государственной власти (управы), и органы местного самоуправления. На территории одного административного района Санкт-Петербурга находится от 2 до 11 муниципальных образовании.

Созданные муниципальные образования различаются по: статусу, размеру территории и численности населения; характеру и плотности застройки; обеспеченности инфраструктурой и степени ее автономности; своему экономическому и налоговому потенциалу; менталитету жителей и их отношению к местной власти.

В городах-пригородах, как правило, существуют достаточно автономные инфраструктура и экономическая база, необходимые для осуществления местного самоуправления.

В пригородных поселках также есть своя инфраструктура, но она крайне незначительна. Для жителей поселков большое значение имеет степень доступности (близости) органов государственной власти, отвечающих в Санкт-Петербурге за решение большинства вопросов местного значения. Для разных поселков эта степень различна. Местная власть здесь персонифицирована в людях, с которыми лично знакома значительная часть населения. В силу этого органам местного самоуправления здесь часто приходится выполнять функцию посредника между населением и органами государственной власти при решении вопросов местного значения, которые в рамках санкт-петербургской модели находятся в ведении органов государственной власти.

Муниципальные округа в городской черте Санкт-Петербурга — многонаселенные, имеющие, как правило, компактную территорию с высокой плотностью застройки. Их инженерная и социально-бытовая инфраструктура интегрирована в общегородской комплекс. Эти муниципальные округа также неоднородны, численность их населения колеблется от 12 до 85 тыс. чел. Они различаются также по преобладанию на их территории жилой, промышленной или коммерческой недвижимости, по наличию или отсутствию объектов инфраструктуры городского значения и т. д.

Отмеченные различия порождают различия в понимании миссии местного самоуправления, стратегии деятельности его органов, используемых технологий муниципального управления, усложняют задачу справедливого распределения финансовых ресурсов.

Следует отметить, что произошла определенная дифференциация подхода к муниципальным образованиям разных типов. В соответствии с Законом «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге"» от 11 февраля 2000г. муниципальным образованиям, созданным в пригородах и поселках, были переданы дополнительно 10 вопросов местного значения: благоустройство и озеленение территории муниципального образования, осуществление контроля за соблюдением законодательства о розничной торговле, муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения и др. Законом Санкт-Петербурга от 10 октября 2000 г. «О порядке определения органами местного самоуправления территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции» в ведение муниципальных образований был передан вопрос определения территорий, на которых не допускается продажа алкогольной продукции. Однако даже эти небольшие по объему реально исполняемые полномочия местного самоуправления пересекаются с полномочиями территориальных управлений администрации Санкт-Петербурга. Это прежде всего полномочия, связанные с размещением объектов розничной торговли, осуществлением контроля за розничной торговлей и санитарным благополучием, а также полномочия в сфере благоустройства. Такое положение становится причиной осложнения отношений между органами государственной власти и местного самоуправления. В то же время недостаточность объема полномочий у местной власти делает «нерентабельным» содержание ее органов.

 

2.2. Органы местного самоуправления в Санкт-Петербурге

 

В Санкт-Петербурге реализована одноуровневая система местного самоуправления. Формы осуществления местного самоуправления определяются Уставом Санкт-Петербурга (их перечень не является исчерпывающим): референдум, выборы, собрания, петиции (народные инициативы); выборные и другие органы местного самоуправления, другие формы.

К органам местного самоуправления Санкт-Петербурга относятся:

- представительные органы местного самоуправления, состоящие из депутатов, избираемых населением муниципального образования. Ими являются муниципальный совет города-пригорода, поселка, муниципального округа;

- глава муниципального образования (должность и порядок избрания на нее могут быть предусмотрены уставом муниципального образования);

- администрация муниципального образования (местная администрация), формируемая муниципальным советом;

- иные формируемые муниципальным советом органы и должностные лица местного самоуправления.

Численный состав муниципальных советов устанавливается Законом Санкт-Петербурга в пределах от 9 до 30 депутатов в зависимости от численности населения соответствующего муниципального образования. Структура органов местного самоуправления Санкт-Петербурга представлена на рис. 9.3.2.

В Санкт-Петербурге во многих муниципальных образованиях сложилась практика, когда, с одной стороны, избранные населением в муниципальный совет депутаты работают на постоянной основе, исполняя предметы ведения местного самоуправления, с другой стороны, руководящие должности в исполнительном органе муниципального образования (администрации) замешаются депутатами. В обоих случаях депутаты выполняют по существу две несовместимые функции: функцию представителя населения, который должен обеспечить организацию местной исполнительной власти и контроль за ее деятельностью, а также функцию муниципального чиновника, работающего в недрах этой власти. После выборов 2000 г. возросло число депутатов, занятых на постоянной основе (примерно 300-400 из 1500 человек общего числа депутатов).

 

2.3. Финансово-экономическая основа местного самоуправления в Санкт-Петербурге

 

Закон «О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге» устанавливает финансово-экономическую основу местного самоуправления. Ее состав соответствует действующему законодательству.

Собственные доходы местных бюджетов формируются главным образом за счет налоговых доходов (более 75 %), их доля заметно менялась по годам. В условиях постоянно меняющейся налоговой базы и отсутствия муниципальной собственности как стабильного собственного источника доходов муниципальные образования не могут адекватно планировать свои бюджеты.

В целом финансовая деятельность внутригородских муниципальных образований весьма незначительна. Уровень децентрализации бюджетных расходов в Санкт-Петербурге низок. В 2005 г. суммарное исполнение местных бюджетов муниципальных образований Санкт-Петербурга составило примерно 3 % доходов и расходов городского бюджета. Для сравнения — расходы территориальных управлений районов города составляют порядка 18,7 % бюджета Санкт-Петербурга. Уровень обеспеченности минимальных расходов местных бюджетов собственными доходами сильно варьирует: размер дотации одних муниципальных образований составляет до 80 % от минимального бюджета, собственные доходы других муниципальных образований в 4-6 раз превосходят их расчетный минимальный бюджет. Расходы местных бюджетов в расчете на одного жителя в разных муниципалитетах отличаются во много раз.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дальнейшее совершенствование муниципального управления в Москве и Санкт-Петербурге предполагается осуществлять в контексте общих направлений реформирования местного самоуправления в Российской Федерации, предусмотренных Федеральным законом 2003 г., и с учетом специфических особенностей городов федерального значения. Для этого потребуются внесение ряда существенных изменений в уставы Москвы и Санкт-Петербурга и в законы о местном самоуправлении в этих городах, устранение недостатков и решение проблем.

Ввиду последних событий, следует отметить, что Совет Федерации утвердил изменение границ Москвы и Московской области, согласно которому столица получит 148 тысяч гектаров новых территорий. Таким образом, сенаторы, в ведении которых находится утверждение изменения границ между субъектами Федерации, начали реализовывать идею президента Дмитрия Медведева, согласно которой в рамках этого объединения территория столицы увеличится в 2,4 раза.

Согласно документу, изменение границ произойдет с 1 июля 2012 года. Однако, как отмечает "Российская газета", новые территории могут присоединить к Москве уже с 1 января 2012 года.

     Калужское шоссе имеет шанс стать лучшим в стране. Широким, с многоуровневыми развязками и развитой инфраструктурой. Обновить планируется еще Киевское, Варшавское и Симферопольское, а также железнодорожные ветки Киевского и Курского направлений. Участок ЦКАД (центральная кольцевая автомобильная дорога) тоже среди приоритетов.

Информация о работе Общие вопросы местного самоуправления в городах федерального значения. Органы местного самоуправления города Москвы