Общественный сектор экономики, его ресурсы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 18:37, реферат

Описание работы

В ХХ веке появилась и росла смешанная экономика. Данное определение предполагает, что это и есть комбинация различных инструментов размещения редких ресурсов между конкурирующими между собой альтернативными целями. С одной стороны, имеется такой общественный инструмент как рынок, который через «невидимую» движущую силу конкуренции использует цены для размещения земли, труда, капитала и фирм в производстве конечных потребительских товаров. С другой стороны, наряду с рыночными силами существуют и другие механизмы размещения ресурсов, которые в целом можно охарактеризовать как нерыночные. Важнейшим среди них является деятельность общественного сектора, представленного государством.

Содержание

Введение. 3
1. Общественный сектор экономики. 4
1.1 Структура и механизм организации. 4
1.2 Масштабы и динамика общественного сектора в странах со смешанной экономикой. 8
2. Общественные сектора экономик разных стран. 13
2.1 Общественный сектор экономики Японии. 13
2.2 Общественный сектор экономики Германии. 16
Заключение. 20
Список литературы.. 21

Работа содержит 1 файл

Общественный сектор экономики.docx

— 31.96 Кб (Скачать)

Общественный сектор экономики, его ресурсы  

Содержание 

   Введение. 3

1.   Общественный  сектор экономики. 4

1.1 Структура и  механизм организации. 4

1.2 Масштабы и  динамика общественного сектора  в странах со смешанной экономикой. 8

2.   Общественные  сектора экономик разных стран. 13

2.1 Общественный  сектор экономики Японии. 13

2.2 Общественный  сектор экономики Германии. 16

 Заключение. 20

 Список литературы.. 21  

Введение

 В ХХ веке  появилась и росла смешанная  экономика. Данное определение  предполагает, что это и есть  комбинация различных инструментов  размещения редких ресурсов между  конкурирующими между собой альтернативными  целями. С одной стороны, имеется  такой общественный инструмент  как рынок, который через «невидимую»  движущую силу конкуренции использует  цены для размещения земли,  труда, капитала и фирм в  производстве конечных потребительских  товаров. С другой стороны,  наряду с рыночными силами  существуют и другие механизмы  размещения ресурсов, которые в  целом можно охарактеризовать  как нерыночные. Важнейшим среди  них является деятельность общественного  сектора, представленного государством.

 Государство как  специфический сектор экономики  характеризуется определенным ресурсным  потенциалом, разнообразными технологиями, взаимосвязями между населением  и организациями, механизмами  подготовки, принятия и реализации  решений. 

 Целью работы  является проанализирование общественного сектора экономики и его ресурсов.

 В соответствие  с поставленной целью определим  следующие задачи:

1)                Рассмотреть структуру и механизм  организации общественного сектора. 

2)                Разобрать масштабы и динамику  общественного сектора в странах  со смешанной экономикой.

3)                Описать общественные сектора  экономик разных стран.  

1.      Общественный  сектор экономики 

1.1 Структура и  механизм организации общественного  сектора 

 Совокупность  ресурсов, находящихся в непосредственном  распоряжении государства, образует  общественный сектор хозяйства.  Общественный сектор экономики  – это сфера деятельности, ориентированная  на ликвидацию провалов рынка,  создание общих и социально  значимых благ. Общественный сектор  является достаточно сложным  образованием и значительной  мере пересекается с государством. В его состав входят бюджетные  учреждения, государственные внебюджетные  фонды и государственные предприятия,  и другие объекты госсобственности. Однако, не все предприятия, находящиеся  в собственности государства,  ориентированы на производство  общественных благ. Не вполне  корректно относить к общественному  сектору государственные коммерческие  предприятия, продукция которых  является рыночным товаром, обладает  свойствами конкурентности и исключаемости.

 Помимо названных  институтов, к общественному сектору  в широком смысле слова относятся  негосударственные некоммерческие  организации. Сектор некоммерческих  организаций, получивший большое  развитие в ведущих зарубежных  странах, является важным элементом  гражданского общества. Эти структуры  осуществляют свою деятельность  в сфере провалов рынка и  не ориентированы на получение  прибыли. Цели и задачи их  деятельности закрепляются в  уставе. Некоммерческие организации  могут получать прибыль, но  она направляется исключительно  на достижение уставных целей.  Важным отличием некоммерческих  организаций от государственных является то, что они создаются на добровольных началах и функционируют независимо. Они отличаются большей открытостью и ответственностью перед потребителями их услуг. В ряде случаев некоммерческим организациям может передаваться часть регулирующих функций, традиционно выполняемых государством.

 Общественный  сектор– это не только совокупность государственных предприятий и организаций, находящихся в собственности государства, но и денежные средства. В связи с этим ключевую роль среди компонентов общественного сектора играют государственные финансы: государственный бюджет, его доходы и расходы.

 Общественный  сектор представляет собой такую  область экономики или часть  экономического пространства, где  в совокупности определяются  следующие специфические условия: 

 ·                     рынок не действует или частично  действует, следовательно, преобладает  нерыночный способ координации  экономической деятельности, нерыночный  тип организации обмена деятельностью; 

 ·                     производятся, распределяются и  потребляются не частные, а  общественные блага; 

 ·                     экономическое равновесия между спросом и предложением общественного блага осуществляется государством, органами местного самоуправления и добровольно-общественными организациями с помощью соответствующих социальных институтов и бюджетно-финансовой политики.

 В отличие от  рыночного, общественный сектор имеет дело с общественными благами, которые в большинстве своем не являются предметом купли-продажи. В тех случаях, когда происходит коммерческая сделка по поводу общественного блага, она не рассматривается как главный побудительный мотив деятельности общественных организаций. В связи с этим организации общественного сектора называют некоммерческими. Поскольку в общественном секторе доминирующее место занимает деятельность государства, то часто его называют государственным сектором экономики. Структура общественного сектора неоднородная и включает три подсектора: государственный, добровольно-общественный, смешанный. С одной стороны, смешанный сектор занимает промежуточное положение между общественным и рыночным секторами, с другой – существует смежная зона внутри общественного сектора между государственным и добровольно-общественным подсекторами.

 Масштабы общественного  сектора характеризуется как  размерами государственной собственности  (запас ресурсов), так и объемом  государственных доходов и расходов (потоки собираемых и расходуемых  средств). Общественный сектор традиционно  занимает прочные позиции в  таких сферах деятельности, как  оборона, фундаментальные научные  исследования, образование, здравоохранение,  культура, коммунальное хозяйство.  Масштабы общественного сектора  во многом зависят не только  от объективных экономических  возможностей страны, но также  от традиций и особенностей  проводимой политики. Согласно закону  Вагнера (сформулированного еще  в конце Х I Х века) доля общественного  сектора в экономике постоянно  увеличивается в исторической  перспективе. Немецкий экономист  связывал эту закономерность  с процессом завоевания публичными  товарами частного рынка. 

 В новых условиях хозяйствования, когда государство выступает как один из субъектов рынка, а в общественном секторе начинают взаимодействовать наряду с государственными и общественные, некоммерческие, частные, смешанные организации возникает необходимость изменения организационно-функциональной конструкции государственных финансов, которая позволит, сохраняя регулирующую роль государства, обеспечить баланс между объемом общественных потребностей и возможностями их удовлетворения.

 В первом случае  речь идет о спросе на общественные  блага, во втором случае об  их предложении. Реальное существование  этих по природе рыночных явлений  в нерыночном общественном секторе  обуславливает необходимость установления  равновесия между ними. Другими  словами необходим нерыночный  механизм балансирования, включенного  в рыночный экономический оборот  общественного сектора. В рыночном  секторе подобным механизмом  является процесс свободного  ценообразования, в результате  которого устанавливается равновесие  между спросом и предложением  на частные блага. Но и в  этом случае рыночное равновесие  строится на косвенных институциональных  ограничениях, обозначаемых государством (налоги, субсидии, лимитирование уровня цен).

 В общественном  секторе регулирующий механизм  имеет принципиальную иную конструкцию  и специфику, обусловленную особенностями  спора и предложения общественных благ. Природа общественных благ обуславливает необходимость равномерного удовлетворения спроса на них. Предложение же общественных благ отличается тем, что реализуется государственными и общественными организациями, хотя большую часть затрат на получение этих благ несет на себе потребители, то есть члены общества в виде налогов, добровольных платежей. В первом случае речь идет о принуждении экономических агентов участию в производстве общественных благ, во втором случае о добровольном участие их в этом процессе. На обеспечение равновесия между спросом и предложением на общественные блага влияет в большой степени та часть указанного процесса, которая реализуется в государственном секторе, так как значительный объем общественных благ производится именно здесь. Такого рода механизм балансирования в отечественной литературе называют финансово-бюджетным, которое устанавливается между спросом и предложением на общественные блага определяют как «бюджетное равновесие». Концепция бюджетного равновесия раскрывает природу и сущность механизма создания и распределения, общественных благ, и с учетом коллективного характера их потребления, отражает необходимость использования принудительных и обязательных инструментов воздействия на субъектов хозяйствования для обеспечения возможности формирования общественных благ.

1.2 Масштабы и динамика  общественного сектора в странах  со смешанной экономикой 

 Существуют различные  способы оценки масштабов общественного  сектора и степени его воздействия  на экономику. Наиболее простой и распространенный метод заключается в изучении показателей, публикуемых национальной статистикой. К их числу относятся: объем доходов и расходов государственного бюджета в абсолютном выражении и его соотношение с основными макроэкономическими показателями (например, с валовым внутренним продуктом - ВВП); численность государственных служащих, их распределение по уровням и структурам управления; размеры государственной собственности; удельный вес государственных предприятий в основных показателя отраслей экономики; число некоммерческих организаций и ряд других показателей.

 Масштабы государственного  влияния на экономику в разных  странах различны. Если в Китае  доходы консолидированного бюджета  не превышают 8% от ВВП, то  в таких странах, как Швеция, Франция и Италия этот показатель  находится в районе 40%. В отдельные  годы доля ВВП, перераспределяемая  через бюджет, в разных странах  была еще выше.

 Масштабы государственной  собственности в различных отраслях  экономики также существенно  отличаются. Например, для таких  стран, как Великобритания, Франция  и Германии, характерен в среднем  достаточно высокий удельный  вес предприятий государственной  собственности в промышленности. Напротив, в Японии и США доля  государственных предприятий почти  во всех отраслях промышленного  производства не превышает 25%.

 В России удельный  вес промышленных предприятий  государственной формы собственности  в объеме производства составляет  около 8%. С середины 90-х годов  этот показатель сократился более  чем на 1,5 процентных пункта. Государственные  предприятия имеют наибольшую  долю в объеме промышленной  продукции таких отраслей, как  машиностроение и металлообработка (18,4% в 2006 г.), промышленность строительных  материалов (11,3%) и электроэнергетика  (10,7%).

 Таблица №1  «Удельный вес предприятий государственной  и муниципальной формы собственности  в основных показателях по  отраслям промышленности (в процентах  к итогу)»      1995   2006

 объем промышленной  продукции   численность промышленно-производственного персонала   объем промышленной продукции   численность промышленно-производственного персонала

Вся промышленность  100  100  100  100

 в том числе  по формам собственности:     

 государственная    9,7   15,9   8,1   13,2

 муниципальная    1,3   1,9   1,2   2,4

 Из всей промышленности  по отраслям:     

электроэнергетика  100  100  100  100

 государственная    10,3   13,1   10,7   11,3

 муниципальная    3,4   9   8,7   18,8

топливная промышленность  100  100  100  100

 государственная    3,9   11,1   1,7   3,8

 муниципальная    0   0,1   0   0,2

черная металлургия   100  100  100  100

 государственная    0,3   0,5   0,1   0,4

 муниципальная    0   0   0   -

цветная металлургия   100  100  100  100

 государственная    5,6   8,7   6,9   12,3

 муниципальная    0   0   0   -

химическая и нефтехимическая  промышленность  100  100  100  100

 государственная    10   17,2   4,8   7,5

 муниципальная    0,3   0,4   0   0,1

машиностроение и  металлообработка  100  100  100  100

 государственная    18,3   23,5   18,4   20,8

 муниципальная    0,6   0,6   0,2   0,5

лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность  100  100  100  100

 государственная    9,5   13,1   6,3   13

 муниципальная    0,9   1,3   0,4   1,5

промышленность строительных материалов  100  100  100  100

 государственная    12   10,7   11,3   9,9

 муниципальная    7   3,7   1,1   1,1

легкая промышленность  100  100  100  100

 государственная    7   6,1   4,6   7,3

 муниципальная    1,1   3,6   1,2   3,2

пищевая промышленность  100  100  100  100

 государственная    8,8   9,8   4,3   6

 муниципальная    1,1   1,6   0,9   1,9  

 В разных странах  время от времени предпринимаются  попытки сокращения масштабов  государственного регулирования  экономики. Характерным примером  подобной политики могут служить  рыночные реформы, проводимые  в постсоциалистических странах  и заключающиеся в масштабном  сокращении государственного сектора,  замещении государства рынком  при помощи приватизации. В период  проведения рыночных преобразований  в 90-х годах XX века государственные  расходы в бывших социалистических  странах сокращались как в  абсолютном, так и в относительном  выражении. Если в 1995 г. расходы  консолидированного бюджета Российской  Федерации составляли 31,6% от ВВП,  то в 2006 г. этот показатель  сократился до 26,8%.

Информация о работе Общественный сектор экономики, его ресурсы