Общественный сектор
экономики, его ресурсы
Содержание
Введение. 3
1. Общественный
сектор экономики. 4
1.1 Структура и
механизм организации. 4
1.2 Масштабы и
динамика общественного сектора
в странах со смешанной экономикой.
8
2. Общественные
сектора экономик разных стран.
13
2.1 Общественный
сектор экономики Японии. 13
2.2 Общественный
сектор экономики Германии. 16
Заключение. 20
Список литературы..
21
Введение
В ХХ веке
появилась и росла смешанная
экономика. Данное определение
предполагает, что это и есть
комбинация различных инструментов
размещения редких ресурсов между
конкурирующими между собой альтернативными
целями. С одной стороны, имеется
такой общественный инструмент
как рынок, который через «невидимую»
движущую силу конкуренции использует
цены для размещения земли,
труда, капитала и фирм в
производстве конечных потребительских
товаров. С другой стороны,
наряду с рыночными силами
существуют и другие механизмы
размещения ресурсов, которые в
целом можно охарактеризовать
как нерыночные. Важнейшим среди
них является деятельность общественного
сектора, представленного государством.
Государство как
специфический сектор экономики
характеризуется определенным ресурсным
потенциалом, разнообразными технологиями,
взаимосвязями между населением
и организациями, механизмами
подготовки, принятия и реализации
решений.
Целью работы
является проанализирование общественного
сектора экономики и его ресурсов.
В соответствие
с поставленной целью определим
следующие задачи:
1)
Рассмотреть структуру и механизм
организации общественного сектора.
2)
Разобрать масштабы и динамику
общественного сектора в странах
со смешанной экономикой.
3)
Описать общественные сектора
экономик разных стран.
1. Общественный
сектор экономики
1.1 Структура и
механизм организации общественного
сектора
Совокупность
ресурсов, находящихся в непосредственном
распоряжении государства, образует
общественный сектор хозяйства.
Общественный сектор экономики
– это сфера деятельности, ориентированная
на ликвидацию провалов рынка,
создание общих и социально
значимых благ. Общественный сектор
является достаточно сложным
образованием и значительной
мере пересекается с государством.
В его состав входят бюджетные
учреждения, государственные внебюджетные
фонды и государственные предприятия,
и другие объекты госсобственности.
Однако, не все предприятия, находящиеся
в собственности государства,
ориентированы на производство
общественных благ. Не вполне
корректно относить к общественному
сектору государственные коммерческие
предприятия, продукция которых
является рыночным товаром, обладает
свойствами конкурентности и исключаемости.
Помимо названных
институтов, к общественному сектору
в широком смысле слова относятся
негосударственные некоммерческие
организации. Сектор некоммерческих
организаций, получивший большое
развитие в ведущих зарубежных
странах, является важным элементом
гражданского общества. Эти структуры
осуществляют свою деятельность
в сфере провалов рынка и
не ориентированы на получение
прибыли. Цели и задачи их
деятельности закрепляются в
уставе. Некоммерческие организации
могут получать прибыль, но
она направляется исключительно
на достижение уставных целей.
Важным отличием некоммерческих
организаций от государственных является
то, что они создаются на добровольных
началах и функционируют независимо. Они
отличаются большей открытостью и ответственностью
перед потребителями их услуг. В ряде случаев
некоммерческим организациям может передаваться
часть регулирующих функций, традиционно
выполняемых государством.
Общественный
сектор– это не только совокупность государственных
предприятий и организаций, находящихся
в собственности государства, но и денежные
средства. В связи с этим ключевую роль
среди компонентов общественного сектора
играют государственные финансы: государственный
бюджет, его доходы и расходы.
Общественный
сектор представляет собой такую
область экономики или часть
экономического пространства, где
в совокупности определяются
следующие специфические условия:
·
рынок не действует или частично
действует, следовательно, преобладает
нерыночный способ координации
экономической деятельности, нерыночный
тип организации обмена деятельностью;
·
производятся, распределяются и
потребляются не частные, а
общественные блага;
·
экономическое равновесия между спросом
и предложением общественного блага осуществляется
государством, органами местного самоуправления
и добровольно-общественными организациями
с помощью соответствующих социальных
институтов и бюджетно-финансовой политики.
В отличие от
рыночного, общественный сектор имеет
дело с общественными благами, которые
в большинстве своем не являются предметом
купли-продажи. В тех случаях, когда происходит
коммерческая сделка по поводу общественного
блага, она не рассматривается как главный
побудительный мотив деятельности общественных
организаций. В связи с этим организации
общественного сектора называют некоммерческими.
Поскольку в общественном секторе доминирующее
место занимает деятельность государства,
то часто его называют государственным
сектором экономики. Структура общественного
сектора неоднородная и включает три подсектора:
государственный, добровольно-общественный,
смешанный. С одной стороны, смешанный
сектор занимает промежуточное положение
между общественным и рыночным секторами,
с другой – существует смежная зона внутри
общественного сектора между государственным
и добровольно-общественным подсекторами.
Масштабы общественного
сектора характеризуется как
размерами государственной собственности
(запас ресурсов), так и объемом
государственных доходов и расходов
(потоки собираемых и расходуемых
средств). Общественный сектор традиционно
занимает прочные позиции в
таких сферах деятельности, как
оборона, фундаментальные научные
исследования, образование, здравоохранение,
культура, коммунальное хозяйство.
Масштабы общественного сектора
во многом зависят не только
от объективных экономических
возможностей страны, но также
от традиций и особенностей
проводимой политики. Согласно закону
Вагнера (сформулированного еще
в конце Х I Х века) доля общественного
сектора в экономике постоянно
увеличивается в исторической
перспективе. Немецкий экономист
связывал эту закономерность
с процессом завоевания публичными
товарами частного рынка.
В новых условиях
хозяйствования, когда государство выступает
как один из субъектов рынка, а в общественном
секторе начинают взаимодействовать наряду
с государственными и общественные, некоммерческие,
частные, смешанные организации возникает
необходимость изменения организационно-функциональной
конструкции государственных финансов,
которая позволит, сохраняя регулирующую
роль государства, обеспечить баланс между
объемом общественных потребностей и
возможностями их удовлетворения.
В первом случае
речь идет о спросе на общественные
блага, во втором случае об
их предложении. Реальное существование
этих по природе рыночных явлений
в нерыночном общественном секторе
обуславливает необходимость установления
равновесия между ними. Другими
словами необходим нерыночный
механизм балансирования, включенного
в рыночный экономический оборот
общественного сектора. В рыночном
секторе подобным механизмом
является процесс свободного
ценообразования, в результате
которого устанавливается равновесие
между спросом и предложением
на частные блага. Но и в
этом случае рыночное равновесие
строится на косвенных институциональных
ограничениях, обозначаемых государством
(налоги, субсидии, лимитирование уровня
цен).
В общественном
секторе регулирующий механизм
имеет принципиальную иную конструкцию
и специфику, обусловленную особенностями
спора и предложения общественных
благ. Природа общественных благ обуславливает
необходимость равномерного удовлетворения
спроса на них. Предложение же общественных
благ отличается тем, что реализуется
государственными и общественными организациями,
хотя большую часть затрат на получение
этих благ несет на себе потребители, то
есть члены общества в виде налогов, добровольных
платежей. В первом случае речь идет о
принуждении экономических агентов участию
в производстве общественных благ, во
втором случае о добровольном участие
их в этом процессе. На обеспечение равновесия
между спросом и предложением на общественные
блага влияет в большой степени та часть
указанного процесса, которая реализуется
в государственном секторе, так как значительный
объем общественных благ производится
именно здесь. Такого рода механизм балансирования
в отечественной литературе называют
финансово-бюджетным, которое устанавливается
между спросом и предложением на общественные
блага определяют как «бюджетное равновесие».
Концепция бюджетного равновесия раскрывает
природу и сущность механизма создания
и распределения, общественных благ, и
с учетом коллективного характера их потребления,
отражает необходимость использования
принудительных и обязательных инструментов
воздействия на субъектов хозяйствования
для обеспечения возможности формирования
общественных благ.
1.2 Масштабы и динамика
общественного сектора в странах
со смешанной экономикой
Существуют различные
способы оценки масштабов общественного
сектора и степени его воздействия
на экономику. Наиболее простой
и распространенный метод заключается
в изучении показателей, публикуемых национальной
статистикой. К их числу относятся: объем
доходов и расходов государственного
бюджета в абсолютном выражении и его
соотношение с основными макроэкономическими
показателями (например, с валовым внутренним
продуктом - ВВП); численность государственных
служащих, их распределение по уровням
и структурам управления; размеры государственной
собственности; удельный вес государственных
предприятий в основных показателя отраслей
экономики; число некоммерческих организаций
и ряд других показателей.
Масштабы государственного
влияния на экономику в разных
странах различны. Если в Китае
доходы консолидированного бюджета
не превышают 8% от ВВП, то
в таких странах, как Швеция,
Франция и Италия этот показатель
находится в районе 40%. В отдельные
годы доля ВВП, перераспределяемая
через бюджет, в разных странах
была еще выше.
Масштабы государственной
собственности в различных отраслях
экономики также существенно
отличаются. Например, для таких
стран, как Великобритания, Франция
и Германии, характерен в среднем
достаточно высокий удельный
вес предприятий государственной
собственности в промышленности.
Напротив, в Японии и США доля
государственных предприятий почти
во всех отраслях промышленного
производства не превышает 25%.
В России удельный
вес промышленных предприятий
государственной формы собственности
в объеме производства составляет
около 8%. С середины 90-х годов
этот показатель сократился более
чем на 1,5 процентных пункта. Государственные
предприятия имеют наибольшую
долю в объеме промышленной
продукции таких отраслей, как
машиностроение и металлообработка
(18,4% в 2006 г.), промышленность строительных
материалов (11,3%) и электроэнергетика
(10,7%).
Таблица №1
«Удельный вес предприятий государственной
и муниципальной формы собственности
в основных показателях по
отраслям промышленности (в процентах
к итогу)» 1995 2006
объем промышленной
продукции численность промышленно-производственного
персонала объем промышленной продукции
численность промышленно-производственного
персонала
Вся промышленность
100 100 100 100
в том числе
по формам собственности:
государственная
9,7 15,9 8,1 13,2
муниципальная
1,3 1,9 1,2 2,4
Из всей промышленности
по отраслям:
электроэнергетика
100 100 100 100
государственная
10,3 13,1 10,7 11,3
муниципальная
3,4 9 8,7 18,8
топливная промышленность
100 100 100 100
государственная
3,9 11,1 1,7 3,8
муниципальная
0 0,1 0 0,2
черная металлургия
100 100 100 100
государственная
0,3 0,5 0,1 0,4
муниципальная
0 0 0 -
цветная металлургия
100 100 100 100
государственная
5,6 8,7 6,9 12,3
муниципальная
0 0 0 -
химическая и нефтехимическая
промышленность 100 100 100 100
государственная
10 17,2 4,8 7,5
муниципальная
0,3 0,4 0 0,1
машиностроение и
металлообработка 100 100 100 100
государственная
18,3 23,5 18,4 20,8
муниципальная
0,6 0,6 0,2 0,5
лесная, деревообрабатывающая
и целлюлозно-бумажная промышленность
100 100 100 100
государственная
9,5 13,1 6,3 13
муниципальная
0,9 1,3 0,4 1,5
промышленность строительных
материалов 100 100 100 100
государственная
12 10,7 11,3 9,9
муниципальная
7 3,7 1,1 1,1
легкая промышленность
100 100 100 100
государственная
7 6,1 4,6 7,3
муниципальная
1,1 3,6 1,2 3,2
пищевая промышленность
100 100 100 100
государственная
8,8 9,8 4,3 6
муниципальная
1,1 1,6 0,9 1,9
В разных странах
время от времени предпринимаются
попытки сокращения масштабов
государственного регулирования
экономики. Характерным примером
подобной политики могут служить
рыночные реформы, проводимые
в постсоциалистических странах
и заключающиеся в масштабном
сокращении государственного сектора,
замещении государства рынком
при помощи приватизации. В период
проведения рыночных преобразований
в 90-х годах XX века государственные
расходы в бывших социалистических
странах сокращались как в
абсолютном, так и в относительном
выражении. Если в 1995 г. расходы
консолидированного бюджета Российской
Федерации составляли 31,6% от ВВП,
то в 2006 г. этот показатель
сократился до 26,8%.