Общественные блага

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 17:39, курсовая работа

Описание работы

В рыночной системе действуют специфические стимулы и принципы хозяйствования, основанные на свободе выбора профессиональной деятельности, выбора ресурсов, технологий, свободе выбора для каждого покупателя. Рыночная система и выбор органически взаимосвязаны друг с другом.

Содержание

I. Введение 3
II. Основная часть
1. Экономическая природа общественных благ: особенности спроса и эффективный объем
1.1.Специфика общественных благ 5
1.2.Особенности спроса на общественные блага 13
1.3.Эффективный объем общественного блага 14
1.4. .«Парето-оптимальность» и «Парето-предпочтительность». 17
Линия возможных благосостояний.
2. Способы предоставления общественных благ: возможности рынка и государства.
2.1.Проблема «безбилетника» 22
2.2.Предоставление общественных благ посредством рынка 23
2.3.Предоставление общественных благ государством 27
2.4.Границы предоставления общественных благ 28
3. Перспективные тенденции в развитии общественных благ 30
III. Заключение 31
IV. Список литературы 33

Работа содержит 1 файл

Курсовая Общественные блага.doc

— 118.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ ............государственный технический университет

    Институт  бизнеса 
 
 
 
 
 

Кафедра ММЛ 
 
 

Курсовая  работа

по дисциплине «Экономическая теория»

     на  тему:

Общественные  блага 
 
 
 
 
 

Выполнил: студент гр. ЭУМ-11

......

Проверил: ассистент кафедры ММЛ

..... 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

...., 2008 

Содержание 

I. Введение           3

II. Основная часть

  1. Экономическая природа общественных благ: особенности спроса и эффективный объем         

    1.1.Специфика  общественных благ      5

    1.2.Особенности спроса на общественные блага    13

    1.3.Эффективный  объем общественного блага    14

  1.4. .«Парето-оптимальность» и «Парето-предпочтительность».        17

Линия возможных благосостояний.  

  1. Способы предоставления общественных благ: возможности рынка  и государства.

    2.1.Проблема «безбилетника»       22

    2.2.Предоставление  общественных благ посредством рынка  23

    2.3.Предоставление  общественных благ государством   27

    2.4.Границы  предоставления общественных благ    28

  1. Перспективные тенденции в развитии общественных благ  30

III. Заключение          31

IV. Список литературы         33 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Введение.

      Экономика как наука существует уже почти  две с половиной тысячи лет, со времен проявления трудов великих греков – Ксенофонта и Аристотеля, посвященных  проблемам хозяйства. Примерно в это время в ряде регионов мира уже сложились достаточно развитые товарно-денежные отношения, поэтому появилась возможность выявления и анализа закономерностей, присущих рыночной экономике. И уже с тех самых пор одним из основных вопросов экономической теории признается вопрос о сущности и происхождении ценности благ и о рыночной цене как форме собственности.

      В рыночной системе действуют специфические  стимулы и принципы хозяйствования, основанные на свободе выбора профессиональной деятельности, выбора ресурсов, технологий, свободе выбора для каждого покупателя. Рыночная система и выбор органически взаимосвязаны друг с другом.

      Но  рыночная система не способна эффективным  образом удовлетворять коллективные или общественные потребности населения, т.е. рынок не создает общественных товаров и не может самостоятельно нейтрализовать внешние эффекты. Общественные товары – это товары, для которых характерны такие признаки, как всеобщая доступность, неделимость и равенство в потреблении, а также неисключаемость из потребления.

      Такие общественные блага, как национальная оборона, контроль за загрязнением окружающей среды, борьба с инфекционными заболеваниями, общее водоснабжение, не могут быть отданы на откуп конкурентному рынку, который не в состоянии обеспечить их производство в требуемых объемах. Расхождения между частными и общественными интересами вынуждают правительство заниматься обеспечением общественных благ, возмещая затраты на их производство нерыночным путем.

 

       II.Основная часть.

      1.Экономическая природа общественных благ: особенности спроса и эффективный объем.

    1. Специфика общественных благ.
 

      Вся историческая практика развития рыночной экономики доказала факт перманентности существования некоторых воспроизводимых  материальных и нематериальных благ, которые либо не поставляются рынком, либо поставляются им в недостаточном количестве. Основная причина – рыночная неэффективность (органические «зъяны», дефекты рынка). В то же время эти блага (товары) являются общественно необходимыми и, более того, выполняют важные общественные функции. Такие блага называют общественными, а обеспечение ими осуществляются посредством особых случаев.

      Крупномасштабным  их примером могут служить товары, предназначенные для удовлетворения потребностей национальной обороны, а  примером «локальным» – навигационные знаки (например, маяки).

      Благо, предоставление которого отдельному лицу невозможно без предоставления остальным и потребляемое сообща, являются чистым общественным благом. Они обладают двумя важными свойствами – несоперничеством и неисключаемостью в потреблении.

      Несоперничество означает, что прибавление дополнительного потребителя не снижает полезности остальных. Фонарь на улице светит двум прогуливающимся под ним индивидам так же ярко, как и трем. Данное свойство, очевидно, не будет выполняться для частного блага. Например, если два человека решат выпить бутылку «кока-колы», то прибавление в компанию третьего снизит их полезность.

      Формально условие несоперничества в потреблении  можно представить в следующем  виде: если чистое частное благо в количестве Х может быть распределено среди различных индивидов (1,2,…s) следующим образом:

            s

      Х = ∑   Хi ,

             i = 1

то для  общественного блага в количестве у одновременно для каждого i-того индивида выполняется условие:

            у = уi,  i = 1, ….., s.

      Условие равного потребления общественного  блага всеми индивидами в свою очередь связано с неделимостью блага, а также с наличием внешних  эффектов.

           Неделимость блага в потреблении означает, что индивид не может непосредственно выбирать объем потребления блага. Мы неизбежно пользуемся всем объемом услуг по обороне страны. Ни один человек не имеет возможности выбрать, какие именно из развернутых армий должны защищать его самого, а какие – соседа, какие самолеты поднимутся в воздух на его защиту, а какие должны обеспечить прикрытие супруге. Население пользуется всем объемом предоставляемого на данной территории чистого общественного блага. Речь идет о неделимости в потреблении, а не в производстве и предоставлении общественных благ. Общество безусловно может выбрать необходимый уровень национальной обороны (численность войск, их материальное обеспечение, объем финансирования), что приводит к разному объему предоставления блага.

     Неделимость блага предполагает лишь совместное предложение общественного блага (joint supply) – весь объем услуг по национальной обороне представляет государство; все уличные фонари предоставляются муниципалитетом и финансируются из одного источника – конкуренция между частными владельцами отдельных фонарей на одной и той же улице попросту невозможна.

     Наличие положительных или отрицательных  внешних эффектов – невозможность  отразить в рыночных ценах полные общественные затраты, возникшие в  связи с производством и потреблением товара, - одна из основных причин государственного вмешательства в экономику. Именно внешние эффекты являются причиной неисключаемости общественных благ.

     Под неисключаемостью в потреблении понимается невозможность путем установления рыночных цен исключить отдельные фирмы или отдельных индивидов из числа получателей по крайней мере части выгод (или части затрат), прямо связанных с производством и потреблением определенного товара. Невозможно, к примеру, запретить пешеходу пользоваться светом горящего фонаря, а индивиду, имеющему радиоприемник, принимать радиопередачи.

     Неисключаемость может возникнуть как в результате невозможности физически исключить  кого-либо из пользования данным благом (как в случае пешеходов, гуляющих по освещенной улице), так и вследствие чрезвычайно высоких затрат на исключение в сравнении с возможными выгодами продавца. В принципе можно снабжать радиоприемники специальными декодерами для приема отдельных программ, но потенциальные выгоды будут крайне невелики в сопоставлении со стоимостью этого проекта. Поскольку рынок радиопрограмм высококонкурентен (одновременно предлагается множество взаимозаменяемых программ), потребители просто настроят свои приемники на другие радиостанции. Отметим, что на рынке телепрограмм потенциальные выгоды, напротив, вполне сопоставимы с затратами на исключение и это стимулирует развитие коммерческих каналов телевидения (вспомним сеть «НТВ плюс» в России). После того, как потребители преодолели порог исключения, благо становится для них неисключаемым (можно смотреть коммерческий канал круглые сутки без какой-либо дополнительной оплаты).

     Эту же ситуацию можно интерпретировать и иначе, как одновременную покупку  двух разных благ: права приема телепрограмм (эта услуга является исключаемой, нужно  заплатить за декодер на определенный срок) и собственно времени просмотра (в рамках данного срока время просмотра неограниченно). Время просмотра выступает в роли неисключаемого блага, если только не вводится повременная оплата просмотра, что вполне возможно в случае кабельного телевидения.

     Общественные  блага, как и большинство других общественных товаров, требуют весьма значительных затрат на производство и распределение, которые поэтому обычно не вписываются в критерии рыночной эффективности. Тот факт, что частные рынки не поставляют (или поставляют слишком мало) общественных товаров, служит основным мотивом для многих действий государства. Сколько должно тратить государство на производство и распределение общественных благ предмет жарких бюджетных баталий парламентариев. Так, расходы на оборону составляют, не секрет, существенную часть бюджетных расходов, формируемых главным образом за счет налоговых поступлений от предприятий и населения (прямых и косвенных).

     Общественное  благо – один из случаев несовершенства рынка, когда необходимо вмешательство  государства. Многие экономисты не соглашались с тем, что государственное вмешательство требуется только в ситуации с чистыми (или близкими к чистым) общественными благами. Одной из таких попыток стала теория достойных благ, выдвинутая Р. Масгрейвом в конце 1950-х гг.

     В случае общественных благ вмешательство государства необходимо из-за неспособности рынка обеспечить размещение ресурсов в соответствии с данными индивидуальными предпочтениями, что предполагает соблюдение суверенитета потребителя. В противоположность этому достойные блага представляют собой случай, когда индивидуальные предпочтения не считаются более заданными, а сами являются объектом корректировки. Достойные блага удовлетворяют потребности, которые общество считает нужным поддерживать и которые у индивидов не сформированы должным образом, в основном из-за неполной информированности, а также из-за того, что «мы ленивы и не любопытны». Как следствие, индивиды выбирают меньший объем потребления этих благ, чем следовало бы. В качестве примеров можно привести бесплатное образование, школьные обеды и завтраки, театры и концертные залы, субсидируемое жилье для малообеспеченных семей. Противоположный случай – недостойные блага (merit bools), потребление которых общество считает нужным ограничивать. К ним относятся алкогольные напитки, табачные изделия, наркотики и т.п.

     Обоснование нарушения суверенитета потребителя  в указанных случаях требует  поиска места для концепции достойных  и недостойных благ в теории благосостояния. Существует три ключевых аргумента  в пользу полного или частичного отказа от нормативного идеала следования индивидуальным предпочтениям.

  1. Достойные блага могут обладать некоторыми свойствами общественных благ (примеры – образование и здравоохранение).
  2. Считается, что при определенных условиях информированная часть населения должна влиять на решения остальных индивидов (образование, здравоохранение, защита интересов меньшинств, контроль за продажей наркотиков и т.п.). В случае образовательных программ, например, качество выбора может быть улучшено за счет делегирования права выбора более информированному специалисту в этой области (на самом деле множеству специалистов). Индивидуальные предпочтения, здесь принимаются во внимание (при выборе учебного заведения, специальности), но полное соответствие им (или их доминирование) не является нормативной целью.
  3. Идеал суверенитета потребителя также может нарушаться из-за агрессивной рекламы и других способов воздействия на покупателя. Рациональный выбор может быть нарушен в ситуации риска и неопределенности или в результате недооценки потребителем отдельных факторов. В частности, будущее потребление люди склонны недооценивать по сравнению с сегодняшним, а ценность общественных товаров и услуг может быть завышена (из-за их, на первый взгляд, бесплатности) или, например, занижена, как следствие крайне негативного отношения к уплате налогов.

Информация о работе Общественные блага