Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 00:19, доклад
Суть “общественного производства” может быть показана так. Эволюционный подход мировой экономической науки предполагает выделение, прежде всего, трех ступеней общественного прогресса: дикость ® варварство ® цивилизация.
При полной загрузке производственных мощностей и любой комбинации производства товаров нельзя сразу увеличить объем каждого из них, а только одного за счет другого.
Кривая показывает границу производственных возможностей этих товаров при различном их сочетании. Каждая точка на кривой показывает комбинацию максимальных возможностей производства этих двух товаров. Конечно, не обязательно в стране максимально использовать все эти ресурсы. Точки под кривой показывают их недоиспользование.
При неполной загрузке производственных мощностей и безработице возможности роста производства продукции больше. В таком случае возможно, одновременно увеличить производство и одного, и другого товара в определенных пропорциях.
При этом уясняют возможности равномерного и неравномерного расширения производства товаров.
Практический анализ производственной стратегии страны. Выяснив многие закономерности индустриализации с помощью их иллюстрации кривыми, следует перейти к анализу реальной практики развития промышленности в странах.
Индустриализация - закон современного мира. Но ее осуществление происходит по-разному. Существуют многие страны, в которых она еще не началась. У других она происходит, у немногих развитых стран - завершилась. В ХХ веке возникла идея постиндустриальной цивилизации. Этот термин неудачен потому, что указывает, якобы, на свертывание индустрии. На самом же деле постиндустриальное общество имеет высоко развитые индустрии (сверхиндустриализация), и прогресс их индустрии продолжается, но возникают новые проблемы и закономерности.
Конкретное изучение факторов развития производственного потенциала учитывает все их множество: открытие новых месторождений полезных ископаемых, увеличение занятости в стране, привлечение иностранных работников, строительство новых предприятий, развитие просвещения и образования, изобретательство и т.п. На графике можно показать и необходимость сокращения производства предметов потребления как условия промышленного роста («затягивание поясов» в 30?е годы в СССР для создания промышленности). В результате возрастут размеры и производства средств производства и предметов потребления: жертвование текущим благосостоянием во имя его роста в будущем. Если промышленное отставание существенно, то «жертвование» может продлиться, и тогда создается впечатление о том, что промышленность работает сама на себя, и возникают антииндустриальные мнения, которые могут привести к проведению политики по разрушению промышленности. Именно такие скоропалительные решения принимались в России и были одним из факторов, вызвавших падение ее производства.
На основе такого подхода переходят к анализу производственных возможностей в разных странах. Для этого с помощью статистических данных рисуют кривую производственных мощностей при производстве двух товаров (например, автомобилей и зерна) в разных странах и сопоставляют их. Аналогично можно укрупнить товары, поделив весь совокупный общественный продукт на средства производства и предметы потребления.
Такой анализ позволяет иллюстрировать ограниченности производственных возможностей страны и необходимость осознавать замену одних товаров другими. В связи с этим выявляют коэффициенты замещения одного товара другим с учетом фондоемкости (капиталоемкости) их производства и упущенные (альтернативные) возможности. Например, при большой капиталоёмкости одного товара приходится жертвовать большим числом другого менее капиталоемкого товара.
Анализ идеологии,
политики и практики индустриального
развития страны предопределен многими
факторами современного мира. Индустриально
развитые страны стремятся установить
монополию на промышленность, сводя другие
страны к сырьевым своим придаткам. Основанием
этой идеологии являются многие факторы:
перепроизводство промышленной продукции
по сравнению со спросом (но не с потребностями
населения), очевидность того факта, что
природа не «выдержит» нагрузки индустриализации
всех стран до уровня наиболее развитых
стран (при современной технологии) и т.п.
Сейчас практически отсутствует неудовлетворенный
спрос и нет потребности в расширении
промышленности за счет образования новых
монополий и т.д. Отсутствуют и особые перспективы
по существенному росту производства
сырья, топлива, энергии для индустриализации
всех стран. Постоянно идут торговые войны
за передел рынков сырья и сбыта между
странами. В этих условиях страна может
сохранить свою промышленность или, тем
более, ее развить только проведением
протекционистской политики. И фактически
все развитые страны ее проводят жестко,
но иными методами по сравнению с индустриально
неразвитыми странами.
1.Основы
общественного производства.
1.1 Производство и
экономика
Являются ли термины «производство» и «экономика» синонимами? Этот вопрос
поставлен не случайно. На житейском,обыденном уровне принято считать,что
производственная деятельность человека- это и есть экономика,экономическая
жизнь людей.И как логический вывод-экономическая теория изучает
производственную,
условиях.
Такие рассуждения
не в полне корректны.Разумеется,
утверждение,что хозяйственная деятельность существовала и в первобытном,и в
рабовладельческом обществе.Однако экономики в собственном смысле слова там не
было.Производство материальных благ в таких общественных системах было основано
на насилии,принуждении,на
тех методах,которые принято
внеэкономическими.Экономика же появляется там и тогда,когда производство
материальных благ «управляется» такими механизмами,которые основаны на ценовых
сигналах,т.е. колебаниях рыночных цен,динамике прибылей и убытков и т.п. Все
это- атрибуты рыночного
хозяйства.Следовательно,эконом
слова «производство»,а синоним категории «рыночное хозяйство».Часто
встречающиеся выражения «экономика первобытного строя», «феодальная экономика»,
«экономика военного коммунизма» основаны на отождествлении понятий
«производство» (хозяйственная жизнь) и «экономика».Эти словосочетания стали
привычными и не вызывающие сомнений в их теоритической правомерности.Однако еще
раз подчеркнем: не может быть экономики,основанной на внеэкономических
Рассмотрим категории производства в наиболее общем виде.
Производство материальных благ-основа жизни человека и общества.Но если без
этого не возможна сама жизнь человека,то не следует ли отдать изучение этого
вопроса биологической науке? Но производство- не биологический процесс;он
отражает взаимодействие человека и природы и взаимодействие людей между собой
в процессе их хозяйственной деятельности.Итак,что же представляет собой
производство в самом общем виде,не зависимо от той или иной хозяйственной
системы (внеэкономической или основанной на экономических стимулах)?
1.2.Общественное производство и общественное богатство.
Производство-это целесообразная деятельность людей,направленная на
удовлетворение их потребностей.В этом процессе взаимодействуют основные
факторыпроизводства:труд,
Результатом производства является создание материальных и нематериальных
благ,удовлетворяющих человеческие потребности.Таким образом,для понимания
закономерностей процесся производства необходимо более подробно
охарактеризовать
категории потребностей,блага
Потребности человека можно определить как состояние
неудовлетворенности,или нужды,которое он стремится преодолеть.Именно это
состояние неудовлетворенности заставляет человека предпринимать определенные
усилия (осуществлять производственную деятельность).
Потребности человека не остаются неизменными; они развиваются по мере
эволюции человеческой цивилизации и это касается прежде всего высших
потребностей (потребности
в образовании,искусстве,
Благо- это средство для удовлетворения потребностей. А.Маршалл определяет
благо как «желаемую
вещь,удовлетворяющую
определяет блага «как средства,которые мы имеем для удовлетворения наших
потребностей». Свойство какого-либо предмета,которое позволяет удовлетворять
определенную потребность человека,еще не делает его благом. На этот факт особое
внимание обращает один из виднейших представителей австрийской школы К.Менгер.
Так,корень женьшеня способен поднять жизненный тонус человека. Но пока люди не
обнаружили это свойство,растение не носило характера блага. Другими
словами,способность предмета удовлетворять какую-либо потребность должна быть
осознана человеком.
Факторы
производства (труд,капиталл,земля,
подробнее охарактеризованы в разделе (2) ,здесь же подчеркнем,что под капиталом
как фактором производства понимаются отнюдь не отношения эксплуатации. Если
воспользоваться
терминологией австрийской
высшего порядка. По мере развития человеческой цивилизации значение благ
высшего порядка (или средств для производства,по выражению Менгера) все более
увиличивается.
До сих пор речь шла главным образом о материальных благах. Но процесс
производства включает в себя и оказание материальных услуг.
Например,транспортировка готовой вещи от производителя к потребителю. В данном
случае производство подразумевает не создание вещи,которую можно потрогать,а
перемещение ее в пространстве.
Этот параграф имеет в своем названии словосочетание «общественное
производство». Почему потребовался этот эпитет? Разве понятия производства как
таково не достаточно
для того,чтобы уяснить
основных факторов производства? Дело в том,что процесс производства
осуществляется не изолированными субъектами хозяйства,а в обществе,в системе
общественного разделения труда. Даже отдельный ремесленник или фермер,полагая
что он действует абсолютно независимо,на самом деле связан тысячами
хозяйственных нитей с другими людьми.
Общественное богатство выступает как результат процесса
производства. Традиционное понимание общественного богатства,восходящее к
основоположникам классической школы,характеризует его как вооплащенный в
материальных благах накопленный прошлый труд предшествующих и настоящего
поколений.
Для того,чтобы определить факторы,повышающие эффективность производства и
создания общественного богатства,обратимся к работе А.Смита «Исследование о
природе и причинах
богатства народов».