Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:49, курсовая работа
История развития кредитных отношений и основного их звена - банка насчитывает не одну сотню лет. Все это время они совершенствовались и приспосабливались под существовавшие экономические и политические структуры. Банковские институты также прошли свой эволюционный путь - от меняльных контор, обеспечивающих путешественника и торговца необходимой валютой, до современных гигантов, предоставляющих своим клиентам сотни услуг и действующих во всех отраслях экономики.
16
Введение
История развития кредитных отношений и основного их звена - банка насчитывает не одну сотню лет. Все это время они совершенствовались и приспосабливались под существовавшие экономические и политические структуры. Банковские институты также прошли свой эволюционный путь - от меняльных контор, обеспечивающих путешественника и торговца необходимой валютой, до современных гигантов, предоставляющих своим клиентам сотни услуг и действующих во всех отраслях экономики.
Формирование современной модели Центрального Банка России связано с конкретным определением функций центральных банков в экономике государства.
Сегодня в любой, даже самой маленькой стране есть свой центральный банк. Он выполняет две основные задачи.
Первая задача - центральный банк должен обеспечить стабильность функционирования банковской и финансовой систем.
Вторая задача Центрального банка состоит в осуществлении такой денежной политики, при реализации которой посредством контроля объема денежной массы был обеспечен низкий уровень инфляции.
Важнейший метод государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики - денежно-кредитная политика Центрального банка. С помощью кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции.
Монопольное положение Центрального банка в общехозяйственном денежном кругообороте дает ему возможность держать денежное обращение под постоянным контролем. Банкноты Центрального банка сохраняют свою ключевую роль только при условии, что их количество ограничено.
Успешное выполнение возложенных на Банк России задач и функций требует, чтобы он был независим от органов государственной представительной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, при решении вопросов, входящих в его компетенцию.
Выбранная мной тема курсовой работы позволяет глубоко ознакомиться и изучить принципы функционирования Центрального банка Российской Федерации, его роль и методику воздействия на экономику страны, а так же ознакомиться с опытом функционирования зарубежных Центральных банков.
За основу я взяла именно этот план, так как я считаю, что прежде чем приступить к рассмотрению деятельности Центробанка, следует ознакомиться с понятием банковской системы, её функциями и структурой.
Работая над курсовой работой, я поставила перед собой следующие задачи:
1. Дать краткую характеристику современной банковской системе.
2. Максимально подробно раскрыть функции ЦБ РФ.
3. Ознакомиться с зарубежным опытом функционирования Центральных Банков.
4. Определить тенденции развития ЦБ РФ на современном этапе.
Глава 1 Общее понятие и функции Центрального банка.
1.1 Современная банковская система: понятие и структура
Совокупность всех банков представляет собой банковскую систему, появление которой обусловлено тем, что их расширяющаяся деятельность не может быть реализована в отдельности, вне подчинения единым правилам ведения операций, вне опоры на центр с его функциями, объединяющими деятельность системы. Именно поэтому банковская система начала формироваться только в условиях появления центральных банков и выделения их из числа других банков не только в качестве эмиссионных центров, но и регулирующего звена.[2]
Под банковской системой понимается строго определенная законом структура специализированных организаций особого рода действующих в сфере финансов и денежно-кредитных отношений и имеющих исключительные полномочия для осуществления банковской деятельности. В единую банковскую систему, таким образом, включены центральный банк, коммерческие банки и их филиалы, филиалы и представительства иностранных банков. В настоящее время несколько расширяется понятие банковской системы, и в широком смысле этого слова она включает не только банки, но и сопутствующие кредитные организации, которые позволяют банкам более эффективно выполнять свои функции, в частности, банковскую инфраструктуру и банковский рынок. Понятие банковская система является ключевым в изучении, как банковского дела, так и экономической системы в целом. Это обусловлено тем, что коммерческие банки функционируют в рыночной экономике не изолированно, а во взаимосвязи и взаимозависимости друг с другом.[3]
Банковская система включает:
- действующие банки;
- кредитные учреждения,
- организации, выполняющие некоторые банковские операции, обеспечивающие деятельность банков и кредитных учреждений (расчетно-кассовые центры, фирмы по аудиту банков и т.д.).
Банковская система является основной составной частью кредитной системы, которая входит в экономическую систему страны. Таким образом, банковская система активно взаимодействует с другими звеньями общественно хозяйственного механизма:
- бюджетной системой
- налоговой системой
- системой ценообразования.[8]
Различают одноуровневую и двухуровневую банковскую систему. Об одноуровневой банковской системе говорят в случае, когда в государстве нет центрального банка или все банки функционируют как центральные. Такой тип банковской системы не характерен для рыночной экономики. Для развитой экономики характерна двухуровневая банковская система, первый ярус которой составляет центральный банк, второй - коммерческие банки и кредитные учреждения. Подобная банковская система учитывает свободу предпринимательства, с одной стороны, и позволяет контролировать деятельность коммерческих банков, с другой стороны.
В развитии банковских систем разных стран известно несколько их видов:
- двухуровневая банковская система (Центральный банк и система коммерческих банков);
- централизованная монобанковская система или одноуровневая банковская система;
- уникальная децентрализованная банковская система – Федеральная резервная система США.
Одноуровневая банковская система предполагает преобладание горизонтальных связей между банками, универсализацию их операций и функций. В рамках одноуровневой банковской системы все кредитные институты, включая и центральный банк, находятся на одном иерархическом шаге, выполняя аналогические функции по кредитно-расчетному обслуживанию клиентуры. Подобный принцип построения характерен, в основном, как для стран со слабо развитой экономической структурой, так и для стран с тоталитарно-административным политическим режимом.
Двухуровневая банковская система основывается на построении взаимоотношений между банками в двух плоскостях: по вертикали и по горизонтали.
По вертикали отношения между центральным банком, как руководящим, управляющим центром, и низовыми звеньями, коммерческими и специализированными банками являются подчиненными. При этом происходит разделение административных и оперативных функций, связанных с обслуживанием хозяйства. Центральный банк остается банком в полном смысле слова только для двух категорий клиентов: коммерческих, специализированных и правительственных структур. Осуществляет функции управления деятельностью банковских учреждений в целях регулирования и контроля над функционированием кредитно-финансовых услуг.
В большинстве стран с рыночной экономикой двухуровневой банковской системой функции центральных банков совпадают, но есть и отличия.
Банковская система включает Центральный банк, кредитные организации и их ассоциации. Банки подразделяются на универсальные и специализированные. Универсальные банки осуществляют широкий круг банковских операций. Специализированные банки ограничивают свою деятельность одной или несколькими банковскими операциями. Банковская система Российской Федерации представлена как универсальными банками, так и специализированными. Таким образом, в целом банковская структура может быть представлена в виде двух уровней:
1.Центральный банк.
2. Банковский сектор:
- универсальные коммерческие банки;
- специализированные коммерческие банки, в том числе: сберегательные банки, ипотечные банки, инвестиционные банки.
В целях повышения действенности и оперативности регулирующих мероприятий Центрального банка практикуется деление банковской системы на сектора, включающие аналогичные по функциональным признакам институты. Например, сектор земельных банков, сектор потребительского кредита, сектор лизинговых компаний и т.д. Основная цель подобного дробления – установление дифференцированных регулирующих процедур и правил в зависимости от специфики организации операций и деятельности институтов того или иного сектора.
В банковской системе России ЦБ РФ ( ЦБР ) определён как главный банк страны и кредитор последней инстанции. Он находится в государственной собственности и на него возложены функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой денежно - кредитной системы страны.[9]
1.2 Зарубежный опыт функционирования центральных банков
Центральный банк является первым уровнем кредитной системы. Центральными (центральными эмиссионными) такие банки называются в связи с закрепленным за ними монопольным правом осуществления эмиссии законных платежных средств определенной страны. Главная задача центральных банков - обеспечение устойчивости денежно-кредитной системы и стабильного функционирования коммерческих банков. Основная функция центрального банка - реализация монетарной политики государства. Центральные банки зарубежных стран подразделяются по признаку собственности на государственные, акционерные и смешанные. Типичными представителями государственных центральных банков являются Немецкий федеральный банк (Бундесбанк Германии), Банк Англии, Банк Франции, акционерных центральных банков - Федеральная резервная система США, смешанных центральных банков (в капитале вместе с государством участвует частный сектор) - Банк Японии. В некоторых странах осуществление банковского надзора возложено на центральные банки (например, Великобритания, Италия, Россия); в других принята смешанная система, при которой Центральный банк выполняет обязанности по надзору совместно с другими государственными органами (например, США, ФРГ). Организация банковского надзора закреплена соответствующими законами, и надзору придан статус публично-правовой деятельности. Первым рассмотрим Банк Англии как один из старейших в банковских системах западных стран. Банк Англии был создан в 1694 году парламентским актом. Необходимость в образовании этого банка (созданного в форме акционерной компании с участием 1268 акционеров, торговцев и финансистов, первоначальный взнос каждого из которых составлял 1200 ф.ст.) была вызвана острой нехваткой у государства денежных средств на ведение войны с Францией. Банк Англии располагал большим числом филиалов, поскольку кредитованием правительства и эмиссионной деятельностью его функции не исчерпывались. Он, кроме того, занимался выпуском переводных векселей и учитывал векселя частных лиц, предоставлял ссуды под товарное обеспечение и т.д. Однако именно эмиссия банкнот послужила причиной трансформации Банка Англии в центральный банк, призванный сохранять стабильность денежного обращения. В 1946 г. Банк Англии был национализирован путем передачи его акционерного капитала (который составлял к тому моменту сумму, равную 14 553 000 ф.ст.) солиситору казначейства (т.е. в собственность государства). Все прежние владельцы получили компенсацию в виде государственных ценных бумаг. Национализация означала законодательное закрепление за Банком Англии тех функций центрального банка, которые он и до этого фактически выполнял. Кроме того, отныне на Банк Англии были возложены и новые функции, присущие центральному банку страны. Он стал определять денежную политику: коренным образом изменилось его место в банковской системе. Банк Англии занимает своеобразное место в системе государственных органов. Он призван осуществлять связь между государственными органами и частным сектором, проводить государственную политику в области финансов и кредита специфическими средствами (в частности, путем варьирования процентных ставок). С другой стороны, Банк Англии сам находится под контролем казначейства. Последнее вправе потребовать от него ведения особых реестров с данными о держателях определенных акций или облигаций, а также давать Банку Англии рекомендации, которые оно сочтет необходимым в государственных интересах. Отношения Банка Англии с центральным правительством и местными органами власти отмечены еще одной особенностью. Банк Англии осуществляет их кредитование в различных формах. Поступление денежных средств на счета государства происходит как путем обязательных для Банка Англии отчислений из полученной им прибыли, так и путем операций, осуществляемых им с государственными ценными бумагами. Банк Англии осуществляет эмиссию, путем выпуска в обращение поддержанных денег, тем самым стараясь сократить расходы на изготовление банкнот. И, наконец, Банк Англии управляет государственным долгом. Размер собственного капитала Банка Англии неизменен со времени принятия Акта Роберта Пиля (1844 г.) и составляет сумму, равную 14 553 млн.ф.ст. Банк Англии разделяется на два департамента Эмиссионный и Банковский. Первый отражает на своих счетах лишь операции по выпуску банкнот и их обеспечению, второй все остальные операции, производимые Банком Англии. Высшим органом управления Банка Англии является директорат, возглавляемый управляющим. В директорат также входят заместитель управляющего и 16 директоров (четыре штатных и 12 по совместительству) из числа руководителей крупнейших компаний, в том числе банковских. Управляющий назначается правительством на срок в пять лет; срок полномочий директоров (назначаемых в том же порядке) четыре года. За ущерб, возникший в ходе осуществления функций Банка Англии по Закону 1987 г., члены директората отвечают лишь в случае, когда доказана их недобросовестность. Для обсуждения конкретных практических вопросов при директорате действует специальный комитет казначейства, в состав которого входят управляющий, его заместитель и пять директоров. Специфической чертой взаимоотношений Банк Англии с другими банками является то, что эти отношения в большей степени опираются на «джентльменские соглашения», а не на законодательные предписания, и свои указания Банк Англии направляет банкам в виде так называемых просьб, которые, тем не менее, неукоснительно удовлетворяются. Банк Англии обладает монопольным правом на выпуск банкнот на территории Англии и Уэльса (они могут быть введены в обращение также на территории Шотландии и Северной Ирландии). Наряду с ним банкноты разрешено выпускать также трем крупнейшим коммерческим банкам Шотландии, а также Северной Ирландии. Однако принадлежащее последним право эмиссии в значительной степени ограничено, поскольку банкноты могут ими выпускаться только под стопроцентное обеспечение вкладами в Банке Англии. [9] Он выпускает банкноты такого достоинства, как это утверждено казначейством. Эти банкноты освобождаются от гербового сбора. Ключевая роль Банка Англии в кредитной системе определяется, прежде всего, тем, что он служит эмиссионно-кассовым центре страны. В Испании центральным банком является основное учреждение, регулирующее банковскую систему и осуществляющее денежную политику в стране. История развития основного банка Испании насчитывает уже более двух столетии. Прототипом этого банка являлся Банк де Сан Карлос, основанный в 1782 голу и реорганизованный в 1892 году под названием Испанский банк де Сан Фернандо, затем был переименован в Банк Изабеллы II, а в 1856 году приобрел свое нынешнее название Банк Испании. Он был национализирован в 1962 году, хотя и до этого находился под контролем государства. Важным нововведением здесь являлось прямое признание необходимости «поддерживать стоимость (ценность) денег» как специфической функции Банка Испании. И второе, «Банк Испании наделялся самостоятельностью, необходимой для выполнения его функций». Эти два положения значительно изменили статус центрального банка того времени, приблизив его к современному статусу западноевропейских банков. В своей деятельности Банк Испании подчиняется Министерству экономики и финансов. Выработка денежной политики в стране относится к компетенции правительства, которое делегирует свои функции в этой области Министерству экономики и финансов. Осуществление же денежной политики поручено Банку Испании. Законом от 29 июля 1988 г. о дисциплине и контроле над деятельностью кредитных учреждений установлены широкие полномочия Банка Испании в указанной сфере. К компетенции Банка Испании закон относит применение санкций к кредитным учреждениям за незначительные серьезные правонарушения, а применение санкций за более серьезные правонарушения осуществляется Министерством экономики и финансов по согласованию с Банком Испании. Кроме того, если в результате проверки деятельности кредитного учреждения принимается решение о его ликвидации, Министерство экономики и финансов должно утвердить результаты такой проверки и обоснованность выводов инспектирующих органов. Банк Испании осуществляет также контроль распределения долей участия в капитале банковских учреждений. Например, предусмотрено, что приобретение доли участия в банковском капитале, равной или превышающей 15% от уставного капитала, физическим или юридическим лицом, возможно лишь с разрешения Банка Испании. Министерство экономики и финансов разрабатывает положения для Банка Испании, которым он должен следовать при реализации денежной и кредитной политики правительства. Определяет принципы осуществления банком дисциплинарных и контрольных функций, устанавливает порядок осуществления банком операций с частными банками и т.д. Исторически право эмиссии денежных банкнот и ценных бумаг принадлежало в Испании нескольким банкам (Испанскому банку де Сен Фернандо, Банку Барселоны, Банку Кадиса). [1] Порядок осуществления эмиссионной деятельности Банка Испании регулируется законами, а также распоряжениями Министерства экономики и финансов. Так, законодательством предусмотрено, что выпуск облигаций Банком Испании должен быть обеспечен металлической наличностью в определенной пропорции золотых и серебряных запасов. Определение суммы серебряных и золотых монет, гарантирующих выпуск облигаций, осуществляется по курсу, действующему в Испании на данный момент. Банк Испании не может без предварительного разрешения Совета Министров уменьшить запасы золота в слитках и монетах и может распоряжаться этими запасами только с согласия Совета Министров. Определение суммы серебряных и золотых монет, гарантирующих выпуск облигаций, осуществляется по курсу, действующему в Испании на данный момент. Банк Испании не может без предварительного разрешения Совета Министров уменьшить запасы золота в слитках и монетах и может распоряжаться этими запасами только с согласия Совета Министров. Предоставление Банку Испании привилегии в области осуществления эмиссионной функции обусловило значительное вмешательство государства в его деятельность. Государство реализует цели кредитно-денежной политики через правительство и Министерство экономики и финансов посредством издания обязательных для Банка Испании актов, кроме того, правительство участвует в формировании руководящих органов Банка Испании. Категории центрального банка с его отделениями и филиалами европейского законодательства соответствует система банков Федерального резерва в США. В 1913 году в США был принят Закон о Федеральном резерве.[12] После принятия этого закона была создана система Федерального резерва (СФР). Создание СФР началось с создания организационного комитета, наделявшегося широкими полномочиями. Организационный комитет включал трех главных членов: министра финансов, министра сельского хозяйства и контролера денежного обращения. В начале своей деятельности организационный комитет должен был определить с помощью экспертов и советников и после анализа необходимой информации не менее восьми и не более двенадцати городов Федерального резерва, где размещались бы главные конторы банков Федерального резерва. Такие округа, как указывалось в законе, не должны были обязательно вписываться в границы штатов, но непременно отражать обычный порядок ведения дел. Со временем законом предусматривается возможность изменения округов Федерального резерва, а также городов, контор отделений банков Федерального резерва (БФР). Надо заметить, что с самого начала были созданы двенадцать БФР, определены двенадцать городов и округов Федерального резерва. Границы округов менялись, но незначительно, а города остались те же, также в количестве двенадцати. По приведенному списку можно судить о размерах округов ФР и концентрации банковского капитала. Самые большие по площади округа имеют наибольшее число отделений с целью охвата всей территории: иногда сами отделения могут иметь объем операций, равный по сумме объему операций головной конторы. Наличие большого числа контор (помимо головной) свидетельствует о концентрации банковского капитала. Банк Федерального резерва представляет собой корпорацию, т.е. юридическое лицо, созданное в форме публичной корпорации (или акционерного общества). Все банки Федерального резерва создавались с капиталом не менее четырех миллионов долларов паевого подписного (т.е. на который необходимо было собрать подписку) капитала. Членами банка Федерального резерва могут быть любые лица, как физические, так и юридические. Кроме того, членами БФР должны быть все банки штатов (т.е. банки, имеющие лицензию высших исполнительных органов штата на деятельность на всей территории данного штата) с суммой паевого капитала в один миллион долларов и выше. Среди первоначальных пайщиков БФР было правительство Соединенных Штатов. Однако когда система окрепла, необходимость в этом отпала. Управление в БФР осуществляется Советом директоров численностью девять человек. Совет директоров состоит из трех классов (все данные должности выборные): А – три члена от банковских кругов; В – три члена от представителей торговли, сельского хозяйства и промышленности и С – три члена, назначаемые Советом управляющих СФР. Директорами класса А не могут быть сенаторы и конгрессмены, класса В и С должностные лица, директора и служащие банков. Вся система Федерального резерва управляется с помощью трех органов: Совета управляющих СФР, Федерального консультативного совета, Федерального комитета по операциям на открытом рынке. Совет управляющих системой Федерального резерва состоит из семи членов, назначаемых президентом по совету и с согласия Сената. Срок полномочий каждого члена Совета управляющих 14 лет. Повторное избрание одного и того же лица на эту должность исключается. Признается незаконной практика занятия членами Совета управляющих любой должности в одном из банков-членов. Обычно Совет управляющих собирается ежедневно для рассмотрения текущих вопросов кредитно-денежной политики, выполнения надзорных функций, возложенных на него Конгрессом США, и рассмотрения административных вопросов, связанных с деятельностью, как самого Совета управляющих, так и всей системы Федерального резерва. Для системы банков Федерального резерва США важную роль играет служба инспекций. Она производит контроль федеральных резервных банков. В нее регулярно поступают сведения об инспекционных операциях аудиторских служб самих банков Федерального резерва, имеющих право проводить инспекции в отношении всех своих членов и подконтрольных этим членам банков, кроме национальных. Центральный банк США в лице СФР также выполняет все функции, свойственные, как правило, любому Центральному банку. На первом месте эмиссия денег. Денежная масса, обеспечивающая денежное обращение в США, состоит из банковских билетов и разменной монеты. Готовые банковские билеты хранятся в казначействе, или одном из его отделений, или монетном дворе Соединенных Штатов в зависимости от того, что находится ближе к тому или иному БФР. Выпуск банковских билетов в обращение осуществляется по усмотрению Совета управляющих СФР.[1] Банком, созданным в форме акционерного общества, является Банк Франции. Банк де Франс создан в 1800 году с капиталом 30 млн. франков. Через 145 лет после своего образования он становится центральным государственным банком страны. Банк де Франс имеет право принимать регламенты и вырабатывать нормы профессиональной деятельности. Банк де Франс уполномочен давать заключения по всем вопросам кредитной политики. Он участвует в подготовке и проведении мероприятий, осуществляемых в этой области на основе постановлений правительства. Банк де Франс в настоящее время превратился из банка, обслуживающего кредитные учреждения и частных лиц, в «банк банков». Главными его клиентами являются банки и государство. Несмотря на это, законодательство не исключает предоставления кредитов частным лицам. Однако всего несколько Предпринимателей, имеющих с давних пор счета в этом банке, продолжают пользоваться его услугами. Банк де Франс получил право на эмиссию денежных знаков в 1838 году. Сначала устанавливались сроки эмиссионного права, а с 1945 года это право стало бессрочным. Банк выпускает деньги в обращение через Казначейство и кредитные учреждения, преобразуя в наличные, созданные этими учреждениями «записанные на счета центрального банка деньги» в форме вкладов. [9]
Глава 2 Функции центрального банка и перспективы его развития в современной экономике
2.1 Функции ЦБ в современной экономике
Банк России, ЦБ РФ, главный банк РФ, осуществляющий основные функции в сфере регулирования кредитно-денежных, валютных, финансовых отношений в стране. Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности ЦБ РФ определяются Конституцией РФ, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», другими федеральными законами. ЦБ РФ подотчетен Государственной Думе РФ, независим в своей деятельности в пределах установленных федеральными законами полномочий. В соответствии с Конституцией страны денежная эмиссия осуществляется исключительно ЦБ РФ. Основная функция ЦБ РФ - защита и обеспечение устойчивости рубля. Данную функцию ЦБ РФ осуществляет независимо от других органов государственной власти. ЦБ РФ по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральным законодательством, издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Уставный капитал и имущество ЦБ нашего государства являются федеральной собственностью. Для реализации возложенных на него функций ЦБ РФ участвует в разработке экономической политики Правительства РФ; эмиссия наличных денег, организация изъятия их из обращения на территории РФ осуществляются исключительно ЦБ РФ. Им же разрабатываются основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год, которые рассматривает Государственная Дума и принимает решение. ЦБ РФ является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций, представляет интересы РФ во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях. Однако, на деятельность ЦБ наложен и ряд ограничений (например, ЦБ РФ не может участвовать в капиталах российских кредитных организаций; ограничено участие в капиталах международных организаций). ЦБ РФ является органом, координирующим, регулирующим и лицензирующим организацию расчетных, систем в РФ. Устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов. Банк России является органом государственного валютного регулирования и валютного контроля и осуществляет эту функцию в соответствии с Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле». ЦБ РФ образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления, в которую входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, другие предприятия, учреждения и организации.
Информация о работе Общее понятие и функции Центрального банка