ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРУДОВ АДАМА
СМИТА
Наследуя философов-просветителей,
которые за исходный пункт своей системы
брали «социального человека», Смит ставит
перед собой научную задачу его комплексного
исследования.
В своих работах
он рассматривает отдельные аспекты, стороны человеческой
природы: моральные, общественные, экономические.
В «Богатстве народов», в частности, Смит исследует
«человека экономического», однако не
изолирует ее отдвух других аспектов человеческой
природы.
Метод, который применяет
Смит, можно назвать дедуктивно-индуктивным.
Он анализирует внутренние закономерностиэкономических
явлений, так и описывает их внешние проявления. Трудам Смита
присущи системность, историзм и эволюционизм. Относительно историзма,
который отрицался в марксистской литературе
(на том основании, что Смиттрактует капитализм
как вечный способ производства), то он
проявляется в том, что Смит признает изменения
обычаев,институтов, экономических категорий,
неодинаковость таких у разных народов,
и считает, что изучение и познание их
возможно только в процессе эволюции.
Общество Смит рассматривает
как совокупность индивидов, наделенные
от природы определенными свойствами,
которые заранее определяют их экономическое
поведение. Главными являются такие, как
трудовое происхождение жизненных благ,
склонность к обмену услугами или результатами
своего труда, эгоистичные интересы - попытка
улучшить свое положение.
Трудовое происхождение жизненных благ
вынуждает человека жертвовать ради них
«своим досугом, свободой, спокойствием».
Склонность к обмену, «склонность менять, выменивать, обменивать
один предметный другой» 2 - один из решающих
признаков человеческой природы. Она предопределяет
то, что люди через разделение труда концентрируют
свою деятельность на какой-либо ее форме,
что повышает ее производительность. Руководствуясь
эгоистическимиинтересами, поиском личной
выгоды, человек оптимизирует свои усилия,
а это оборачивается выгоду для всего общества.
Развивая учение
основоположников классической политической
экономии о «естественный порядок», Смит освобождает
его от феодальных наслоений. Он подчеркивает,
что в условиях «естественного порядка»
(свободной конкуренции) сложнымвзаимодействием
хозяйственной деятельности людей руководит
«невидимая рука», то есть экономическую
жизнь людейподчиняется объективным закономерностям.
В трактовке «естественного порядка» Смит выходит
из двух принципов: объективной закономерности природы
- действия объективных законов природы
- «невидимой руки» и «естественной свободы»
человека.
Действие объективных законов направлена на
благо человека. Однако благотворность
действия объективных законов не абсолютна.
Она предусматривает определенные социальные
условия, а именно - естественную свободу
человека, которая проявляется в возможностях
каждого человека (при условии соблюдения
ею «законов справедливости») свободно
защищать собственные интересы. Только
при этих обстоятельствах естественная
поведение человека совпадать с действием
природных сил, «невидимой руки», т.е. с
законами природы.
В концепциях преемников
А. Смита - Рикардо, Сен-Симона и особенно
К. Маркса - именно этот тезис отсутствует.
У них осталась только объективная закономерность,
управляющий поведением человека. Идею
естественного порядка Смитраспространяет
и на деятельность государства. Он является
сторонником экономического либерализма,
свободной игрыхозяйственных сил, невмешательства
государства в экономическую жизнь. Но
вместе с тем Смит признает роль государства
в выполнении ею функций таких как оборона
страны, правосудие, народное образование,
содержание общественных учреждений и
т. п. Он также высказывался за государственное
регулирование нормы процента и минимума
заработнойплаты.