Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 09:41, контрольная работа
История мировой экономики, как наука представляет собой обобщение знаний о закономерностях происхождения, создания и развития экономических систем в совокупности.
Для того чтобы осознать причины и важность переломных социально-экономических событий в мировой истории, необходимо исследовать и изучать развитие экономики всего мира. Необходимо отслеживать логическую цепь событий экономической и социальной сфер жизни общества.
Исследование истории мировой экономики не является механическим запоминанием событий. Выделение наиболее важных факторов является главным в изучении глобальных экономических процессов и методов экономического анализа
1. Мировая экономика
2. Понятие мирового хозяйства
3. Этапы становления мировой экономики
3.1. Первобытное хозяйство
3.2. Экономическое развитие стран Древнего Востока
3.3. Экономическое развитие античных государств
3.4. Экономическое развитие Древнего Рима
3.5. Становление и развитие феодальной экономики
3.6. Становление новой модели хозяйственного развития
3.7. Первоначальное накопление капитала в Западной Европе
3.8. Становление и развитие индустриальной хозяйственной системы
3.9. Мировое хозяйство
4. Экономико-географическое положение Германии
5. Характеристика страны
5.1. Сельское хозяйство
5.2. Промышленность
5.3. Сфера услуг
5.4. Электроэнергетика
5.6. Внешнеэкономические связи
5.7. Демографическая характеристика
6. Место Германии в мировом хозяйстве
6.1. Экономическое развитие
6.2. Основные черты хозяйственного механизма
Изменились подходы к научно-технической
политике. До начала 70-х годов основная
ставка делалась на использование нововведений,
разработанных в других странах. В последнее
десятилетие резко увеличились собственные
расходы. Важную роль в финансировании
НИОКР играет государство. Федеральное
и земельные правительства обеспечивают
свыше 37% (Федеральное правительство -
24%) расходов на эти цели. За счет
государственных средств финансируется
значительная часть фундаментальных исследований
в области космической техники, ядерной
энергетики. Государство выделяет значительные
средства мелким и средним фирмам для
ведения научно-технических разработок
и оплаты исследовательского персонала
(около 1,8% всех расходов, на НИОКР).
В конце прошлого десятилетия рост расходов
на НИОКР замедлился (с 7,1% в 1981 - 1989 гг. до
3,4% в 1989 - 1991 гг.). ФРГ несколько отстает
от США и Японии по доле этих расходов
в ВВП, которая В 1991 г. составила 2,7%, а в
США - 2,6%, в Японии - 2,9%. В абсолютном же
выражении ассигнования на НИОКР в Японии
в два раза, а в США в четыре раза превосходят
германские. Около 70% всем объема НИОКР
выполняется в крупнейших компаниях, которые
обладают мощным научно-исследовательским
и финансовым потенциалом. Германские
фирмы ассигнуют на НИОКР большую долю
своих ресурсов, чем их
конкуренты в Западной Европе. Они владеют
большим числом патентов, чем
остальные страны ЕС вместе взятые, и лишь
незначительно уступают по этому показателю
японским и американским компаниям. Однако
в развитии научно-исследовательских
работ германские фирмы с опозданием осознали
важность разработки новейших базисных
технологий. Большинство из них
ориентировалось, скорее, на внедрение
современных технологий, чем на
освоение новых венцов продукции. Эффективность
ассигнований на науку и
технику сдерживалась. Их концентрацией
на аэрокосмической области, где
германским компаниям трудно добиться
осязаемых результатов в конкурентной
борьбе с американскими гигантами.
Повышению конкурентоспособности германских товаров во многом способствует, помимо технического перевооружения внедрению новых форм организации труда. Это групповые принципы производственной деятельности, повышение квалификации персонала, ориентация оплаты труда на производственные потребности и достигнутые результаты. Устойчиво растет удельный вес квалифицированных кадров в промышленности. Доля профессионально подготовленных работников составляет 60% (1982г.-54%). В течение одном года через систему повышения квалификации на фирмах проходит 3,4 млн. человек.
5.1. Сельское хозяйство
Развитие сельского хозяйства Германии в послевоенный период характеризуется переходом к индустриальным методам производства, повышением интенсивности концентрации производства и капитала, формированием агропромышленного комплекса. Эта отрасль обеспечивает высокий уровень среднедушевого потребления продовольствия при относительно низкой доле затрат на него в структуре расходов населения. В отраслевой структуре сельского хозяйства животноводство преобладает над растениеводством.
Индустриализация
аграрного производства особенно интенсивно
проводилось в 50-60-е годы, была подготовлена
активной инвестиционной политикой и
превратила сельское хозяйство в очень
капиталоёмкую отрасль экономики. Сельское
хозяйство Германии отличается высокой
насыщенностью техникой. С начала 80-х годов
в сельском хозяйстве усиливается действие
интенсивных факторов, что отражает общую
тенденцию к переходу экономики к ресурсосберегающему
направлению технического прогресса.
Одной из характерных черт развития сельского
хозяйства ФРГ в последние десятилетия
является его концентрация вытеснения
мелкого производителя. Агропромышленный
комплекс занимает важное место в западногерманской
экономике: в нем сосредоточено 1/5 самодеятельного
населения страны, причем вплоть до 80-х
годов шел активный перелив трудовых ресурсов
из сельскохозяйственной сферы в АПК.
Государственные органы берут на себя
решение вопросов по изменению аграрной
структуры, кредитованию и финансированию сельского
хозяйства, регулированию
Немецкое
сельское хозяйство продолжает оставаться
на высоком качественном уровне. Около
90% потребностей в продуктах питание
удовлетворяется собственным
В отличие от промышленности сельскохозяйственное производство по валовому объему уступает Франции и Италии. По интенсивности и продуктивности сельское хозяйство превышает средний уровень для стран ЕС, но уступает таким странам, как Нидерланды, Бельгия, Франция, Дания. Германия занимает ведущее место по степени насыщенности парком основных сельскохозяйственных машин и одно из ведущих мест по использованию химикатов.
Относительно
низкий уровень интенсификации производства
связан с социально-экономической структурой
сельскокого хозяйства. Значительная
часть сельскохозяйственных земель сдается
в аренду. В полной собственности производителей
находится около 22% сельскохозяйственных
угодий. В отличие от ряда других стран
преобладающей формой аренды является
парцельная аренда, когда берутся дополнительно
к собственной земле отдельные участки
(парцелл). Субъектами подобной аренды
выступают мелкие и средние производители.
По уровню концентрации земельного фонда
ФРГ уступает Британии, Люксембургу, Дании,
Франции, Ирландии. Средний размер хозяйства
составляет примерно 17
га. Свыше 54% хозяйств имеют площадь сельскохозяйственных
угодий менее 10 га и только 5,5% - свыше 50
га. Причем мелкие и средние хозяйства,
как правило, разбиты на несколько участков.
Внедрение научно-технических достижений в производство, которое в первую очередь происходит в крупных хозяйствах, ведет к росту производительности труда и вытеснению мелкого крестьянского хозяйства. Примерно половина хозяйств не обеспечивает своим предпринимателям необходимого дохода, основную часть его они получают в промышленности и других отраслях экономики. По уровню доходности сельское хозяйство ФРГ уступает целому ряду стран.
Аграрная политика федерального правительства
направлена на изменение
социально-экономической структуры хозяйства.
В ее рамках важное значение отводится
мерам по устранению чересполосицы, на
что выделяется до 1/5 части средств, ассигнования
на осуществление правительственных аграрных
программ. Важную роль играют также меры
социального характера и стимулирование
капиталовложений. Государственная помощь
в области инвестиций предоставляется
конкурентоспособным хозяйствам.
Высоким
уровнем развития, широтой охвата
и многообразием форм
характеризуется сельскохозяйственная
кооперация, которая охватывает
практически всех производителей. Через
нее осуществляется кредитование
хозяйств, снабжение их средствами производства,
заготовка и переработка
продукции. Наиболее высок удельный вес
в сбыте молока (80%), зерна (50%)
овощей (40%), вина (30%). Производственное
кооперирование, развито слабее. Государство оказывает
Экономическое развитие в последние годы
отягощается резкими
территориальными диспропорциями. Различия
в уровнях экономического
развития и социальной структуры хозяйств
ГДР и ФРГ нашли отражение в разной направленности
роста двух частой. Адаптация хозяйства
восточных земель к условиям западных
привела к сокращению в них промышленною
производства до 1/3 прежнего уровня, Важное
влияние на это оказало резкое сокращение
торговых связей, а республиками СНГ -
47% экспорта и 40% импорта ГДР было непосредственно
связано с СССР.
Структурная перестройка, приспособление
германского хозяйства к новым, условиям
воспроизводства в мировой экономике
вызвали резкий рост
безработицы. В середине 10-х годов она
охватила свыше 12% рабочей силы
страны. Наиболее тяжелое положение с
занятостью сложилось в Восточной
Германии, где уровень
5.2. Промышленность
После второй Мировой войны Германия первой вступила на путь структурных преобразований своей промышленности. Это было вызвано не только потребностями научно-технического прогресса, развитием международного разделения труда, но и специфическим фактором - расколом Германии на два самостоятельных государства и, как следствие, -диспропорциями в структуре ее экономики. В послевоенный период быстрыми темпами развивалась обрабатывающая промышленность. Среди ее отраслей вперед выдвинулись отрасли, производящие инвестиционные товары: химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение, электротехника, авиастроение, точная механика и оптика. Также развивались новые отрасли - производство пластмасс, синтетического волокна, электронных приборов. Развитие экономики способствовало повышению жизненного уровня населения. За 10 лет ФРГ обогнало Англию по объему промышленного производства, и заняла второе место в капиталистическом мире после США. По завершению стадии восстановления экономики, в ФРГ наступил подъем, длившийся до лета 1966г., а затем началось заметное замедление темпов и спады в экономике. В 1966 -1967г. западногерманская промышленность пережила общий кризис перепроизводства, выпуск продукции упал на 6%, но еще более глубокий и продолжительный кризис был в 1974-75г., вызвавший сокращение промышленного производства на 12%. В послекризисный период неустойчивость в экономическом развитии ФРГ возросла, проблемы обеспечения сырьевыми и энергетическими ресурсами осложнились. С 1980г. экономика ФРГ снова пережила циклический кризис. Кризис затронул почти все основные отрасли индустриального производства. Темпы прироста промышленности снизились с 5,5% в 1979г до 0,3% в 1980г. 1982 год стал переломным в развитии ФРГ. На исходе 80-х годов положение в западногерманской промышленности изменилось в лучшую сторону. В экономике страны всё явственнее обозначаются новые процессы в накоплении капитала: высокие темпы роста новейших отраслей, модернизация на новой технологической основе традиционных отраслей. Одной из предпосылок высокой конкурентоспособности западногерманских товаров является обновление продукции. Концентрация товарного экспорта на изделиях, свидетельствует о том, что в 80-е годы произошли структурные сдвиги не только в промышленности, но и в торговле, что находит отражение в структуре товарного экспорта ФРГ. Особенно сильные структурные изменения происходят в машиностроительном комплексе, который является основой международной специализации ФРГ и имеет определяющее функциональное значение для всей экономики страны.
На сегодняшний день промышленность Германии обеспечивает стране лидерство на многих мировых рынках готовой продукции. Наиболее конкурентоспособными отраслями немецкой промышленности являются:
автомобилестроение;
транспортное машиностроение (вагоностроение, самолетостроение);
общее машиностроение (производство станков, различных приборов);
Машиностроение
занимает ведущее положение в
структуре промышленного
производства. На нею приходится около
50% занятых в сфере промышленного производства.
В структуре выпуска центр тяжести стал
перемешаться от производства традиционной
продукции в область научно-технических
производств. Ведущее место занимают автомобильная
промышленность, общее машиностроение
и электротехническая. В общем машиностроении
функционируют свыше 4,5 тыс. фирм, в основном
специализированных на мелкосерийном
производстве с учетом требований заказчиков.
Большая часть их имеет менее 300 занятых.
Их положение во многом зависит от спроса
на внешнем рынке. Германия занимает ведущее
место в мире в производстве станков (второе),
автомобилей (третье).
Несмотря на снижение доли черной металлургии, ФРГ является одним из крупнейших производителей черных металлов, уступая США и Японии. На нее приходится 28% их совокупного выпуска в Западной Европе. Технический уровень производства черных металлов относится к одним из самых высоких.
Электротехническая промышленность; точная механика и оптика; химическая, фармацевтическая и парфюмерно-косметическая промышленность; черная металлургия.
Все заметное влияние оказывают на развитие промышленности новые и прогрессивные отрасли, уменьшая значимость добывающей, текстильной, швейной, кожевенно-обувной и пищевкусовой промышленности. Промышленность Восточных земель Германии претерпела существенную структурную перестройку из-за того, что прежние ее отрасли, изначально сориентированные на СССР и страны Центральной и Восточной Европы (химическая, текстильная промышленность, металлургия, вагоностроение и судостроение), пришлось ликвидировать, поставив в центр развития строительную индустрию, пищевкусовую промышленность, точную механику и оптику.
5.3. Сфера услуг
Развитие сферы услуг Германии несколько отстает от уровня других развитых стран. В Германии в сфере услуг создано и меньшее количество рабочих мест. Тем не менее, Германия в мировом хозяйстве специализируется на банковских и финансовых услугах, туризме. Германия располагает весьма высокоразвитой инфраструктурой: отличная сеть автомобильных и железных дорог, одни из крупнейших в Европе и мире воздушные гавани (Франкфурт, Дюссельдорф, Мюнхен) и морские порты (Гамбург, Бремен). В сфере транспорта применяются