Область экономики как объект государственного регулирования и управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 20:54, доклад

Описание работы

Цели государственного регулирования экономики являются производной составляющей от целевых установок социально-экономического развития страны.
Правовое установление целей и задач социального развития. Главными целями социально-экономического развития являются:
повышение благосостояния населения страны,
решение проблемы рабочих мест и достижение рационального уровня занятости,
соблюдение социальной справедливости, включая помощь бедным и социально обездоленным.

Работа содержит 1 файл

24.обл экономики как объект гос регулир.doc

— 20.50 Кб (Скачать)

24.Область экономики  как объект государственного  регулирования и управления . 

На государстве  лежит ответственность за создание общепринятых законов и правил, регулирующих экономическую систему. В числе  этих законов и правил можно назвать:

- правовое установление общего порядка государственного регулирования экономических процессов;

- защита права  частной собственности и формирование  конкурентной среды;

- законодательное  установление процедур и правил  регулирования деятельности государственного  сектора.

Правовое установление общего порядка государственного регулирования экономических процессов в первую очередь включает установление целей, задач  и средств государственного регулирования экономики.

Цели государственного регулирования экономики являются производной составляющей от целевых установок социально-экономического развития страны.

Правовое установление целей и задач социального  развития. Главными целями социально-экономического развития являются:

повышение благосостояния населения страны,  

решение проблемы рабочих мест и достижение рационального уровня занятости,

соблюдение социальной справедливости,  включая помощь бедным и социально обездоленным,

создание и  поддержание механизма полной конкуренции, включая повышение открытости рынков, сохранение свободы заключения договоров.

Эти цели  реализуются  путем постановки и достижения конкретных целевых установок типа:

создание условий  для сбалансированного роста  и  повышения производительности труда,

содействие научно-техническому прогрессу,

поддержание  разумно-стабильных цен,

достижение положительного торгового баланса.

Для эффективного регулирования экономических отношений  в стране государство использует прямые и непрямые (косвенные)  меры воздействия.  К прямым мерам государственного воздействия на экономику относятся: финансовый контроль, ценообразование и производственные задания  предприятиям государственного  сектора,  государственные инвестиции в экономику, государственные закупки товаров и услуг, трансферты из федерального бюджета в нижестоящие бюджеты.  К непрямым  (косвенным) мерам государственного регулирования экономики относятся: налоговая политика, кредитно-денежная политика, таможенные пошлины международные кредиты, квоты на ввоз и вывоз продукции, управление государственным долгом, кредитование банков и пр.

Любое неэффективное, несвоевременное и нецеленаправленное вмешательство государства в  экономическую деятельность нецелесообразно, поскольку ведет к нарушению  общего равновесия, свободной конкуренции  и частной инициативы.

Объектом государственного регулирования  в соответствии с Законом о прогнозировании является национальная экономика, представляющая собой совокупность всех хозяйственных элементов страны, действующих в территориальных пределах Российской Федерации и на территории иностранных государств, а также хозяйственных элементов иностранных государств, действующих на территории Российской Федерации.

Объекты правового  регулирования в экономике страны:

- взаимоотношения   между предпринимателями;

- взаимодействия  государства с частными субъектами права, или, грубо говоря, воздействие государства  на субъектов (юридических и физических лиц), осуществляющих хозяйственную деятельность на территории страны;

- взаимоотношения   государства (правительства) с  казенными  предприятиями.

Субъектом государственного регулирования выступает государство в лице его разнообразных институтов, действующих на основании Конституции и законов РФ. Государственная власть в РФ (в соответствии с федеративным устройством государства, закрепленным в Конституции РФ) распределена между тремя уровнями власти: федеральная, региональная (субъекты Федерации) и муниципальная.

Три уровня государственной  власти: федеральный, региональный и  муниципальный.

Для выполнения функций по государственному управлению национальной экономикой создаются федеральные органы исполнительной власти.

Кроме исполнительных органов создаются координационные  и консультативные  органы. Координационные  и консультативные  органы формируются  на представительной основе. Координационные  органы именуются комиссиями и создаются  для обеспечения  согласованных  действий  заинтересованных  органов  исполнительной власти в решении определенных народнохозяйственных задач.

Законодательное установление инструментов государственного воздействия на экономику.

В настоящее  время законодательно установлена  перечень документов и процедура  разработки прогнозов и программ социально-экономического развития страны.

Государственное прогнозирование социально-экономического развития РФ - система научно-обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития экономики  страны, основанной на законах рыночного хозяйствования.

Концепция  социально-экономического развития РФ - система представлений  о стратегических целях и приоритетах  социально-экономической политики государства, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей.

Программа социально-экономического развития РФ - комплекс мероприятий, отражающих эффективные пути и средства достижения  системы целевых ориентиров социально-экономического развития страны.

На основе прогноза социально-экономического развития на долгосрочную перспективу разрабатывается  концепция и программа социально-экономического развития экономики  страны.

К числу важнейших  федеральных программ относятся  программы решения проблемы безработицы, проблем инфляции, проблемы защиты и поддержки  внутреннего производителя, проблема поддержки отсталых и депрессивных районов страны.


Информация о работе Область экономики как объект государственного регулирования и управления