Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 09:47, курсовая работа
Цель курсовой работы – проанализировать способы обеспечения экономического роста, изучить динамику роста экономики России и предпосылки к ее дальнейшему развитию, рассмотреть экономический рост как основу экономического и социального развития российского общества.
Задачи исследования:
дать определение экономического роста как экономической категории;
выявить факторы, влияющие на экономический рост;
рассмотреть противоречия экономического роста;
проанализировать как инвестиционные процессы, научно-технический прогресс и государственная политика способствует росту экономики в России
Введение……………………………………………………………… 3
1. Экономический рост как экономическая категория…………………… 5
1.1. Понятие экономического роста. Потенциальный и фактический рост…………………………………………………………………………. 5
1.2. Факторы экономического роста……………………………………….9
1.3. Противоречия экономического роста………………………………..15
2. Способы обеспечения экономического роста в современной России
2.1.Стимулирование инвестиционных процессов в российской экономике……………………………………………………………….…18
2.2. Научно-технический прогресс в системе факторов экономического роста России………………………………………………………………..29
2.3. Роль государства России в обеспечении эффективного роста……..37
Заключение……………………………………………………………………43
Список использованной литературы……………………………………….45
Во многих странах действуют инновационные фонды, которые не предоставляют ссуду, а приобретают у владельца изобретения исключительное право на его использование. Фонд ищет заинтересованное в новшестве предприятие и заключает с ним предпринимательский договор на условиях продажи лицензии или соглашения о сотрудничестве на основе разделения риска и взаимной выгоды. Фонд проводит доработку нововведения, расчеты, эксперименты и т.д. При отрицательном результате затраты фонда не возмещаются, при успехе он получает обусловленную в договоре часть прибыли.
3. Роль государства России в обеспечении эффективного роста
Государство играет значительную роль в регулировании экономического роста, и следует рассмотреть какие меры государственного регулирования наилучшим образом могут стимулировать этот процесс.
Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса. Обычно они объясняют низкие темпы роста неадекватным уровнем совокупных расходов, которые не обеспечивают необходимого прироста ВНП. Поэтому они проповедуют низкие ставки процента (политику «дешевых денег») как средство стимулирования капиталовложений. При необходимости финансово-бюджетная политика может использоваться для ограничения правительственных расходов и потребления, с тем чтобы высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции.
В противоположность кейнсианцам, сторонники «экономики предложения» делают упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. В частности, они призывают к снижению налогов как к средству, стимулирующему сбережения и капиталовложения, поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск. Например, снижение или отмена налога на доход от процентов к увеличению отдачи от сбережений. Аналогичным образом, если облагать подоходным налогом суммы, идущие на выплаты по процентам, это приведет к ограничению потребления и стимулированию сбережений. Некоторые экономисты выступают за введение единого налога на потребление в качестве полной или частичной замены личного подоходного налога. Смысл этого предложения состоит в ограничении потребления и стимулировании сбережений. В отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыли корпораций, в частности значительные налоговые льготы на инвестиции. Было бы правомерно сказать, что кейнсианцы уделяют больше внимания краткосрочным целям, а именно поддержанию высокого уровня реального ВНП, воздействия на совокупные расходы. В отличие от них, сторонники «экономики предложения» отдают предпочтения долгосрочным перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост общественного продукта при полной занятости или полной загрузке производственных мощностей.
Экономисты разных теоретических направлений рекомендуют и другие возможные методы стимулирования экономического роста. Например, некоторые ученые пропагандируют индустриальную политику, посредством которой правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста. Правительство могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низкопроизводительных отраслей. Правительство также могло бы стимулировать технический прогресс, увеличивая свои расходы на фундаментальные разработки.
| Расходы на гражданскую науку из средств федерального бюджета - всего, млн. руб. | в том числе | |
на фундамен- | на прикладные научные исследования | ||
2001 | 17396,4 | 8219,3 | 9177,1 |
2002 | 23687,7 | 11666,6 | 12021,1 |
2003 | 31055,8 | 16301,5 | 14754,4 |
2004 | 41576,3 | 21073,3 | 20503,0 |
2005 | 47478,1 | 24850,3 | 22627,8 |
2006 | 76909,3 | 32025,1 | 44884,2 |
2007 | 97363,2 | 42773,4 | 54589,8 |
2008 | 132703,4 | 54769,4 | 77934,0 |
2009 | 162115,9 | 69735,8 | 92380,1 |
2010 | 219057,6 | 83198,1 | 135859,5 |
Таб. 6 Финансирование науки из средств федерального бюджета России
Источник: ГОССТАТ// Федеральная служба государственной статистики/
Как видно из таблицы 6, увеличение расходов федерального бюджета России на инновационную деятельность с каждым годом растет. В 2010 г. расходы на гражданскую науку из средств федерального бюджета составили 219057,6 млн. руб.
Рост расходов на образование также может способствовать повышению качества рабочей силы и росту производительности труда.
Для обеспечения устойчивого экономического роста российскому государству так же предлагается осуществление ряда ключевых условий:
1. Создание эффективной вертикали государственной власти, без которой невозможна последовательная экономическая политика.
2. Развитие эффективных механизмов реализации государственной экономической политики. По мере реализации трех предшествующих условий механизм государственной экономической политики на федеральном уровне должен быть расширен, по крайней мере, в следующих направлениях:
превращение федерального бюджета в активный инструмент управления государственным спросом;
развитие государственного целевого программирования как инструмента решения системных задач;
повышение уровня управления государственной собственностью.
3. Осуществление социальных реформ, направленных, прежде всего, на усиление адресности социальной поддержки, а также на сохранение и качественное развитие общедоступной социальной инфраструктуры (образование, здравоохранение, культура, социальное обеспечение). В ближайшие годы необходимо одновременно решить две трудно совмещаемые задачи. Первая - согласовать социальные расходы государства с реально имеющимися ресурсными возможностями. Вторая - сохранить общедоступную систему социальных институтов, повысив при этом качество оказываемых ими услуг. Решение этих задач состоит в том, чтобы, с одной стороны, повысить приоритетность финансирования социальных расходов, наложив запрет на снижение в реальном выражении соответствующих бюджетных статей. С другой - необходимо усилить адресность социальной поддержки и обеспечить строго целевое использование финансовых ресурсов, направляемых на социальные нужды.
4. Превращение денежного предложения в инструмент экономической политики. В настоящее время денежная эмиссия рассматривается в основном как отрицательный побочный эффект активных операций Центрального банка (покупка валюты и др.), Между тем в условиях низкой монетизации хозяйственного оборота расширение предложения денег - один из факторов повышения хозяйственной активности, оживления производства и нормализации кругооборота капитала в реальном секторе экономики.
Задача состоит не в том, чтобы запрещать денежную эмиссию, а в том, чтобы выстроить такую организационную схему, которая позволила бы направлять эмиссионный ресурс на снятие актуальных экономических угроз, минимизировав при этом ее негативные последствия (инфляция, падение валютного курса рубля). Для этого необходимы:
гибкое регулирование денежного предложения, выдерживая его соответствие со спросом на деньги (ликвидность) со стороны предприятий и населения;
меры по замедлению скорости оборота денег - использование процентной политики, ужесточение требований к уровню ликвидности и др.;.
эффективное использование «антиинфляционного якоря» - цены на товары и услуги естественных монополий, валютный курс и др.;
максимальное отсечение эмитируемых денежных средств от валютного и других финансовых рынков.
5. Сокращение оттока капитала и конвертация валютных активов резидентов в инвестиции. В ближайшие годы значение этого резко возрастает в силу необходимости расширения инвестиционных ресурсов. Сокращение вывоза капитала и привлечение внутренних валютных активов в качестве инвестиционных ресурсов - один из наиболее крупных возможных источников капиталовложений в российскую экономику. Объективно возникла альтернатива: либо ресурсы, полученные за счет активного торгового сальдо, уйдут во внутренние валютные активы или за рубеж в форме вывоза капитала (что принципиально одно и то же), либо будут созданы каналы, по которым эти ресурсы будут направлены в инвестиции.
6. Повышение сбалансированности государственных доходов и расходов. Снижение возможностей внешних и внутренних заимствований и необходимость выплачивать часть платежей по внешнему долгу за счет налоговых доходов бюджета резко обострили проблему его сбалансированности. Эта проблема усиливается еще и тем, что для стимулирования экспорта и импортозамещения нужно поддерживать низкий валютный курс рубля - но чем ниже курс, тем большую часть доходов бюджета нужно направлять на обслуживание внешнего долга и тем меньше ресурсы для непроцентных расходов.
7. Урегулирование проблемы государственного внешнего долга. Одиннадцатое: преобразования на уровне предприятий, связанные с повышением прозрачности хозяйственной деятельности и защитой прав собственника и кредитора. В настоящее время нерешенность многих экономических проблем обусловлена не столько недостатком ресурсов, сколько недостатком хозяйственных мотиваций и неопределенностью статуса собственности. Для ослабления ограничений в этой области необходимо, по крайней мере, повысить прозрачность деятельности предприятий, в том числе за счет реорганизации бухгалтерского учета и статистической отчетности; обеспечить правовую защиту кредиторов и инвесторов, позволяющую снизить их риски до приемлемого уровня.
При всей многочисленности и сложности возможных методов стимулирования экономического роста большинство экономистов едины в том, что увеличение темпов экономического роста является весьма непростой задачей, капиталоемкость и склонность к сбережениям нелегко поддаются мерам регулирования.
Заключение.
Итак, мы рассмотрели основные понятия экономического роста, его сущность, типы, теории и факторы, влияющие на него. Из всего вышеперечисленного можно сделать несколько выводов:
Под экономическим ростом понимают постоянное или неравномерное развитие с положительной динамикой макроэкономических показателей, возрастание экономического потенциала страны.
Выделяют два вида роста – фактический и потенциальный. Но главное даже не какой экономический рост, может быть, достигнут, а насколько фактический рост эффективен для экономики страны и общества в целом.
В экономической науке выделяют пять основных факторов, влияющих на экономический рост: труд, земля, капитал, предпринимательская деятельность, научно-технический прогресс.
Различают два типа экономического роста: экстенсивный и интенсивный. В связи с этим существует деление факторов в зависимости от характера роста (количественного или качественного): экстенсивные и интенсивные факторы роста. Все факторы меняются во времени и по странам, создавая исходные различия в темпах и уровнях экономического развития. Каждый фактор в отдельности, а также они в совокупности определяют уровень и скорость экономического роста.
Инвестиционные расходы выступают одним из главных факторов, определяющих рост экономики в долгосрочной перспективе.
Существует множество причин невысоких объемов инвестиций в российскую экономику. И пока экономика страны не изменится качественно, инвестиции так и останутся на относительно низких уровнях, что ставит под угрозу экономическое развитие в целом, в связи с этим мы выдвинули принципы стимулирования инвестиционной деятельности.
Научно-технический прогресс так же является важным двигателем экономического роста. Стимулирование научно-технического прогресса – это создание преимуществ в удовлетворении экономических и социальных интересов организаций и предприятий, разрабатывающих и осваивающих новую высокоэффективную технику. Его органическая составная часть - экономическое стимулирование. Мы рассмотрели источники финансирования НТП в России.
Государство играет значительную роль в регулировании экономического роста, и мы выделили какие меры государственного регулирования наилучшим образом могут стимулировать этот процесс.
Рассмотрев выше изложенные проблемы, мы приходим к выводу, что в условиях новых развивающихся экономических отношений эффективным будет не экстенсивный, а интенсивный путь развития. Однако не следует забывать и о негативных факторах экономического развития, таких, как экологические проблемы. А чтобы добиться наилучших результатов, необходимо использовать разработки ученых разных направлений.
Информация о работе Обеспечения экономического роста в современной России