Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:40, курсовая работа
Целью курсовой работы – проанализировать способы обеспечения экономического роста, изучить динамику роста экономики России и предпосылки к ее дальнейшему развитию, рассмотреть экономический рост как основу экономического и социального развития российского общества.
Задачи исследования:
дать определение экономического роста как экономической категории;
выявить факторы, влияющие на экономический рост;
рассмотреть противоречия экономического роста;
проанализировать как инвестиционные процессы, научно-технический прогресс и государственная политика способствует росту экономики в России
Введение……………………………………………………………… 3
Экономический рост как экономическая категория…………………… 5
1.1. Понятие экономического роста. Потенциальный и фактический рост…………………………………………………………………………. 5
1.2. Факторы экономического роста……………………………………….9
1.3. Противоречия экономического роста………………………………..15
Способы обеспечения экономического роста в современной России
2.1.Стимулирование инвестиционных процессов в российской экономике……………………………………………………………….…18
2.2. Научно-технический прогресс в системе факторов экономического роста России………………………………………………………………..29
2.3. Роль государства России в обеспечении эффективного роста……..37
Заключение……………………………………………………………………43
Список использованной литературы……………………………………….45
Отдельного внимания заслуживает структура научных организаций по формам собственности (Рис. 5). В последние годы увеличивается доля коммерческих организаций, занимающихся научными разработками, в 2009 г. – 40,9%, государственные – 39,8%, доля ВУЗов – 17,1%.
Наша страна отстает от большинства развитых государств и по объему затрат, который приходится на одного исследователя – 50.1 тыс. долларов. Для сравнения в Германии на одного исследователя приходится 236.4, в США – 233.8, а в Корее – 179.4 тыс. долларов. С учетом стратегических планов основных экономических конкурентов России по наращиванию инвестиций в науку высока вероятность того, что указанное отставание в перспективе может еще больше увеличиться.
Перспективность в стимулировании НТП требует учета не только годового хозрасчетного, но и народнохозяйственного экономического эффекта за весь срок использования нововведения. При этом особо поощряется создание и освоение новых поколений техники и технологии, а также конкурентоспособных нововведений, не уступающих высшему мировому уровню в данной области. До сих пор премии за новую технику в промышленности составляли всего 2-3% общей суммы поощрений, что делало ускорение НТП второстепенной задачей по сравнению с перевыполнением планов по объему реализации и прибыли. Доля вознаграждений изобретателей в полученном эффекте сократилась за последние 15 лет в три раза (до 1%).
Стимулирование НТП связано с экономическими методами управления природоохранной деятельностью. Устанавливаемые предприятиям нормативы платы за природные ресурсы стимулируют их рациональное и комплексное использование. Становится выгодным применять ресурсосберегающие технологии, извлекать из каждой тонны оплаченных ресурсов как можно больший доход. Нормативы платы за выбросы загрязняющих веществ в природную среду заинтересовывают коллектив в использовании техники, сокращающей эти выбросы. При превышении допустимых норм и аварийных загрязнениях взимается в несколько раз повышенная плата за счет хозрасчетного дохода коллектива.
Финансирование НТП включает формирование и использование специальных фондов для ускорения НТП на всех уровнях управления. По своей экономической природе эти фонды являются частью общественных издержек производства и служат формой их резервирования, переноса авансированных затрат на стоимость готового продукта.
Инновационные фонды могут быть образованы в каждом регионе за счет средств разработчиков и потребителей научно-технической продукции (они частично исключаются из налогообложения), банковских вложений, а также средств республиканского и местного бюджета, заинтересованных предприятий. Они служат для финансирования малых НТО, инициативных проектов разрабатываемых отдельными учеными и специалистами или их группами, а также для оплаты оказываемых им консультационных, патентных инжиниринговых и других технических услуг.
Дополнительным источником финансирования разработок со значительным экологическим и социальным эффектом служат целевые субсидии (субвенции), льготы по налогам, плате за ресурсы и услуги, компенсация части затрат за счет инвестиционных фондов потребителей, а также целевые дотации покупателям новой дорогостоящей продукции в первые годы ее выпуска. Фонд развития производства, науки и техники предприятий (объединений) образуется за счет пяти основных источников:
В условиях самофинансирования резко увеличиваются кредиты на научно-технические развития. Банки становятся главными центрами финансирования НТП, выдающими кредиты на выпуск новой продукции, освоение новой технологии, разработку новой техники, внедрение новой организации производства, повышение качества и надежности изделий.
Банки не просто откликаются на просьбы о ссудах, а рекомендуют нововведения, на которые целесообразно брать кредит, выступают в качестве пайщиков с последующим участием в прибылях в создании и внедрении
принципиально
новых видов техники и
Банковский факторинг - привлечение на хранение свободных средств НТО и предприятий (с оплатой по договору) и их использование для помощи клиентам, имеющим временные финансовые затруднения (срочная оплата их платежных документов и счетов в день отгрузки товара) и перекупки права на получение задержанных покупателями платежей.
Банки
дают разрешение на выпуск акций для
продажи после проверки финансового
положения и платежеспособности
предприятия, ликвидности баланса
возможности выплаты
Выделяется два
вида кредитов: на приобретение научно-технической
продукции, предназначенной для
обновления производства и на создание
______________________________
13 Гранберг А., Зайцева Ю. Темпы роста в национальном экономическом пространстве – Вопросы экономики, № 9, 2005,
этой продукции.
Банк проверяет включение
В новых условиях хозяйствования наряду с кредитами на отдельные мероприятия НТП банки могут выдавать долгосрочный кредит на организацию выпуска новой продукции по полному циклу от создания опытных образцов до ее серийного производства. Он погашается за счет ФРПНиТ.
При
низкой экономической эффективности
проектов технического перевооружения
и реконструкции производств
банк может требовать
Расширение банковской сети способствует многообразию источников финансирования (включая свободные средства предприятий и населения) и условий предоставления ссуд (например, научно-технические центры молодежи могут получать льготный кредит под более низкие проценты). Создается конкурентная основа финансирования: банк выбирает наиболее эффективные для кредитования нововведения и организации, а предприятия - банк, предлагающий более выгодные условия выдачи ссуд. Коммерческие банки (универсальные и специализированные, общесоюзные, республиканские и региональные, акционерные и в форме обществ с ограниченной ответственностью, отраслевые, иностранные) концентрируют свободные средства предприятий (за соответствующую плату) и населения (путем продажи облигаций и т.д.) и выдают своим пайщикам кредиты на обновление продукции и производственных фондов, срочную перестройку технологии. Инновационные банки после соответствующей экспертизы выдают кредиты творческим коллективам и отдельным изобретателям, берут на себя долю риска при проведении НИОКР, объявляют конкурс на лучшие решения технических задач. Их ресурсы складываются из кредитов союзных и республиканских банков и выручки от продажи акций. Акционеры имеют преимущественное право на приобретение научно-технической продукции либо получают дивиденды по акциям. Коммерческие банки не ведут материального производства, торговлю материальными ценностями и страхование. Их роль в стимулировании НТП связана с ведением счетов клиентов, финансированием капиталовложений по поручению инвесторов, выпуском акций, облигаций и иных ценных бумаг, операциям с ними по поручению клиентов.
Во
многих странах действуют
3.
Роль государства
России в обеспечении
эффективного роста
Государство играет значительную роль в регулировании экономического роста, и следует рассмотреть какие меры государственного регулирования наилучшим образом могут стимулировать этот процесс.
Кейнсианцы
рассматривают экономический
В противоположность кейнсианцам, сторонники «экономики предложения» делают упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. В частности, они призывают к снижению налогов как к средству, стимулирующему сбережения и капиталовложения, поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск. Например, снижение или отмена налога на доход от процентов к увеличению отдачи от сбережений. Аналогичным образом, если облагать подоходным налогом суммы, идущие на выплаты по процентам, это приведет к ограничению потребления и стимулированию сбережений. Некоторые экономисты выступают за введение единого налога на потребление в качестве полной или частичной замены личного подоходного налога. Смысл этого предложения состоит в ограничении потребления и стимулировании сбережений. В отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыли корпораций, в частности значительные налоговые льготы на инвестиции. Было бы правомерно сказать, что кейнсианцы уделяют больше внимания краткосрочным целям, а именно поддержанию высокого уровня реального ВНП, воздействия на совокупные расходы. В отличие от них, сторонники «экономики предложения» отдают предпочтения долгосрочным перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост общественного продукта при полной занятости или полной загрузке производственных мощностей.
Экономисты
разных теоретических направлений
рекомендуют и другие возможные
методы стимулирования экономического
роста. Например, некоторые ученые пропагандируют
индустриальную политику, посредством
которой правительство взяло бы на себя
прямую активную роль в формировании структуры
промышленности для поощрения экономического
роста. Правительство могло бы принять
меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных
отраслей и способствующие перемещению
ресурсов из низкопроизводительных отраслей.
Правительство также могло бы стимулировать
технический прогресс, увеличивая свои
расходы на фундаментальные разработки.
Расходы на гражданскую науку из средств федерального бюджета - всего, млн. руб. | в том числе | ||
на
фундамен- тальные исследования |
на прикладные научные исследования | ||
2001 | 17396,4 | 8219,3 | 9177,1 |
2002 | 23687,7 | 11666,6 | 12021,1 |
2003 | 31055,8 | 16301,5 | 14754,4 |
2004 | 41576,3 | 21073,3 | 20503,0 |
2005 | 47478,1 | 24850,3 | 22627,8 |
2006 | 76909,3 | 32025,1 | 44884,2 |
2007 | 97363,2 | 42773,4 | 54589,8 |
2008 | 132703,4 | 54769,4 | 77934,0 |
2009 | 162115,9 | 69735,8 | 92380,1 |
2010 | 219057,6 | 83198,1 | 135859,5 |
Информация о работе Обеспечение экономического роста в современной России