О творческих индyстриях в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:19, доклад

Описание работы

Творческие индустрии – это тип социально-культурных практик, интегрирующей доминантой в которых выступает творческая, культурная компонента. В соответствии со сложившимися на сегодня концепциями и подходами, к творческим индустриям относят деятельность в области визуальных и исполнительских искусств; ремесел и дизайна; кино, телевидения и медиа. Творческие индустрии можно также определить как отрасль экономики, объединяющую предприятия и предпринимателей, продукция которых несет в себе потенциал создания добавочной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности.

Работа содержит 1 файл

творческие индстр.doc

— 103.00 Кб (Скачать)

Российский университет дрyжбы народов

 

 

 

 

 

Доклад на тему

«Творческие индустрии»

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила Отлячкина Надежда

ШР-201

 

Творческие индустрии – это тип социально-культурных практик, интегрирующей доминантой в которых выступает творческая, культурная компонента. В соответствии со сложившимися на сегодня концепциями и подходами, к творческим индустриям относят деятельность в области визуальных и исполнительских искусств; ремесел и дизайна; кино, телевидения и медиа. Творческие индустрии можно также определить как отрасль экономики, объединяющую предприятия и предпринимателей, продукция которых несет в себе потенциал создания добавочной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности. Развитие творческих индустрий выступает как один из весомых факторов социально-экономического развития территорий, городов, стран и регионов мира в условиях новой постиндустриальной экономики. 

 

Когда в  сегодняшней России говорится об инновационной экономике, чаще всего  имеется в виду модернизация технологий в традиционных сферах экономики и бизнеса. Если при этом и упоминают о культуре, то в контрастной роли хранительницы наследия, существующей в каком-то особом, отделенном от практики пространстве и не подлежащей модернизации. 

 

Между тем  в мире все активнее развивается  новая концепция социального  и экономического развития, выдвигающая  культурные ресурсы и творчество на первый план современной, постиндустриальной экономики. Этот инновационный сектор называют творческими, или креативными индустриями (creative industries). К творческим индустриям относят музыку, изобразительные искусства, кино, исполнительские искусства, галерейный бизнес, моду, ремесла, издательское дело, рекламу, дизайн, архитектуру, Интернет и компьютерные технологии, культурный туризм. Творческие индустрии соединяют бизнес-навыки и культурные практики, основой которых является творческая, интеллектуальная составляющая. 

 

 

 Соединение понятий «культура» и «индустрия» произошло в  тот момент, когда появились новые технические средства, позволяющие тиражировать произведения искусства - фотография, репродукция, звукозапись и т. д. С одной стороны, индустрия делала произведение доступным широкому кругу людей, с другой - обращала его в предмет массового потребления и коммерческой эксплуатации. В известном эссе «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости» (1936) немецкий социолог Вальтер Беньямин проанализировал трансформацию произведений искусства как физических и эстетических объектов в контексте развития техники и технологии. В эпоху технической вопроизводимости произведения искусства лишаются своей ауры, своей уникальности - утверждал он.  

 

Понятие «культурная  индустрия» ввели и сделали предметом  широкого обсуждения коллеги Беньямина, другие представители Франкфуртской школы социологии Теодор Адорно и Макс Хоркхаймер в главе «Культурная индустрия: Просвещение как обман масс», вошедшей в их книгу «Диалектика Просвещения» (1947). Они резко критиковали процесс массовизации культурной продукции и услуг в послевоенной Америке и Европе. Даже такой, казалось бы, положительный момент как доступность и демократизация доступа к культуре, они оценивали негативно, утверждая, что удешевленная промышленная «распродажа всего и вся» только подорвала к ней всякое уважение. «Тот, кто в девятнадцатом и в начале двадцатого столетия платил деньги за то, чтобы увидеть драму или услышать концерт, относился к представлению, по меньшей мере, с таким же уважением, как и к заплаченным деньгам», Теперь же к «недоверию по отношению к традиционной культуре как идеологии примешивается недоверие к культуре индустриализованной как надувательству».

Этот критицизм базировался  на концепции отрицания индустриального  общества середины ХХ века. Однако вместе с медленным и далеко не гладким  урегулированием «классового антагонизма» трансформировались и противоречия между «высокой» и «массовой  культурой», рожденной техническим и социальным прогрессом. За несколько десятилетий тесный и продуктивный взаимообмен культуры и производства стал самоочевидным фактом. Самый яркий пример - то, чем в ХХ веке явился кинематограф - техническое изобретение, вобравшее в себя опыт всех традиционных искусств, ставшее одним из самых успешных и востребованных производств и среди массы поточной продукции давшее выдающиеся образцы авторского творчества.  

 

Наступление «постиндустриальной», «информационной» эпохи существенно изменило весь контекст осмысления культурных индустрий. Главные черты этого контекста - многообразие субъектов и поиск путей коммуникации между ними - то, что всегда было в компетенции культуры. Более того, когда начался отток производств из экономически развитых стран, регионов, городов в развивающиеся страны и регионы с более дешевой рабочей силой, культурные индустрии выступили спасительным антикризисным средством. То, что считалось периферийным и затратным (поддерживалось государством и благотворительностью), стало осмысляться как мощный производительный ресурс. Опустевшие фабрики и заводы стали центрами современного искусства, музеями, галереями, дали приют независимым творческим компаниям. Вовлечение культуры и творческих ресурсов в программы городского развития преобразило облик европейских городов.

 

Принципиального различия между определениями  «культурные индустрии» (cultural industries) и творческие, креативные индустрии (creative industries) нет. Они часто употребляются  как синонимичные, но в некоторых  исследованиях культурные индустрии выделяются в отдельный сектор творческих индустрий. Последнее понятие является более широким и универсальным. В России креативные индустрии часто переводят как «творческие индустрии», стараясь, таким образом, «укоренить» это понятие в русском языке. 

 

Каноническое определение творческих индустрий, на которое опирается сегодня в большинство исследователей и специалистов по городскому развитию, было сформулировано Департаментом культуры, медиа и спорта Правительства Великобритании в 1998 году: «Творческие индустрии - это деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант и которое несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности». 

 

Словосочетание «творческие индустрии» неслучайно употребляется во множественном  числе. Это не единая отрасль. Отрасли  культурных индустрий (архитектура, мода, изобразительное искусство, кинематограф, издательское дело и т. д.) имеют разные возможности зарабатывать деньги, разную экономическую логику и динамику развития. 

 

 

 С точки зрения форм бизнеса, творческие индустрии  основаны на приоритете малых и средних  предприятий, производящих творческие продукты и услуги. В то же время, это местные производства, ориентированные на поиск выхода на глобальные рынки в условиях постиндустриальной экономики.   

 

 

 

Творческие  люди сегодня - это не только художники, писатели, артисты - представители творческих профессий. Творчество и креативность востребовано в самых разных областях жизни - в промышленности, в бизнесе, в управлении. Современные бизнес-стратегии принимают во внимание не только материальные, но и нематериальный активы. Человеческий, творческий капитал корпорации становится немаловажной частью ее финансовой состоятельности. Творческий, креативный подход дает возможность найти новые, уникальные решения в стремительно меняющемся мире. Основной урок, преподанный культурой производству и бизнесу на рубеже веков - урок творчества.


Информация о работе О творческих индyстриях в России