Автор: Александра Васильева, 12 Октября 2010 в 04:21, реферат
Вопрос разграничения розничной торговли и других видов предпринимательской деятельности не является новым в налоговом законодательстве. Так, еще до вступления в силу Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налоговым законодательством был установлен различный порядок исчисления НДС для оборотов розничной и оптовой торговли. При этом налоговое законодательство не разъясняло порядок разграничения вышеуказанных видов предпринимательской деятельности. Пытаясь устранить пробел в налоговом законодательстве, специалисты предлагали различные подходы и критерии определения розничной торговли. Позднее потребовалось определить термин "розничная торговля" для целей специального налогового режима "единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности", который был введен в Российской Федерации в 1998 году Федеральным законом от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (далее - Закон N 148-ФЗ).
Одним из видов предпринимательской деятельности, подлежавшей налогообложению в рамках специального налогового режима "единый налог для определенных видов деятельности", Законом N 148-ФЗ была определена розничная торговля, осуществлявшаяся через магазины с численностью работающих до 30 человек, палатки, рынки, лотки, ларьки, торговые павильоны и другие места организации торговли, в том числе не имевшие стационарной торговой площади.
На основании п. 1 ст. 11 НК РФ в период действия Законом N 148-ФЗ понятие "розничная торговля" определялось в соответствии с п. 1 ст. 492 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), в соответствии с которой по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Таким образом, понятие "розничная торговля" в гражданском законодательстве дается через нераскрытое понятие "продажа товаров в розницу".
Так, одним из видов
предпринимательской
Из вышеприведенного
определения в налоговых
- вид предпринимательской
деятельности;
- розничная торговля;
- объект организации
торговли;
- площадь торгового
зала;
- объект организации
торговли, не имеющий стационарной
торговой площади.
Однако в ст. 346.27
НК РФ достаточно подробно истолкованы
такие понятия, как магазин, павильон,
палатка, киоск, а также торговое
место, под которым, видимо, наряду с
палатками и лотками
- розничная торговля;
- площадь торгового
зала.
При этом в ст. 346.27
НК РФ используются термины, определения
которых противоречат самим правовым
нормам.
Так, термин "площадь
торгового зала" употребляется
применительно только к магазинам
и павильонам.
Понятие "магазин"
определяется как специально оборудованное
стационарное "здание" (его часть),
предназначенное для продажи товаров
и оказания услуг покупателям и обеспеченное
торговыми, подсобными, административно-бытовыми
помещениями, а также помещениями для
приема, хранения товаров и подготовки
их к продаже.
Понятие "павильон"
определяется как "строение", имеющее
торговый зал и рассчитанное на одно
или несколько рабочих мест.
При этом понятие "площадь
торгового зала" определяется как
площадь всех помещений и открытых
площадок, используемых налогоплательщиком
для торговли или организации общественного
питания, определяемая на основе инвентаризационных
и правоустанавливающих документов.
В соответствии со ст.
346.27 НК РФ под открытой площадкой
понимается специально оборудованное
место, расположенное на земельном участке,
предназначенном для организации торговли
или общественного питания.
Таким образом, из смысла
вышеперечисленных норм следует
вывод, что под уплату единого
налога подпадает розничная торговля
через магазин, являющийся специально
оборудованным зданием, торговая площадь
которого включает открытые площадки,
расположенные на земельном участке.
Как говорится, комментарии
излишни.
Анализ норм главы
26.3 НК РФ в совокупности позволяет
сделать вывод, что торговля, даже осуществляемая
за наличный расчет, не является тем видом
предпринимательской деятельности, которая
подлежит переводу на уплату единого налога
на вмененный доход в следующих случаях:
1) у организации,
основным видом деятельности
которой является производство, в случае
реализации собственной продукции по
договору поставки за наличный расчет;
2) при отсутствии
места (объекта) организации
3) единичной реализации
в течение года товара, приобретенного
для перепродажи, по договору
поставки за наличный расчет;
4) отпуска товаров
своим работникам в счет
5) отпуска на сторону
за наличный расчет остатков сырья,
материалов, незавершенного производства
и т.д.;
6) реализации товаров
организациями социальной
7) оказания за
наличный расчет услуг, не
8) во всех других
случаях при отсутствии хотя
бы одного из
Остановимся подробнее
на данных видах хозяйственной
1. Организации, основным
видом деятельности которых является
производство, не изменяют вид предпринимательской
деятельности - производство - при реализации
собственной продукции за наличный расчет.
В данном случае отсутствуют третий и
четвертый квалифицирующие признаки.
Следовательно, обязанность
по уплате единого налога на вмененный
доход в случае реализации собственной
продукции по договору поставки за наличный
расчет у организации-производителя не
возникает.
В то же время согласно
ст. 346.27 НК РФ розничная торговля определяется
как торговля товарами и оказание услуг
покупателям за наличный расчет, за установленными
изъятиями.
На основании п.
3 ст. 38 НК РФ товаром для целей
настоящего Кодекса признается любое
имущество, реализуемое либо предназначенное
для реализации.
Под имуществом в НК
РФ понимаются виды объектов гражданских
прав (за исключением имущественных прав),
относящихся к имуществу в соответствии
с ГК РФ (п. 2 ст. 38 НК РФ).
В соответствии со ст.
39 НК РФ реализацией товаров признается
передача на возмездной основе права собственности
на товары.
Из вышеуказанных
дефиниций следует, что налоговое
законодательство рассматривает в
качестве товара и продукцию собственного
производства, и покупные товары.
Возникает закономерный
вопрос: если производитель продукции
организовал объект розничной торговли
(магазин, павильон, палатку, киоск или
торговое место), через который реализует
продукцию собственного производства
за наличный расчет, под какую систему
налогообложения подпадает такая деятельность?
Представляется, что
в такой деятельности усматриваются
все признаки, позволяющие квалифицировать
ее как облагаемую единым налогом на вмененный
доход.
Более того, если производитель
продукции организовал объект оптовой
торговли (магазин, павильон, палатку,
киоск или торговое место), через
который он реализует продукцию собственного
производства за наличный расчет, то и
в этом случае в такой деятельности усматриваются
все признаки, позволяющие квалифицировать
ее как облагаемую единым налогом на вмененный
доход.
2. Если налогоплательщик
реализует товары за наличный расчет при
отсутствии места организации розничной
торговли, в том числе посредством разносной
торговли, осуществляемой индивидуальными
предпринимателями, то в данной деятельности
также отсутствуют третий и четвертый
квалифицирующие признаки. Сюда же следует
также отнести случаи отпуска товаров
своим работникам в счет заработной платы
или за наличный расчет, а также отпуска
на сторону за наличный расчет остатков
сырья, материалов, незавершенного производства
и т.д.
Следовательно, обязанность
по уплате единого налога на вмененный
доход в случае реализации товаров за
наличный расчет при отсутствии места
организации розничной торговли, в том
числе путем разносной торговли, осуществляемой
индивидуальными предпринимателями, у
налогоплательщика не возникает.
В этой связи представляется
излишним включение в таблицу
базовой доходности разносной торговли,
осуществляемой индивидуальными
3. Если налогоплательщик
совершает единичную сделку
Единичная сделка купли-продажи
за наличный расчет не может рассматриваться
как вид предпринимательской деятельности.
Следовательно, плательщиком единого
налога на вмененный доход в данном случае
субъект предпринимательской деятельности
не является.
4. В случае реализации
товаров организациями
В случае реализации
товаров организациями социальной
защиты населения без целей извлечения
прибыли по себестоимости такой вид деятельности
вообще нельзя рассматривать как предпринимательский
в силу норм п. 1 ст. 11 НК РФ и п. 1 ст. 2 ГК
РФ.
Попытки квалифицировать
отпуск протезно-ортопедической продукции
и других средств реабилитации инвалидов
за наличный расчет как торговлю товарами
также представляются необоснованными.
Федеральный закон
от 10.12.1995 N 195-ФЗ "Об основах социального
обслуживания населения в Российской
Федерации" (далее - Закон N 195-ФЗ) устанавливает
в соответствии с Конституцией Российской
Федерации основы правового регулирования
в области социального обслуживания населения
в Российской Федерации.
Социальное обслуживание
представляет собой деятельность социальных
служб по социальной поддержке, оказанию
социально-бытовых, социально-медицинских,
психолого-педагогических, социально-правовых
услуг и материальной помощи, проведению
социальной адаптации и реабилитации
граждан, находящихся в трудной жизненной
ситуации.
В соответствии с п.
1 ст. 3 Закона N 195-ФЗ социальные службы
- это предприятия и учреждения независимо
от форм собственности, предоставляющие
социальные услуги, а также граждане, занимающиеся
предпринимательской деятельностью по
социальному обслуживанию населения без
образования юридического лица.
В соответствии с
п. 3 вышеуказанной статьи Закона N 195-ФЗ
социальные услуги - это действия по
оказанию клиенту социальной службы
помощи, предусмотренной Законом N 195-ФЗ,
в том числе инвалидам (п. 2, 4 ст.
3, ст. 14 Закона N 195-ФЗ).
Пунктом 2 ст. 14 Закона
N 195-ФЗ установлено, что к предприятиям
социального обслуживания относятся
предприятия, оказывающие населению
социальные услуги.
Статьей 2 Федерального
закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации"
определено понятие социальной защиты
инвалидов, под которой понимается система
гарантированных государством экономических,
социальных и правовых мер, обеспечивающих
инвалидам условия для преодоления, замещения
(компенсации) ограничений жизнедеятельности
и направленных на создание им равных
с другими гражданами возможностей участия
в жизни общества.
Социальную защиту
населения призван осуществлять
Минтруд России. Постановлением Правительства
РФ от 23.04.1997 N 480 утверждено Положение о
вышеуказанном министерстве, пунктом
74 которого определена одна из его функций
- обеспечение организации протезно-ортопедической
помощи населению, контроль за предоставлением
гражданам льгот и преимуществ при протезировании,
содействие увеличению производства и
совершенствованию технологии изготовления
протезно-ортопедических изделий, развитию
сети организаций различных форм собственности
по производству протезно-ортопедических
изделий.
Таким образом, оказание
протезно-ортопедической помощи населению
является одним из направлений социальной
защиты населения.
Общероссийским
В соответствии с
п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате
налога или сбора возникает при
наличии оснований, установленных настоящим
Кодексом или иным актом законодательства
о налогах и сборах.
Обязанность по уплате
единого налога на вмененный доход
при оказании протезно-ортопедической
помощи населению НК РФ не установлена.
Обобщая вышеизложенное,
можно сделать вывод о том, что при
введении новых норм налогового права
законодателю не удалось достичь простоты
и точности правовых норм, что подтверждается
на примере главы 26.3 НК РФ.
Тем самым остается
не реализованной на практике норма,
установленная пунктом 6 ст. 3 НК РФ:
"Акты законодательства о налогах и
сборах должны быть сформулированы таким
образом, чтобы каждый точно знал, какие
налоги (сборы), когда и в каком порядке
он должен платить".