НТР и экологическая проблема в мировом хозяйстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 17:50, курсовая работа

Описание работы

Проявление НТР в жизни общества противоречиво. С одной стороны - это путь к благу и прогрессу, с другой стороны - загрязнение окружающей среды, расход природных ресурсов, появление и накопление разрушительных средств вооружения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. НТР, этапы развития……………………………………………….…………..4
1.1. Этапы развития…………………………………………………………….4
1.2. Достижения НТР…………………………………………………………..5
1.3. Первый этап………………………………………………..........................5
1.4. Второй этап………………………………………………………………...6
1.5. Последствия НТР………………………………………………………….7
1.6. Негативные явления НТР…………………………………………………9
1.7. Переход к постиндустриальной цивилизации………………………….10
2. Экологическая ситуация…………………………………...…………………12
2.1. Основные проблемы экологической ситуации……………………..…..13
2.1.1 Демографическая проблема………………………………………….13
2.1.2. Энергетика…………………………………………………………...14
2.1.3. Влияние транспорта на окружающую среду………………………16
2.1.4. Парниковый эффект…………………………………………………17
3. Экологические катастрофы…………………………………………………..17
3.1. Статистика экологических катастроф…………………………………..17
3.2. События в Японии………………………………………………………..21
Заключение……………………………………………………………………….23
Список литературы (библиографический список)……………...……………..25

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 144.50 Кб (Скачать)

     Транспорт – один из крупнейших потребителей пресной воды. Большое количество воды используется всеми видами транспорта для различных технологических  и технических целей (пар для турбин, вода для охлаждения двигателей, жидкости для мойки экипировки подвижного состава и прочих процессов).

     Все виды транспорта в той или иной степени вызывают загрязнение водного  бассейна. Наиболее распространенными  загрязнителями, которые вводятся транспортом в гидросферу, являются нефть и нефтепродукты. Эти загрязнения усиливаются из-за аварий танкеров, перевозящих нефть.

     Транспорт вместе с промышленностью являются в настоящее время главными источниками  загрязнения воздушного бассейна. Особую ответственность несёт автомобильный транспорт. По американским данным, в 1960 году на его долю приходилось более 55 % общей массы загрязнителей, при этом особенно много выбрасывается окиси углерода (81 %). Иными словами, транспорт выделяет значительную часть загрязнителей, приходящихся на энергетику, промышленность и прочие сферы экономики.

     Современный автомобиль для сгорания 1 кг бензина  расходует около 200 л кислорода. Это  больше объёма кислорода, вдыхаемого человеком  на протяжении суток. В среднем при  пробеге 15 тыс. км за год автомобиль сжигает 1,5 – 2 т топлива и 20 – 30 т кислорода. Реактивный пассажирский самолёт при перелёте из Парижа в Нью-Йорк тратит 35 т кислорода. Транспорт является важным потребителем кислорода атмосферы. [6] 

     2.1.4. Парниковый эффект 

     Быстрое развитие промышленности, энергетики, транспорта, животноводства, выращивание  риса, добыча газа приводят к выбросу  в атмосферу газов, аэрозолей  и пыли, вызывающих парниковый эффект, кислотные дожди, озоновые дыры, различные  болезни дыхательных путей. В 1998 г. 50 млн россиян дышали воздухом с различными примесями, концентрации которых превышали предельно допустимые параметры.

     Усиление  парникового эффекта приводит к  повышению температуры на поверхности  Земли и потеплению климата.

     В наши дни в атмосфере содержится 2,6*103 млрд тонн СО2 и ежегодно выбрасывается в атмосферу более 20 млрд тонн (более 6 млрд т углерода). 2 млрд тонн углерода в СО2 перерабатывается зелёными растениями на суше в процессе фотосинтеза, 2 млрд тонн перерабатывается в океане, оставшиеся более 2 млрд тонн не перерабатываются и концентрация СО2 в атмосфере возрастает. Если до начала интенсивной человеческой деятельности воздух был возобновляемым ресурсом, то теперь он перестал быть таковым. По расчётам Национальной академии наук США, к 2100 г. ожидается удвоение концентрации СО2; по другим моделям к этому моменту количество СО2 возрастёт в 3 раза. Возможно, что удвоение произойдёт уже к середине ХХI века. [6] 
 

     3. Экологические катастрофы 

     3.1. Статистика экологических катастроф 

     В период между 1953 и 1960 гг. завод пластмасс, расположенный в районе залива Минимата, острова Кюсю, Япония, сбрасывал в море содержащие ртуть отходы производства. Из-за отравления ртутью 43 человека умерли.

     1 ноября 1986 г. при тушении пожара  на химическом предприятии "Сандоз" в Базеле, Швейцария, в Рейн вылилось около 30 т сельскохозяйственных ядохимикатов.

     24 августа 1995 г. 88-километровый участок  реки Эссекибо был объявлен зоной бедствия. Через берега отстойника, содержащего цианистые соединения, которые используются при извлечении золота, произошло просачивание в реку отравленной жидкости.

     Свыше 6300 человек погибли, когда 3 декабря 1984 г. на заводе по производству пестицидов компании "Юнион Карбайд" недалеко от Бхопала, Индия, произошел выброс в атмосферу облака ядовитых метилизоцианатов."

     "10 июля 1976 г. из-за выброса в атмосферу  большого количества диоксина химическим заводом "Икмеса" в районе Севезо вблизи Милана, Италия, были эвакуированы 780 человек.

     С 4 по 9 декабря 1952 г. в Лондоне от острого бронхита, вызванного густым смогом, скончалось приблизительно 3500-4000 человек, главным образом пожилые люди и дети.

     В результате взрыва, происшедшего 1 июня 1974 г. на химическом заводе во Фликсборо, гр. Линдси, Великобритания, погибли 55 человек и 75 получили ранения. На этом предприятии производился капролактам – химическое вещество, используемое при изготовлении нейлона.

     3 июня 1979 г. после выброса из-под  буровой установки "Иксток-1" в заливе Кампече (Мексиканский залив) на поверхности воды образовалось нефтяное пятно. Пленка нефти распространилась на 640 км. К 24 марта 1980 г., когда скважина была перекрыта, потери нефти составили 500 000 т.

     25 марта 1989 г. нефтяной танкер  Вальдес компании "Экссон" сел  на мель в заливе Принс-Уильям у побережья Аляски, в результате чего в воду вылилось свыше 30 000 т нефти. От загрязнения пострадало более 2400 км побережья.

     19 июля 1979 г. в Карибском море  не - далеко от о. Тобаго Повелительница Атлантики столкнулась с Эгейским капитаном. В результате в воду вылилось 280 000 т нефти.

     В марте 1978 г. в 96,6 км от побережья полуострова  Бретань, Франция, разбился принадлежавший компании "Амоко" танкер Кадис, и в воду вылилось 220 000 т нефти.

     Самое большое бедствие, связанное с  добычей нефти на шельфе, произошло 6 июля 1988 г. при пожаре на эксплуатационной нефтяной платформе "Пайпер-Альфа" в Северном море, когда погибли 167 человек.

     С февраля по октябрь 1994 г. вследствие разрыва трубопровода тысячи тонн сырой нефти вылились на нетронутые пространства арктической тундры в Республике Коми (Россия). По оценкам, количество вылившейся нефти колеблется между 60 000 и 280 000 т. В результате катастрофы нефтяная пленка покрыла участок длиной 18 км.

     За  последние 30 лет вследствие забора воды из рек, впадающих в Аральское море, его уровень понизился на 14 м.

     В долине реки Сан-Хоакин, шт. Калифорния, США, из-за того, что с 1920 по 1960 г. для орошения полей использовали подземные воды, поверхность земли осела на 9 м.

     В 1962 г. в Индии была построена плотина  Койна для снабжения водой Бомбея. В результате заполнения водой образовавшегося водохранилища огромное давление воды на грунт привело низлежащие горные породы в напряженное состояние, и 10 декабря 1967 г. там произошло землетрясение с амплитудой 6,3 по шкале Рихтера. В результате этого землетрясения 177 человек погибли и 2300 получили увечья.

     9 октября 1963 г. со склона горы  Ток в Итальянских Альпах в водохранилище, образовавшееся позади плотины Вайонт, сползло 240 млн. м3 грунта. Плотина устояла, но волна высотой 100 м перемахнула через ее гребень и полностью смыла селение Лонгароне, в результате чего погибли 2500 человек.

     В 1957 г. из-за перегрева контейнера с  ядерными отходами на Кыштымском комплексе, Россия, произошел взрыв, в результате которого радиоактивные вещества рассеялись по территории площадью 23 000 кв.км. Через 3 года после этой аварии с географических карт СССР исчезло свыше 30 небольших деревень в пределах участка площадью 1200 км.кв. и около   17 000 человек с этой территории были эвакуированы.

     28 марта 1979г. - самая тяжёлая авария на территории США на реакторе "Тримайл-Айленд" в Мидлтауне шт. Пенсильвания.

     11 февраля 1981г. - разлив 400 тыс. литров  радиоактивного охладителя на заводе "Секвойя-1" в шт. Теннеси (США).

     Такого  рода авария произошла в 1986 г. на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС в СССР (ныне - территория Украины). По официальным советским сообщениям, погиб 31 человек. Однако не известно, сколько еще из 200 000 участников ликвидации аварии умерло в течение пятилетнего периода после нее.

     Из-за вырубки тропических лесов занимаемая ими площадь каждую минуту сокращается на величину, равную 200 футбольным полям.

     28 января 1969г. - из нефтяной платформы  в канале Санта-Барбара (шт. Калифорния, США), произошёл выброс нефти. За 11 дней в море вылилось около миллиона литров нефти, нанеся огромный урон. Платформа продолжала протекать в течение нескольких лет.

     Июль 2000г - В результате аварии на нефтеперерабатывающем  заводе "Петробрас" в городе Араукари, что на юге Бразилии, в реку Игуаса вылилось более миллиона галлонов "черного золота". Образовавшееся на водной поверхности маслянистое пятно медленно, но верно продвигалось на запад, угрожая оставить без питьевой воды целый ряд населенных пунктов. К счастью нефть удалось остановить. Она прошла по течению четыре срочно построенных заградительных барьера и "застряла" лишь на пятом. Часть сырья удалили с поверхности реки, часть разлилась по вырытым в экстренном порядке специальным отводным каналам. Оставшиеся же 80 тысяч галлонов из миллиона (4 млн. литров), попавших в водоем, рабочие вычерпывали вручную. 
 

     3.2. События в Японии 

     Общий ущерб, нанесенный Японии разрушительным землетрясением и последовавшим цунами, может составить 235 миллиардов долларов, или 4% национального ВВП, сообщает в понедельник Всемирный Банк в обновленном докладе "Восточноазиатская и тихоокеанская экономика".

     При этом, по данным ВБ, убытки частных страховых компаний могут достичь 33 миллионов долларов, а правительству придется выделить только из текущего бюджета на реконструкцию инфраструктуры не менее 12 миллиардов долларов.

     "Если  исходить из пройденного опыта,  рост ВВП Японии замедлится  в середине 2011 года. Однако в последующие кварталы он будет расти по мере бурной реконструкции, которая продлится не менее пяти лет", - говорится в докладе.

     По  расчетам экспертов этой международной  организации, разгул стихии замедлит темпы  роста экономики Японии в текущем году на 0,5 процентного пункта. При этом основные потери в росте ВВП придутся на первое полугодие, считают в ВБ.

     Всего, по данным доклада, Японии понадобится  пять лет на восстановление после  произошедшей трагедии.

     При этом стихия может "подпортить" экономическое развитие и в странах-соседях Японии. В частности, производители высокоточной электроники в Южной Корее пострадают от повышения цен на японские чипы ОЗУ, стоимость которых уже сейчас подскочила на 20% в связи с перебоями в их производстве, возникшими после землетрясения и цунами. В свою очередь, автомобилестроительным компаниям Таиланда, вероятно, придется и вовсе отказаться от партнерства с Японией в связи со сбоями в выпуске автокомплектующих.

     "Сбои  в производстве, в особенности  в автомобильной и электронных промышленностях, могут продолжить создавать проблемы. Япония - это основной производитель запчастей, комплектующих и инвестиционных товаров, которые снабжают производственные сети Восточной Азии", - говорится в докладе.

     Землетрясение магнитудой 9,0 произошло в Японии 11 марта, оно вызвало цунами высотой более десяти метров. По последним официальным данным, в результате стихийного бедствия погибли или пропали без вести более 21 тысячи человек. В последние дни на востоке Японии происходят серии афтершоков - почти каждый день здесь фиксируется не менее 20 землетрясений магнитудой более 5,0.

     После землетрясения на японских АЭС "Фукусима-1" и "Фукусима-2" был введен режим ЧС. На "Фукусима-1" произошли взрывы на первом, третьем и втором энергоблоках, позднее - взрыв и несколько возгораний на четвертом энергоблоке, который также используется в качестве хранилища отработанного ядерного топлива. На первом реакторе выявлены повреждения примерно 70% топливных сборок, на третьем - повреждение защитной оболочки реактора.

     Японские  специалисты обнаружили в городе Хитати префектуры Ибараки партию шпината, в котором уровень радиации превышает допустимую норму в 27 раз. Также на килограмм шпината приходилось до 1931 беккерелей радиоактивных изотопов цезия. Норма составляет 500 беккерелей. Власти Японии ранее уже сообщали об обнаружении партии зараженного радиацией сырого молока и шпината, уровень радиации в этих продуктах превышал допустимую норму в 12 раз. Эти продукты опасны для здоровья человека, но не представляют угрозу, так как не были отправлены на прилавки магазинов. [9] 

     Заключение 

     Можно с большой долей уверенности утверждать, что третья НТР (как и предыдущие научно-технические революции) качественно преобразила не только сферу материального производства, но и значительно изменила общественные отношения, оказала огромное влияние на духовную жизнь общества.

     Так же можно рассматривать постиндустриальную цивилизацию в качестве нового этапа в развитии западноевропейской цивилизации, включая отдельные, наиболее передовые страны Востока (Японии, новые индустриальные страны), и на этом основании трактовать её как одну из возможных моделей общественного прогресса.

Информация о работе НТР и экологическая проблема в мировом хозяйстве