Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 06:56, курсовая работа
Основу эффективности национальной экономики любой современной страны составляет наряду с природными и трудовыми ресурсами, и научно-технический потенциал страны. Переход экономики в новое качественное состояние увеличил значимость инновационной деятельности, развития наукоемких производств, что в конечном счете является важнейшим фактором выхода из экономического кризиса и обеспечения условий для экономического роста.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1.Научно-технический прогресс: сущность, проблемы воспроизводства экономической системой. Глобализация рынков…………………………5
1.1Экономическое содержание и функции………………………………………………………………………..……5
1.2Особенности современного этапа НТП………………………………………………………………..…………10
1.3 Понятие глобализации……………………………………..………17
2.Экономический потенциал стран мирового хозяйства……………...…19
2.1Научно-техническая революция и ее значение. Социально-экономические проблемы………………………………………..…..…..…19
2.2Научно – технический потенциал……………...……………………29
2.3 Проблема торможения научно-технического прогресса и глобализация рынков………………………………………………………..………….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….38
2. Экономический потенциал стран мирового хозяйства
2.1
Научно-техническая
революция и ее значение.
Социально-экономические
проблемы
Научно-техническая революция - это качественно новый этап научно-технического прогресса . НТР привела к коренному преобразованию производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития производства . Начавшись в середине двадцатого века под влиянием крупнейших научных и технических открытий , возросшего взаимодействия науки с техникой и производством ( к примеру значительное продвижение в изучении структуры и свойств атомных ядер привело в 1954 году к созданию первой промышленной атомной электростанции в г. Обнинске), она оказала значительное влияние на все стороны жизни общества . Главные направления НТР : комплексная автоматизация производства,
контроля и управления на основе широкого применения ЭВМ ( сегодня уже никого не удивишь компьютером, а между тем лет 30 назад они привлекали всеобщее внимание ); открытие и применение новых видов энергии ( начиная от строительства атомных , геотермальных и приливных электростанций и кончая новейшими разработками в области использования энергии ветра , солнца и магнитного поля Земли) ; создание и применение новых видов конструкционных материалов ( взглянув вокруг можно увидеть , что различные пластики активно вытесняют металл и древесину ).
Несмотря на все положительное, что было создано благодаря НТР, она породила новые и усугубила ряд старых глобальных социально-экономических проблем .
С начала НТР
прошло полвека, а человечество до сих
пор не решило большинство из них.
Проблема первая:
Демографический взрыв.
В 40-х и 50-х годах шло активное изобретение новых лекарственных препаратов ( к примеру в их числе класс препаратов-антибиотиков ), что было успехом целого спектра наук, начиная от биологии и кончая химией . Примерно в то же время были предложены новые способы промышленного производства вакцин и лекарств, что сделало многие лекарства дешевыми и доступными . Благодаря этим успехам НТР в области медицины отступили такие страшные болезни как столбняк, полиомилит и сибирская язва, значительно сократилась заболеваемость туберкулезом и проказой .
После второй мировой войны во многих странах Азии и Африки молодые
независимые государства начали внедрять медицинское обслуживание. Массовые дешевые прививки и введение элементарных правил гигиены привели к резкому росту средней продолжительности жизни и сокращению смертности. Но в Европе смертность сокращалась постепенно на протяжении XIX века . Рождаемость приходила в соответствие смертности, и это не привело к очень сильному демографическому буму. К тому же, население Европы составляло меньшую часть в народонаселении мира, и рост числа ее жителей отразился на общей численности населения не очень сильно. Другое дело демографический взрыв, начавшийся в середине ХХ века. Резкое сокращение смертности и сохранение рождаемости на прежнем уровне в странах третьего мира ( а это, ни много ни мало, почти четыре пятых жителей современного мира ) привело к небывалому за всю историю человечества росту народонаселения ( см. таблицу1 ).
Табл.1 Динамика роста населения по категориям стран,млн. чел. | ||||
1900 | 1950 | 1975 | 2000 | |
Весь мир | 1656 | 2513 | 4033 | 6200 |
Развитые страны | 506 | 751 | 985 | 1152 |
страны Азии | 950 | 1379 | 2318 | 3611 |
Лат. Америка | 64 | 164 | 323 | 608 |
Африка | 130 | 219 | 406 | 828 |
Сейчас человек
потребляет более половины биологических
ресурсов Земли. Очевидно ,что рост не
может быть бесконечным в конечном пространстве
.Если темпы роста населения сейчас
хоть медленно, но снижаются, то абсолютный
прирост населения растет : в 1988 году прирост
составил 86 млн.человек, а уже в 1991 90млн.
Проблема вторая: Нищета и отсталость . Их причины , влияние на демографический рост и пути решения.
Смотря голливудские фильмы, пользуясь такими благами цивилизации, как видеомагнитофон, телевизор и автомобиль, многие из нас наивно полагают, что большинство населения мира, за исключением небольшого числа людей, регулярно пользуются этими приборами в быту. Но реально картина мира совершенно иная ,ибо более половины человечества живет в нищете и бедности, а два миллиарда человек имеют на одежду и пропитание менее 1 доллара в день .
От голода умирает
ежегодно 40 млн. человек, а это население
такой страны, как Испания . В США на
стрижку газонов тратится сумма, равная
ВНП Танзании - страны с 23 миллионами жителей
!
Разрыв между богатыми и бедными странами составляет 10 - 20 раз . Вот некоторые данные характеризующие диспропорции развития стран :
Табл.2 Показатели социально-экономич. Развития в конце 80-х годов | ||||||
страна | ВНП на душу населения,дол | продолжит.жизни,лет | дет.смертность на 1000 рожд. | Грамотность взрослых ,% | Потребление калорий на 1 чел. | кг нефти на 1чел. |
США | 17480 | 75 | 11 | 99 | 3682 | 7193 |
Бразилия | 1810 | 67 | 60 | 78 | 2675 | 830 |
Индия | 290 | 57 | 94 | 43 | 2126 | 208 |
Эфиопия | 120 | 51 | 116 | 5 | 1704 | 21 |
Во многом отсталость
развивающихся стран
факторами . Колониальное прошлое наложило глубокий отпечаток на страны третьего мира .
Монокультурная
направленность сельского хозяйства (
к примеру, выращивание сахарного тростника
на Кубе, какао-бобов в Гане ) , отсутствие
промышленности национальных кадров и
недостаточное развитие инфраструктуры
- эти факторы до сих пор играют свою
отрицательную роль в развитии бывших
колоний .
К тому же, весьма заметное влияние внешнего фактора в лице
США и СССР , а также проведение политики неоколониализма, очень часто замедляло темпы развития или приводило к кровопролитным конфликтам ( Корея, Вьетнам ) .
Во всех развивающихся странах ( кроме стран Латинской Америки ) сыграла свою роль и цивилизационная несовместимость, когда общемировые,
европейские по своему происхождению, ценности противоречили местным
патриархальным устоям .
Дело в том, что
Россия и Африка относятся к разным цивилизационным
системам и уровню социально-экономического
развития, и одни и те же предпосылки
могут привести к прямо противоположным
результатам . В Африке нищета не уменьшает,
а усиливает стимулы иметь большее число
детей . Дети - важная часть семейной рабочей
силы . Они с малолетства собирают хворост,
пасут скот, нянчат младших детей, делают
множество другой домашней работы .
Как это на первый
взгляд ни странно, детям в условиях
тяжелой безработицы проще найти работу
,чем взрослым, так как их труд оплачивается
гораздо дешевле . При отсутствии какого
либо социального обеспечения со
стороны государства ,дети- это единственная
опора родителей в старости . Так
замыкается порочный круг : нищета - быстрый
рост населения - деградация основных
систем жизнеобеспечения .
На момент обретения независимости отсталые страны не имели технического и научного потенциала ,грамотность была уделом ,в лучшем случае, одной трети населения . Не сильно изменилась ситуация, и сейчас неграмотность - одна из проблем стран 3-его мира . Развивающиеся страны с 75% мирового населения выделяют на образование и науку лишь 4% от мировых затрат на эти цели .
В эпоху НТР ,когда наука превратилась в ведущий фактор развития производства ,низкий уровень образования, отсутствие инженеров, врачей, учителей в развивающихся странах сильно тормозит развитие промышленности и сельского хозяйства , медицины и культуры .
Также одной из причин отсталости является тот факт, что большинство
развивающихся стран по структуре своей экономики остались аграрными . Для сравнения : в Африке в сельском хозяйстве занято три четверти населения, а в США - 3% . Но поскольку в США применяются передовые методы хозяйствования ,связанные с применением удобрений , различной спецтехники и новейших достижений селекции и генетики, а в отсталых странах сохраняется мотыжное земледелие ,то США являются крупнейшим в мире производителем и экспортером сельскохозяйственной продукции, а, к примеру, страны Африки могут обеспечить лишь 80% своих потребностей в продовольствии . Но НТР не обошла стороной и ряд стран третьего мира : благодаря комплексу мер по мелиорации, механизации и
внедрению новых видов с/х культур, получившему название « зеленая революция », в таких странах как Индия, Китай и Таиланд отступила угроза голода .
Тенденцией мировой экономики является то, что в основном цены на сырье в долгосрочной перспективе растут медленнее, чем цены на продукцию высоких технологий ,в результате чего страдают в первую очередь развивающиеся страны.Это привело к тому, что внешний долг этих стран начал расти .
Огромная внешняя задолженность- одна из причин отсталости, так как, выплачивая огромные проценты по займам (к примеру на выплаты по внешнему долгу Гондураса уходит 60% гос. бюджета этой страны), развивающиеся страны не могут направить значительные средства на развитие медицины и образования ,вынуждены повышать налоги, что замедляет экономический рост. Это подтверждает статистика : если в среднем в конце 80-х в развивающихся странах темпы экономического роста составили 3,9% то в странах с большой задолженностью этот показатель составил лишь 1,1% .
Табл.3 Некоторые страны с крупным внешним долгом (конец 80-х годов) | ||
страна | Размер внешнего долга | отношение внеш. Долга к ВНП,% |
Бразилия | 111 | 32 |
Мексика | 102 | 63 |
Чили | 21 | 101 |
Филиппины | 28 | 66 |
Все эти проблемы ( неграмотность, аграрность стран 3 - его мира ,проблема внешней задолженности ), по нашему мнению , развивающимся странам можно решить лишь при помощи развитых стран и устранении всех форм дискриминации стран 3- его мира ( например ,они обладают лишь одной третью голосов в различных международных экономических организациях ) .
Проблема третья: Война и Мир.
Взрыв атомной
бомбы над Хиросимой
С тех пор ядерные арсеналы по мощности увеличились в миллионы раз . Этого достаточно для того, чтобы уничтожить жизнь на Земле . Но, к счастью, после бомбардировки двух японских городов у человечества хватило благоразумия не применять атомное оружие, а после долгой цепи переговоров между США и СССР ,а также по причине распада последнегo, угроза ядерной войны снизилась до самой низшей отметки за последние 50 лет. Но над человечеством еще нависнет эта угроза, учитывая, что число стран обладательниц атомного оружия увеличится , ведь его ,при желании ,уже в состоянии получить Иран, Пакистан, Израиль и Индия . Из них наибольшую угрозу представляют Иран и Пакистан, как страны с фанатиками-исламистами у власти . Выход можно найти во всеобщей
Информация о работе НТР и глобализация. Научно-технический прогресс и научно-техническая революция