Новые тенденции в мировом хозяйстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:43, реферат

Описание работы

Современное мировое хозяйство. Международное разделение труда. Международные экономические отношения и формы их реализации. Международная конкуренция и особенности ее проявления в современных условиях. Роль НТР в конкуренции. Ценовая конкуренция.

Работа содержит 1 файл

Мировая экономика.docx

— 33.88 Кб (Скачать)

Говоря о возникающих  проблемах, следует отметить, что  достаточно противоречивой складывается ситуация внутри блока ЕС. С одной  стороны, данная группировка смогла существенно расширить свой состав, создать единую международную валюту и быстро обеспечить укрепление ее позиции. Серьезные шаги удалось  сделать в области политической интеграции. С другой стороны, данный блок государств стал терять возможности  в международной конкурентной борьбе.

Прежде всего сказалось  то обстоятельство, что развитие данной группы стран в значительной мере основано на использовании таких  либеральных моделей, в которые  вплетены сравнительно высокие социальные параметры. Данное обстоятельство замедлило  мобильность национального капитала. Оно не дает ему возможности достаточно быстро перестраиваться в технологическом  плане. Национальное производство дорожает из-за высоких социальных издержек. Завышенный (по отношению к доллару) курс европейской валюты обусловил  в первом десятилетии XXI в. немалые  затруднения при экспорте товаров  в другие регионы мира.

Резюмируя сказанное, отметим: прогресс человечества в немалой  степени зависит от степени развития всех форм МЭО. Однако их эволюция показывает: рыночная система под влиянием усиления международной конкуренции приобретает все более жесткие черты.

 

 

3. Международная  конкуренция и особенности ее  проявления в 
 современных условиях.

Современный мировой рынок  представляет собой сложную систему, постоянно меняющуюся от спроса и  предложения товаров и услуг. На эти процессы оказывают влияние  возникновение новых потребностей, новые технологические связи, новые  организационные формы сотрудничества, новые методы конкуренции.

На международном рынке  конкурируют фирмы, а не страны. На современном этапе возможности  фирм не ограничены пределами их страны базирования.

Для понимания природы  конкуренции основной единицей является отрасль, то есть группа конкурентов, производящих товары или услуги и непосредственно  соперничающих между собой.

Фирмы должны не только реагировать  на изменения структуры отрасли  и пытаться самим изменить её в  свою пользу, но и выбрать позицию  в пределах отрасли.

Традиционно высокой конкурентоспособностью обладают США, Япония, Германия, Швейцария. При этом эксперты отмечают не только мощный общеэкономический базис  конкурентоспособности этих стран, который достаточно полно характеризуется  приведенными выше факторами, но и не менее важный структурный аспект их конкурентоспособности. А именно: степень адаптации экономики  к эволюции мирового спроса; точный выбор национальной специализации, соответствующий внутренним возможностям; умение избежать острой и бессмысленной  конкуренции, переключившись на выпуск новых товаров или освоение новых  рынков. В понимании глобальной структуры  мирового спроса, в способности динамично  на него реагировать, одновременно активно  формируя его в нужном направлении  и состоит секрет рыночного успеха ведущих мировых экспортеров.

 

Современная конкуренция  как неотъемлемый атрибут мирового рынка и как форма рыночных процессов характеризуется невиданной ранее масштабностью, динамизмом и  остротой.

Структурные сдвиги, за счет которых происходит рост производства, могут быть внешними по отношению  к отдельной фирме-производителю  и внутренними, если они происходят внутри ее самой.

Внешний эффект масштаба - снижение издержек на единицу товара в рамках фирмы в результате роста масштабов  производства в отрасли в целом. Он предполагает, что увеличивается  количество фирм, производящих один и  тот же товар, тогда как размер каждой из них остается неизменным. Обычно в этом случае рынок остается в достаточной степени конкурентным, что сближает закономерности торговли на базе этой модели с классическими  теориями международной торговли, предполагавшими  наличие совершенной конкуренции. Это означает, что экспортеры могут  продать сколько угодно много  товара по текущей цене, на которую  они не могут оказать влияния.

Внутренний эффект масштаба - снижение издержек на единицу товара в рамках фирмы в результате роста  масштабов ее производства. Он предполагает, что объем производства товара остался  прежним, а количество фирм, производящих его, сократилось. В большинстве  случаев это ведет к возникновению  несовершенной конкуренции, при  которой производители могут  влиять на цену своих товаров и  обеспечить увеличение объема продаж за счет снижения цены.

Экстремальным случаем внутреннего  эффекта масштаба является чистая монополия - ситуация на рынке, при которой  фирма не имеет конкурентов для  своих товаров.

Масштабность конкуренции  обусловлена повсеместным ростом числа  участников внешнеторговых операций, вовлекаемых в международный  обмен под воздействием МРТ, международной  специализации и кооперации в  самых различных областях.

Интернационализация хозяйственной  жизни расширяет базу конкуренции. Наряду с монополиями-гигантами  в рыночную борьбу вступают средние, мелкие и даже мельчайшие фирмы. К  соперничеству стран с традиционно  развитым экспортом присоединяются новые, предпринимающие решительные  попытки изменения ситуации на мировом  рынке в свою пользу. Нормой стало  активное участие правительств в  поддержке национальных экспортеров  и формировании внешнеторговых операций.

Роль НТР в  конкуренции

Широкое распространение  конкуренции ускоряет протекание присущих ей процессов: идет быстрое обновление ее форм и методов, усиливается поиск  новых конкурентоспособных товаров, новых рынков сбыта. Особый динамизм конкуренции придает НТР. Везде, где развертывается соперничество  за снижение издержек производства, повышение  качества и максимизацию прибыли, НТР  выступает не только действенным  средством конкурентной борьбы, но и ее мощным катализатором. Активное и многоплановое воздействие  НТР на формирование условий конкурентной борьбы и средств ее ведения имеет  место на всех уровнях мирохозяйственных  отношений. Столь универсальное  присутствие НТР объясняется  ее непосредственной связью с процессом  развития производительных сил, с материальной основой жизни современного общества.

Использование достижений НТР  открывает широкие возможности  для обновления товарной номенклатуры, для оперативного реагирования на изменение  рыночного спроса, на удовлетворение растущих требований к качественным характеристикам изделий. Сегодня  новизна стала одним из ключевых факторов конкурентоспособности.

Анализ мирового экспорта промышленной продукции показывает, что среди товаров, экспорт которых  растет наиболее быстрыми темпами, преобладают  товары, быстро обновляющиеся под  воздействием НТР, а именно: интегральные схемы, ЭВМ, коммуникационное электронное  оборудование, бытовое и промышленной электротехническое оборудование, авиадвигатели  и др.

У компаний, успешно освоивших  выпуск принципиально новых товаров, в течение 5-10 лет после их внедрения  в производство темпы роста прибыли  в два раза выше, чем у конкурентов, продолжавших выпуск традиционной продукции. Рыночный успех новых товаров, в  отличие от традиционных, может достигаться  при сравнительно высоких ценах, имеющих в этом случае меньшее  влияние на спрос, чем потребительские  свойства товара. Это является убедительным аргументом в поддержку концепции  возрастания роли неценовых форм конкуренции.

Ценовая конкуренция

Сегодня ценовая конкуренция  в значительной степени ограничена. Мировая практика дает немало примеров масштабного и быстрого удешевления  товаров.

Снижение цен становится возможным благодаря использованию  достижений НТР, обеспечивающих резкое снижение издержек производства. Но снижение цен - обычно вынужденное, экономически невыгодное для товаропроизводителя  мероприятие.

Переносу акцентов конкурентной борьбы в область неценовых факторов в известном смысле способствует и появление большого числа технически сложных изделий, что ведет к  практически повсеместной трансформации  понятия цены как таковой в  многоэлементную цену потребителя, отражающую всю сумму расходов покупателя, необходимую для полноценного потребления  товаров на протяжении всего срока  его службы. Лежащие за пределами  цены, но имеющие стоимостную основу элементы цены потребления все больше становятся объектами конкурентной борьбы, которая уже не может быть прямо отнесена к ценовой. Значение цены как центра, вокруг которого долгое время колебались покупательские предпочтения, относительно падает, уступая место  таким ценовым параметрам, как  качество, новизна, прогрессивность  и надежность конструкции, соответствие международным стандартам, удобство эксплуатации и т.п. Эти параметры, формируя новую систему потребительских  ценностей, образуют новые "эпицентры" конкурентной борьбы.

Чем шире спектр потребительских  требований и выше их уровень, тем  жестче требования к экспортерам, к  их конкурентоспособности. Ведь конкурентоспособный товар может производить только конкурентоспособная фирма, для которой необходимо такое условие, как конкурентоспособность ее страны.

 

 

59.  Модель социально-экономического  развития Германии.

Экономической системой современной  Германии является социальное рыночное хозяйство, которое стало создаваться  в стране сразу после окончания  второй мировой войны. Для этого  имелись определенные предпосылки, еще в тридцатые годы в Германии была создана Фрейбургская школа  во главе с Вальтером Ойкеном  и Францем Беме. Они пришли к  выводу, что рынок как система  управления, не может быть предоставлен самому себе, а нуждается в созвучном  рынку социальном контексте.

После войны политическим реализатором идей Фрейбургской школы  стал первый федеральный министр  экономики Людвиг фон Эрхард. Вместе с известными немецкими экономистами Вельгельмом Репке и Мюллером Армаком Людвиг фон Эрхард ввел понятие  социальной рыночной экономики, то есть экономики, функционирующей по правилам рынка, однако с добавлением социальных гарантий (пенсий, пособий по безработице, оплаты больничных листов, охраны окружающей среды, общественного строительства  и др.). Новая экономическая политика обеспечила необходимые условия  для быстрого возрождения немецкой экономики, тогда  же заговорили о немецком экономическом чуде, темпы роста экономики страны превышали в 50–60 гг. ХХ века 10% в год. Современная модель социального рыночного хозяйства Германии представляет собой компромисс между экономическим ростом и равномерным распределением богатства. В центр системы поставлена предпринимательская деятельность государства, обеспечивающая более – менее равное распределение социальных благ всем членам общества.

Другой особенностью макроэкономического  пути развития Германии является так  называемый «рейнский капитализм», который характеризуется значительной ролью банков в экономике страны. Банки в Германии стали достаточно крупными акционерами промышленных компаний и компаний в сфере услуг.  Их влияние на принятие бизнес-решений гораздо сильнее, чем в других ведущих странах мира.

Изменившиеся социально-экономические  условия в мире и ФРГ требуют  определенной корректировки модели развития социальной рыночной экономики  страны. У ФРГ в конце 90-х гг. ХХ в. были довольно низкие темпы роста  ВВП, почти втрое ниже, чем темпы  роста экономики США. Зарегистрирован  высокий уровень безработицы  – около 11,2%, а в восточных районах  – около 20% активного населения. Вплоть до лета 1999 г.  продолжал снижаться курс немецкой марки, достигнув уровня 1,92 марки за доллар США. Главным объяснением слабой динамики роста и кризиса на рынке труда послужило не только влияние мирового валютно-финансового кризиса, но и кризис немецкой модели социально-рыночной экономики.

Кризис социального рыночного  хозяйства Германии во многом явился результатом ошибочной экономической  политики правительства страны в 1990-е  гг. Он был обусловлен также недостатками налогового и пенсионного законодательств, наличием неоправданных льгот; сокращением  инвестиций в науку и образование; влиянием негативных последствий присоединения  ГДР; экспортом капиталов и производств  за рубеж, влиянием экспансии американских и японских транснациональных корпораций; слабой конкурентоспособностью многих немецких фирм.

Высокий уровень социальных гарантий привел к тому, что 40% чистой прибыли немецких компаний идет на оплату труда, на отчисления в социальные фонды, которые составляют немалую  долю фонда оплаты труда. К примеру, из 100 марок чистой заработной платы  в среднем на отчисления работодателей  в социальные фонды приходится 81 марка. Стоимость рабочей силы в  Германии, таким образом, становится самой дорогой в мире и составляет около 20,5 марок в час. Довольно высокий  уровень безработицы способствует иждивенчеству части немцев и  стимулирует ее. По сравнению с  другими странами для Германии характерен высокий уровень налогообложений. Например, если в США на налоги идет около 32% нераспределенной прибыли, в  Великобритании – 45%, то в Германии они достигают 65%. Это приводит к тому, что многие немецкие компании развивают свою производственную базу за рубежом, а физические лица с высокими доходами переезжают на постоянное место жительства в другие страны мира.

Высокий уровень налогов, отсутствие программ по стимулированию иностранных инвестиций, высокая  стоимость немецкой рабочей силы не побуждают иностранные ТНК  создавать производственные мощности в Германии.  Они предпочитают заниматься здесь только сбытом. Более того, немецкие ТНК выносят свою производственную базу в страны с более низким уровнем оплаты труда и около одной трети своих НИОКР осуществляют за рубежом, поскольку в Германии заниматься наукой невыгодно. Чтобы не вызвать массовых социальных протестов населения, государство продолжает субсидировать убыточные сектора немецкой экономики, развивать угольную, сталелитейную, судостроительную промышленность, которые неконкурентоспособны на мировом рынке.

Все это подтверждает, что  Германии нужны перемены в модели социального рыночного хозяйства, которая успешно развивалась  до недавнего времени, но в условиях глобализации оказывается неэффективной. Следует заметить, что Германия в  своей политике реформ ориентируется  не на опыт США, а, в первую очередь, на опыт стран-партнеров по ЕС –  Великобритании и Франции.

По мнению немецких экономистов, переход Германии от социально-ориентированной  экономики к подлинно рыночной смог бы решить главные проблемы ее национального  хозяйства. Снижение роли государства  и ориентация на рыночные механизмы, продолжение политики приватизации и дерегулирования, закрытие убыточных  производств, сокращение государственного бюджета, отмена субсидий и снижение налогов помогли бы оздоровить немецкую экономику, привлечь в нее зарубежные инвестиции. Если Германия вовремя  не реформируется, то рискует уступить свои пока еще крепкие позиции  ближайшим конкурентам не только из числа европейских стран, Японии и США, но по уровню наукоемкости продукции  вскоре может проиграть бурно  развивающимся странам Юго-Восточной  Азии.

Информация о работе Новые тенденции в мировом хозяйстве