Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 22:33, курсовая работа
Процесс дифференциации экономически слаборазвитых государств привел к выделению особой группы стран и территорий, которые получили название новые индустриальные страны - НИС. Это, как уже отмечалось Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур, Малайзия, Таиланд, Бразилия, Мексика, Аргентина.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.Характеристика экономической модели "новых индустриальных стран" 4
2. Роль внешнеэкономического фактора в экономической модели "новых индустриальных стран" 7
2.1. Внешнеэкономический фактор "новых индустриальных стран" 8
3."Новые индустриальные страны" в системе международного разделения труда 16
3.1. Роль "новых индустриальных стран" в международной торговле 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20
Аргентина | 57,96 |
Бразилия | 83,5 |
Чили | 39,87 |
Индонезия | 38,92 |
Южная Корея | 78,67 |
Тайвань | 103,98 |
Тайланд | 121,27 |
Филлипины | 165,18 |
Как видно
из приведенных данных, доходность
инвестиций в азиатские НИС заметно
превосходит подобные возможности
в латиноамериканских странах.
Закономерен вопрос: почему иностранный
частный капитал все более активно внедрялся
в некоторые страны азиатского региона?
Ситуация в развитии мирового хозяйства
в конце 60-х годов сложилась таким образом,
что интересы и стратегии развития транснациональных
корпораций совпали с возможностями и
устремлениями ряда стран азиатского
региона. Столкнувшись с разного рода
ограничениями импорта и невысокой платежеспособностью
развивающихся стран, корпорации, чтобы
удержать перспективные рынки, идут на
частичную замену экспорта товаров вывозом
капитала для налаживания соответствующих
производств на месте.
Деятельность транснациональных корпораций
в том же направлении подталкивалась конъюнктурой
-насыщенных рынков развитых стран, обострившейся
конкуренцией, борьбой за снижение издержек
производства. В местах же своего базирования
ТНК делают упор на развитие наукоемких
производств. Примечательно, что "азиатские
драконы" оказались готовы воспринять
эти изменения международной экономической
конъюнктуры и использовать их в своих
целях.
Важную роль в привлечении
транснациональных
корпораций именно в
азиатский регион сыграли
следующие обстоятельства:
1. Выгодное географическое
положение "новых
индустриальных стран".
Все они находятся на
перекрестке мировых
торгово-экономических
путей, вблизи от центров
мирового хозяйства
- США, Японии.
2. Почти во всех "новых
индустриальных странах"
сложились автократические
или близкие к таковым
политические режимы,
лояльные к промышленно
развитым странам. В
них была обеспечена
политическая стабильность,
демократические и политические
преобразования были
отложены в пользу экономических
реформ. Иностранным
инвесторам была обеспечена
высокая степень гарантий
безопасности их инвестиций.
3. Определенную роль
сыграли такие неэкономические
факторы, как трудолюбие,
старательность, дисциплинированность,
бережливость населения
"новых индустриальных
стран" Азии.
В определенной степени эти факторы оказались
решающими в своеобразном соревнований
между двумя моделями "новых индустриальных
стран" - азиатской и латиноамериканской.
В чем суть этих моделей?
Первой
модели, как указывалось выше, следовали
в конце прошлого века США, после
2-ой мировой войны - западноевропейские
страны, Япония, а затем и "новые
индустриальные страны" Азии.
Вторая модель в значительной степени
свойственна латиноамериканским "новым
индустриальным странам".
Мировой опыт показал, что стратегия развития
импортозамещающего производства сыграла
важную роль в экономическом прогрессе
ряда развивающихся стран.
Стратегии импортозамещения способствовали
диверсификации хозяйственной структуры.
Во многих развивающихся странах был создан
ряд новых и важных для них производств,
вырос уровень самообеспеченности по
многим ключевым позициям.
Однако динамичная и эффективная стадия
импортозамещения не занимает большой
отрезок времени. Во всех странах, делающих
ставку на развитие импортозамещающего
производства как основной линии модернизации
экономики, неизбежно наступает серьезный
кризис. Дело в том, что "тепличный"
режим функционирования национальной
экономики, основанный на протекционизме
и выражающийся в отсутствии конкуренции
со стороны иностранных компаний, Дешевизне
кредитов не способствует созданию гибкой
и эффективной экономической системы.
В целом политика импортозамещения не
способствует коренному изменению роли
развивающихся стран в мировом хозяйстве.
Более того, замещение импорта зачастую
не только не снижает зависимости от внешних
факторов, но иногда и увеличивает ее.
При длительной опоре на принцип импортозамещения
происходит консервация отставания, возникают
препятствия для появления в экономике
отраслей-локомотивов, обеспечивающих
достижение прогресса мирового уровня.
Протекционизм как мера защиты внутреннего
рынка и бизнеса, ведет к тому, что отечественные
предприятия, зачастую работая неэффективно,
тем не менее получают прибыли, пользуясь
своим монопольным положением и взвинчивая
цены.
Стадию импортозамещения прошло большинство
из развивающихся стран, в том числе и
"новые индустриальные страны". Для
латиноамериканских НИС (Бразилия, Аргентина,
Мексика) стратегия импортозамещения
сыграла свою положительную роль, позволив
им создать диверсифицированную национальную
экономику и занять видное место в мировом
производстве ряда важнейших товаров.
Тем не менее эти страны не смогли создать
прочных предпосылок для преодоления
отставания от промышленно развитых стран,
хотя они обладают более мощным экономическим
потенциалом, нежели "новые индустриальные
страны" Азии. Например, валовой внутренний
продукт (ВВП) Бразилии лишь немного меньше,
чем совокупный ВВП "новых индустриальных
стран" Восточной Азии. Без опережающего
роста экспорта латиноамериканские НИС
не смогли обеспечить требуемую модернизацию
своей экономики. В итоге темпы экономического
роста оказались недостаточными для решения
внутриэкономических проблем. Одновременно
обострились и внешние проблемы, невысокий
рост экспорта способствовал увеличению
дефицита платежного баланса, потребности
во все новых кредитах. Технологическое
отставание при такой политике закреплялось,
поскольку в эти страны импортировались
не самые передовые техника и технология
из промышленно развитых стран.
Следует отметить, что к середине 90-х годов
некоторые "новые индустриальные страны"
Латинской Америки выходят из длительного
кризиса 80-х годов. В результате либеральных
экономических реформ вновь возрастают
темпы экономического роста, появляется
положительное сальдо торгового баланса
(Бразилия, Чили).
Политика крупнейшей
из "новых индустриальных
стран" Латинской
Америки - Бразилии вновь ориентирована
на создание открытой экономики. Для этого
создается обстановка конкурентной борьбы
на внутреннем рынке, снижаются импортные
тарифы. Планируется полная отмена таможенных
ограничений между странами МЕРКОСУР
- зоны свободной торговли, в которую входят
Бразилия, Аргентина, Парагвай и Уругвай.
К концу 90-х годов экспорт продукции стран
Латинской Америки вырос в 7 раз по сравнению
с тем же показателем 30-летней давности.
Латинская Америка и, в первую очередь,
тамошние "новые индустриальные страны",
становятся важнейшим рынком для экспортной
экспансии США. В 1997 г. экспорт США в Латинскую
Америку превысил объем экспорта этой
страны в Японию и почти сравнялся с поставками
в страны ЕС.
"Новые индустриальные страны" Азии
реализовывали более эффективную и гибкую
модель экспортоориентированной экономики.
Эта модель, как свидетельствует опыт
НИС Азии, включает в себя одновременно
использование импортозамещающей политики
в течение определенного периода.
Вступлению в этап экспортоориентированной
политики не обязательно должен предшествовать
завершенный этап импортозамещающей индустриализации.
Политика импортозамещения и экспортной
ориентированности могут сбалансированно
совмещаться, причем, в отдельные периоды
приоритет может получать как та, так и
другая политика. Вместе с тем, перед фронтальным
переходом к экспортной экспансии, этап
импортозамещения, в основном, должен
быть все же пройден.
Так, к началу формирования современной
структуры производства "новые индустриальные
страны" Азии постарались перестроить
традиционный сектор народного хозяйства,
за счет которого можно было бы произвести
индустриализацию. В большинстве стран
Восточной Азии, а также Юго-Восточной
Азии (Тайвань, Южная Корея - 50-е годы; Малайзия
- 60-е годы; Таиланд - 60-е - начало 70-х годов;
Филиппины - начало 50-х - конец 60-х годов)
преобладала политика импортозамещения.
Исключение составили Гонконг и, в определенной
степени, Сингапур, вынужденные в силу
исторических условий, географического
положения и ограниченности внутреннего
спроса ориентировать производство главным
образом на экспорт. Меры по стимулированию
национального производства должны были
привести к повышению нормы прибыли в
обрабатывающей промышленности, обеспечить
постепенный охват импортозамещением
отраслей по выпуску потребительской
продукции, а затем товаров промежуточного
спроса и длительного пользования. Иными
словами, стратегия импортозамещения
направлялась на развитие производительных
сил в тех областях, где страна сравнительных
преимуществ не имела.
"Новые индустриальные страны" Азии,
развивая трудоемкие экспортоориентированные
производства, по мере накопления опыта
и капиталов перешли к капиталоемким отраслям
с использованием высоких технологий,
уделяют больше внимания развитию инфраструктуры.
Главным направлением принятой в этих
странах экономической стратегии остается
выпуск наукоемкой продукции. Трудоемкие
и малорентабельные производства "доверяются"
"новым индустриальным странам" "второй
волны", а также Китаю, Вьетнаму и некоторым
другим странам. В результате фактически
повторяется процесс переноса этих производств,
который был в свое время осуществлен
из промышленно развитых стран в НИС первого
поколения.
Экспортную ориентацию "новых индустриальных
стран" Азии нельзя представлять лишь
как работу на внешний рынок. Работающие
на экспорт трудоемкие отрасли послужили
основой для создания базовых отраслей
промышленности, которые обеспечили удовлетворение
внутренних потребностей во многих важных
товарах - машинах, металлах, оборудовании
и т. д.
Бурное
развитие базовых отраслей в этих
странах не идет в ущерб, а наоборот
дает новый импульс развитию традиционных
производств (текстильная, швейная
промышленность и др.). Все отрасли
активно работают на внешний рынок,
но структура неуклонно растущего
экспорта меняется в пользу обрабатывающих
отраслей.
Таким образом, в "новых индустриальных
странах" Азии экспортоориентированная
политика сочетается с эффективным импортозамещением,
обеспечивая экономический прогресс региона.
Опыт развития НИС Азии свидетельствует
об активном использовании ими закона
сравнительных преимуществ в системе
международного разделения труда.
Основные особенности
этого опыта можно свести
к следующим составляющим:
1. Экспортная политика
НИС Азии представляет
конкретный пример политики,
ориентированной на
всемерное удовлетворение
потребностей партнеров
на мировом рынке.
2. Приоритет в ориентации
на внешние рынки поначалу
отдается наиболее развитым
странам мира, поскольку
их рынки наиболее устойчивые
и емкие. В процессе
развития происходит
постепенная диверсификация
рынков, продвижение
на рынки других развитых
и развивающихся стран.
3. Постоянное обновление
экспортной номенклатуры
товаров, неустанный
поиск собственных ниш
и приоритетов на мировом
рынке.
4. Активное использование
инвестиционного, налогового
и других режимов свободных
экономических зон.
Достижения
азиатских НИС представляют собой
логическое продолжение
3."Новые индустриальные страны" в системе международного разделения труда
Поднимаясь
по ступеням социально-экономического
прогресса, НИС начинают играть все
более заметную роль в системе
международного разделения труда (МРТ).
Как известно, МРТ включает многие
сферы хозяйственной
3.1. Роль "новых индустриальных стран" в международной торговле
Место и роль НИС в международном
разделении труда определяется всей
совокупностью их реальных возможностей.
Ориентация на внешний рынок азиатских
НИС способствовала резкому увеличению
их доли в мировом экспорте: доля
Гонконга в середине 50-х годов
составляла 3,7%, Сингапура - 2,3%, Южной
Кореи - 2,4%, Тайваня - 2,2%. Характерно, что
доля машин и оборудования - наиболее
весомой и динамичной группы товаров
в международной торговле, в совокупном
товарном и всем промышленном экспорте
азиатских НИС - особенно быстрыми темпами
росла в 80-е - начале 90-х годов.
Дальневосточные "драконы" и члены АСЕАН (за исключением Филиппин) в начале 90-х годов оказались в первой десятке крупнейших экспортеров сколько-нибудь значимых видов машинотехнической продукции. А по отдельным статьям некоторые из них вошли в число мировых лидеров. Так, на долю Сингапура приходилось 10,4% мирового экспорта машин по автоматической переработке данных; 4,2% - телекоммуникационного оборудования; 6,6% - ламп и транзисторов; 8% - телевизоров, 14% - радиоприемников; 7,3% - звукозаписывающей и воспроизводящей аппаратуры, которые в общей сложности составили 7,7% их совокупного экспорта в мире. Южная Корея в тот же период поставила на мировой рынок соответственно: 2,9; 3,4; 9,6; 9,3; 11,1 и 9,6% аналогичной продукции. Кроме того, на ее долю пришлось 13,1% мирового экспорта судостроительной промышленности.
Отмечая высокую
динамику промышленного экспорта азиатских
"новых индустриальных стран",
следует указать, что экспорт
традиционных товаров по-прежнему занимал
важные, а по отдельным товарам, решающие
позиции во внешнеторговом обороте.
Так, на долю сырья и продовольствия
в экспорте Южной Кореи и Тайваня
приходилось 7,1 и 7% соответственно. Второе
место по стоимости в экспорте
Южной Кореи в середине 90-х
годов занимала обувь, а Тайваня
- игрушки и спорттовары. Четвертое
место в экспорте Южной Кореи
оставалось за текстильными товарами
из синтетики, седьмое место - у Тайваня
за обувью.
На фоне экспортного рывка "новых индустриальных
стран" Азии, и в особенности в области
экспорта машин и оборудования, наиболее
заметно ослабление позиций Индии и НИС
Латинской Америки. Так, если доля товарного
экспорта латиноамериканских НИС в общем
объеме товарного экспорта развивающихся
стран в начале 90-х годов по сравнению
с 1980 г. снизилась незначительно (-0,5%), то
доля машин и оборудования упала почти
в 1,8 раза. Между тем именно экспорт машинотехнических
изделий - самый значимый фактор укрепления
позиций развивающихся стран в международном
разделении труда.
Активная внешнеторговая политика НИС
Азии способствовала тому, что в начале
90-х годов объем годовой взаимной торговли
США со странами Азиатско-Тихоокеанского
региона (128,4 млрд. долл.) впервые оказался
выше, чем торговый оборот с Западной Европой
(117,1 млрд. долл.). При этом НИС Азии (включая
Японию) занимают на рынке США около 30%
продаж автомобилей и электронной техники,
50% - текстильных и швейных товаров.
Отличительной чертой экономической эволюции
азиатских НИС является то, что они во
все большей степени становятся интересными
друг для друга. Преобладающая тенденция
ориентации только на промышленно развитые
страны Запада начинает дополняться поисками
торгово-экономических партнеров в своем
регионе и прилегающих субрегионах. Это
не означает, однако, уменьшения внимания
азиатских НИС к повышению конкурентоспособности
своей продукции. В середине 90-х годов
в первой пятерке мира по конкурентоспособности
своих товаров были Сингапур, Гонконг,
Тайвань.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исторические факты говорят о феноменальном развитии НИС в системе мировой экономики. Однако современные экономисты пророчат «новым индустриальным странам» спад в развитии и завоевании мирового рынка.
«Новые индустриальные
страны в современных условиях добиваются
высоких темпов роста экономики, поддерживая
ориентацию на экспортные рынки.
Производственная глобализация, тем не
менее, сужает спектр доступных для НИС
стратегий экспортно-ориентированного
развития, оставляя им выбор между дорогостоящим
созданием собственной научно-технической
сферы и подчинением экономики интересам
транснациональных корпораций. С каждым
годом уменьшается вероятность успеха
страны при использовании как стратегии
динамического наверстывания («летящие
гуси»), так и варианта конкуренции с развитыми
странами за участие в глобальных олигополистических
группировках – тех стратегий, которые
обеспечили Японии и Южной Корее «азиатское
экономическое чудо».
Возрастающая зависимость от прямых иностранных
инвестиций ТНК ухудшает перспективы
экономического роста НИС из-за медленного
увеличения заработной платы и конкуренции
за инвестиции между развивающимися странами.
В силу этого НИС, не перешедшие к стратегии
расширения внутреннего рынка, скорее
всего, не смогут развить хозяйственный
потенциал настолько, чтобы проводить
самостоятельный внешнеполитический
курс»
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ