Новые индустриальные страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 16:34, контрольная работа

Описание работы

Вплоть до середины 60-х гг., даже после деколонизации, экономисты Запада не особенно учитывали специфические социально-экономические проблемы развивающихся стран. Скорректированная в 70-80-е гг. концепция помощи основывается на предположении, что развитые страны Запада служат определенной моделью развивающихся стран, поскольку получаемая ими помощь состоит исключительно из образцов западной культуры: материальных благ, технологии, образования и культуры, норм политического и социального поведения и т.д.
Процессы дифференциации, протекающие во всех подсистемах мировой экономики, следовательно, и в развивающихся странах, привели к выделению особой группы стран, получивших название «новые индустриальные страны» (НИС). Данные государства отличаются более высоким экономическим ростом, чем промышленно развитые страны, и существенно более высоким уровнем развития хозяйства по сравнению с основной группой развивающихся стран.

Работа содержит 1 файл

Новые индустриальные страны.docx

— 27.11 Кб (Скачать)

Новые индустриальные страны (НИС)

Вплоть до середины 60-х гг., даже после деколонизации, экономисты Запада не особенно учитывали  специфические социально-экономические  проблемы развивающихся стран. Скорректированная  в 70-80-е гг. концепция помощи основывается на предположении, что развитые страны Запада служат определенной моделью  развивающихся стран, поскольку  получаемая ими помощь состоит исключительно  из образцов западной культуры: материальных благ, технологии, образования и  культуры, норм политического и социального  поведения и т.д.

Процессы дифференциации, протекающие во всех подсистемах  мировой экономики, следовательно, и в развивающихся странах, привели  к выделению особой группы стран, получивших название «новые индустриальные страны» (НИС). Данные государства отличаются более высоким экономическим  ростом, чем промышленно развитые страны, и существенно более высоким  уровнем развития хозяйства по сравнению  с основной группой развивающихся  стран.

Обычно НИС подразделяют на 4 поколения. К первому относят Республику Корею, Тайвань, Сингапур, Гонконг, Аргентину, Бразилию, Мексику; ко второму - Малайзию, Таиланд, Индию, Чили; к третьему - Кипр, Тунис, Турцию, Индонезию; и, наконец, к четвертому - Филиппины, южные провинции Китая и т.д.

Статус «НИС» страна приобретает по следующим критериям, установленными по методике ООН:

• размер ВВП на душу населения; • среднегодовые темпы  его прироста ; • удельный вес обрабатывающей промышленности в ВВП (он должен быть не более 20%); • объем экспорта промышленных изделий и их доля в общем вывозе; • объем прямых инвестиций за рубежом.

По некоторым показателям  НИС зачастую превосходят подобные показатели ряда промышленно развитых стран. На протяжении 30 лет с 1960 по 1990 гг. темпы развития экономики азиатского региона в целом составляли более 5% в год, в то время как в  европейских странах - 2%  Развивающиеся страны, вступившие на индустриальный путь развития, начинают привлекать иностранные инвестиции и стимулировать рост внешней торговли. Доходы от экспорта используются для развития наиболее перспективных отраслей. В 60-е гг. на такой путь вступили страны Восточной Азии и Латинской Америки. В Восточной Азии капитал направлялся главным образом в обрабатывающую промышленность и сырьевые отрасли. В Латинской Америке - в торговлю, сферу услуг, обрабатывающую промышленность. Особо нужно выделить Восточную Азию.

В 21 в., как отмечают многие специалисты, покажет свою силу азиатско-тихоокеанский регион. В 1989 г. 18 государств образовали форум азиатско-тихоокеанского сотрудничества (АТЭС): США, Канада, Китай, Япония, Австралия, Новая Зеландия, Республика Корея и т.д. Целями этой интегральной группировки стало упразднение торговых препятствий во взамоторговле и движении капитала. Однако, в силу того, что страны, входящие в АТЭС, различны, были установлены сроки для достижения этих целей: до 2010 - для развитых стран, до 2020 г. - для развивающихся стран. АТЭС не является закрытым блоком. В ноябре 1998 г. на очередной конференции в столице Малайзии Куала-Лумпуре в состав организации приняты еще 3 страны: Вьетнам, Перу, Россия.

Экономическая стратегия  Латинской Америки ознаменована тремя финансовыми волнами. С  середины 70-х гг. Чили, Уругвай и  Аргентина декларировали переход  к новой стратегии развития - либеральной. Это означало резкое сокращение вмешательства  государства в инвестиционные, кредитные, валютные и внешнеторговые операции и сужение его участия в  предпринимательской деятельности. Ключевой реформой стала приватизация, призванная расширить пространство для частной инициативы. Но, как  результат, реформы в Чили были полууспешными, а в Аргентине и Уругвае не удались. Дело в том, что реформы проводились преимущественно в рамках военно-диктаторских режимов, их творцами были «экономисты в мундирах» и суть преобразований сводилась к возврату национализированной собственности прежним владельцам и либерализации внешнеэкономической деятельности. Кроме того, перемены происходили в атмосфере взаимного отчуждения народа и власти.

Тяжелый экономический  кризис Латинская Америка преодолела также в начале 80-х гг., что послужило толчком к перестройке национальных хозяйственно-технологических структур.

Еще один кризис наблюдается  сейчас. Латинская Америка переживает сложный период комплексных структурных  преобразований, для которых характерно нетрадиционное решение экономических, социальных, культурных проблем. Как отмечает журнал «Финансист», после 17 августа 1998 г. Бразилия оказалась на краю пропасти - она сохраняла положительные темпы прироста ВВП, но на фондовых рынках наблюдался настоящий обвал.. В период сентябрь-ноябрь ей требовалось погасить около 200 млрд. долл. по внутренним долгам, при том, что падение доверия к развивающимся рынкам сильно сократило возможность рефинансирования долгов этого были повышены краткосрочные процентные ставки до 50% и отменены 15%-ные налоги на иностранные инвестиции. Все эти действия не остановили оттока капиталов - к концу октября золотовалютные резервы сократились до 41,6 млрд. долл. против 70,9 млрд. долл. в июле. Если Бразилия не сумеет до конца подавить кризис, то главным пострадавшим окажется США - главный кредитор Бразилии. В Латинской Америке идет смена цивилизационных ценностей, духовных ориентиров, что не может проходить безболезненно.

Как показывает латиноамериканский опыт, сильнейшим тормозом к преобразованиям  социально-экономического характера  является наличие у той или  иной страны крупного внешнего долга. Достигая критической суммы, он ограничивает свободу действий государства, выбора собственной стратегии развития. Сейчас свыше 10 стран региона не в состоянии вовремя уплачивать проценты по внешней задолженности.

Темпы экономического развития, как отмечалось выше, большинства  НИС значительно превышают аналогичные  показатели многих развитых стран. По производству отдельных видов промышленной продукции, в том числе наукоемких, НИС вышли на ведущие позиции  в капиталистической экономике. Именно это обстоятельство и обусловило их необычайно ускоренный рост.

Еще более высокими темпами развивается экспорт  из этих стран. Дело в том, что обладая  высокой конкурентоспособностью, продукция  обрабатывающей промышленности НИС  все более интенсивно захватывает  позиции на мировом рынке. НИС  превратились в крупнейших экспортеров  обуви, одежды, текстильных изделий, стремительно наращивают вывоз бытовой  электронной аппаратуры и т.д. При  этом НИС удалось не только найти  свою нишу на мировом рынке, но и  потеснить конкурентов из числа  развитых капиталистических стран,

В силу множества  факторов НИС оказались в сфере  особых экономических и политических интересов капиталистических стран, которые направляли в эти страны почти половину всех финансовых ресурсов, предназначенных развивающимся  государствам.

Быстрый рост экономики  обусловил увеличение абсолютных размеров ВВП, в том числе и на душу населения. По этим показателям НИС в целом также опережает основную массу развитых стран. В структуре ВВП достаточно велик удельный вес внутренних накоплений, причем в азиатских НИС он выше, чем в большинстве индустриальных государств.

Использование положительного опыта НИС, осуществивших прорыв на мировой рынок наукоемкой продукции, имеет практическое значение для  ускоренного формирования новой  модели внешнеэкономических связей восточноевропейских стран, ориентированных  на глубокое и комплексное сотрудничество в производстве, науке и технике.

Общая характеристика современного  состояния развивающихся стран.

Резкое повышение  цен на нефть, другие энергоресурсы  и на промышленное сырье в 1973—1974гг. способствовало быстрому обогащению стран-нефтеэкспортеров. В результате к концу 70-х годов выделились три группы развивающихся стран, существенно различающихся по экономическому уровню, отраслевой и технологической структуре, степени и профилю участия в международном разделении труда, внутренним и внешним условиям воспроизводственного процесса.

В первую группу вошли  страны, которые по структурным параметрам и объему ВВП на душу населения  ближе всего подошли к нижней границе развитых стран, а то и  превысили ее. Это прежде всего «новые индустриальные страны». К этой же группе достаточно развитых стран следует отнести страны-экспортеры нефти и других энергоносителей, расположенные на Ближнем Востоке.

Ко второй группе развивающихся стран относят, как  правило, страны со средним уровнем  доходов. Это самая многочисленная и неоднородная группа. Сюда относятся такие крупные государства, как Индия, Пакистан, Турция, Египет, ЮАР, нефтедобывающие страны — Иран, Алжир, Венесуэла, Ливия, Габон, Нигерия; аграрно-сырьевые страны Азии, Африки и Латинской Америки.

К третьей группе относятся наименее развитые страны (НРС), включающие 48 государств Африки, Азии, Карибского бассейна и Ближнего Востока, в том числе такие  многонаселенные страны, как Бангладеш, Республика Конго (бывший Заир) Мьянма, Танзания, Судан и Эфиопия.

Основные  тенденции в экономике  развивающихся стран  в конце XX в.

В 70-х годах наступил исторический перелом в динамике разрыва между индустриально  развитыми  и развивающимися странами. Внутриэкономические реформы и упорядочение законодательной базы, ускорившие развитие свободного частного предпринимательства,   способствовали   привлечению   иностранного капитала. По развивающимся странам в целом с 1986 г. наметился перелом в динамике чистого притока прямых иностранных инвестиций.

По прогнозам западных экономистов, приток иностранных капиталов  в развивающиеся страны в ближайшие 15 лет увеличится. Повышательная динамика прямых иностранных инвестиций во многом объясняется постепенным перемещением трудоемких, ресурсо- и энергоемких, а также вредных для окружающей среды производств из развитых стран в развивающиеся. Неуклонный рост уровня жизни в высокоразвитых странах, повышение заработной платы, во многих случаях опережающее рост производительности труда, обострение экологических проблем приводят к удорожанию производимых в этих странах товаров и услуг и снижению их международной конкурентоспособности. Все это заставляет предпринимателей переносить трудоемкие и экологически неблагоприятные производства в развивающиеся страны, где дешевая рабочая сила, уникальные климатические условия, богатые недра. Что касается требований к защите окружающей среды, то здесь они значительно мягче, а следовательно, издержки производства существенно ниже. Хотя уровень образования населения в развивающихся странах явно недостаточен для освоения новейших технологий, однако он позволяет освоить некоторые технологические процессы, перемещаемые из индустриальных стран в развивающиеся.

Перемещение трудо-материало-энергоемких, а также экологически опасных отраслей экономики в развивающиеся страны постепенно способствует повышению квалификации рабочей силы принимающей страны, развитию финансовой, транспортной, информационной и прочей инфраструктуры, достижению правовой и политической стабильности.

Особая роль в  этом процессе принадлежит ТНК, поскольку  именно они вкладывают прямые иностранные  инвестиции  в развивающиеся страны. Если интересы транснационального капитала  объективно   совпадают  с  национальными  интересами «принимающих стран», то ТНК могут обеспечить им решающие;, преимущества в конкуренции на мировом рынке. Если же сугубо экономические интересы ТНК противоречат национальным интересам развивающихся государств, то ТНК используют защиты своих интересов международные организации (МВФ, Всемирный банк, ЮНЕСКО, ФАО, МОТ и др.), методы информационного давления, экономические и даже силовые методы воздействия с использованием военный мощи международных   полицейских   сил Тем не менее положительное влияние деятельности ТНК на экономический прогресс в развивающемся мире несомненно, Быстрое развитие ранее отсталых регионов увеличивает их спрос на потребительские и инвестиционные товары индустриальных стран.

. При сохранении  нынешних темпов роста ВВП  развивающегося мира к 2010 г.  он будет поглощать более 1/3 экспорта высокоразвитых гос-в. К тому же перемещение трудоизбыточных ресурсов и энергоемких, экологически загрязняющих производств в развивающиеся страны помогает развитым странам сохранять социальную и политическую стабильность, повышать благосостояние общества.

Внешняя задолженность

Острейшей проблемой  развивающихся стран на рубеже XX и XXI вв. остается внешняя задолженность.Утечка национального дохода в виде процентов по внешней задолженности приводит к снижению темпов экономического роста, развитию инфляционных процессов и, следовательно, к усугублению долгового бремени, снижению уровня жизни значительной части населения и нарастанию социальной и политической нестабильности. Большинство развивающихся стран в 80-е и 90-е годы оказались неспособными обслуживать свои внешние долги. Падение цен на нефть, продолжавшееся вплоть до второй половины 1999 г., и на другие сырьевые ресурсы, а также отсутствие внутреннего механизма модернизации наиболее отсталых экономик сводили на нет усилия по преодолению долгового кризиса развивающихся стран. Проблема внешней задолженности усугубляется ошибками во внутренней политике развивающихся государств.

Политическая нестабильность в ряде стран приводит к бегству  из них национального капитала, в  результате значительная часть внешних  долгов уходит на замещение национального  капитала, покидающего эти страны, и на осуществление амбициозных проектов правящих режимов. Так, в 1970—1988 гг. африканские страны получили более 300 млрд долл. в виде иностранной помощи, но большая часть этих средств пошла на строительство аэропортов, новых столиц, офисных здании и на покупку вооружения. А ведь размер этой помощи для некоторых стран, например, Танзании, составляет от 3 до 5 размеров их ВНП. В связи с нерациональным использованием значительной доли финансовых ресурсов развивающимися странами отношение развитых стран к предоставлению финансовой помощи третьему миру стало меняться. В последние годы размеры этой помощи уменьшаются.

Информация о работе Новые индустриальные страны