Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 12:13, курсовая работа
Тема курсовой работы актуальна по следующим причинам. Во-первых, новые индустриальные страны мира первой волны в данный момент находятся на пиковой стадии социально – экономического развития, Во-вторых, догоняющий характер политики других новых индустриальных стран постоянно усиливает процесс глобализации мирового хозяйства. В третьих, транснациональные корпорации новых индустриальных стран являются крупнейшими в мире производителями в научно - конструкторской сфере, а также в производстве автомобилей. Это позволяет судить о том, что данные ТНК стали двигателями научно технического прогресса в мире.
Введение
1. Общая характеристика экономик новых индустриальных стран.
1.1. Основные черты новых индустриальных стран.
1.2. Особенности классификация новых индустриальных стран.
1.3. Классификация новых индустриальных стран в мировой экономике.
2. Новые индустриальные страны в мировой экономике
2.1. Анализ показателей экономического роста новых индустриальных стран за последние 30 лет.
2.2. Азиатская модель новых индустриальных стран
2.2.1. Экономический рост в Республике Корея
2.2.2. Экономика города – государства Сингапур
2.2. Латиноамериканская модель новых индустриальных стран
3. Сравнительный анализ азиатской и латиноамериканской моделей новых индустриальных стран
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1.
Одну из главных ролей в данных изменениях играют транснациональные корпорации развитых стран. Они сформировали на территории НИС мировые текстильные производства, а также и центры производства электронной продукции и других продуктов обрабатывающей промышленности. По совокупной стоимости вывоза электронных компонентов НИС уже в конце 80-х гг. опередили Японию и США. На их долю уже сейчас приходится ¼ часть экспорта мировых судов, специализированных станков, автомашин, примерно 25 % мирового экспорта продукции отраслей органической химии.
Среди внутренних факторов огромное значение имеет активная роль государства и его политики, а также деятельность частных коммерческих структур.
Государство в НИС на первом этапе стимулировало рост экономики путем создания мощного предпринимательского сектора. Государственные предприятия стали ведущей силой базовых отраслей экономики НИС. Но их деятельность остро нуждалась в координации. Это привело к созданию системы государственного планирования.
Примером может служить Республика Корея. Здесь уже первым планом экономического развития (1962 – 68 гг.) стимулировался переход от трудоемких отраслей к капиталоемким и наукоемким отраслям производства. Следующий этап декларировал в стране создание в стране индустриальной модели экономики (1972 – 76 гг.). Затем необходимым являлось создание тяжелой промышленности в стране.(1977 - 81). Последующими планами устанавливалось приоритетное значение на активизацию внешней экономической деятельности и оказании помощи крупным корпорациям тяжелой промышленности, в особенности, судостроения (1982 – 86 и 1987 – 91 гг.). Либерализация последующей экономической политики приводит к изменениям в механизмах планирования. Они становятся более гибкими. Уменьшается количество цифровых показателей.[12]
Но по-прежнему первостепенное значение имеет политика государства в стимулировании НТП. Принимаются специальные законы, регламентирующие научно – техническое развитие страны, о содействии в этой сфере национальной промышленности, о корейском фонде наук и инженерного дела и др. Государство усиливает внимание к проблемам образования, особенно высшего. За последние 30 лет количество студентов в стране увеличилось в 30 раз.
Наряду с государством ведущая роль в НИС также принадлежит ведущим коммерческим структурам, резко усилившими свою мощь за последние десятилетия. К примеру в настоящее время из 200 крупнейших банков, действующих в развивающихся странах, 60 контролируются капиталом НИС.
Истории экономического чуда в НИС неотделимо связаны с историями тех ТНК и иных крупнейших корпораций, которые сформировались в этих странах. Один из самых ярких примеров – корейские семейные холдинги – чемболи. Самым крупным из которых и по сей день является Hundai. Компания множество раз диверсифицировала свое производство (автомобильная промышленность, судостроение, производство полупроводников).
Определенное влияние на НИС сыграли некоторые социально – психологические традиции, присущие этим странам. Речь идет о доминировании в общественном сознании этих стран варианта конфуцианской философии с ярко выраженными интересами на групповые интересы и социальные гарантии. Конфуцианство ранее сформировавшейся в западном мире демократии начало признавать достоинства человека его права и свободы, а также народную власть. Поэтому по их мнению опираясь на основные взгляды конфуцианства, получиться успешно сформировать и еще более активно развить рыночную экономику. Особенностью корейского менеджмента является синтез американского и японского деловых стилей. В этой связи руководство компании пытается сделать взаимодополняемыми индивидуализм личностных устремлений работника и командный стиль управления в принятиях решений сверху вниз. Корейскому национальному менталитету присуще отношение к труду как к способу самовыражения. Что несомненно стимулирует усилия значительной части общества создать максимально комфортные условия для жизни общества и его нормального функционирования. [13]
Таким образом, определяющими факторами в появлении и развитии НИС являются использование международного разделения труда, высокая активность ТНК, стимулирующая деятельность государственного аппарата власти, растущая роль частного коммерческого сектора, опирающегося на социально – психологических и другие традиции стран – «драконов» .
На НИС приходится свыше 40% всех прямых капиталовложений развитых стран в их экономику. Наилучшими позициями обладают компании США, Японии, Великобритании, Германии, а также возрастающую роль других стран Западной Европы. Основная же борьба идет между корпорациями США и Японии, чье влияние усиливается путем проникновение японских компаний в экономику НИС.
В последние годы участие государства в экономике НИС сокращается, но в то же время это не означает снижения корпоративно – эстетической структуры НИС. Доля государственного капитала сокращается ввиду того, что в НИС активно проводится приватизация, но государство все же играет важную роль в регулировании экономической деятельности, защите интересов частных компаний.
Республика Корея – самое большое государство из НИС первой волны. Благодаря высоким темпам роста (8 – 10% в год в течении ряда лет) Республике Корея из отсталой страны с традиционным сельским хозяйством превратилось в развитое государство, которое стало членом ОЭСР. Только за период после 1975 г. ВВП Республики Корея вырос в 15 раз – с 48,3 млрд долл до 713,7 млрд долл в 1999 г., а душевой ВВП с 1366 до 15 225 долл.
Радикально изменилась структура хозяйства страны. В 2001 г. на долю аграрного сектора приходилось 40% стоимости ВВП (в 1975 г. – 45, 7%), промышленности 41,0 (в 1975 г. – 23,0), сферы услуг – 55,0% (В 1975 г. – 31,4 %). Наряду с достижением высокого уровня развития, ликвидацией многоукладного характера экономики повысился уровень жизни, укрепились международные экономические позиции государства. Ярким примером успехов Республики Корея может служить сфераНИОКР. В стране создана мощная научно – исследовательская база, действуют более 3000 научно – исследовательских институтов. В декабре 1997 г. был принят план научно – технического развития страны сроком на 5 лет. Его цель – доведение национальных НИОКР до уровня стран «большой семерки». Ключевым положением плана является увеличение расходов правительства на научно – исследовательскую отрасль. В структуре госбюджета данные расходы должны быть равны 5% от всего его объема (в 2001 г. был достигнут уровень в 4,4%), также государство планирует в ближайшем бедующем развитие фундаментальных исследований (для этого планируется увеличить инвестирование в них на 25%) и увеличение количества занятых в сфере науки с 140 тыс. до 192 тыс., что эквивалентно 40 научных работников на 10 тыс. человек.
Особое значение имеет принятый в 1999 г. «Долгосрочный план развития науки и техники до 2025 г.». На каждый из трех выделенных этапов план выдвигает конкретные задания. На первом этапе (до 2005 г.) ставится цель достигнуть уровня мировых лидеров в семи секторах экономики. На втором этапе (до 2015 г.) Республика Корея должна стать ведущей страной по общему развитию НИОКР в Азиатско – Тихоокеанском регионе, т.е. догнать и перегнать Японию, задачей третьего этапа (до 2025 г.) является достижение в большинстве отраслей уровня стран «большой семерки».
Наиболее успешно Республика Корея продвинулась по пути НТП в нескольких ведущих отраслях. В настоящее время в статистике производства электронных чипов памяти первые места уверенно удерживают чеболи Hundai и Samsung. По производству полупроводников корейские производители вышли на третье место в мире. Хотя страна сделала огромный скачек с четвертого места на восьмое в рейтинге стран с наиболее развитой автомобильной промышленностью, чтобы подняться выше Республике Корея необходимо освоить производство нового вида автомобилей – «интеллектуальных автомобилей». У которых большинство функций будет автоматизированными. Работы в этом направлении ведутся.
Быстро развивается и космическая промышленность, к концу 2015 г. у Республики Корея будет иметь 25 спутников на околоземной орбите. Также в планах строительство собственного космодрома.
Правительство Республики Корея способствует развитию атомной энергетики. К 2001 году в Республике Корея функционировало 16 атомных электростанций и 4 находилось в стадии строительства. Эти мощности составляют 28% всей совокупной мощности электроэнергетики Республики.
Однако, экономики Республики Корея присущи не только прорывы. Сами корейские специалисты в области экономики говорят о том, что в стране необходимо совершенствовать социальную структуру и отходить от принципов семейно – кланового управления.
Сингапур – самое маленькое государство из НИС первой волны. Но несмотря на малые размеры эта страна является настоящим экономическим гигантом. Его ВВП в 2000 г. превысил 99,4 млрд долл, а душевой ВВП достиг 24 700 долл., что превышает средний уровень большинства развитых стран мира. Особенно значительны данные о внешнеторговой деятельности. Товарооборот Сингапура в 2000 г. составлял 272,5 млрд долл. (экспорт – 137,9 млрд долл, импорт – 134,6 млрд).[14]
Одна из основных причин такого экономического роста Сингапура – широкое использование преимуществ разделения труда, осуществление посреднических функций, транзитной торговли. Недаром размеры экспорта и импорта превышают ВВП страны.
Другой причиной является разнообразная финансовая деятельность. Сингапур – финансовый центр валютной торговли, банковской деятельности, торговли ценными бумагами мирового значения. Его резервы валют (70 млрд долл.) самые высокие в мире на душу населения. Сингапур- крупнейший экспортер капитала в Китай, Бангладеш, Таиланд, Индию, Австралию. Отели принадлежащие компаниям Сингапура находятся во многих крупных городах мира, в том числе и в Лондоне.
Третьим фактором выступает высокий уровень промышленных предприятий и сферы услуг, где сосредоточенно производство основанное на высоких технологиях (IT, нефтехимия, фармацевтика и др.). Сингапур держит первое место по степени компьютеризации экономики. Это единственная страна в которой принят закон об обязательной компьютерной грамотности населения. Развитию новейших отраслей промышленности содействует высокий уровень квалификации рабочей силы.
Важнейшую роль в экономическом развитии Сингапура играет транснациональный капитал. Примером может служить деятельность ТНК Японии и Германии, превративших Сингапур в центр химической промышленности. После электроники химические предприятия в Сингапуре являются вторыми в стране.
Сингапур – исключительно удобный территориальный трамплин для экспансии на бурно развивающихся азиатских рынках, чем он больше всего обязан прекрасному географическому положению, современному порту и отлично развитыми системами телекоммуникаций.
2.2. Латиноамериканская модель новых индустриальных стран
Экономическая стратегия Латинской Америки ознаменована тремя финансовыми волнами. С середины 70-х гг. Чили, Уругвай и Аргентина декларировали переход к новой стратегии развития - либеральной. Это означало резкое сокращение вмешательства государства в инвестиционные, кредитные, валютные и внешнеторговые операции и сужение его участия в предпринимательской деятельности. Ключевой реформой стала приватизация, призванная расширить пространство для частной инициативы. Но, как результат, реформы в Чили были успешными, а в Аргентине и Уругвае не удались. Дело в том, что реформы проводились преимущественно в рамках военно-диктаторских режимов, их творцами были «экономисты в мундирах» и суть преобразований сводилась к возврату национализированной собственности прежним владельцам и либерализации внешнеэкономической деятельности. Кроме того, перемены происходили в атмосфере взаимного отчуждения народа и власти. Экономическая политика проводимая латиноамериканскими НИС носит «интравертивный» характер. Эта политика предполагает протекционизм, отсутствие конкуренции со стороны иностранных компаний, дешевизну кредитов. Политика импортозамещения не способствует коренному изменению роли развивающихся стран в мировом хозяйстве. Предпринимательский капитал направлялся в торговлю, сферу услуг, в обрабатывающую промышленность. Обладают более мощным экономическим потенциалом по сравнению с восточно – азиатскими НИС. Основной упор сделан на развитие капиталоемких отраслей в обрабатывающей и добывающей промышленности[15]
Поэтому азиатские НИС более ориентированы на внешние источники и более открыты мировому сообществу, чем латиноамериканские НИС (интравертивный путь развития), которые ориентированы в основном на внутренние источники саморазвития. В этом, отчасти, проявляется высокая степень обеспеченности природными ресурсами, характерная для НИС Латинской Америки. Хотя латиноамериканские и азиатские НИС развивались разными путями, используя различные модели развития, у них имеются общие черты: высокие темпы роста достигались и в тех, и в других НИС за счет высокой нормы накопления, использования современных технологий, высокой производительности труда. Эти функции роста осуществлялись при сочетании рыночных инициатив, государственного регулирования и предпринимательства. НИС Латинской Америки это страны с высоким уровнем дохода (Аргентина, Бразилия, Мексика, Чили: 8,5 тыс. долл. в год);
Данные страны можно также классифицировать как:
1. Страны с закрытой экономикой (доля экспорта в ВНП менее
10%): Аргентина, Бразилия.
2. Страны с относительно закрытой экономикой (доля экспорта
в ВНП более 10—19%): Мексика.
Тяжелый экономический кризис Латинская Америка преодолела также в начале 80-х гг., что послужило толчком к перестройке национальных хозяйственно-технологических структур.
Охвативший в 1997 г. НИС Юго-Восточной Азии кризис заставил американских предпринимателей пересмотреть инвестиционную политику, направив основной поток капиталовложений в государства Латинской Америки. В наибольшем выигрыше оказалась Бразилия, где прямые американские инвестиции составили в 1997 г. около 9 млрд долл. по сравнению 3—4 млрд долл. на протяжении предыдущих лет. Не отстали от инвесторов США их конкуренты из стран Западной Европы. Однако Бразилия, как и другие латиноамериканские страны, например Аргентина, не смогла оградить себя от последствий финансового кризиса. По оценкам латиноамериканских экспертов, вызванный процессами глобализации и взаимозависимости рынков разразившийся в середине 1998 г. кризис порожден главным образом паникой инвесторов перед лицом экономической неразберихи в Азии, особенно банковского кризиса в Японии, а также политической нестабильностью и экономическим кризисом в России.[16]
Действительно, азиатская, а затем и российская волны кризиса вызвали отток краткосрочных инвестиций из стран Латинской Америки и спекулятивные атаки против их национальных валют. В результате с января по октябрь 1998г. курсы акций на биржах упали: в Чили — на 33%, в Бразилии — на 39%, в Мексике — на 41%, в Аргентине — на 47%. Стоимость мексиканского песо по отношению к доллару, который имеет плавающий курс, упала с начала года на 20%. В условиях нынешнего кризиса НИС Латинской Америки, которые в 90-е годы были одними из наиболее быстрорастущих регионов мира, стали жертвой процессов, происходящих за ее пределами1.В центре внимания оказалась Бразилия, отток капиталов из которой, начавшийся в конце 1997г., после 17 августа принял форму панического бегства. До конца октября из Бразилии ушло примерно 30 млрд долл. краткосрочных вложений, причем в сентябре этот показатель достигал 6—8 млрд долл. в неделю. Центральный банк Бразилии потратил более 25 млрд долл. валютных резервов, которые с начала августа понизились с 74 млрд долл. до менее чем 50 млрд долл., и повысил ставку по банковским кредитам до 40%, чтобы не допустить девальвацию национальной валюты и дефолт по внутреннему и внешнему долгам. Страна оказалась особенно уязвимой для последствий мирового финансового кризиса из-за нарастающей разбалансированности государственных финансов. Дефицит по внешним текущим операциям составляет здесь 4% ВВП, дефицит государственного бюджета — почти 8% ВВП. Кроме того, для Бразилии в последние годы были характерны более низкие, чем в других ведущих странах континента, темпы экономического роста: в 1996—1997 гг. в Мексике, Аргентине и Чили они составили 6—7%, а в Бразилии едва превышали 3%, сократившись в первой половине 1998г. до 1,5%2. В связи с таким положением международные финансовые центры предоставили Бразилии в конце 1998 г. помощь в сумме 41,5 млрд долл. для преодоления кризиса, прежде всего для сокращения бюджетного дефицита.
Информация о работе Новые индустриальные страны в мировом хозяйстве