Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:57, доклад
Многие годы в российскую энергетику не вкладывались деньги, и теперь, в ближайшие несколько лет, в нее должны быть инвестированы триллионы рублей. Российские государственные компании не собираются брать на себя роль единственного источника средств; больше трети всех вложений правительство намерено получить от частных инвесторов, в связи с чем оно налагает на компании, желающие выйти на этот рынок, обязательство инвестировать в приобретаемые мощности. Но это — одноразовая мера. Ее осуществление возможно только в условиях нынешнего широкого интереса инвесторов к российской энергетике, благодаря которому стоимость генерирующих компаний достигла высокого уровня. А теперь нужно создать такую регулятивную среду, чтобы, с одной стороны, в будущем сохранилась привлекательность отрасли для инвесторов, а с другой — была бы обеспечена стабильность поставок электроэнергии по приемлемым ценам. Сделать это в условиях рыночной экономики непросто.
Однако отсутствие четкой концепции развития мощностей по видам топлива и регионам особенно рискованно в ситуации, когда необходимы масштабные инвестиции. Если государство начинает инвестировать, не имея ясной стратегии, то ему приходится обеспечивать весь объем вложений, поскольку при долгосрочной неопределенности ни один инвестор не вложит ни одну лишнюю копейку. В этом главная опасность.
Новый регулирующий орган: полномочия принимать компромиссные решения
Все эти непростые решения необходимо принимать в рамках новой системы регулирования, которая сейчас находится в процессе становления. В общих чертах понятно, что будет несколько регулирующих и саморегулирующихся органов, при этом общий надзор останется за ответственным министерством (сегодня это Минпромэнерго). Но если роли отдельных органов, таких как Федеральная служба по тарифам (снижение тарифов) или Федеральная антимонопольная служба (пресечение злоупотреблений рыночной властью), определены, то единого мнения по поводу задач всей регулирующей системы нет. Основные разногласия касаются способов оплаты фиксированных и капитальных затрат (рынок мощности, механизм гарантирования инвестиций, прямые двусторонние договоры на мощность и энергию), установления и контролирования тарифов на электроэнергию, уровня рентабельности инвестиций, степени оперативного вмешательства в ситуацию на рынке, предоставления субсидий. Один из самых острых вопросов — будут ли у регулирующего органа полномочия принимать окончательные решения, уравновешивающие интересы всех остальных участников рынка, и если да, то до какого предела. Без таких полномочий регулирующая система не будет жизнеспособной с самого начала. Все эти вопросы очень важны. Их нужно срочно решать, но согласия по ним в России пока нет.
Важно также
не допустить, чтобы в будущем
расплодилось слишком много регулирующих
органов: в такой ситуации, как
правило, появляются новые проблемы,
а старые остаются нерешенными. Кроме
упомянутых органов по тарифам и
антимонопольной деятельности необходима
единая комиссия по планированию, которая
принимала бы долгосрочные стратегические
решения, единый центр экологического
надзора и, отдельно, организация, отвечающая
за ядерную безопасность. Но если создавать
все больше регулирующих инстанций, события
начнут развиваться по калифорнийскому
сценарию, когда регулирующих органов
было десять. Они–то в итоге и довели систему
до кризисного состояния. В целом рынок
США страдает от чрезмерного регулирования,
что уже не раз приводило к крайне рискованным
ситуациям. А в Германии, наоборот, энергетическая
отрасль обеспечивает стабильность поставок,
но не может успешно осуществлять стратегическое
планирование. Два положительных примера
с точки зрения регулирования — Канада
и Китай. В Канаде оптовый рынок открыт
для конкуренции, но потребительский —
очень жестко регулируется. У Китая есть
долгосрочная концепция стратегического
развития, и он успешно привлекает необходимые
инвестиции в энергетику.
***
За последние
несколько месяцев
Именно поэтому нужно незамедлительно принять долгосрочные решения — и не пересматривать их. В конце концов, даже ошибочное решение не приведет к немедленному отключению электроэнергии. В будущем, конечно, страна может столкнуться с непредвиденными проблемами. Но самый верный способ зайти в тупик — раз за разом затягивать с решением.
Об авторax
Леонард Бирнбаум (Leonhard Birnbaum) – старший
партнер McKinsey, Дюссельдорф
Степан Солженицын
– руководитель проектов McKinsey, Москва
Информация о работе Новое регулирование для новой энергетики