Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2011 в 10:20, контрольная работа
История экономических учений занимает большое место в системе экономических наук. Дополняя экономическую теорию, она вместе с тем несёт определённую самостоятельную нагрузку. Велико значение истории экономических учений и в системе экономического образования, в подготовке экономистов.
Первая часть работы посвящена изучению основных этапов экономических учений в Древнем мире.
Введение 2
1 Экономические учения древнего мира 3
1.1 Экономическая мысль Вавилонии, Китая, Индии 3
1.2 Экономические учения Древней Греции 7
1.3 Экономические учения в Древнем Риме 13
2 Нобелевская премия в области экономики, 1970г: Пол
Энтони Самуэльсон 17
Заключение 19
Список использованных источников
Содержание
Введение
1 Экономические
учения древнего мира
1.1 Экономическая
мысль Вавилонии, Китая, Индии
1.2 Экономические
учения Древней Греции
1.3 Экономические
учения в Древнем Риме
2 Нобелевская премия в области экономики, 1970г: Пол
Энтони
Самуэльсон
Заключение
Список
использованных источников
Введение
История
экономических учений занимает большое
место в системе экономических
наук. Дополняя экономическую теорию,
она вместе с тем несёт определённую
самостоятельную нагрузку. Велико значение
истории экономических учений и
в системе экономического образования,
в подготовке экономистов.
Первая часть работы посвящена изучению
основных этапов экономических учений
в Древнем мире.
В литературе
принято следующее определение
науки: история экономических учений
изучает исторический процесс возникновения
и развития основных систем экономических
взглядов ученых различных исторических
периодов. Из этого следует, что анализ
возникновения и развития экономических
учений охватывает весь исторический
процесс общественного развития, все исторические
эпохи начиная с рабовладельческого общества.
Во второй
части работы приведена информации
о Поле Энтони Самуэльсоне, получившем
Нобелевскую премию в 1970 году.
1 Экономические учения Древнего мира
1.1 Экономическая мысль Вавилонии, Китая, Индии
На территории древней Азии образовались
крупные очаги цивилизации, значительного
развития достигло рабовладение, возникли
первые рабовладельческие государства.
Многочисленные исторические памятники
позволяют судить о зарождении и развитии
экономических идей. Об этом даёт представление
история древней Вавилонии. О начале формирования
раннеклассового общества свидетельствуют,
например, законы царя Эшнунны (XX в. до
н.э.). В них толковались хозяйственные
вопросы. Наиболее значительным памятником
Вавилонского царства является кодекс
царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), широко
отразивший экономические основы общества,
важнейшие тенденции его развития. Свод
законов Хаммурапи даёт представление
о том, что деление общества на рабов и
рабовладельцев признавалось в то время
естественным и вечным, рабы приравнивались
к имуществу рабовладельцев. Законы Хаммурапи
отразили заботу об укреплении и охране
частной собственности. Покушение на неё
каралось смертной казнью и отдачей в
рабство. Исторический памятник свидетельствует
о том, что основу экономики Вавилонского
царства составляло натуральное хозяйство.
Сохраняла позицию община, хотя разложение
уже основательно коснулось ее. Царская
власть заботилась о защите интересов
общины и мелких производителей. В законах
Хаммурапи отразилось развитие товарно-денежных
отношений, меры, способствовавшие расширению
торговых сделок.
Большое место в истории общественной
мысли древнего Китая рассматриваемого
периода занимает конфуцианство - учение,
созданное Конфуцием (Кун Фуцзы), жившем
в 551-479 гг. до н.э. Экономические взгляды
Конфуция систематизированы одним из
его последователей Мэн-цзы (372-289 гг. до
н.э.). Они оказали большое влияние на экономическую
мысль Китая. В экономике страны в бытность
Конфуция происходили существенные сдвиги,
связанные с разложением первобытнообщинного
строя и становлением рабовладения. Пришло
в упадок земледелие, разрушались общинные
связи, нарастала имущественная дифференциация,
укреплялись позиции частных рабовладельческих
хозяйств.
Конфуций одним из первых создал учение
о естественном праве, на котором базировалась
его философская и социально-экономическая
концепция. Он исходил из того, что в основе
общественного устройства лежит божественное
начало. Оно определяет судьбу человека
и общественный порядок. Деление общества
на "благородных", составляющих высшее
сословие, и "простолюдинов" ("низких"),
уделом которых является физический труд,
Конфуций считал естественным. Отношения
между рабовладельцами и рабами он не
сводил только к принуждению. Конфуций
призывал воспитывать "доверие" рабов
к эксплуататорам, советовал "благородным"
добиваться верности рабов.
Учение Конфуция нацелено на обеспечение
стабильности формировавшегося рабовладельческого
строя, укрепление авторитета государства,
широкое использование в этих целях традиционных
форм и обрядов. Он ратовал за укрепление
власти верховного правителя Китая.
Экономические воззрения Конфуция, являясь
продуктом своей эпохи, были противоречивы.
Идеализация старины, закрепление патриархально-общинных
отношений уживались у него с разработкой
правил, регулирующих взаимоотношения
рабов и рабовладельцев. Он представлял
прежде всего позиции потомственной рабовладельческой
аристократии, а также низшего, служилого
слоя рабовладельцев. Рабовладение у него
совмещалось с сохранением старых патриархальных
порядков, отношений кровного родства.
В условиях обострявшихся социальных
противоречий Конфуций искал пути достижения
социального "равенства" при сохранении
рабовладельческих порядков, сглаживания
классовых конфликтов. Конфуцианство
обосновывало консерватизм общественного
устройства, утвердившийся на долгие годы
в китайском обществе.
Конфуцианство нашло своё развитие во
взглядах Мэн-цзы, связывавшего социальное
неравенство с "небесной волей", оправдывавшего
противоположность между умственным и
физическим трудом. Вместе с тем Мэн-цзы
был против ужесточения рабовладельческого
гнета, ратовал за восстановление общинного
землевладения, выступал в защиту общины,
экономических интересов крестьян. Противоречивость,
свойственная социально-экономической
концепции конфуцианства, получила у Мэн-цзы
дальнейшее углубление.
С критикой конфуцианства выступили Мо-цзы
и его сторонники (моисты). Они проповедовали
природное равенство людей, отрицали сословность,
привилегии знати. Моисты обосновывали
необходимость всемерного развития производства
для удовлетворения потребностей всего
населения, всеобщее участие людей в физическом
труде, развитие свободной инициативы
мелких производителей. Противопоставляя
конфуцианству идею "всеобщей взаимной
любви", моисты не понимали ее иллюзорности.
Одним из знаменательных памятников истории
экономических идей в Китае является трактат
"Гуань-цзы", принадлежащий перу неизвестных
авторов. Он относится к IV-III в. до н.э. Проявляя
заботу о крестьянстве, авторы предлагали
ограничить их обязательную трудовую
повинность, оградить от спекулянтов и
ростовщиков. В целях укрепления экономического
положения крестьян авторы трактата предлагали
изменить систему налогов, повысить цены
на хлеб. Заботу об улучшении благосостояния
народа они возлагали на государство,
которому надлежало активно вмешиваться
в экономические дела, устранять причины,
мешающие благополучию народа, создавать
запасы зерна для стабилизации цен, принимать
меры по преодолению неблагоприятных
природных условий и т.д.
Столкновение двух тенденций в социально-экономической
жизни: стремление сохранить патриархально-общинные
начала, с одной стороны, рост и укрепление
позиций рабовладения - с другой, борьба
стоявших за ними классов длительное время
определяли важнейшую проблематику экономической
мысли древнего Китая. Большой остроты
достигала проблема взаимоотношения натурального
и товарного хозяйства.
Изучая историю экономической мысли древней
Индии, следует прежде всего обратить
внимание на экономические идеи, содержащиеся
в древнейших памятниках - ведах, представляющих
собой собрание молитв, гимнов, заклинаний.
Они создавались в I тысячелетии до н.э.
и отразили начавшееся разложение первобытнообщинного
строя, формирование рабовладения. К началу
I тысячелетия относится появление таких
произведений древнеиндийского эпоса,
содержащих экономические идеи, как "Махабхарата"
и "Рамаяна". Первая повествует о
войнах племени бхарата, вторая - о подвигах
Рамы.
Развитие экономической мысли отразилось
в литературно-религиозных памятниках.
В их числе знаменитые "Законы Ману",
составлявшиеся на протяжении ряда столетий.
Они содержат богатый материал о социально-экономических
условиях Индии III тысячелетия до н.э.,
выражают устами жрецов (брахманов) экономические
взгляды рабовладельцев. "Законы Ману"
- это свод предписаний, ниспосланных людям
"божественным законодателем". В
них устанавливались формы превращения
свободного человека в раба (даса), закреплялось
его бесправное положение в обществе.
"Законы Ману" отразили существование
наследственных каст. Обоснованная в них
брахманская концепция экономической
политики отводила существенную роль
государству, на которое возлагалось обеспечение
доходов, регламентация хозяйственной
деятельности, эксплуатация свободного
населения и др.
Выдающимся памятником истории экономической
мысли древней Индии является трактат
"Артхашастра", автором которого
был советник царя Чандрагупты I брахман
- Каутилья (конец IV - начало III вв. до н.э.).*
"Артхашастра" создавалась как наставление
для царя, но по своему содержанию и значению
далеко вышла за рамки свода советов. Это
обширный экономический труд, охватывающий
широкий круг вопросов и свидетельствующий
о зрелости экономической мысли Индии
того времени. "Артхашастра" характеризует
социально-экономическое и политическое
устройство страны, содержит богатый материал,
иллюстрирующий развитие экономических
идей.
1.2 Экономические учения
Древней Греции
Наибольшую
роль в истории экономических
учений Древней Греции сыграли произведения
известных мыслителей Ксенофонта, Платона
и Аристотеля.
Ксенофонт родился в Афинах в 430 г. до н.э..
(умер в 355 г. до н.э.), принадлежал к богатой
рабовладельческой аристократии. Он -
ученик известного древнегреческого философа
Сократа. По своим политическим взглядам
выступал как сторонник аристократической
Спарты и противник афинской демократии.
Экономические взгляды Ксенофонта изложены
в работе "Домострой", подготовленной
как руководство для ведения рабовладельческого
хозяйства. Определяя предмет домоводства,
он характеризовал его как науку о ведении
и обогащении хозяйства. Основной отраслью
рабовладельческой экономики Ксенофонт
считал земледелие, которое он квалифицировал
как наиболее достойный вид занятия. По
словам Ксенофонта, "земледелие- мать
и кормилица всех искусств" Основную
цель хозяйственной деятельности он видел
в обеспечении производства полезных
вещей, т.е. потребительных стоимостей.
К ремеслам Ксенофонт относился отрицательно,
считал их занятием, пригодным только
для рабов. Не включалась в разряд достойных
видов деятельности свободного грека
и торговля. Вместе с тем в интересах рабовладельческого
хозяйства Ксенофонт допускал использование
товарно-денежных отношений.
"Домострой" содержал многочисленные
советы рабовладельцам в области хозяйственной
деятельности. Их уделом являлось руководство
хозяйством, эксплуатация рабов, но ни
в коем случае не физический труд Ксенофонт
выражал презрение к физическому труду,
квалифицируя его как занятие, пригодное
только для рабов. Давая советы по рациональному
ведению хозяйства и эксплуатации рабов,
он учил обращаться с рабами как с животными.
Ксенофонт одним из первых среди мыслителей
древности уделил большое внимание вопросам
разделения труда, рассматривая его как
естественное явление, как важное условие
увеличения производства потребительных
стоимостей. Он близко подошёл к принципу
мануфактурного разделения труда. Ксенофонт
впервые указал на взаимосвязь между развитием
разделения труда и рынком. По его мнению,
от объема рынка зависело расчленение
профессий.
Ксенофонт - идеолог прежде всего натурального
рабовладельческого хозяйства. Вместе
с тем он считал полезным для этого хозяйства
развитие торговли, денежного обращения.
В них видел один из источников обогащения
и советовал использовать в своих интересах
Ксенофонт признавал деньги как необходимое
средство обращения и концентрированную
форму богатства. Осуждая деньги как торговый
и ростовщический капитал, он рекомендовал
накапливать их в качестве сокровищ.
У Ксенофонта наметилось понимание двоякого
назначения вещи: как потребительной стоимости,
с одной стороны, и меновой стоимости -
с другой. Будучи идеологом натурального
хозяйства, он не придавал особого значения
меновой стоимости. Ценность вещи ставилась
в зависимость от полезности, а цена непосредственно
объяснялась движением спроса и предложения.
Экономические идеи занимали значительное
место в сочинениях древнегреческого
философа Платона (427-347 гг. до н.э.). Наиболее
известна его работа "Политика или государство".
Социально-экономическая концепция Платона
получила концентрированное выражение
в проекте идеального государства. Платон
рассматривал государство как сообщество
людей, порожденное самой природой, впервые
высказав мысль о неизбежности деления
государства (города) на две части: на богатых
и бедных.
Платон уделял большое внимание проблеме
разделения труда, рассматривая его как
естественное явление. В его концепции
обосновывалось прирожденное неравенство
людей. Деление на свободных и рабов он
толковал как нормальное состояние, данное
самой природой. Рабы рассматривались
в качестве основной производительной
силы, а их эксплуатация - как средство
обогащения рабовладельцев. Свободными
гражданами могли быть только греки. В
рабов превращались варвары, иностранцы.
Главной отраслью хозяйства Платон считал
земледелие, но одобрительно относился
и к ремёслам. Экономическую основу государства
он видел в натуральном хозяйстве, базирующемся
на эксплуатации рабов. С естественным
разделением труда Платон связывал необходимость
обмена Он допускал мелкую торговлю, которая
призвана была обслуживать разделение
труда. Однако в целом к торговле, особенно
крупной, к торговой прибыли Платон относился
весьма отрицательно. По его мнению, торговлей
должны заниматься в основном иностранцы,
рабы. Для свободного грека занятие торговлей
он считал недостойным и даже постыдным.
В идеальном государстве Платона свободные
люди делились на три сословия: 1) философов,
призванных управлять государством; 2)
воинов; 3) землевладельцев, ремесленников
и мелких торговцев. Рабы не включались
ни в одно из этих сословий. Они приравнивались
к инвентарю, рассматривались как говорящие
орудия производства. Философы и воины
составляли высшую часть общества, о которой
Платон проявлял особую заботу. Он предполагал
обеспечить им обобществленное потребление,
что дало повод толковать это как некий
"аристократический коммунизм".
Наибольший вклад в развитие экономической
мысли Древней Греции внес величайший
мыслитель древности Аристотель. Он родился
в 384 г. до н.э. в семье врача (умер в 322 г.
до н.э.). Будучи учеником Платона по Академии,
Аристотель не разделял, однако, платоновского
идеализма. Проявляя колебания между материализмом
и идеализмом, он шел к материализму. Аристотель
известен как воспитатель наследника
престола в Македонии знаменитого Александра
Македонского. В дальнейшем он основал
философскую школу Ликей в Афинах, занимался
научной и педагогической деятельностью,
явился автором многочисленных произведений
по естественнонаучной тематике, философии,
логике, экономике, литературе, истории
и т.д. Его политические взгляды изложены
в работе "Политика" и других произведениях.
Он - противник аристократического строя,
олигархической власти, сторонник рабовладельческой
демократии. Аристотель оправдывал деление
людей на рабов и свободных, воспринимая
его как естественное. По его мнению, свобода
была уделом лишь эллинов. Что касается
иностранцев (варваров), то они по своей
природе могли быть только рабами. Граждан
Греции он делил на пять групп (классов):
1) земледельческий класс, 2) класс ремесленников,
3) торговый класс, 4) наёмные рабочие, 5)
военные. Рабы составляли отдельную группу,
не включавшуюся в гражданскую общину.
Рабство Аристотель связывал с естественным
разделением труда, считая, что рабы по
своей природе являются таковыми и способны
только к физическому труду. Раб приравнивался
к другим вещам, принадлежавшим свободным,
включался в их имущество. Рабы, по мнению
Аристотеля, должны были обеспечивать
все виды физического труда.
Выдающейся заслугой Аристотеля в развитии
экономической мысли является его попытка
проникнуть в сущность экономических
явлений, вскрыть их закономерности. В
этом Аристотель существенно отличался
от своих предшественников (Ксенофонта,
Платона), положив начало экономическому
анализу, что проявилось в подходе к определению
предмета экономической науки, в изучении
обмена, форм стоимости и т.д.
Являясь сторонником натурального хозяйства,
основанного на эксплуатации рабов, Аристотель
рассматривал экономические явления с
точки зрения наибольшей пользы. Всё, что
соответствовало интересам укрепления
хозяйства, принималось как естественное
и справедливое. Напротив, всё, что расшатывало
и разлагало хозяйство, относилось к разряду
явлений противоестественных. С этой точки
зрения оценивалось богатство и его источники,
средства удовлетворения потребностей
общества. Естественные явления Аристотель
относил к экономике, которая раскрывала
источники "истинного богатства",
состоящего из потребительных стоимостей.
Экономика обеспечивала изучение путей
укрепления натурального хозяйства; возможности
расширения производства потребительных
стоимостей. Это соответствовало поддержанию
умеренных размеров богатства, сторонником
которых был Аристотель, отвергавший чрезмерное
накопление денег, обогащение за счёт
формы обращения, спекулятивной торговли,
ростовщичества и т.п. Он допускал меновую
торговлю, поскольку она не нарушала преобладающей
роли потребительной стоимости, и относил
её к экономике.
Противоестественные явления Аристотель
связывал с чрезмерным развитием сферы
обращения и включал в хрематистику, которая
рассматривалась как искусство "делать
деньги", создавать богатство, не имеющее
границ. Он отвергал крупную, спекулятивную
торговлю, преследующую цель накопления
денежных богатств, осуждал ростовщичество.
Являясь сторонником ведения хозяйства
на основе экономики, великий мыслитель
древности решительно выступал против
того, что относилось к хрематистике.
Гениальные догадки высказал Аристотель
по поводу обмена, меновой стоимости. Он
понимал, что обмениваемые товары без
тождества их сущностей не могли бы относиться
друг к другу как соизмеримые величины.
По его мнению, обмен не может иметь места
без равенства, а равенство - без соизмеримости.
В обмене приравниваются все ремёсла и
искусства, а участвующие в нём потребительные
стоимости обладают чем-то общим, хотя
такое приравнивание Аристотель не мог
объяснить. Гений Аристотеля проявился
в том, что в выражении стоимости товара
он открывает отношение равенства. Лишь
исторические границы общества, в котором
он жил, помешали ему раскрыть, в чём же
состоит "в действительности" это
отношение равенства.
Представляет интерес и то, как Аристотель
рассматривал форму стоимости. Денежная
форма товара принималась как развитие
простой формы стоимости. Хотя он не мог
научно объяснить происхождение и сущность
денег, однако важно то, что он связывал
их с развитием обмена, положил начало
рассмотрению функций денег в качестве
меры стоимости и средства обращения.
"В истории экономических учений древнегреческие
мыслители обнаруживают такую же гениальность
и оригинальность, - отмечал К. Маркс, -
как и во всех других областях. Исторически
их воззрения образуют поэтому теоретические
исходные пункты современной науки"
1.3 Экономические учения в Древнем Риме
Экономическая
мысль древнего мира получила дальнейшее
развитие и завершение в Древнем
Риме. Она отразила очередную ступень
эволюции рабовладения, новые формы организации
рабовладельческих хозяйств, характерную
для них более жестокую эксплуатацию рабов,
обострение противоречий и усиление борьбы
в условиях разлагавшегося рабовладельческого
общества. Важнейшей проблемой древнеримской
литературы оставалась проблема рабства,
его оправдания, организации и методов
ведения крупных рабовладельческих хозяйств
(латифундий). По этим вопросам выступали
Катон Старший (234-149 гг. до нэ), Варрон (116-27
гг. до н.э.), Колумелла (I в н. э.).
Обоснование древнеримской формы рабовладения,
методы ведения крупного земледельческого
хозяйства подробно изложены в сочинении
"Землевладение" Катоном Старшим,
являвшимся крупным землевладельцем Трактат
Катона отразил период подъема римского
рабовладельческого производства. Его
идеалом было в основном натуральное хозяйство,
обеспечивавшее прежде всего свои потребности.
Однако не исключалась торговля, призванная
реализовывать часть продукции и приобретать
то, что не могло производиться собственными
силами. Большое место в сочинении Катона
занимали советы по содержанию рабов,
использованию их труда, методам эксплуатации.
Автор относил рабов к орудиям производства,
рекомендовал содержать их в строгости,
в зависимости от прилежания, рационально
эксплуатировать их труд Катон считал
целесообразным приобретать рабов в малолетнем
возрасте, воспитывая их в повиновении,
в духе, угодном хозяину. Предусматривая
возможные возмущения и выступления рабов,
Катон советовал поддерживать в их среде
рознь, разжигать конфликты, несогласие
между ними, своевременно освобождаться
от дряхлых и больных. Рабы жестоко наказывались
за малейшие проступки. Питание, одежда,
жилище должны были соответствовать их
положению говорящих орудий. Все эти советы
Катона нацелены на обеспечение рационального
ведения крупного рабовладельческого
хозяйства.
Разработку проблем латифундийского хозяйства
в I в до н.э. продолжил римский ученый Варрон.
Его взгляды изложены в трактате "О
сельском хозяйстве". Он отразил, с одной
стороны, более развитые формы рабовладения,
высшую степень эволюции крупных рабовладельческих
экономик; с другой - новые моменты социально-экономической
обстановки, связанные с углублявшимися
противоречиями, все более пронизывавшими
экономику Римского рабовладельческого
государства.
В своем трактате Варрон высказывает серьезную
тревогу о судьбах рабовладельческого
хозяйства. Он упрекает рабовладельцев
в том, что они отошли от дел, живут в городах,
перепоручив латифундии управляющим.
Автор ищет пути укрепления экономики
не только в развитии земледелия, но и
скотоводства, в применении агрономической
науки, росте интенсивности производства,
совершенствовании методов эксплуатации
рабов, в использовании материальной заинтересованности
и т.д. Его заботы связаны не только с сохранением
натурального характера рабовладельческих
латифундий, но и с повышением их доходности,
ростом эффективности производства Варрон
уделяет большое внимание обращению с
рабами, методам их эксплуатации. Рабов
он относил к одному из трех видов сельскохозяйственных
орудий: говорящим. Два других вида орудий
в его классификации составляли немые
(инвентарь) и издающие нечленораздельные
звуки (рабочий скот).
Кризис рабовладения отразил в своем сочинении
"О сельском хозяйстве" Колумелла.
В обширном трактате, состоящем из 12 книг,
подробно рассматривается состояние рабовладельческих
латифундий. Колумелла писал о крайне
низкой производительности рабского труда,
о том, что рабы приносят полям величайший
вред, плохо относятся к работе, к содержанию
скота, инвентаря, воруют, обманывают землевладельцев
и т.п. Картина, нарисованная Колумеллой,
свидетельствует об упадке сельского
хозяйства, о том, что экономика рабовладельческого
общества находилась уже в состоянии кризиса,
который продолжал углубляться. По словам
Колумеллы, "латифундии погубили Италию".
В поисках выхода из кризиса римский ученый
отдает предпочтение более производительному
труду свободных производителей, ставит
вопрос http://rudiplom.ru/ об отказе от рабского
труда, использовании колонов.
Одна из страниц истории экономических
учений Древнего Рима связана с гракховским
аграрным движением, выражавшим интересы
безземельного и малоземельного крестьянства
в борьбе против латифундистов. Его возглавляли
братья Тиберий (163-132 гг. до н.э.) и Гай (153-121
гг. до н.э.) Гракхи. Требуя ограничения
крупного землевладения и наделения землей
безземельных и малоземельных крестьян,
они предполагали осуществить такую реформу
в рамках рабовладельческого строя и таким
путем укрепить его.
В Древнем Риме большого размаха достигла
борьба рабов за свое освобождение. Их
требования в обобщенном виде выдвигались
во время восстаний. Главными из них являлись
уничтожение рабовладельческих латифундий,
освобождение от рабства. Наиболее яркие
страницы антирабовладельческих выступлений
связаны в Древнем Риме с крупнейшим восстанием
рабов под руководством Спартака (74-71 гг..
до н.э.).
2 Нобелевская премия в области экономики, 1970г: Пол Энтони Самуэльсон
Лауреат Нобелевской премии по экономике объявляется 12 октября, а церемония вручения премии проходит в Стокгольме 8 декабря каждого года. На церемонии лауреат выступает с «Нобелевской мемориальной лекцией», которая затем публикуется Нобелевским фондом в особом томе вместе с лекциями Нобелевских лауреатов по другим наукам.
Американский
экономист Пол Энтони Самуэльсон
родился 15мая 1915г. в Гэри, штат Индиана,
в семье Фрэнка и Эллы Самуэльсон.
В 1935 г., еще не достигнув возраста
двадцати лет, он получил степень
бакалавра в Чикагском
Еще до получения докторской степени Самуэльсон, что было большой редкостью среди экономистов, вносит свои усовершенствования в методологию, используемую во всех областях экономического анализа. Точное применение им математики в анализе фундаментальных экономических теорий высветило те элементы, которые ограничивали эти теории, что повысило их способность отображать реальные мировые проблемы. Так, его первая работа, опубликованная в 1938 г., касалась теории «вскрытой предпочтительности» потребителей. Согласно традиционному подходу теории потребителей, люди «максимизируют полезность» (стремятся добиться наибольшего удовлетворения своих потребностей), когда они покупают какие-либо товары или услуги. Этой теорией Самуэльсон открыл дорогу важным новым положениям теории индексов цен и измерения национального дохода.
Книга Самуэльсона «Основы экономического анализа», опубликованная в 1947 г. на основе его докторской диссертации, оказалась одним из наиболее значительных экономических произведений нашего века. Она послужила прочной основой для основного потока экономической теории. В «Основах экономического анализа» высшая математика в соединении с анализом явилась исходным пунктом единого подхода к статической и динамической теории, за которую Самуэльсон в будущем получит Нобелевскую премию.
Информация о работе Нобелевская премия в области экономики, 1970г: Пол Энтони Самуэльсон