Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 20:30, реферат
Главной отличительной чертой, раскрывающей преимущества рыночной экономики перед экономикой с централизованным планированием, является конкуренция. Именно она способствует прогрессу рыночного общества и поступательному движению цивилизации. Каждый действительно грамотный экономист знает, что рынок тем эффективнее, чем он больше удовлетворяет условиям совершенной конкуренции. Только на таком рынке цены служат надежной информацией о том, что, как и сколько нужно производить.1 Реальная рыночная экономика немыслима без конкуренции
Введение
Конкуренция и ее роль в экономике
Конкуренция и принцип невидимой руки
Условия возникновения совершенной конкуренции
Совершенная конкуренция и общественная эффективность
Сравнительный анализ
Заключение
Библиографический список
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО РЫБОЛОВСТУ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И
НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
РЕФЕРАТ ПО КУРСУ: ЭКОНОМИКА
ТЕМА РЕФЕРАТА:«НЕВИДИМАЯ
РУКА» И СОВЕРШЕННАЯ
СТУДЕНТКОЙ 1 КУРСА
РиСО 111(б)
БУШМАКИНОЙ ЕЛИЗАВЕТОЙ АЛЕКСАНДРОВНОЙ
ПРОВЕРИЛ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ЭК.ТЕОРИИ И НАЦ. ЭКОНОМИКИ МГТУ,
ЛЮБИМОВА МАРИНА ИВАНОВНА
МУРМАНСК,2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Заключение
Библиографический список
ВВЕДЕНИЕ
Главной отличительной
чертой, раскрывающей преимущества рыночной
экономики перед экономикой с
централизованным планированием, является
конкуренция. Именно она способствует
прогрессу рыночного общества и
поступательному движению цивилизации.
Каждый действительно грамотный
экономист знает, что рынок тем
эффективнее, чем он больше удовлетворяет
условиям совершенной конкуренции.
Только на таком рынке цены служат
надежной информацией о том, что,
как и сколько нужно
1.Конкуренция и ее роль в экономике
Конкуренция означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли-продажи) товаров. В рыночной экономике такое столкновение неизбежно, ибо оно порождается следующими объективными условиями: наличие множества равноправных рыночных субъектов, полная экономическая обособленность каждого из них, зависимость рыночных субъектов от конъюнктуры рынка, противоборство со всеми другими рыночными субъектами за удовлетворение покупательского спроса.
Конкуренция - двигатель экономического прогресса. Это объясняется тем, что рыночное соперничество приводит к успеху в том случае, если предприниматель заботится не только о сохранении, но и расширении своего производства, для чего стремится усовершенствовать его технику и организацию, повышает качество товаров, снижает затраты на производство единицы продукции и тем самым имеет возможность снизить цены, расширяет ассортимент товаров, улучшает торговое и послеторговое обслуживание покупателей. Именно этот фактор позволил лауреату Нобелевской премии Ф.фон Хайеку утверждать, что общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей и что именно конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи. В этом выражается несомненная положительная роль конкуренции в общественном развитии.
Но конкуренция далека от идиллии. Во все времена глубинные корни конкурентных отношений состояли в необходимости постоянной борьбы за лучшие условия существования. В результате этой борьбы были не только победители – счастливые соперники, приумножавшие свои богатства, но и побежденные. С конкуренцией связываются такие негативные стороны проявления, как разорение, обнищание определенной части населения безработица, нестабильность, дифференциация, социальная несправедливость, инфляция, образование монополий и т.д.2
2. Конкуренция и принцип
О конкуренции написано
и опубликовано достаточно много
научных работ, в каждой из которых
даются те или иные определения этого
понятия. Для литературы советского
периода характерно отрицательное
отношение к конкуренции в
целом. Конкуренция определяется как
«антагонистическая форма экономического
соревнования частных товаропроизводителей».
В более поздней отечественной
литературе отношение к конкуренции
изменилось на диаметрально противоположное
– вместо отрицательных определений
появились определения в
Соперничество проявляется в предложении новых продуктов, улучшении качества уже выпускаемых, рекламировании своих продуктов, специальных мерах по продвижению их на рынок и т.п. Ярко выраженное соперничество может наблюдаться в поведении субъектов, которые в то же время не могут быть названы совершенными конкурентами. Но и наоборот, совершенная конкуренция наблюдается на тех рынках, где явное соперничество отсутствует. Таким образом, различие конкуренции и соперничества возникло лишь с развитием теории строения рынка. Экономисты-классики не различали этих понятий, говоря просто о конкуренции. Но, говоря о свободной конкуренции, они, прежде всего, имели ввиду соперничество. Рынок – продажи однородного товара и его ближайших субститутов.
Существует три подхода к определению конкуренции.
Первый подход определяет
конкуренцию как
Второй подход рассматривает конкуренцию как неотъемлемый элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение на рынке. Этот подход характерен для классической экономической теории.
Третий подход определяет конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка. Этот подход основывается на современной теории морфологии рынка и позволяет выработать критерии и подходы, обеспечивающие государственное вмешательство в ход конкуренции на рынках.
Первый подход основывался
на понимании конкуренции как
соперничества за достижение лучших
результатов на каком либо поприще
и был характерен для начальной
стадии научных исследований. Именно
подобная формулировка конкуренции
была выдвинута основоположником экономической
науки А. Смитом. В рамках классической
экономической теории конкуренция
рассматривалась как
К реальной хозяйственной
жизни страны принцип Адама Смита,
как и всякий принцип вообще, применим
с оговорками, которые зависят
от ее конкретных условий. В истории
каждой развитой страны бывали периоды,
когда эти условия настолько
деформировали экономику, что возникали
сомнения в правильности самого принципа
«невидимой руки». Например, во второй
половине прошлого века в хозяйстве
западноевропейских стран произошли
изменения, которые Адам Смит не предвидел,
да и не мог предвидеть. Во-первых,
появилось много крупных
Изучая деятельность фирм,
экономическая наука
Основоположником основ
теории совершенной конкуренции
считается А. Маршалл: «Строгое значение
понятия «конкуренция», очевидно, заключается
в том, что один человек состязается
с другим, особенно при продаже
или покупке чего-либо». А.Маршалл,
написавший эти строки, под «человеком»,
как представляется, понимал не только
конкурентного потребителя, но и
любой другой субъект рынка. Этот
термин нередко использовался как
синоним свободной конкуренции.
Совершенная конкуренция
2 УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ
Каковы условия возникновения
такой конкурентной среды и почему
именно она более всего подталкивает
фирмы к повышению
Идеальный «храм» совершенной конкуренции может быть устойчив лишь в том случае, если в его фундаменте присутствуют все необходимые «кирпичики» – условия:
Теоретически описанная выше ситуация, строго говоря, невозможна. Действительно, сдвиг кривой индивидуального предложения любого производителя неминуемо приведет к некоторому сдвигу кривой рыночного (суммарного) предложения, что вызовет изменение равновесной цены. Однако в реальной жизни небольшие фирмы обычно не влияют на рыночную цену. Чтобы устранить это противоречие малость субъектов рынка трактуют как ситуацию, в которой доля каждой фирмы в общем объеме продаж бесконечно мала, а число фирм отрасли бесконечно велико. Примером служат рынки сельскохозяйственной продукции, фондовая биржа и рынок иностранных валют.
Фирма, имеющая свою продукцию на конкурентном рынке, называется конкурентной фирмой, т.к. эти фирмы не могут воздействовать на цену, они выступают как принимающие цену (ценополучатели).
В терминах теории полезности однородность продукта означает, что продукты разных производителей полностью взаимозаменяемы для каждого покупателя, причем предельная норма замещения одного продукта другим равна единице. Например, замена в наборе апельсина одного производителя на апельсин другого производителя не изменяет полезности набора. В этом случае каждая кривая безразличия покупателя представляет собой отрезок прямой, наклоненный к осям координат под углом 450. На рис.1 кривая безразличия для продуктов двух разных производителей обозначена через АВ. Через X обозначено количество в наборе продукта первого производителя, а через Y – второго производителя.
Информация о работе "невидимая рука" и совершенная конкуренция