Невидимая рука и совершенная конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 12:17, реферат

Описание работы

Модель совершенной конкуренции позволяет нам абстрагироваться от несовершенства рынка и описать поведение экономических субъектов. Совершенная конкуренция способствует прогрессу рыночного общества и поступательному движению цивилизации. Каждый действительно грамотный экономист знает, что рынок тем эффективнее, чем он больше удовлетворяет условиям совершенной конкуренции. Только на таком рынке цены служат надежной информацией о том, что, как и сколько нужно производить. Конечно же, на практике трудно встретить все условия совершенной конкуренции. Но с другой стороны, в России, где большинство сфер обслуживается мелкотоварным производством, все же можно наблюдать хоть не «чистую», но приближенную к совершенной конкуренции ситуацию. Реальная рыночная экономика немыслима без конкуренции. Также сейчас введено в действие много правительственных программ и указов, которые поддерживают малый бизнес в России. А как мы знаем, в модели совершенной конкуренции одним из условий является многочисленность субъектов и малые размеры фирм, то есть модель совершенной конкуренции набирает свою актуальность. И В этой связи возникает настоятельная необходимость в изучении конкуренции, ее уровня и интенсивности, в знании сил и рыночных возможностей наиболее сильных конкурентов, перспектив конкуренции на выбранных рынках. Итак, рассмотрение категории «конкуренция» представляет интерес для нас, прежде всего потому, что само отношение к содержанию термина «конкуренция» в отечественной экономике совсем недавно претерпел кардинальное изменение. Конкуренция и все процессы, связанные с ней (демонополизация) новы для России и потому их изучение для нас важно и актуально.

Содержание

Введение

«Невидимая рука» и понятие конкуренции

Совершенная конкуренция

Смысл «невидимой руки»

Рынок совершенной конкуренции в долгосрочном временном интервале

Значение модели совершенной конкуренции

Совершенная конкуренция и эффективность экономики

Реализация экономических интересов различных субъектов посредством «невидимой руки»

Малый бизнес в России и совершенная конкуренция

Заключение

Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

реферат 2 экономика.docx

— 49.21 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Государственное общеобразовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Омский  государственный технический университет

Кафедра «Организация и управление наукоемкими  производствами» 
 

Домашнее  задание

по дисциплине «Экономика»

Тема: «Невидимая рука и совершенная конкуренция». 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Выполнил  студент: гр. ЧС-319

                                                                                         Стегасова Наталья Олеговна

      Проверил:

                                                                                         Ефремов Виктор Семенович 

 

      Содержание 

Введение

 «Невидимая  рука» и понятие конкуренции

Совершенная конкуренция

Смысл  «невидимой руки»

Рынок совершенной  конкуренции в долгосрочном временном  интервале

Значение модели совершенной конкуренции

Совершенная конкуренция  и эффективность экономики

Реализация экономических  интересов различных субъектов  посредством «невидимой руки»

Малый бизнес в  России и совершенная конкуренция

Заключение

Список используемой литературы

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Модель  совершенной конкуренции позволяет  нам абстрагироваться от несовершенства рынка и описать поведение  экономических субъектов. Совершенная  конкуренция способствует прогрессу  рыночного общества и поступательному  движению цивилизации. Каждый действительно  грамотный экономист знает, что  рынок тем эффективнее, чем он больше удовлетворяет условиям совершенной конкуренции. Только на таком рынке цены служат надежной информацией о том, что, как и сколько нужно производить. Конечно же, на практике трудно встретить все условия совершенной конкуренции. Но с другой стороны, в России, где большинство сфер обслуживается мелкотоварным производством, все же можно наблюдать хоть не «чистую», но приближенную к совершенной конкуренции ситуацию. Реальная рыночная экономика немыслима без конкуренции. Также сейчас введено в действие много правительственных программ и указов, которые поддерживают малый бизнес в России. А как мы знаем, в модели совершенной конкуренции одним из условий является многочисленность субъектов и малые размеры фирм, то есть модель совершенной конкуренции набирает свою актуальность. И В этой связи возникает настоятельная необходимость в изучении конкуренции, ее уровня и интенсивности, в знании сил и рыночных возможностей наиболее сильных конкурентов, перспектив конкуренции на выбранных рынках. Итак, рассмотрение категории «конкуренция» представляет интерес для нас, прежде всего потому, что само отношение к содержанию термина «конкуренция» в отечественной экономике совсем недавно претерпел кардинальное изменение. Конкуренция и все процессы, связанные с ней (демонополизация) новы для России и потому их изучение для нас важно и актуально. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Каждый отдельный человек постоянно старается найти наиболее выгодное применение капиталу, которым он может распоряжаться. Он имеет в виду свою собственную выгоду, а отнюдь не выгоды общества. Но когда он принимает во внимание свою собственную выгоду, это естественно или, точнее, неизбежно, приводит его к предпочтению того занятия, которое наиболее выгодно обществу... Он преследует собственную выгоду, причем в этом случае, как и во многих других, он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения.

      Адам  Смит

       «Невидимая рука»

 «Невидимая  рука» - желание фирм и поставщиков  ресурсов  получить  наибольшую  выгоду на конкурентных  рынках  с  целью  наилучшего  обеспечения   интересов общества в целом  (максимального удовлетворения потребностей). Это  выражение принадлежит  Адаму Смиту.  Оно  отражает  тождество  частных  и   общественных интересов. Фирмы  и поставщики ресурсов, преследующие  собственные  выгоды  и действующие   в   условиях   острой   конкурентной   борьбы,    одновременно

способствуют  достижению общественных интересов. Концепция  «невидимой  руки» состоит  в  том,  что  когда  фирмы  и  предприниматели  максимизируют  свою прибыль, общественный продукт  также максимизируется. Адам Смит заметил что, удивительным явлением в экономике, основанной на частной собственности и свободе сделок, является то, что рыночные цены подчиняют действия корыстолюбцев целям процветания общества или нации в целом. Предприниматель, "ведомый лишь собственной выгодой", направляется, тем не менее, "невидимой рукой" рыночных цен "к цели (а именно, экономического процветания страны), которая совсем не входила в его намерения.

     Многим  людям трудно понять закон "невидимой  руки", потому что существует естественная тенденция связывать порядок  с централизованным планированием. Если стоит задача разумного распределения  ресурсов, кажется естественным, что  за это должна отвечать какая-нибудь ветвь центральной власти. Закон "невидимой руки" утверждает, что  это вовсе не обязательно. При  частной собственности и свободе  обмена цены, заставляя миллионы потребителей, производителей и поставщиков ресурсов делать свой персональный выбор, вместе с тем являются и средством  гармонизации их интересов. Цены содержат в себе информацию о потребительских  предпочтениях, издержках и факторах, связанных со временем, месторасположением и иными обстоятельствами, учесть которые не в состоянии ни отдельный  человек, ни целый плановый орган. Всего  лишь одна-единственная обобщающая цифра -- рыночная цена -- предоставляет производителям полный объем информации, необходимый  для приведения своих личный действий в соответствие с действиями и  предпочтениями других. Рыночная цена направляет и стимулирует и производителей, и поставщиков ресурсов к производству вещей, ценимых наиболее высоко в сравнении с издержками их производства.

     Те, кто принимают решения в бизнесе, не нуждаются в центральной власти, которая указывала бы, что и  как им производить. Эту функцию  выполняют цены. Например, никому не приходится принуждать фермера выращивать пшеницу, уговаривать строителя  строить дома, а мебельщика -- делать стулья. Если цены этих и других товаров  указывают на то, что потребители  оценивают их стоимость хотя бы на том же уровне, что и издержки их производства, предприниматели в  погоне за личной выгодой будут их производить. Нет необходимости также и в том, чтобы центральная власть контролировала производственные методы предприятий. Фермеры, строители, мебельщики и многие другие производители будут добиваться наилучшей комбинации ресурсов и наиболее эффективной организации производства, поскольку более низкие издержки означают более высокие прибыли. В интересах каждого производителя снижать издержки и повышать качество. Конкуренция практически принуждает их к этому. Производителям с высокими издержками будет трудно выжить на рынке. Потребители, стремящиеся тратить свои деньги с наибольшей выгодой, позаботятся об этом.

     "Невидимая  рука" рыночного процесса работает  настолько автоматически, что  большинство людей и не задумывается  об этом. Они просто принимают  как должное, что товары производятся  примерно в тех количествах,  в каких потребители хотят  их приобрести. Длинные очереди,  характерные для стран с централизованно  планируемой экономикой, практически  незнакомы людям, живущим в  условиях рыночной экономики.  Доступность огромного разнообразия  товаров, которое поражает воображение  даже современных потребителей, тоже во многом принимается  как должное. "Невидимая рука" создает порядок, гармонию и  разнообразие. Процесс этот, однако, идет столь подспудно, что мало  кто понимает его суть, и лишь  немногие воздают ему должное.  Тем не менее, он является  решающим для экономического  благосостояния общества.

     Фактически, А.Смит «невидимой рукой» называет объективный  рыночный механизм, который координирует решения покупателей и продавцов.

     Таким  образом, принцип  «невидимой  руки»  содержал  в  себе, с  одной  стороны, идеологическое  обоснование  и  оправдание  экономических  реалий  нового  времени, с  другой – практические, экономико-политические   выводы  о  том, как  нужно   управлять  государством.  Это  был  своеобразный  синтез  идеологической  и  нормативно-политической  концепций.

     Вместе  с  тем  сама  теория  обмена, лежавшая  в  основе  принципа  «невидимой  руки», оставалась  пока  неразвитой, не  выходящей  за  рамки  обыденного  сознания.  В  сущности  это  было  представление  о  саморегулирующем  действии  механизма  спроса  и  предложения  на  рынке. Смит  знал, что  если  спрос  растет, то  растет  и  цена,  и  это  позволяет  направлять  на  удовлетворение  соответствующих  потребностей  больше  ресурсов; и  наоборот – если  спрос  падает, то  из  данной  сферы  будет  стимулироваться  отток  ресурсов.  Однако  до  сколько-нибудь  строгого доказательства, что  такого  рода  движение  капитала  способно  привести   экономику  в  состояние  равновесия, было  еще  далеко. Дело  не  только  в  силе  аргументов: Смит  не  очень  и  стремился  к  подобным  доказательствам. Это  было  связано  с  особенностями  образа  мысли,  характерного  для  его  эпохи.  Так, известно, что  Смит  был  хорошо  знаком  с  физикой  Ньютона, которая  служила  ему  образцом  в  работе  над  его  экономической  теорией.  Но  он  следовал  за  Ньютоном  и  в  общем  отношении  к  науке. А  это  отношение  исходило  из  религиозной  идеи, что  задача  науки – познавать  мир  как  проявление  божественной  мудрости  и  продукт  божественного  творения. Бог  не  мог  создать  нечто несовершенное, поэтому  доказывать, что  общество,  в  конечном  счете,  приходит в  некое  гармоничное  состояние,  было  излишним.  Если  и  можно  говорить  об  обосновании  «невидимой  руки»  рынка,  то  оно  было  бы  скорее  теологическим.  Идея  «невидимой  руки»  была  органичной  частью  религиозного  мировоззрения  Смита.

     Производитель преследует собственную выгоду, но путь к ней лежит через удовлетворение чьей-то потребности. Вы не получите выручки, если потребителю ваш товар не понравится, если вы не угодите потребителю. В итоге совокупность производителей, как будто движимая «невидимой рукой», активно, эффективно и добровольно  реализует интересы всего общества, причем часто даже не думая об этом, а преследуя лишь собственные  интересы.

     Действительно, в ходе конкуренции рынок из множества  товаров отбирает только те, которые  нужны потребителям. Именно их удается  продать. Другими словами, вне конкурентной среды индивидуум удовлетворяет  свои интересы, не считаясь с чужими. В условиях же конкуренции единственным способом реализации своего интереса становится учет интересов других лиц. Конкуренция представляет собой  конкурентный механизм, с помощью  которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы что? Как? Для кого производить?

     Развитие  конкурентных отношений тесно связано  с расщеплением экономической власти. Когда оно отсутствует, потребитель  лишен выбора и вынужден либо полностью  соглашаться на диктуемые производителем условия, либо совсем остаться без необходимого ему блага. Напротив, когда экономическая  власть расщеплена и потребитель  имеет дело со множеством поставщиков  аналогичных товаров, он может выбрать тот из них, который в наибольшей степени соответствует его нуждам и финансовым возможностям.

     Совершенная конкуренция

     Изучая  деятельность фирм, экономическая наука  обнаружила, что наиболее последовательно  фирмы стремятся к достижению наивысшей экономической эффективности  лишь в ситуации «совершенной конкуренции».

     Совершенная конкуренция - это конкуренция, которая происходит на рынке, где взаимодействует весьма большое число фирм, производящих стандартные, однородные товары. В этих условиях любая фирма может вступить на рынок, здесь не осуществляется контроль за ценами.

     Основоположником  основ теории совершенной конкуренции  считается А. Маршалл: «Строгое значение понятия «конкуренция», очевидно, заключается  в том, что один человек состязается  с другим, особенно при продаже  или покупке чего-либо». А.Маршалл, написавший эти строки, под «человеком», как представляется, понимал не только конкурентного потребителя, но и  любой другой субъект рынка. Этот термин нередко использовался как  синоним свободной конкуренции. Совершенная конкуренция предполагает такой уровень организации экономики, при котором общество извлекает  максимум полезности из наличных ресурсов и технологий. Ресурсы эффективно распределяются и в сфере производства, и в сфере потребления. Фирмы  выпускают такой набор продукции, который является наиболее предпочтительным, полезным для потребителя, а издержки производства становятся минимальными. 

     На  рынке чистой конкуренции ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих рыночных цен  товаров. Продавец не может запросить  цену выше рыночной, так как покупатели могут свободно приобрести по ней  любое необходимое им количество товара. При этом, во-первых, имеется  в виду рынок определенного продукта, например пшеницы. Во-вторых, все продавцы предлагают на рынке одинаковый продукт, т.е. покупатель будет в одинаковой степени удовлетворен пшеницей, купленной  у разных продавцов, и все покупатели и продавцы имеют одинаковую и  полную информацию о конъюнктуре  рынка. В-третьих, действия отдельного покупателя или продавца не оказывают  влияния на рынок.

Информация о работе Невидимая рука и совершенная конкуренция