Нетарифные импортные барьеры: анализ современной практики

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 11:40, реферат

Описание работы

Исследование роли нетарифных ограничений во внешнеторговых операциях стран, безусловно, актуальная на сегодняшний день тема. Многие страны уже оценили преимущества нетарифных методов регулирования, и активно применяют их. По заключению экспертов ЮНКТАД, по общему объему используемых нетарифных ограничений в международной торговле в лидирующую тройку входят США, Япония, ЕС. Если такие экономически сильные страны осознают всю необходимость использования инструментов нетарифного регулирования, то можно говорить об их реальной эффективност

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Аспекты применения нетарифных ограничений во внешней торговле……....4
Нетарифные ограничения: понятие и сущность …………………………….....6
Классификация нетарифных ограничений………………………………..…....8
Роль нетарифных методов регулирования внешней торговли…………..…10
Эффективность использования нетарифных ограничений……………….…..13
Нетарифные ограничения в регулировании внешней торговли РФ………15
Эффективность использования нетарифных ограничений в российской экономике………………………………………………………………………...18
Перспективы использования нетарифных ограничений в российской экономике…………………………………………………………………….…..19
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованной литературы………………………………………….23

Работа содержит 1 файл

Реферат_Нетарифные барьеры.docx

— 37.72 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Роль  нетарифных методов  регулирования внешней  торговли 

     Меры  нетарифного регулирования весьма разнообразны. Некоторые из них можно  отнести к законным функциям государства, например, импортные квоты. Другие нацелены на дискриминацию внешнеторговых партнеров. Например, Колумбия заставляла импортеров стали за каждую тонну ввозимой продукции  покупать определенное количество более дорогой отечественной стали.

     Наиболее  распространенным видом нетарифных барьеров являются импортные квоты. Импортная квота - это количество иностранного товара, которое может  быть ввезено в страну в течение  определенного периода времени. Например, импортная квота на японские автомобили в США - 2,3 млн. штук в год. Кроме того, в США существуют импортные  квоты на мясомолочные продукты, табак.

     В чем причины использования квот? Во-первых, квота позволяет фиксировать  затраты на импорт. Особенно это  важно при жесткой иностранной  конкуренции и пассивном торговом балансе. Во-вторых, квоты дают возможность  правительству проводить более  гибкую внешнеторговую политику. Поскольку  международные торговые соглашения не позволяют повысить пошлины. Легче  установить более строгие импортные  квоты.

     Влияние квот на конъюнктуру внутреннего  рынка зависит от уровня спроса и  объема производства отечественных  производителей. Если квоты не покрывают  общий спрос на внутреннем рынке, то она не только снижает импорт, но и ведет к росту внутренних цен по сравнению с мировыми.

     Кроме квот, в настоящее время довольно широко применяются специальные  барьеры: жесткие требования к технической  безопасности товаров, санитарные и  экологические стандарты, требования к таре и упаковке. Сегодня под  действие нетарифных барьеров попадает около 27% всего импорта промышленно  развитых капиталистических стран, в США - 42% импорта.  

     Особое  место в системе протекционистских  мер занимает стимулирование экспорта. Это обусловлено усилением зависимости  экономического роста страны от участия  в международной торговле. Рост экспорта характеризует экономический прогресс страны и способствует повышению уровня жизни населения. Накопление валютных резервов создает условия для реализации разнообразных программ экономического развития.

     В отношении стимулирования экспорта чаше всего применяется политика субсидирования. Экспортные субсидии позволяют фирмам удешевить экспорт  и усилить свои позиции на рынках других стран. Государство осуществляет также затраты но стимулированию сбыта экспортных товаров, организуя  рекламу и предоставляя другие маркетинговые  услуги. Налоговая система также  может предусматривать установление налоговых льгот экспортерам  в зависимости от объема экспорта. В среднем экспортные субсидии невелики, но для отдельных товаров, а также  фирм они могут быть значительны. В целом экспортные субсидии в  обрабатывающей промышленности развитых стран не превышают 1% стоимости экспорта. Наибольшими в процентном отношении  субсидиями пользуется сельское хозяйство. Ведущие капиталистические страны проводят государственные программы  поддержки доходов фермеров посредством  гарантированной закупки избыточной сельскохозяйственной продукции, а также выплачивают премии за неиспользованные посевных площадей.

     Кроме субсидирования, к числу методов  внешнеторговой политики относится  демпинг. Демпинг - это международная  дискриминация в цепах. В этой ситуации экспортирующая фирма продает  свой товар на каком-либо одном зарубежном рынке дешевле, чем на другом. Разбойничьим демпингом (predutory dumping) называется временное установление низких цен, направленное на вытеснение конкурента с данного рынка, с последующим восстановлением уровня цен. Постоянный демпинг (persistent dumping) продолжается неограниченное время.

     К демпингу часто прибегают во время  международных экономических потрясений. В 70-е годы XX века правительство США  обвинило ряд иностранных фирм в  демпинговой продаже их товаров  на американском рынке. Наиболее известен случай с японской фирмой "Сони" в 1970 г. Как показало расследование, "Сони" продавали произведенные  в Японии телевизоры па рынке США  за 180 долл. А японские потребители  платили за ту же модель 333 долл. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Эффективность использования нетарифных ограничений 

     Протекционистская внешнеторговая политика предполагает защиту отечественного производства, и для регулирования в сфере  внешнеторговых операций государство  использует тарифные и нетарифные инструменты.

     Когда же тарифные методы регулирования внешней  торговли становятся неэффективными в  силу своей «открытости», государство  использует нетарифные методы, степень  воздействия которых на внешнюю  торговлю возросла в последние годы. В политическом плане нетарифные методы торговой политики зачастую считаются  предпочтительными для правительств, поскольку не накладывают дополнительное налоговое бремя на население.

     Наиболее  распространенной формой нетарифных ограничений  является квотирование, государство  осуществляет квотирование путем выдачи лицензий на импорт или экспорт ограниченного  объема продукции и в то же время  запрещает нелицензионную торговлю. У квот есть свои преимущества и  недостатки. Во-первых, квота гарантирует  ограничение импорта до определенной величины. Во-вторых, она является более  гибким инструментом внешнеторговой политики. В-третьих, с помощью выборочного  распределения квот государство  оказывает адресную поддержку определенным предприятиям. К негативным эффектам можно отнести повышение монополизации  экономики из-за ограничения ценовой  конкуренции (поскольку местные  производители уверены, что поставка конкурирующих импортных товаров  не превысит квоту, и могут в условиях достаточного спроса взвинчивать цену), а также произвольное, а потому часто неэффективное распределение  лицензий на коррупционной основе. Обычно политика импортных квот легче  поддается административному управлению, чем тарифная политика. Квоты легче  и быстрее вводить в случае чрезвычайных ситуаций, чем тарифы, которые требуют рассмотрения в  парламенте. В настоящее время  положения ГАТТ/ВТО разрешают  вводить количественные ограничения импорта только в случае резкого неравновесия платежного баланса.

     Несмотря  на то, что как тарифные, так и  нетарифные методы ограничения внешней  торговли всегда приводят к чистым потерям благосостояния, они широко используются практически всеми  странами мира. Это объясняется, во-первых, наличием эффекта перераспределения  дохода и, следовательно, значительных групп населения, для которых  политика протекционизма выгодна, да и  государству такие меры протекционизма приносят доход в бюджет. С другой стороны, в силу того, что действие нетарифных барьеров измерить сложнее, чем аналогичное действие тарифов, можно сказать, что первые, в некоторой  степени, более эффективны: «правительства соглашаются снизить тарифы (переговоры в рамках ГАТТ/ВТО), потому что знают - они всегда могут заменить их нетарифными  барьерами». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Нетарифные  ограничения в  регулировании внешней  торговли РФ 

     В Российской Федерации современный  порядок регулирования внешнеэкономической  деятельности установлен Федеральным  Законом РФ «О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности».

Торговая  политика России осуществляется посредством  таможенно-тарифного регулирования (экспортные и импортные таможенные тарифы) и нетарифного регулирования (в частности, путем квотирования и лицензирования) внешнеторговой деятельности.

     Переговоры  с ВТО оказали влияние на систему  нетарифных мер в России и необходимость  ее приведения в соответствие с международными соглашениями. А для России это  значит ослабление административных мер  воздействия на внешнюю торговлю.

     В настоящее время система нетарифных ограничений в РФ претерпела структурные  изменения. Если раньше (90-е года) основными  нетарифными методами государственного регулирования были квотирование и  лицензирование экспортных поставок в  отношении стратегически важных сырьевых товаров, налоги на импорт, таможенные формальности и контроль; то сейчас появился ряд мер, связанных с  защитой внутреннего рынка  и отечественных производителей.

     На  современном этапе развития государство  стремится регулировать внешнеторговую деятельность не административными  запретами и ограничениями, а  через создание благоприятных экономических  условий для осуществления тех  внешнеторговых операций, которые способствуют повышению эффективности российской экономики, реализации конкретных задач  социально-экономического развития РФ. И, наоборот, для операций, которые  могут оказать неблагоприятное  воздействие на экономику страны, создаются менее благоприятные  экономические условия. В этих целях  используются экономические инструменты  внешнеторгового регулирования - понижение  или повышение ставок импортного таможенного тарифа, изменения в  порядке совершения валютных операций и т.п.

Анализ  использования нетарифных ограничений во внешней  торговле РФ. 

     Нетарифные  меры являются составной частью комплекса  мер государственного регулирования  внешнеторговой деятельности. Механизм этих мер начал формироваться  в 1991 году принятием Федерального закона «Об обеспечении экономической  основы суверенитета РСФСР». Постановлениями  Правительства Российской Федерации  были установлены применительно  к конкретным товарным позициям такие  меры нетарифного регулирования, как  квотирование и лицензирование, введен общий (не зависящий от вида товара) порядок оформления лицензий.

     На  сегодняшний день нетарифное регулирование  внешнеторговой деятельности представляет собой достаточно отработанный механизм взаимодействия федеральных органов  исполнительной власти, обеспечивающий осуществление единой внешнеторговой политики в целях защиты экономических  и политических интересов страны, выполнения международных обязательств государства и расширения присутствия  российских предприятий на мировых  рынках товаров и услуг. Перечень товаров, к которым в настоящее  время применяются нетарифные меры регулирования внешнеторговой деятельности, можно условно разбить на пять групп:

1. Товары  двойного применения, подлежащие  экспортному контролю;

2. Товары, к ввозу/вывозу которых применяются  нетарифные меры регулирования  в соответствии с международными  договорами с участием Российской  Федерации;

3. Товары, к ввозу/вывозу которых применяются  нетарифные меры исходя из  национальных интересов;

4. Товары, к ввозу/вывозу которых применяются  нетарифные меры в соответствии  с соглашениями об урегулировании  торговых споров;

5. Товары, ввоз/вывоз которых подлежит лицензированию  в связи с решениями Правительства  Российской Федерации об осуществлении  мониторинга их ввоза/вывоза.

     Импортные квоты в России действуют в  целях защиты внутреннего рынка  и часто устанавливаются после  отмены временного запрета на ввоз отдельных видов иностранной  продукции или проведенных антидемпинговых  расследований. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Эффективность использования нетарифных ограничений в  российской экономике 

     Россия  несет убытки в размере свыше $,5 млрд в год из-за нетарифных ограничений  на ее товары на международном рынке. По этим признакам Россия является одним из самых дискриминируемых государств мира, занимая 2-е место  после Китая.

     В России созданы базовые условия для вступления во Всемирную торговую организацию, однако современное состояние интеграции отечественной экономики в международную торговлю характеризуется постоянным ухудшением условий доступа российских товаров на рынке зарубежных стран. Так, на сегодня выдвинуто более 50 антидемпинговых процедур против изделий российской металлургической промышленности. Антидемпинговые процедуры проводятся также в отношении российской химической, текстильной, легкой, целлюлозно-бумажной и лесной промышленности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Нетарифные импортные барьеры: анализ современной практики